Крик души 41. Пятнадцать копеек

     Подходило к завершению мое обучение в техникуме, и я стала подумывать над поступлением в ВУЗ. Продолжала работать, радуясь каждому дню, каждой победе в непростой жизненной ситуации, каждому мигу счастья в нашей с дочечкой маленькой семье и я старалась дать ей всё, что могла и даже больше. Мой ребенок не должен был знать чувство голода, холода и одиночества. Я решила: не останавливаясь на достигнутом, будем дальше идти по жизни, достигая все новые и новые высоты.

    По пути домой из садика, мы с ней всегда заходили в продуктовый магазин. Дочурочка подбегала к стеллажам со стограммовыми пакетиками карамелек и выбирала себе. Они стоили тогда семь, восемь, а когда и десять копеек. Она прекрасно понимала, что на шоколадные конфеты у нас просто нет денег.
     Так и в этот раз, как только вошли в магазин, выбрала пачку конфет, с важным видом двинулась к кассе, где стояло уже несколько человек и все обратили внимание на маленькую, как дюймовочка девочку, которая подошла, чтобы оплатить. Я немного растерялась, ведь у меня в кармане было всего лишь пятнадцать копеек денег до зарплаты. Зашла, чтобы купить нам только половинку буханки хлеба.
      Как же быть, как сказать? В этом магазине постоянно покупала хлеб, меня тут уже узнавали продавцы. Если скажу ей «положи, немедленно» или еще как-то по-другому, продавцы, да и просто посторонние покупатели могли подумать, что  пожалела для своего ребенка каких-то восьми копеек денег. Никому и в голову не придет, что у меня, после покупки хлеба, останется всего семь копеек до зарплаты. И я, спокойно, не повышая своего голоса, сказала:
- Дочечка, я кошелек забыла дома, а в кармане мелочи было только на хлеб, поэтому мы не можем сегодня купить эти, понравившиеся тебе конфеты. Положи их на место. А завтра, будем идти вот также домой, тогда и купим, хорошо?
      У моей малышки мгновенно навернулись слезы на глазах, губки надулись, вот, вот заплачет. Мы вышли на улицу и я, взяв её за ручки, присела перед ней на корточки и сказала просто:
- Дочечка, а у нас и дома нет денег. Мне просто было неудобно при людях в этом признаваться, поэтому сказала, что кошелек забыла. А получу зарплату, тогда мы и купим тебе конфет, хорошо?
- Хорошо, - ответила она, вытирая слезки.
    На следующий день, мы также зашли за хлебом, и моя дочь тихонечко спросила:
- Мама, а сегодня у нас есть деньги?
- Есть.
И она, счастливая, от того, что наконец-то может купить себе эти дешевенькие сладости, побежала к стеллажам. И было ей в ту пору всего три годика.


     Прошло уже пару лет, был преддипломный год обучения. Все свободное от работы время, я готовилась к предстоящей сессии заранее, выполняя дома контрольные работы, чертежи. В перерывах читала с дочкой книжки. Но она и сама прекрасно читала с четырех лет уже художественные книги. В детском садике воспитатели умилялись:
"Так хорошо, когда Жанна в группе, дети на удивление становятся послушными. Они садятся вкруг, а Жанна - посередине с книжкой в руке и она им читает, хотя сама  такая маленькая, меньше всех. Дети очень внимательно слушают и ни один не балуется".
И было ей в ту пору было около пяти лет.

     А когда исполнилось шесть, она пошла учиться в музыкальную школу, по классу фортепьяно.
    Моя защита диплома должна была состояться через два месяца. Нужно было тщательно подготовиться, да и с ребенком заниматься, она еще с трех лет тянулась к пианино, все пыталась подобрать музыку. Нельзя было отбивать её тягу к знаниям. Вот и пришлось раньше времени отдавать на обучение, взяв напрокат инструмент.
    Первый год обучения - это был «нолевой класс», преподаватель не требовал учить ноты, она училась на слух воспринимать, запоминать и дома повторять музыкальные произведения. Но на следующий уже год пошла в первый класс общеобразовательной и музыкальной школы. И уже преподаватель требовал повторять домашние задания по нотам. Моя же дочь, имея прекрасный музыкальный слух, повторяла их дома по памяти. Для отмашки, она клала ноты на пианино, а сама же играла так, как привыкла. И мне пришлось изучить клавиатуру, разучить ноты и их звучания, и тоже научиться, хотя бы несложные произведения, читать и играть по нотам, таким образом проследить за действиями своей малышки.

      Моя жизнь была расписана, как по нотам – по часам. Мой жизненный маршрут походил на форму треугольника: сначала из дома в садик, затем на работу и таким же образом обратно. Когда она пошла в школу, изменился только садик на школу: дом – школа - работа - дом. Я отводила её в первую, затем во вторую школу, если была возможность, ожидала, пока она занималась. Приводила домой, бежала на работу. Когда совсем не получалось её отводить в школу, просила дедушку - соседа. И так по кругу, изо дня в день, без устали. И, никакой личной жизни. Я даже не задумывалась об этом. За шесть лет одиночества, ни разу не была даже в кинотеатре. Хотя завистников, в лице женщин, всегда было предостаточно. Исходя из своей зависти, многие из них пытались меня оговорить, оболгать, облить грязью, придумывая все новые и новые, разного рода сплетни. А я же, частенько даже голодала, потому что не хватало денег на жизнь и просто на еду. Моей зарплаты на двоих едва хватало оплачивать коммунальные услуги, обучение в музыкальной школе, за прокат музыкального инструмента, на всякие нужды в школе, одеть, обуть ребенка и так далее. Вот на еду уже оставалось совсем, совсем немного. У меня было единственное платье, в чем ходила и на работу, и водила в школу своего ребенка, и на выход, но мне женщины по-прежнему продолжали завидовать. Я никогда, ни у кого не занимала денег в долг, понимала, отдавать было нечем, поэтому старалась обходиться. В своей маленькой дочери старалась воспитывать строгость, самостоятельность, умение думать, мыслить, понимать, быть внимательной к ближнему, нести ответственность за свои поступки. Кажется, получилось. И я ни о чем не жалела.
 
   
     Я многое пережила, перенесла. Порою даже удивлялась и, обращаясь вслух к Господу, спрашивала:
 "За что, Господи, мне столько всего горького испытания даешь? Ты бьешь меня по одной щеке, а я подставляю тебе еще и другую, и вновь получаю удары судьбы один за другим. Неужели не заслужила лучшей участи?"
    Позже поняла, Господь дал мне силы. Дал, чтобы могла с достоинством выстоять все трудности и с достоинством их преодолевать. А затем и помогать другим.

    Изредка захаживал проведать нашу дочь её отец, чтобы немного посидеть с ней. Но сразу начинал жаловаться на свою женитьбу уже на новой, другой женщине, или же на очередной развод с третьей, или четвертой женой:
- Она мэне естэ не варэ, – были его привычные обвинения в адрес женщины, с кем он на то время проживал.
Сначала убеждала, объясняла ему, что нужно ей помогать. А он все продолжал и я не выдержала:
- Слушай, дорогой, я что тебе, старшая жена, что ты жалуешься на всех своих жен?

      Когда малышке было чуть больше трех лет, он первый раз забрал её в деревню на один день. Свекровь в этот момент как раз направлялась в сельский магазин, пришлось взять внучку за руки и идти вместе с ней. Односельчане, конечно же, сразу узнали дочку и стали выспрашивать, выпытывать возможные секреты проживания с мамой без папы.
- Жанна, а Жанна, ну как вы поживаете там без папы?
Дочь упрямо молчала, но деревенские бабы не отставали от нее, продолжали выпытывать:
- Ну, скажи, Жанна, скажи, как вы живете без папы?
- Прекрасно, – ответила моя дочь через минуту, при этом сделав невообразимо красивый жест своей ручкой.
 А бабы поняли, что ребенок заговорил и решили дальше расспрашивать.
- А у мамы жених есть? Ну скажи, а, Жанна?
- Нам и вдвоем неплохо живется, а остальное вам знать не нужно, – был категоричный её ответ.

     Как-то нужно было выкручиваться в жизни, надеяться нужно только на себя. Однажды даже посетила такая мысль, а не призваться ли мне вновь на военную службу и, в Афганистан. Прослужить по контракту пару лет и вернуться. Но, тут же обрывала себя:
"А дочка? На кого оставлю её? Нельзя упускать воспитание. Она растет, формируется характер, обновляются привычки. Война – войной, а дочь мне дороже, – сделала для себя заключение. - Пусть сейчас нам тяжело с финансами, но зато мы с ней вместе и каждый шаг, каждое её дыхание, настроение, и наконец, её боль я знаю. И всегда начеку и рядом. Я нужна ей здесь. Нет, мы пойдем другим путем, - сказала себе, повторяя фразу великого вождя – В.И.Ленина. - Все равно найду выход, должна найти, я должна найти! Сидеть и ждать с моря погоды не буду. Дочь меня радует своими успехами, но она нуждается в постоянной поддержки, помощи. Разве могу обмануть её веру в меня?"
    Алименты приходили, но они были такими мизерными и порою смешными до слез. Когда я подавала на алименты, мой муж сказал:
- Ты у меня копейки будешь получать!
Он выполнил свою угрозу, сдержал-таки свое слово.
(продолжение в рассказе 42 "Первая седина на висках")


Рецензии
Да, трудная жизнь была у Вас, Эльвира. Но, видимо всё давно позади и Вы счастливы!

Николай Павлов Юрьевский   11.04.2024 21:14     Заявить о нарушении
Жизнь всегда диктует свои правила. А мы пытаемся что-то изменить, переправить. Что-то удается, а что-то нет. Но трудности только закаляют нас. Спасибо Николай, за понимание.= С уважением Эльвира=.

Эльвира Рокосова   15.04.2024 14:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.