Рефлексия. Осмысление продолжается

Классическая диалектика Гегеля оказалась удивительно близка самым современным темам психоаналитического и постструктуралистского дискурса. Бытие разворачивается в объективном (объектном) мире, порождая новые формы существования и движения материи. Самодвижение субстанции (материи), в нашем мире совпадающее с развитием, в некоторый момент приводит к возникновению высшей формы материи, способной отражать реальность. На этом этапе человек «всего лишь» мыслящее существо, проводник для «абсолютного духа». Но в его разуме уже совершается превращение категорий, согласно законам диалектической логики.

Попробуем осмыслить понятие рефлексии с помощью гегелевской диалектики. С оглядкой на ход исторического развития человека как социально-психического субъекта.

Человеку, как и любому живому существу, присуща биологическая (моторная) активность. Эта активность, в силу высокой организации человека, отражается в его сознании, порождая психические корреляты. Последние становятся сами движущей силой (влечения) и источником активности. Движимый этой активностью, человек начинает целенаправленно познавать мир до тех пор, пока не обнаруживает себя в этом мире. И так как сама природа стремится поглотить человека, обуздать его трофические амбиции, принудить к гармонии с собой, неминуемо возникает первое противоречие.

Я, моё бытие — с одной стороны; природа (оно), другое — с другой. Эти два момента находятся во мне в единстве и борьбе. Я одновременно и растворяюсь в природе, распадаясь на микроэлементы, и подчиняю, структурирую реальность. Внутри стихии этой познавательной борьбы формируется остов философии. Это философия влечения (филии), философия активности и деятельного познания. Такой мы видим философскую мысль античности.

Если бы противоречия могли только лишь обостряться, мы бы придерживались другой логики изложения. Но так как есть противоположный момент, то разумно сказать несколько слов о превращении античной философии. Мыслящий человек учится находить успокоение в довольстве и относительной свободе. Греческая культура ценила свободу и созерцание, поэтому Аристотель (Платон и многие другие) ставил превыше всего логику, умственное познание, созерцательное познание (то есть теорию). Хотя Аристотель и уделил значительное внимание видам деятельности, фактически подарив мировому знанию понятие «энергия», философия перешла в стадию «монизма». Сведение к единому началу, чуждому реальности, оторванному от практического мира, породило раннюю средневековую схоластику и богословие. Эти дисциплины на полтора десятка веков подменили собой философию, оставив от Аристотеля лишь его латинизированное, редуцированное изложение.

Развитие не стоит на месте, и накопившиеся социальные противоречия потянули за собой обострение многих более фундаментальных конфликтов. Подобно тому, как столкнувшиеся кванты образуют «составное ядро», в котором виртуально сосуществуют всевозможные ядерные реакции, так и внутри противоречия «Я — Природа, я — иное» вспыхнули множество конфликтов. Возобладало дополнение конфликта «Я и оно» конфликтом «Я и высшее». Разум обнаружил, что во главе природы ему противостоит (и едино с ним) нечто абсолютное, недостижимое. Разрешением этого сложнейшего конфликта явилось рождение новой пары моментов.

С одной стороны, личность была полностью подчинена абсолютному духу, сознание отражала даже не реальный мир, а некую высшую идею, высшее знание. Этот момент стал господствующий в философии Гегеля. Здесь разрешение противоречия между я и иным заключалось в том, что я ставилось в услужение высшему, хотя и на очень почетных основаниях (с сохранением свободной воли, с возможностью понять мир и т.д.). Второй момент представлял собой философию Просвещения и сводился к торжеству разума над богом, природой и моралью в критической фазе и их ниспровержению в фазу революционную с последующем воссозданием всех трех последних в дидактической фазе. Но как дидактическая фаза произвела снятие завоеваний Просвещения, так и абсолютный дух Гегеля исчерпал свою энергию, воплотившись в законах Диалектики, теперь вербализованных и общедоступных.


Рецензии