Алтайский героический эпос

АЛТАЙСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС, жанр фольклора, составляющий главное духовное достояние алтайцев.
Исполняется своеобразным горловым пением (кай) под аккомпанемент струнного музыкального инструмента (топшур). Кроме того, его исполняли речитативом. Уникальность Алтая состоит в том, что живая традиция бытования эпоса сохранилась здесь до настоящего времени. Иными словами, это непрерывная традиция, возникшая в эпоху древности и просуществовавшая до наших дней.
Изучением этого яркого компонента духовной культуры занимались известные ученые В.В. Радлов, Н.А. Баскаков, С.С. Суразаков, З.С. Казагачева и др. Среди исполнителей выделяются имена таких  сказителей (кайчи), как Н.У. Улагашев и А.Г. Калкин, которые сохраняли высшую, т.е. поэтическую форму исполнения эпоса. Кроме них, поэтическим слогом владели сказители М. Ютканаков, М. Кандараков, Ч. Бутуев, С. Савдин, А. Маркова. Интонированным речитативом исполняли эпос Т. Чачияков, Ш. Марков, Ф. Челухоева, Н. Ялатов, К. Кокпоева, Е. Таштамышева, Н. Черноева, О. Алексеев.
На Алтае записано большое количество эпических произведений, многие из которых содержат по несколько тысяч стихотворных строк. Большинство из них опубликовано в серии «Алтай баатырлар» (Алтайские богатыри), начатой в 1958 г. На сегодняшний день издано 14 томов серии.
Алтайский героический эпос возник в виде песни о подвигах богатырей. С самого начала в нем выдвинулся тип конного богатыря-охотника (мергена), а затем конного воина. Конь в древности был возведен до статуса священного животного, покровителя рода, вместе с богатырем ниспосланного Небом. Имя богатыря  произносилось обязательно вкупе с именем коня, причем у последнего указывались масть и родословная. Имеются сказания, в которых главным защитником семьи выступает конь богатыря («Трёхухий вороной конь», «Алтын-Бизе» и др.).
 Алтайский героический эпос просуществовал века, вобрав в себя специфику исторических событий, мифологии, религии, материальной и духовной культуры родо-племенных социумов многих эпох. В наиболее архаичных его пластах зафиксированы мотивы и образы родового общества. Сюда относятся, к примеру, сюжеты борьбы богатырей с чудовищами, хтоническими существами: Дьелбегеном, Кер-Дьутпа, Кер-Балыком и др.  Классическим образцом архаического эпоса является сказание «Алтай-Буучай».
К периоду раннего средневековья, т.е. ко времени сложения Тюркских каганатов содержание эпической героики изменилось. Героями новой эпохи стали богатыри в статусе каана (хана), активно выступавшие в защиту народа. Им противостоят отрицательные кааны, захватчики чужих земель и народов. К этому периоду относится сложение таких крупных эпических сказаний, как «Маадай-Кара», «Очи-Бала», «Алтын-Туудьи» и др. В них еще много от архаичного эпоса, но в то же время здесь появляется богатырь - выразитель этнического самосознания.
В результате исследований С.С. Суразакова отмечено сходство алтайского героического эпоса с содержанием надписей на стелах, воздвигнутых в бассейне р. Орхон в Монголии в честь выдающихся тюркских предводителей. Кроме всего прочего, единым стилевым источником для них стала высокая, приподнятая речь, которая сложилась в глубокой древности.
 В ХIII-ХVIII веках, когда алтайские племена попали в зависимость от монгольских, затем джунгарских ханов, в эпосе появился новый герой – бедняк, раб, пастух, трансформирующийся в богатыря.
Ключевыми позициями алтайского героического эпоса, формировавшими ценностные ориентиры в духовной структуре народа, выступали земля-родина, род и их защитник герой-богатырь.
В наши дни колоритные эпические мотивы нашли яркое воплощение у мастеров современного изобразительного, театрального и других видов искусства.


Рецензии
Здравствуйте, Александр!

С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе - http://www.proza.ru/2017/01/01/702 - для новых авторов.

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   01.01.2017 12:56     Заявить о нарушении