Большие родители

               

               
                Нет ни в чём Вам благодати;
                С счастием у Вас разлад;
                И прекрасны Вы некстати
                И умны Вы невпопад.
                А. С. Пушкин
               
                Часть первая. Смех в раю.

                Как-то, бесцельно путешествия по необъятным просторам интернета, я случайно наткнулся на такой интригующий заголовок «Папины кассеты:10 фильмов, которые прятали от нас родители».
                Я рано остался без отца, и что такое кассеты и видеомагнитофон узнал намного позже, чем дети «больших родителей», или, как  ещё иначе называют этих деточек, «золотая молодёжь», «бриллиантовые мальчики»…Тем не менее из 10 фильмов на сегодня я не посмотрел только один. Ещё можно понять, когда родители оберегают детей, которым не исполнилось и 16 лет, от вредной для их неокрепшего сознания информации. Но вот когда самим родителям демонстративно запрещают смотреть западные эротические фильмы «большие родители» в лице Советской государственной власти, то это уже нонсес. Тем самым они оберегают взрослых людей от тлетворного влияния зарубежного киноискусства, решая за них самих, что можно  им смотреть, а что нельзя. А именно об этом удивительном, если не странном факте, и рассказывает художественный  фильм «Зависть богов», который в тот заветный для подростков и их взрослых родителей запрещённый список не входит. Режиссёр фильма  В. Меньшов.
                В двух словах суть эпизода.  Взрослые люди, я специально подчёркиваю, не дети, не малыши, а именно взрослые и даже семейные люди собрались на квартире посмотреть на видеомагнитофоне западный художественный фильм с эротическим содержанием. Если в кинотеатре и по телевидению репертуар фильмов определяет государство, то показ фильмов в домашнем кинотеатре оно не в силах контролировать. А очень бы хотело и в быту, в доме контролировать и ограничивать право советских людей на выбор произведений зарубежного киноискусства. Просмотр фильмов советского кинопроизводства Советское автократическое и техническое государство не ограничивает, поскольку само же и определяет содержание фильмов и поэтому спокойно за их моральное состояние. Чего не скажешь о неблагонадёжных зарубежных фильмах.
                По этой причине  и гаснет неожиданно  свет в квартире, и тут же в дверь раздаётся требовательный и настойчивый стук. Когда хозяева открывают  дверь, к их неописуемому ужасу врываются сотрудники очень компетентных во всём органов СССР и устремляются прямо к видеомагнитофону. Поскольку он заранее и предусмотрительно обесточен, то  видеокассета с зарубежным эротическим фильмом остаётся на месте преступления как вещественное доказательство. Оказывается, хозяева нарушили советский государственный закон, запрещающий смотреть западные художественные фильмы с откровенным содержанием. Сегодня такую абсурдную и нелепую жизненную ситуацию трудно представить даже в самом кошмарном сне. Сегодня никому нет дела до того, что, когда и с кем ты смотришь на видеомагнитофоне. Это гражданское право выбора самого человека, гражданина гарантируется государством. Демократическим, а не Советским тоталитарным государством.
               Да что там домашний видеомагнитофон! Сегодня открыто в кинотеатрах и даже по центральному телевидению, даже в дневное время, показывают такое откровенное, в том числе и российское кино, что бледнеют, желтеют и краснеют листья не только русской, но и карельской берёзы за окном. Вот такая мощная и бурная стихийная волна, лавина западной демократии, из серии мариниста И. К. Айвазовского девятый вал, нахлынула и с головой накрыла Новую Россию после рухнувшего «железного занавеса» в ходе холодной войны.
               Кстати, недавно снова пересматривал очень старый западный художественный фильм «Смех в раю» и только на этот раз обратил внимание на слова одного из главных героев. Он работал в секретном  военном заведении и сообщал невесте о том, что его направляют в командировку в страну с «железным занавесом». Для запада уже давно понятия «железный занавес» и СССР были синонимами. Не тяжёлый театральный занавес, а именно «железный занавес».
              Конечно, сегодня наивные насильственные и ограничительные действия советских компетентных органов в фильме «Зависть богов» могут вызвать  в лучшем случае разве что улыбку. Они тогда и в страшном сне не могли представить себе, что видеомагнитофоны, в сравнении с интернетом, всего лишь невинная детская забава. И тщетны, бесполезны все усилия и попытки встать на пути развития научно-технического прогресса. И дело состоит вовсе не в том, чтобы одними только насильственными методами  запрещать и не пущать, можно было бы решить проблему идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Отчасти мне  действия «больших родителей» напоминают хорошо знакомые всем поступки биологических родителей, которые в трудных жизненных ситуациях воспитательного характера, не раздумывая, сразу хватаются за испытанный и проверенный веками метод активного воспитания – ремень. Розги. Но розги не развивают мозги, а вызывают только ещё большее озлобление на биологических родителей и лишь усиливают тягу к «запретному плоду». Тем самым в воспитании достигается обратный эффект.
              Дело совсем не в том, чтобы только прятать спички от детей, а гораздо важнее и эффективнее учить их осознанно, сознательно пользоваться спичками не во вред, а на пользу. И прежде всего на личном примере Это касается также алкоголя, наркотиков и других сопутствующих в жизни человека опасных вещей, в том числе и искусства. Одними только запретами, запретительными и карательными мерами  и даже самыми хорошими и гуманными государственными законами проблему воспитательного и образовательного процесса не решить. Благими намерениями ад вымощен. Здесь требуется длительная и кропотливая работа. На рынок здесь, как и в экономике, уповать не приходится. Само собой ничего не делается. И бесплатный сыр только в мышеловке.
               Советский Союз, при победе янаевского военно- чиновничьего путча, мог бы пойти совсем по другому пути исторического развития. Например, как Северная Корея. Вот только соответствовал бы данный путь развития научно-техническому и мировому общественному прогрессу, реалиям исторической жизни, объективной истории. «Большие родители» в лице государства и государственной власти, церкви больше всего любят опираться в своих действиях и помыслах только на «старшего брата».А как «старший брат» относится к своим «меньшим братьям» в природе, в обществе, в семье, в школе мы уже хорошо знаем из истории человека и человечества, людей, мужчин и женщин по «дедовщине» и «бабовщине». Историю эту составляют для нас и разрозненные страницы искусства, литературы, «Листы каменной книги», «Листы деревянной книги», « Листы голубой книги»…
                Казалось бы, на этом можно было поставить точку, ибо нет больше  особой нужды и дальше обсуждать неправомерное поведение «больших родителей», которое идёт вразрез с правами свободного человека.Богочеловека. И гражданина гражданского общества?
               Ещё А.С. Пушкин писал: «Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум». Но куда может завести «свободный ум»? Вот в чём исторический вопрос. И А.С. Пушкину на это как бы из будущего возражает советский кинорежиссёр Э. Климов своим фильмом «Иди и смотри».Другими словами, иди, поэт, и смотри, куда влечёт свободный ум.  И так ли разумно всегда  полагаться только на ум? На разум? А сердце - вещун? Что подсказывает оно? А главное можно ли сердцу приказать? И кто ему может приказать? «большие родители»? Биологические родители?
               Сам собой возникает не менее абсурдный вопрос: «А может быть, «большие родители» всё-таки правы? И холодная война с распадом Советского Союза не закончилась? Информационная война продолжается. И никогда не закончится? И в чём правда "больших родителей", о которой мы,сегодня, может быть, даже ещё и не догадываемся?».Не доросли?Недоросли?Почему всё-таки взрослые и, казалось бы, разумные люди знают, что «такое хорошо, и что такое плохо»,но всё равно поступают именно плохо? Почему? Кому назло? «Большим родителям?» Биологическим родителям?.. Богу?Судьбе?Себе?Высшему судье?
                Или месть?Возмездие?
                Лесть?

                Уж сколько раз твердили миру,
                Что лесть гнусна,вредна;но только всё не впрок.
                И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
               
                Прелесть?Прелесть он?Прелесть она?      
                Вопросы, вопросы, вопросы…Кто даст на них ясные, чёткие, исчерпывающие и окончательные ответы. У матросов нет вопросов, у Советов нет ответов. Правда, на один очень важный исторический вопрос ответ всё-таки есть.

                Часть вторая. Алая буква


Владимир Байков
Адюльтер - движущая сила или острая приправа сюжета?

Юношеская любовь двух свободных молодых людей - это тема в  современной литературе,  главным образом, является  прерогативой   для подростков.

В литературе XVIII- XIX веков преградой такой любви  мог быть мезальянс, т.е.  сословные,  социальные или религиозные  предрассудки или же  старинная  вражда двух родов, выходцами из которых были влюбленные.

В наше время материальный или социальный  статусы двух сторон тоже могут  иногда явиться преградой развития  их отношений. Трудно, например, представить себе брак дочери олигарха со школьным учителем биологии, или свадьбу сына министра с больничной медсестрой. Хотя, кто знает?

Когда  же темой литературного произведения, пьесы или сценария являются описания любовных отношений людей тридцатилетнего или более старших возрастов, 
то тут речь чаще всего идет об адюльтере.

И вот здесь тяга к  классификации, наверное,  заложенная  в каждого из нас еще со школьной скамьи, со времен   изучения Периодической системы элементов Менделеева невольно наталкивает на мысль о трех типах таких отношений:

-  свободный мужчина - замужняя женщина;
-  женатый мужчина - свободная женщина;
-  замужняя женщина - женатый мужчина.

Любая из этих ситуаций порождает интригу, влечет таинственностью, вызывает внутреннюю раздвоенность оценки.
Ситуация дополнительно добавляет в сюжет детективный элемент - надолго это у них или ненадолго? застукают- не застукают? сообщат – не сообщат?
Почти на каждом шагу автор интригует нас этими острыми вопросами, ситуациями и  заставляет волноваться вместе с героями, делая нас соучастниками событий.

И, конечно, нас волнует вопрос: "Это настоящая любовь или просто скоропроходящая интрижка?" Под этим углом мы и оцениваем поведение героев.

Возьмем для примера двух  Анн - Анну Каренину и Анну Сергеевну, героиню чеховской  "Дамы с собачкой".
Вронский, любовник Анны Карениной, холост, не связан семейными узами. У Анны же кроме мужа  имеется шестилетний сын Сережа. И, конечно, она здесь в большей мере страдающая сторона.

Анна Сергеевна, любовница Дмитрия Дмитриевича Гурова, замужем за чиновником, детей у них нет, а вот Гуров - отец  дочери и двух сыновей, женили его еще студентом. И вот, когда он уже начал седеть, он встретил первую настоящую любовь.

Во всех произведениях, в которых есть адюльтер,  главная интрига состоит в том , чем же все это кончится?  И если  у Льва Толстого развязка трагическая, то у Чехова - открытый финал. Все еще усложняется тем, что   Гуров и Анна живут в разных городах...

А вот теперь о  возможных дальнейших изысканиях в этой области. Какова статистика произведений,  связанных с  темой адюльтера в литературе,
театре и кино. и доля  каких из них строится по первому, второму или  третьему типу, т.е. в браке  состоит один из участников романа  или оба? И на что это влияет?


Рецензия на «Адюльтер -движущая сила или острая приправа сюжета» (Владимир Байков)

Адюльтер - "Алая буква" на женской груди. Эстер. Не Анны.
Василий Насонов   30.04.2016 10:34   
 

Иногда в жизни любовь выглядит прозаичнее, чем в литературе, это зависит и от автора.
Вячеслав Матосов   18.03.2016 05:20   

А бывает и наоборот: жизнь такое придумает, что ни одному автору не под силу!
Владимир Байков   18.03.2016 12:19   

Да, бывает и такое.
Вячеслав Матосов   18.03.2016 16:21   

Как раз выставила главу о подлинном событии из моей жизни. Несмотря на настоящее чувство, адюльтер не состоялся, именно потому что оба были не свободны. Но это было в советское время. Сейчас, по прошествии времени, сомневаюсь, правильно ли поступили?
Спасибо за раздумья, Владимир!
Татьяна Шелихова -Некрасова   15.02.2016 12:05   •   

Спасибо, Татьяна!
А я решил поисследоватт этот вопрос применительно к европейской, русской и советской литературе. И кое=что уже выяснил. Тема адюльтера была у нас до начала XIX века табуирована. Не в пример раскованой литературе Европы.
Владимир Байков   15.02.2016 14:35   

Хотя адюльтера и у нас хватало, особено, в высокосветских кругах. Опять же, знаю от прабабушки.
Татьяна Шелихова -Некрасова   15.02.2016 15:40   

В 19 веке жена мужа собирала, чтобы не хуже других выглядел... в поход к проституткам.
В 20 веке социалистическая идеология сдерживала, но только сдерживала.
И вот 21 век, мы свидетели, СМИ, Интернет, фильмы толкают в этот адюльтер, а если ты вялый - ты ботаник, больной, неспособный...
Владимир Конюков   18.04.2016 13:04   )

Ну и задали Вы задачку. А действительно, на что же это влияет?
Александр Орешкин   14.02.2016 09:01   

Интересные рассуждения, Владимир!!! "И на что это влияет?" Жду продолжения!
С уважением!
Жеглова Людмила Петровна   14.02.2016 08:57


P.S.Вот так "большие родители" вместе со "старшим братом" вводили с помощью"дедовщины"и "бабовщины" единомыслие в науке,искусстве и общественном сознании,соревнуясь в этом с западом,с США.Словом,учили мир жить "по-советски",как Катя Иванова в фильме "Девушка без адреса".


Рецензии
"Почему всё-таки взрослые и, казалось бы, разумные люди знают, что «такое хорошо, и что такое плохо»,но всё равно поступают именно плохо? Кому назло? «Большим родителям?» Биологическим родителям?.. Богу? Себе?"
Спасибо, важная тема, логичные рассуждения и вопросы.
Удачи, с уважением,

Ольга Шрейнер   08.05.2016 09:59     Заявить о нарушении
Ответ один:"Мучительно-сладкий плен"

Василий Насонов   11.09.2024 10:12   Заявить о нарушении