Чудеса по расписанию

Начну вот с чего. С православными каждый день происходят чудеса. Это не болезнь и не расстройство психики, а такая же объективная реальность, как и весь окружающий нас мир (оставим теперь Канта в покое). Так вот. Христиане точно знают, что чудес бывает несколько видов: во-первых, спонтанные – которые произошли неожиданно и без их участия (машина не сбила, хотя летела прямо на …, кирпич с тридцать восьмого этажа не попал в голову, а пролетел почему-то тоже мимо, самолет не упал, а должен бы, ну и так далее); во-вторых, чудеса по молитве к Богу, Божией матери и святым (извините братья протестанты, но это такой же факт, как и то, что у вас есть, хотите вы того или нет, физические папа и мама); в третьих же, это чудеса по расписанию, да-да именно по расписанию, Вы не ослышались (схождение благодатного огня в Иерусалиме, чудо со змеями на греческом острове Кефалония, чудесные свойства воды в реке Иордан, являемые именно в день Крещения Господня,  светлое облако над горой Фавор в день Преображения и чудо Святого Причастия). Что это такое? Да очень просто: ежегодно, в один и тот же Церковный Праздник происходит чудо Божие (интересно, как это объясняют себе дорогие наши братья атеисты? Надеюсь никто не поперхнулся, читая эти строки... Ну, слава Богу!). Так вот, первые два вида чудес (фактов, подтвержденных миллиарды раз), я пока оставлю без внимания, а остановлюсь только на чудесах по расписанию. Одним из самых ярких чудес такого рода, является схождения благодатного огня в Иерусалиме.

Вначале предыстория.

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений.

По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно», - читаем мы у святителя Григория Нисского.

«Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся», - пишет преп. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.

Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман и католиков. Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни средневековый персидский учёный-энциклопедист мусульманин, свидетельство которого относится примерно к 1000 году, о благодатном огне сообщает следующее: «Христиане до этого тушат свои светильники и лампады и остаются так, пока не увидят, что чистый белый огонь зажег лампаду. От нее зажигаются лампады в соборной мечети и в церквах, а затем пишут в столицу халифата о времени нисхождения огня. По быстроте нисхождения и близости его к полдню заключают об урожае в этот год, по запаздыванию до вечера и удалению (от полдня) о неурожае».

Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом».

Небольшое отступление. Православные, а вы что-нибудь слышали о постановлении поместного Константинопольского собора 1084 года? В нем говорится следующее: «Тем, которые вместо того, чтобы с чистой верой, в простоте сердца и от всей души признавать за несомненные события великие чудеса, совершенные Спасителем нашим и Богом, нетленно родившею Его Владычицею нашею Богородицею и прочими святыми, силятся посредством мудрований выставлять оные невозможными или перетолковывать так, как им кажется, и упорствуют в своем мнении, – анафема». Звучит довольно убедительно, не так ли?


Давайте поговорим о фактах.

Нередко паломники наблюдают перед схождением Благодатного огня всполохи голубоватого света в храме, подобные тому, какие бывают при вспышках молнии. Они зафиксированы и на видеопленку.

Что же касается древних свидетельств, то: Никита Клирик, посетивший Иерусалим в 947 году, пишет: «Архиепископ еще не выступил из Гроба, как уже можно было внезапно видеть всю Божию церковь исполненною неприразимым и Божественным светом, так что благочестивый народ передвигался то в правую сторону, то в левую… При таком неожиданном светоявлении все исполнены были изумления, да и самые безбожные агаряне были поражены и устыжены… в нынешнее время Божественное светоизлитие распространилось по всей церкви».

Игумен Даниил, посетивший святые места в 1106–1107 годах, свидетельствует: «Тогда внезапно и засиял святой свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое».
Паломник Трифон Коробейников, побывавший в Иерусалиме в 1583 году, утверждает, что в храме «огнь ходит… как молния с небеси».

Напомню скептикам, что ни в Х, ни в XII, ни в XVI веке фотовспышек еще не существовало. Что же это за молниевидные всполохи света?

А вы, вообще-то знаете, что благодатный огонь первые секунды совсем не обжигает? Если нет, то посмотрите видео в интернете, его довольно много. Я вот сейчас смотрю и вижу, что в одном случае паломник три секунды держит руку в пламени благодатного огня от целого пучка свечей, во втором случае другой паломник держит над пламенем руку пять секунд, а вот еще кадр - один пожилой паломник держит руку в пламени тоже пять секунд. Вы когда-нибудь пробовали держать руку над свечкой (хотя бы одной) или там зажигалкой, пять секунд? Попробуйте, вам это обязательно понравится, но только вначале запаситесь противоожоговой мазью и бинтами.


Еще несколько наблюдений.

Помимо Кувуклии, Благодатный огонь, иногда, сходит и в других местах иерусалимского храма, например на лампады, на свечи стоящих в храме людей, а однажды – на колонну при самом входе в храм, как это было в 1579 году, когда Кувуклией завладели армяне-монофизиты и огонь все равно был дан именно православным. Свидетельств этих вполне достаточно, а в интернете существует даже сайт «Чудо схождения Благодатного огня».

Известно, что чудесный Благодатный огонь во всю его историю схождения не давался никакой иной христианской конфессии, кроме православной. Католики, в отличие от православных, вообще частенько в другое время Пасху празднуют, протестантам это не нужно, а монофизиты раз пытались, да не удалось, остальные даже и не пробуют.
Итак, напомню, что в Православии были, есть и будут чудеса трех видов: спонтанные, по чьим-то молитвам и по расписанию. Кто не верит - может проверить. Кто не хочет проверить - тот пусть не верит. Чудеса – конечно, не главное явление в жизни христиан. Но! Они иногда нам помогают, подогревают нашу веру и любовь к Богу, а также укрепляют надежду на жизнь вечную со Христом Господом нашим. Чего да сподобит нас всех Господь Бог, молитвами Богородицы и святых Своих. Аминь.




Библиография

Дмитриевский А.А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во святом Иерусалиме IХ–Х в. Казань, 1894. С. 175–179.
 Авдуловский Ф.М. Святой огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. М., 1887. С. 46–47.
Савва (Ахиллеос), архимандрит. Я видел Благодатный огонь. Афины, 2002.
Лебедев А.П. «Великий в малом…». Исследования по истории Русской Церкви и развития русской церковно-исторической науки. СПб., 2005. С. 344.
Горожанин А. В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих // Благодатный огонь. № 17.
Ивинский П. Восточно-славянская литература в Великом княжестве Литовском. Вильнюс, 1998. С. 111–112.
Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2005. С. 852.
Пападопуло-Керамевс А.И. Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. СПб., 1894. С. 10–11.
Житие и хожение Данила Русьскыя земли игумена // Книга хождений. Записки русских путешественников XI–XV вв. М., 1984. С. 77.
Авдуловский Ф.М. Святой огонь… С. 27.


Рецензии