Гренадеры. Подвиг царской Гвардии. Эпилог

               


       Владимир исполнил просьбу своего деда и разыскал бабушку Катю. Евдокимова Екатерина Даниловна жила у младшей дочери в деревне Рысево. Старшая её дочь, Анна Федотовна, жила на Дальнем Востоке. В гости приезжала редко. Сын Андрей, родившийся в 1918 году, погиб на фронте.
 — Здравствуйте, Екатерина Даниловна. Я внук Федота Гавриловича, — поздоровался Владимир, зайдя в избу.
 — Здравствуйте. Что с ним?
 — Приболел. Вас спрашивает. Не сможете его навестить?
 — Смогу. А его Ульяна где?
 — Умерла.
 — Батюшки, — расстроилась бабушка и стала вытирать глаза.
 — Это муж мой первый. Нюра у нас есть, общая дочь.
 — Я знаю.
 — А когда приехать-то?
 — Когда сможете. Знаете его адрес?
 — Знаю. Я про него почти всё знаю. Только никогда не лезла в его семью и всегда за него переживала.
 — Спасибо вам!
 — Передай ему, что я завтра к нему приеду.
       На следующий день Владимир уехал домой, а баба Катя осталась у деда Федота. Через шесть десятилетий их вновь свела судьба, и они вновь были вместе. Их многое связывало, и даже в преклонные годы их любовь друг к другу сохранилась.
       Вместе они прожили чуть больше года. С ней Федот Гаврилович почувствовал себя лучше и больше не страдал в одиночестве. Они много разговаривали и часто вспоминали молодые годы. Екатерина Даниловна ухаживала за ним и была рядом в последние его часы и минуты. Умер он у неё на руках, успев попросить у неё прощения и простив всех. Она же сообщила Владимиру телеграммой о его смерти.
       Прощаясь с дедом, Владимир вспомнил многое из того, что когда-то он ему рассказывал. Странно, но внук почувствовал необходимость проведать деда до того, как тот совсем занемог. Что же заставило его оставить в городе дела и срочно ехать на выходные к старенькому дедушке?
       На похоронах ему вспомнился эпизод из далёкого детства. Володе было около пяти лет, и он играл в ограде, где дед колол дрова. Внук стал подавать полешки и складывать дрова в поленницу. Внезапно послышался какой-то шум и грохот. Затем стало темно. Наступила тишина, в которой был слышен только стук сердца и тяжёлое дыхание деда.
       Тогда случилось следующее: наспех собранная поленница дров в человеческий рост всей своей массой внезапно покосилась и поехала в ту сторону, где был маленький Вова. Дед, бросив топор, успел обхватить внука руками и прижать к себе. Внук даже испугаться не успел и никак не пострадал. Кряхтя и обнимая ребёнка, дед, как исполин, вылез из рухнувшей поленницы и испуганно спросил: «Не испугался, крёстничек»?
       Вспомнив тот случай, Владимир понял, почему дед Федот всегда называл внука «крёстником» и его больше не удивляло то, что с дедом у него была какая-то невидимая связь. Когда ему стало плохо, он мысленно звал внука, и тот почувствовал, что нужна помощь. Но теперь невидимой той нити не стало, и он ощущал в душе пустоту и утрату.
       Спустя годы Владимир Викторович убедился в мысли о том, что та незримая нить с дедом не оборвалась. Она осталась в его душе, как память о родных людях, боль за их страдания и благодарность за любовь и заботу.


Рецензии
Здравствуйте, Алексей Владимирович! Эпилог романа тронул... За сердце, за душу, за всё живое - человеческое. Написано с теплом, понятный и очень верный текст. В последний путь проводила Федота - любовь всей его жизни Екатерина. И внук Владимир, конечно, тоже. Незримая нить между дедом и внуком не оборвалась! И не оборвется. Потому что нить эта называется ПАМЯТЬЮ. Спасибо вам за роман, Алексей Владимирович. ПОСЛЕСЛОВИЕ к нему дочитаю чуть позже. Уже подъезжаю к работе своей. До связи! С уважением и теплом души,

Николай Кирюшов   19.11.2025 07:20     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай Петрович. Так получилось, что на похороны деда не приехали его дети, кроме моего отца и сына Виктора (моего деда). И вот по какой причине: когда дед слёг стала к нему заходить какая-то соседка. Она разжалобила деда и он отдал ей свои сбережения. Но этого оказалось мало: она написала письма в партию на то, что дети бросили своего отца и не помогают. (Обида у них, кстати, действительно была за то, что он не жалел бабу Ульяну и она умерла в 69 лет.) На самом деле старший Константин помогал особенно хорошо: посылки, переводы. Однажды отправил деду по ж/д контейнер, в котором был новенький мотоцикл "Днепр" с коляской. То письмо ударило по карьере Константина Федотовича. Какие-то недруги с МИДа воспользовались и раздули. В результате его отозвали из Бельгии, где он был военным атташе, и отправили на пенсию. В книгу это не вошло, но сей факт имел место быть. Дядя Костя потом приезжал в Черемхово. Показывал квитанции, спрашивал, за что ему была такая неблагодарность. Дед Федот даже не знал об этом, а соседка закрыла двери и спряталась в доме. Это была ещё одна причина мучений деда в конце жизни. С уважением,

Алексей Шелемин   20.11.2025 03:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.