Ладья. Слон. Конь. Урок первый

Ладья, слон, конь. Урок первый.

Что должен усвоить малыш на первом этапе обучения шахматам?
Полезно знать, что базовых шахматных фигур только четыре:
Это ладья, слон, конь и король.
Не пять, не шесть, не двенадцать, а именно четыре.
ЧЕ-ТЫ-РЕ!
Но фигура «Король» - первая «синтетическая» фигура и поэтому основных, базовых фигуры только ТРИ.
Это ЛАДЬЯ – во-первых.
Это СЛОН – во-вторых.
Это КОНЬ – в-третьих.
Но еще до освоения всех фигур и всяческих «правил» ребёнку предстоит знакомство с такой абстрактной категорией, как «поле».
Гораздо чаще употребляется слово «клетка».
Однако строго и точно этот объект именуется именно «поле».
И слово «клетка» и слово «поле» имеют великое множество значений, причём и то и другое понятия являются универсумами в определенных областях знаний.
Клетка – универсум биологии.
Поле – универсум физики.
Установлено, что большинство живых организмов (не микро, а именно орга) состоит из клеток.
Причем клеточное строение имеют и растения и животные.
В физике поле – одно из основных состояний материи.
Имеется еще такое состояние, как «вещество».
Именно наличие огромного числа трактовок слов «поле» и «клетка» создаёт известные трудности с восприятием данного элемента в теории плоско организованных структур.
Мы называем «полем» единичный фрагмент плоско организованной структуры. Небольшой участок плоскости, идентичный множеству других таких же точно участков плоскости, на которые плоскость определённым образом поделена, или "структурирована".
Наглядный образ плоско организованной структуры – шахматная доска.
Каждая клеточка («клетка») шахматной доски представляет собой «квадрат», и таких «квадратов» у нас восемь в каждом «горизонтальном» «ряду» и восемь в каждом «вертикальном» «ряду».
Интуитивное восприятие шахматной доски весьма легко.
Именно с этой КАЖУЩЕЙСЯ лёгкостью и связан целый ряд реальных методологических и педагогических проблем.
Человеку уже игравшему в шахматы НА ЛЮБОМ УРОВНЕ шахматная доска представляется чем-то примитивным, доступным, понятным и не стоящим усиленного и углублённого внимания.
В качестве «умного» описания используют такие слова, как «таблица», «матрица», «упорядоченное множество геометрических объектов» и тому подобные «представления».
Между тем для малыша 4-6 лет категория «поле» или «клетка» представляет весьма трудную проблему.
Основные, базовые понятия – ХОД, ПОЛЕ, ФИГУРА должны быть выложены предельно корректно, предельно полно, предельно точно и в совершенно непроизвольном порядке.
Если двигаться в логике порождающей аксиоматики, то первым должно осваиваться именно понятие «поля», затем понятие «хода» как процедуры изменения «поля отсчета» или «переноса поля отсчета» и только в последнюю очередь понятие «фигуры», как формулы корректного переноса «поля отсчета» с одного «поля» на другое «поле».
В реальном общении с малышами ничего из уже прописанного выше вы им не произнесёте и не преподнесёте.
На старте основным методом «ознакомления» является простая «живая» демонстрация «действия» с соответствующим вербальным и невербальным сопровождением.
У вас есть только 10-15 секунд на захват внимания малыша.
В первую очередь его внимание сосредотачивается не на вашем лице, а на ваших руках.
Это обеспечивается уже усвоенным им приёмом концентрации на руках, которые дают ему пищу и питьё.
Рука матери – основной объект его внимания, поскольку именно с этим объектом связан основной жизненный инстинкт.
Вы берете в руку один из предназначенных для демонстрации объектов, помещаете его на разложенную перед ребенком доску и демонстрируете движение объекта, сопровождая эти перемещения определенными членораздельными звуками.
Разумеется вы можете сказать:
«Это, Машенька, шахматная фигурка «ладья», которая двигается или перемещается по вертикали или горизонтали, ходит прямо и именно так, как ходит, так и рубит фигуры партнёра».
Вероятность того, что пятилетняя Машенька поймёт ваш спич представляется мне близкой к нулю.
Вероятность того, что Машенька потеряет интерес к такой организации занятия кажется мне близкой к ста процентам.
А вот другой вариант, иная версия событий.
- Это, Машенька, ЛИСИЧКА!
Она очень хочет кушать!
Она хочет скушать курочку!
Вот так она бегает по площадке и ищет курочку.
А вот и наша КУРОЧКА.
Смотри, как ЛИСИЧКА кушает КУРОЧКУ: вот так: НЯМ-НЯМ!

То есть в логике обучения мы сначала знакомим ребенка с фигурой, как внешним объектом, и оживляем абстрактный образ, наделяя его конкретизацией известного ребенку образа.
Далее прямо апеллируем к понятному ребенку образу поиска пищи и способа её добывания.
Доска – как элемент сказки расшифровки её содержания и без прямой апелляции к её структуре.
Здесь ребенку всё ДОСТУПНО, всё находится В ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ.
Два простых, доступных, ясных, уже проработанных образа «лисички» и «курочки», особенно хороших в ситуации, когда вы используете не абстрактную фигурку ладьи, а именно конкретную фигурку «курочки» и «лисички».
Уже через несколько минут малыши активно играют «курочками» и «лисичками» на доске и при этом испытывают удовольствие и не ощущают никакого дискомфорта.
По существу они уже ИГРАЮТ!
И вот через такую подводящую микроигру они начинают осваивать наитруднейшие понятия: "ход", "поле" и "фигура".

При этом на старте полезно рассказывать детям СКАЗКИ сопровождая их демонстрацией движений фигурок на шахматной доске.
Первая сказка – это сказка о том, как Лисичка-обжора скушала почти всех курочек, но одна курочка добежала таки до «домика» - крайней клетки на своей вертикали (Для Читателя: «курочки» ходят и бьют как пешки, но без двойного первого хода, причем в начальной фазе они только ходят прямо по одной клетке и вообще никого не рубят).

Но к подробному разбору сказок мы перейдём позже.
Сейчас нам необходимо приготовиться к тщательному разбору понятия «игра», чтобы можно было двигаться дальше.

Не откладывая в долгий ящик, «под занавес перед перерывом» введём первичное определение.
Известна игра «орёл-решка», когда подбрасывая монетку мы загадываем желание в зависимости от того, как ляжет монетка при падении.
Так вот СОСТОЯНИЕ, которое испытывает организм человека, загадавшего желание и подбросившего монетку, и называется «ИГРА».
Это особое состояние, которое сродни состоянию охотника, пустившего стрелу в цель и ожидающего: «Попал или не попал?»
Здесь нет необходимости подробно разбирать биохимию этого состояния, его гормональное наполнение, его связь с выделением и поглощением серотонина и тому подобными вещами. Важно пока только понять: именно стремление испытывать это состояние вновь и вновь и порождает все множество игр вокруг нас и превращает животное в человека. Еще Шиллер гениально заметил: «Человек только тогда человек, когда он ИГРАЕТ».
Об этом писал и Пушкин («Что наша жизнь? Игра!»)
И Маркс как-то сказал про одну актрису: «Она умеет на сцене всё, чему можно научиться» имея ввиду, что ИГРЕ научиться нельзя.
Но прервёмся.
Осмыслим все сказанное перед тем, как двинемся вглубь процесса «обучения» (сильнее видимо «приобщения к»!) малыша шахматному искусству.


Рецензии