Рефлексия по Гегелю
"Философией овладел рефлектирующий рассудок…. Под ним следует понимать… разделяющий рассудок, который упорствует в своих разделениях. Обращенный против разума, он ведет себя, как обыкновенный здравый смысл"
Здесь видно, как образуется расщепленный субъект, еще не ставший субъектом анализа. И далее:
"Знание обратилось вспять, упало на степень мнения"
Анализант видит только симптом, не будучи ещё готовым признать стоящую за симптомом историю («истину»).
"Однако этот оборот (т. е. Рефлексия), представляющийся потерей и шагом назад, имеет более глубокое основание, на котором вообще покоится возведение разума в высший дух новейшей философии" - эту фразу Гегеля можно применить и ко всей философии начала XX века.
"Определения рассудка необходимо сталкиваются с самими собою". Не «между собой», а именно «с самими собою»: конфликт возникает не между различными представлениями, а между различными состояниями одного представления.
Но вот в игру вступает второй момент анализа, и противоречия сталкиваются, освобождая субъекта от симптома:
"…рефлексия заключается в том, что выходят за пределы конкретного и определяют и разделяют (т.е. анализируют!) его. Но она (рефлексия) необходимо должна равным образом выходить и за пределы этих своих разделяющих определений и прежде всего соотносить их. В стадии этого соотнесения выступает наружу их столкновение"
В самом деле, во время анализа обостряются внутренние противоречия, анализант демонстрирует сопротивление. И тогда аналитик применяет всевозможные окольные методы, выходит за пределы новой конфликтной ситуации, чтобы продолжать анализ, усиливать рефлексию.
"Это совершаемое рефлексией соотнесение принадлежит в себе к разуму. Возвышение над указанными определениями, достигающее усмотрения их столкновения, есть великий отрицательный (?) шаг к истинному понятию разума".
Возвышение над определениями для психоанализа означает переход от общения на языке анализанта к общению об особенностях структуры его языка. Коммуникация дополняется метакоммуникацией, когда само общение становится предметом обсуждения. Учитывая, что во время анализа происходит перенос, то уточним: осью дискурса становится структура отношений с авторитетной фигурой.
Наконец, для человека осознание и преодоление внутренних противоречий является необходимым этапом развития.
"Противоречие как раз и есть возвышение разума над ограниченностями рассудка и их разрешение".
Более прямых аналогий, на наш взгляд, придумать трудно.
Итак, рефлексия по Гегелю, как и рефлексия в психоанализе является (а) прямым следствием развития рассудка, (б) средством разрешения противоречий, (в) мостом от ограниченного рассудка к целостному разуму.
В заключении необходимо отметить и важное различие. Аналитическая рефлексия отличается от любой другой рефлексии тем, что в ней появляется дополнительная двойственность. В диалектике речь идёт только об одном (внутреннем) противоречии. В психоанализе появляется ещё и противоречие переноса. Субъект анализа расщеплен: психика анализанта содержит два активных полюса (Bw, Ubw); сам анализант находится в единстве и борьбе (сопротивлении) с аналитиком. По мере и в результате анализа оба этих противоречия обостряются, чтобы затем разрешиться.
Оборачивание к себе, к своему внутреннему миру, ведёт к обретению целостности. Целостность позволяет субъекту сбросить оковы инфантильных комплексов, избавиться от привязанности к авторитетным фигурам. А это означает, что и перенос снимает себя, психоаналитик,
Другой, становится отдельным субъектом, как и анализант. Диада распадается, выполнив свою роль.
Свидетельство о публикации №216050101435