Рыцари неба -4. Полет на планере
Пьянящий восторг полета.
(Документальный рассказ)
Отрывок из моей книги. «Запас прочности» о первом периоде удивительной творческой деятельности Михаила Петровича Симонова, в будущем Генерального Конструктора фирмы П.О.Сухого. В те 10 лет под его руководством были созданы несколько рекордных планеров под маркой «КАИ». Аббревиатура «КАИ» означает «Казанский авиационный институт». В данном документальном рассказе действие происходит на планерной станции, созданной М.П.Симоновым.
Рейсовый автобус остановился и все мы –15 человек, дружно переговариваясь, зашагали к планерной станции. Идти пришлось более километра. Роберт Серебряков – мой однокашник по авиационному институту, посмотрел на небо и, раскинул руки в стороны, словно собираясь взлететь. Редко пробивающаяся зеленая трава и березовые колки, стоящие сбоку невдалеке от аэродрома, и небо – бирюзовое даже, если смотришь на него через кучевые белесые облака, - все это вызвало в нем глубокий и радостный вздох.
– Посмотри, старик, «кучевка» какая, – Роберт поднял голову и замер, созерцая, этот постоянный, но каждый раз и в каждое мгновение меняющийся мир облаков.
Кучевка для планериста – это уже предпосылка успешного полета.
В этот момент я ощутил, как настороженной радостью откликнулось мое сердце. Еще бы, Михаил Петрович разрешил мне полет в качестве пассажира.
Я с парашютом с трудом вписался в заднюю кабину планера КАИ-12.
Роберт привычно занял свое место на переднем сидении.
Сейчас, находясь в кабине, я по-другому внимательно рассматривал приборную доску с ее немногочисленными, но изящными навигационными приборами, и рычаги управления. И я подумал, - «именно об этом нам говорил Михаил Петрович – «о симбиозе конструктора и летчика». Я посмотрел на большое, раскинувшееся в обе стороны от фюзеляжа крыло. Отсюда из кабины менялся масштаб восприятия планера. Сейчас действовали другие единицы сознания для восприятия линейных величин. Планер казался солидным сооружением, которое возможно и «умело» летать, - мысленно улыбнулся я.
Равномерно тарахтит мотор буксировщика АН-2, подруливающего к планеру. Техник Юра Логвин ловко схватил буксировочный трос и зацепил его за замок планера на фюзеляже.
Я посмотрел на другой конец аэродрома. Широкое поле, с которого нам предстояло взлететь, простиралось вдоль берега реки Волги.
Роберт ждал команды на взлет. Вернее, и он, и летчик – буксировщик Виктор Константинов.Мотор самолета заработал интенсивнее, и я ощутил чуть заметный толчок. Планер сдвинулся и покатил. Через минуту после этого тряска прекратилась, и планер пока еще на буксире волнообразно покачивался за самолетом.
Самолет, однообразно урча, совершал круги над аэродромом, набирая высоту. Уменьшилось и стало игрушечным поле аэродрома. Речная вода Волги ребристо отблескивала серебром, а и без того маленькие рощицы стали казаться низкорослым кустарником. Все было доселе невиданным и от того новым. Но это увиденное будоражило память – было, было.
А ведь, действительно, было. Только в ином раскладе.В десятом классе только на другом аэродроме,я поднялся на самолете ПО-2 в качестве парашютиста По-2, тоже конструкции биплан. И также масштабно уменьшалось все земное, и увеличивался небесный простор, в котором можно затеряться, раствориться, исчезнуть. А потом был выход на крыло самолета и один лишь шаг. Потом бездна. И упругие струи нескольких десятков метров высоты до раскрытия парашюта.
В воспоминаниях я пропустил момент, когда по инструкции буксировщик качнулся с крыла на крыло.
Роберт дернул ручку отцепки буксировочного замка. Глухая тишина заполнила кабину планера, изолировав от шума двигателя самолета и всего, что могло бы нарушать ее на земле. Только шелестящий воздушный поток плавно обтекал обе половинки крыла.
Тишина неба. Она необычно и приятна в восприятии. Но голос Роберта неожиданно прорвал эту тишину благозвучия, и вернул меня из мира, наполненного чистотой и гармонией:
-Как настроение, старик? Ты меня слышишь?
Мне не хотелось отпускать от себя этот сгусток тишины, созревший в кабине и заполнивший ее.
- Слышу, – захлебываясь от восторга, ответил я
Роберт засмеялся
– Да ты, я вижу, опьянел? Везу тебя по программе удовольствия, разработанной Михаилом Петровичем.
Было странно вот так на высоте свободно беседовать. Какое нереальное ощущение свершившегося чуда. Если не смотреть вниз, то создавалось впечатление, что мы с Робертом, как ангелы сидим на облаке и мирно беседуем. Какая-то чертовщина из булгаковского романа и реально свершившегося наваждения.
- Демонстрирую невесомость, – между тем, сказал Роберт.
Меня вжало в спинку, потом невидимая сила придавила к сидению, и тут же пришел на смену тот самый момент истины – невесомость. Когда, как в лифте, при спуске уходит в первый момент из-под ног пол кабины. Но здесь на продолжительное время я оторвался от сидения, и плечи уперлись в лямки привязных ремней. Я чувствовал, как мое сердце зависло, не касаясь тела. Перехватило дыхание. Невесомость. Та, какую испытывают в полетах космонавты.
Деревья внизу, палатки, указатель направления ветра –«колдун», даже река все пришло в круговерть, когда планер продолжил уже горизонтальный полет
- Сложную программу демонстрировать не буду, – проговорил Роберт с невидимой для меня улыбкой.
А я молчал, все еще не выходя из неведомого до того состояния пьянящего восторга.
-Ты жив, старик? Что-нибудь прокукарекай
Неожиданно для себя, я запел: «Я люблю тебя, жизнь…»
Роберт обернулся вполоборота, и я отметил небольшой с горбинкой его нос и густые темные брови. Он широко улыбнулся: «И надеюсь, что это взаимно»
Мы продолжали петь уже вместе.
- Скоро домой поедем. – сказал он и заложил очередной крен.
Меня прижало к противоположному борту кабины.
По его голосу и словам я понимал, что для него полет не сложнее езды на велосипеде. Только гораздо приятнее. Вжившись в полет, я впитывал в память легкое шуршание уплотненного скоростного потока воздуха о поверхность крыла, нагрузку на части моего тела при маневрах и ту легкость души, которая бывает от встречи с небом.
Да, - подумал я, – есть своеобразная прелесть в ощущении полета. Пьянящая и дурманящая душу. Но я не стал рыцарем неба. Меня больше привлекала конструкторская работа и журналистская деятельность, которой я к этому времени занимался параллельно.
Роберт Серебряков и Виктор Константинов продолжали летать. Они стали настоящими рыцарями неба, но летная судьба их сложилась не так, как им хотелось. Но об этом, как-нибудь в другой раз.
Виктор
Свидетельство о публикации №216050101352
Большаков Яков 06.08.2017 19:42 Заявить о нарушении