Жизнь в письмах. 17 - Продолжение поиска

   (Материал из книги "Жизнь в письмах".)


г. Киев.
Шлейфман Е.Г..

Здравствуй, дорогой Володя!
Привет и наилучшие пожелания твоей семье и твоим родным. Твоё письмо и фотографии получил. Большое тебе спасибо. Жаль, что я не смог быть с вами вместе. Я писал причину, почему не смог быть. Видимо, это уже всё идёт к финишу. Месяца два тому назад, меня агитировали поехать на встречу в Донецк. Там многие из моего со-единения, которым я командовал в 1945 г. в Румынии. Поскольку я не смог даже обещать поехать, то 8 мая, совершенно неожиданно для меня, в 17 часов они приехали к нам, чтоб встретиться после 30-летней разлуки. Приехали из Донецка, Запорожья, Днепропетровска, из Москвы, Ворошиловграда, не говоря уже о киевских и о товарищах, которые живут вблизи от Киева. Все пришли в полном параде, с выпивкой и закуской. И мы все, вспоминая былое, просидели до 24 часов. Потом все разошлись. Никто не пожалел об этой встрече. Я, конечно, был очень благодарен за отданную честь и очень доволен, что и сейчас мои бывшие сослуживцы – большие люди. Второй секретарь Врошиловградского обкома, кандидаты наук, доцент – все большие люди. Я доволен за них, они этого заслужили.

В остальном, всё по-прежнему. Сердечко пошаливает. Об этом я один знаю, ибо, если домашние будут знать, будут переживать.
На этом заканчиваю. Ещё и ещё раз спасибо за внимание.

С глубоким уважением к тебе и твоим близким Ефим Григорьевич. Привет от моей семьи.

    28. 5. 75 г.

      *   *   *

Сергиевы Горки.
Грачёв М.И..

  Здравствуйте, Владимир!
… В Харькове меня ждало письмо из редакции райгазеты Шевченково. Мне выслали экземпляр газеты с моей статьёй о 1941 г., о боях на Харьковщине.

Володя, не знаю, как тебе, а мне очень понравилась поездка в Троицкое, на Бурлуцкий. У меня очень хорошие впечатления остались от мест, связанных с вашим отцом. Я очень доволен, что мои желания об увековечении памяти отца твоего пришли к завершению. Троицкое – Бурлуцкий – совхоз № 5, навечно связаны с именем Соколова. Мне очень понравилась любовная забота Красных следопытов о символической могилке, мемориальной доске (которую подновили), цветах на могилке. Большое впечатление на меня произвёл школьный музей в совхозе № 5, диорама о боях за Бурлуцкий, много материалов о Соколове.

Володя, мы очень довольны были, что все вы к нам приехали и побыли у нас в Харькове. Конечно, очень мало были у нас. Марии очень понравился Серёжа, особенно на фотографии. Да он и действительно мальчик очень хороший. Только очень тихий и застенчивый, а это – украшает его. Понравилась ли поездка Вале и Леночке? Мне на этот раз удалось побывать в Михайловке и встретиться с женщинами, которых я помню с 1941 г. Моё желание осуществилось. Мне очень понравились руководители колхоза и вся обстановка, созданная ими в дни праздника. Понравился выезд на природу за село, где много цветущей сирени. Понравилась гостеприимность и доброжелательность людей колхоза, знакомство с людьми, которых раньше я не знал…

С приветом вся наша семья.  / М. Грачёв /

    2. 6. 75 г.

  *   *   *

г. Тараща
Киевской обл.,
газета
«Знамя коммунизма».

РАССКАЖИТЕ  МНЕ  ПРО  ОТЦА

Очень прошу ветеранов Великой Отечественной войны, которые знали моего отца, отозваться.

Мне стало известно, что в 500 лёгком артиллерийском полку 199 стрелковой дивизии, в котором воевал мой отец, было много воинов с Таращанского района: полк формировался в начале войны под Киевом. Осенью и зимой того же года он вёл бои на Харьковщине, а мой отец – Виктор Андреевич Соколов, был в полку помощником начальника штаба по разведке. Погиб отец 10 января 1942 г. в Шевченковском р-не Харьковской области.

Мне удалось разыскать бывшего командира 500 лёгкого артполка Ефима Григорьевича Шлейфмана, и я многое узнал про отца, но хотелось бы узнать ещё больше, от тех воинов, с которыми отец шёл фронтовыми дорогами, с которыми он боролся против немецко-фашистских захватчиков. Ещё раз прошу: отзовитесь, товарищи. Думаю, что кто-либо с этого полка всё-таки прошёл все невзгоды войны, встретил Победу и вернулся в родные края.

Мой адрес: СО АССР, г. Моздок, пл. «50 лет Октября», д. 44-а, кв. 48. Соколову Владимиру Викторовичу.

В. Соколов

   6. 1. 76 г.


г. Мироновка
Киевской обл.,
газета
«Красные зори».

ВЕТЕРАНЫ,  ОТЗОВИТЕСЬ !

В боях с немецко-фашистскими захватчиками, которые проходили в январе 1942 г. под Харьковом в Шевченковском районе, погиб смертью храбрых помощник начальника штаба по разведке 500 лёгкого артиллерийского полка 199 стр. дивизии старший лейтенант Виктор Андреевич Соколов.

Этот полк формировался в начале войны под Киевом. В его состав вошло много воинов из Мироновского района. Возможно, кому-либо из них посчастливилось вернуться с победою в родные сёла и взяться за мирный труд.

Ко всем Вам, ветераны войны, кто знал и помнит погибшего старшего лейтенанта Виктора Андреевича Соколова – моего отца, обращаюсь с большой просьбой: рассказать всё, что Вам известно про него. Каждое Ваше слово про отца, которого я не знал, будет для меня важным и дорогим.

Жду Ваших писем по адресу: СО АССР, г. Моздок, пл. «50 лет Октября», дом 44-а, кв. 48.

Владимир Викторович Соколов

6. 1. 76 г.

    *   *   *

г. Полтава
Пушкаревское п/о.
Киприч Андрей
Фёдорович.

  Дорогой Володя!
Поздравляю Вас с праздником – с днём нашей Советской Армии! Желаю твоей семье счастья, хорошего настроения, успехов в труде.

Мне о Вас писал Ефим Григорьевич и Михаил Иванович. Вашего отца я знал, встречался с ним, часто слышал его фамилию. Очень хорошо помню разъезд Бурлуцкий, т.к. там был наш наблюдательный пункт. Ещё с того январского дня 1942 г. помню и знаю, что Соколов и другие были убиты, но точных обстоятельств не знаю.

Дорогой Володя! Я сейчас в больнице, нахожусь на излечении. Ничего серьёзного и нового в болезни нет, а просто фронтовые раны дают знать. Ведь я инвалид. Имею три тяжёлых ранения и контузию. Поэтому сейчас много писать не могу. Обо всём напишу позже, где-то дней через 30 – 40, а может быть раньше.

Мечтаю в этом году 8 – 9 мая, вместе с Михаилом Ивановичем Грачёвым, а может быть и с Вами, и с другими встретиться в Купянске и побывать на могиле комдива Давыдова, на разъезде Бурлуцком и на могиле Соколова В.А….

Если имеется фото отца, переснимите и вышлите мне. Своё фото я Вам вышлю позже.

/ Киприч /

20. 2. 77 г.


     *   *   *

г. Полтава.
Киприч А.Ф..
 
Дорогой Володя!
… Володя! Адреса ветеранов 199 стр. див., список которых (около 30 человек) имеется у меня, я тебе скоро вышлю…

Володя, я не помню, давал ли я тебе адрес дочери командира 199 стр. див. – Кузнецовой, с которой ты так же сможешь организовать переписку. Так вот её адрес: 246028, г. Гомель, ул. 3-я авиационная, д. 15-а. Кузнецовой Августине Дмитриевне. Её отец – комбриг Аверин Дмитрий Васильевич погиб под Сталинградом в 1942 г.. Она собирает сейчас материалы о воинах 199 стр. дивизии.

Володя! Я тебе дал адрес Совета Ветеранов 38-й армии. Это ошибка. Совет Ветеранов 38-й армии не существует…

/ А.Ф. Киприч /

   2. 4. 77 г.

     *   *   *

г. Полтава.
Киприч А.Ф..

Уважаемый Володя!
… Теперь о воинах 500 ЛАП, об адресах, которые ты спрашиваешь. Дело обстоит так. В г. Гомеле проживает Кузнецова Авг. Д.. Это родная дочь бывшего командира 199 стр. див. Аверина Дм. Вас., комбрига. Она немного занимается вопросом розыска бывших воинов 199 стр. див., а в 1975 г. организовала встречу бывших воинов 199 стр. див.. Но на встречу прибыло всего, кажется, человек пять. Эта встреча была в г. Мироновке Черкасской обл. УССР. У неё имеется список ветеранов 199 стр. див.. Всего 30 человек, но из 500 ЛАП – единицы. Вот передо мной этот список, из которого я тебе могу выбрать только один адрес политрука 4 батареи 500 ЛАП. Это Лопатин Владимир Александрович, ныне полковник в отставке, работает начальником информационного центра Министерства связи СССР. Кандидат технических наук. Проживает: г. Москва, ул. Ташкентская, д. 25, корпус 1. Я ему писал письмо, но он не ответил. Ну а остальных Вы знаете. Это Шлейфман, Грачёв, Генкин, Антонюк. Вот и всё. Ну, ещё и я с 500 ЛАП.

Я тебе могу дать ещё несколько адресов товарищей, которые занимаются во-просами 199 стр. див.. Вот они: Догадайло Михаил Степанович, был командиром штаб-ной батареи 199 стр. див.. Сейчас он подполковник в отставке, проживает: 253240, Киевская обл., г. Вышгород, ул. Студенческая, д. 3. Он собирает материалы о 199 стр. див., может что-либо знает и о воинах 500 ЛАП. 258327, УССР, Черкасская обл., Канеский р-н, с. Синявка – Кудрицкому Григорию Дементьевичу. Это учитель истории, пенсионер. Он занимается розыском воинов 199 стр. див., много пишет в местной печати о воинах 199 стр. див., которая вела бои в с. Синявке и Каневском р-не в 1941 г. в июне – июле месяцах.

Вот напиши по этим адресам…

/ А. Киприч /

    7. 4. 77 г.


     *   *   *

Киевская обл.,
г. Вышгород,
ул. Студенческая,3.
Догадайло
Михаил Степанович.

Добрый день, уважаемый Владимир Викторович!
Ваше письмо, датированное 4 апреля с.г., я получил. Очень тронут за тяжёлую утрату Вашего отца в боях в борьбе с немецкими захватчиками. К сожалению, я ничего не могу сказать о Вашем отце, поскольку я находился в штабной батарее начальника артиллерии 199 стр. див. и сведений никаких не имею. Прошу Вас обратиться в Архив МО г. Бугуруслан, возможно там имеются данные.

Извините, но помощь Вам не могу оказать.

До свидания. С уважением к Вам  / М. Догадайло /

12. 4. 77 г.

  *   *   *

г. Вышгород.
Догадайло М.С..

Здравствуйте, Владимир Викторович!
Ваше письмо, датированное 18 апреля, получил сегодня. Не задерживаясь, отвечаю на Ваше письмо. По вопросу розыска Вашего отца я ничего не могу помочь. Вы обращались в Архив МО СССР г. Подольска. Правильно Вы обратились. Но ответ получили отрицательный, т.е. никаких данных о Вашем отце нет в Архиве МО. Я рекомендовал обратиться в г. Бугуруслан. Но это было раньше, а сейчас Архив находится в г. Подольске, куда ты обращался. Поэтому нет необходимости туда писать. Вам надо обратиться в Министерство Обороны СССР, возможно, чем-нибудь помогут Вам.

Вашего отца я, откровенно сказать, просто не помню. Начальника штаба артиллерии Ветошина я хорошо знаю, т.к. с ним работал в период с июля 1941 г. по апрель 1942 г.. Затем я был откомандирован Москве на другую должность.

Кратко о боевом пути 199 стр. дивизии. Путь очень запомнил. Начался от старой границы, Новгород-Волынск, Житомир, Бердичев, Белая Церковь, Мироновка, Канев, Полтава, Н.Санжары, Красноград, Харьков и последняя остановка – посёлок Староверво. Затем дивизия заняла оборону. Затем был бой сильный в районе Волохов Яр под Харьковом. Возможно, в этих боях отец погиб. Я в то время отсутствовал и ничего не опишу Вам. Может под г. Полтавой. Просто не могу ничего сказать. Прошу Вас написать письмо бывшему командиру 500 ЛАП полковнику Шлейфман. Он проживает в г. Киев, 86, ул. Д. Бедного, 18-а. Возможно, он помнит и что-нибудь скажет. Я лично не могу Вам помочь. Очень жаль. Я невольно переживаю о Вашем родном отце. Больше ничего не могу написать.

Привет и массу наилучших Вам пожеланий.
С приветом к Вам / Догадайло /

25. 4. 77 г.

     *   *   *

Газета «Вперёд»
Шевченковского РК КПУ.

; … До сих пор в Шевченковском р-не помнят доблестных воинов 199 стр. дивизии, слагают о них легенды. И это заслуженно. Зайдите в такие сёла района, как Худоярово, Н.Степановку, Гетмановку, Троицкое, Михайловку, Шевченково и везде вы услышите от старожилов рассказы о разведчиках, артиллеристах, сапёрах – воинах 199 стр. дивизии. Кто не знает в районе имя Соколова В.А., погибшего смертью храбрых на разъезде Бурлуцком при штурме вражеского дзота? Его имя выгравировано на мраморной доске у обелиска в с. Троицком, где он похоронен. На месте гибели Соколова установлена мемориальная доска. В средней школе совхоза № 5 о Соколове собран большой материал в школьном музее. Чтят память о Соколове в музеях Троицкого, Эсхар и др..;

8. 5. 77 г.

Примечание: Этот отрывок из статьи газеты «Вперёд» прислал мне М.И. Грачёв.

  *   *   *

г. Гомель,
3-я авиационная, д. 15-а.
Кузнецова
Августина Дмитриевна.

  Здравствуйте, уважаемый Владимир Викторович!
Поздравляю Вас и Вашу семью с большим праздником – Днём Победы! Желаю Вам и Вашей семье, родным долгих лет жизни, здоровья, успехов во всех Ваших делах и вечного мира, завоёванного дорогой ценой, в том числе и жизнью наших отцов.

Владимир Викторович, письмо я Ваше получила давно, но отвечаю по стечению обстоятельств с большим опозданием, зная, что Вы с нетерпением ждёте его. Я очень тронута Вашим письмом и прекрасно Вас понимаю, т.к. сама тоже все долгие годы после войны периодически занималась поисками места гибели отца, захоронения. Поиском его фронтовых товарищей по 1941 г. и 1942 г.. Будучи уже командиром 196 стр. дивизии, которую он сформировал в феврале – апреле 1942 г., передислоцированную из Чкаловской области в Сталинградскую в мае месяце. Сражались они на донских рубежах. И только в 1967 г. впервые нам, его детям, пришлось быть на месте гибели его и его фронтовых товарищей по оружию, куда теперь почти ежегодно возим цветы и венки на День Победы или на день гибели его – 7 августа.

В дополнение к Вашему поиску о воинах 500 ЛАП 199 стр. дивизии, я могу сообщить Вам о бывшем политруке 4 батареи 500 ЛАП старшем политруке Лопатине Владимире Фёдоровиче. Служил в армии, вернее в Москве, до 1979 г.. В настоящее время полковник запаса, начальник информационного центра Министерства связи СССР, кандидат технических наук. Его адрес: г. Москва, ул. Ташкентская, 25, кор. 1. Политрук 500 ЛАП должен был знать и, возможно, помнит работников штаба 500 ЛАП. Он очень хорошо знает и помнит командира 500 ЛАП полковника Шлейфмана, который проживает в Киеве. Вероятно, Вам Киприч А.Ф. прислал его адрес. Он должен хорошо знать Вашего отца. Но дело в том, что прошло много лет, а большинство фронтовиков (которые тогда были в возрасте за 30 – 40 лет) уже имеют преклонный возраст, да плюс болезни, недуги. Многие из них не в состоянии вспомнить через 35 лет тех, с кем рядом сражались в 1941 – 1942 г.г., т.к. за 4 года войны столько перевидали, а долгие годы сделали своё дело. Многие сразу узнают друг друга при встрече или по фотографии безошибочно, а память порой не сохранила им этих людей, с кем они воевали более 30 лет тому назад.

У нас в Гомеле живёт бывший начальник штаба 199 стр. дивизии генерал-майор Верёвкин Фёдор Андреевич. Ему 83 года. Последние 3 года он очень болеет, совсем почти не видит. Плохо слышит, часто месяцами лежит в госпитале и на кислороде. Он очень хорошо знает и помнит полковника Шлейфмана Е.Г., и многое о нём рассказывал мне. Но теперь он больше месяца лежит в госпитале, поэтому я никак не могу поговорить с ним. Возможно, он помнит о Вашем отце, а знать он его, конечно, знал хорошо в то время, т.к. сам был начштаба 199 стр. дивизии. А Ваш отец – пом. начштаба по разведке. Значит, они по службе имели тесную связь и общие профили службы, как работники штаба.

Возможно, написать письмо бывшему командиру штабной батареи 199 стр. див. полковнику в отставке Догадайло Михаилу Степановичу. Он проживает: Киевская обл., Вышгород, Студенческая, 3.

Спасибо Вам за присланный адрес Чкаловских следопытов. Я обязательно им напишу, т.к., возможно, у них тот материал, который я присылала в Харьковскую область (фотографии и список ветеранов 199 стр. дивизии), а возможно совсем другой.

Пишите, пожалуйста, если у Вас будет что новое. Очень Вам буду благодарна. Будьте здоровы, всего Вам доброго.

С уважением  / А.Д. Кузнецова /

10. 5. 77 г.

  *   *   *

СПИСОК
ВЕТЕРАНОВ  199  СТР.  ДИВИЗИИ  38  АРМИИ  1941 – 1942 г.г.

1. Карапетян Асказ Георгиевич – генерал-майор в отставке, Герой Совет-
  ского Союза, командир 617 стр. полка, полковник.
г. Ереван, ул. Обовяна, 25.
2. Верёвкин Фёдор Андреевич – генерал-лейтенант в отставке, начштаба
  199 стр. дивизии, подполковник.
г. Гомель, пр. Ленина, 24.
3. Скрынник Александр Лаврентьевич – подполковник в отставке, коман-
дир конных разведчиков 617 стр. полка, мл. лейтенант, артиллерист.
              г. Каменка, Черкасская обл., ул. Ленина, 85.
4. Мазяр Иван Петрович – капитан в отставке, рядовой 569 ОБС.
г. Житомир, ул. Шевченко, 21.
5. Степанов Василий Семёнович – подполковник в отставке, командир
  взвода 492 стр. полка, мл. лейтенант.
г. Рязань, ул. Маяковского, 16.
6. Баранов Ефим Дмитриевич – капитан в отставке, рядовой миномётной
  роты 492 стр. полка.
г. Лепель, Витебская обл., ул. Железнодорожная, 79.
7. Жук Иван Васильевич – подполковник в отставке, командир миномёт-
  ной роты 492 стр. полка, мл. лейтенант.
г. Обухов, Киевская обл., ул. Ивана Франко, 16.
8. Догадайло Михаил Степанович – подполковник в отставке, командир
  штабной батареи 199 стр. дивизии, мл. лейтенант.
г. Вышгород, Киевская обл., ул. Студенческая, 3.
9. Рашоян Саркиз Ситракович – командир батальона 492 стр. полка, ст.
  лейтенант.
г. Ереван, ул. Ленинградская, 40.
10. Сковородников Александр Кузьмич – начальник химслужбы 492 стр.
   полка, лейтенант.
г. Родимское, Донецкая обл., ул. Пушкина.
11. Дятленко Всеволод Андреевич – военфельдшер 492 стр. полка, педагог.
г. Миргород, Полтавская обл., ул. Гоголя, 133.
12. Сергеев Евгений Михайлович – пом. начштаба, мл. лейтенант,
               профессор МГУ.
г. Москва, Ленинские Горы, МГУ, корпус-К.
13. Алеев Василий Ефимович – стрелок 617 стр. полка.
д. Красный Кут, Ворошиловградская обл., Антрацитовский р-н,
ул. Свердлова, 74.
14. Колюжный Михаил Васильевич – командир взвода 7-й роты 584 стр.
    полка, мл. лейтенант.
с. Украинка, Куйбышевская обл., В.Черниговский р-н.
15. Платов Иван Васильевич – пулемётчик 617 стр. полка.
г. Магнитогорск, Челябинская обл., ул. К.Маркса,  30.
16. Мамедов Таган Мамедович – разведчик 257 отдельной разведроты,
    рядовой.
Туркменская ССР, с. Чахпатта, Чарджоуская обл., Халачский р-н,
колхоз «Коммунизм».
17. Лопатин Владимир Фёдорович – полковник в отставке, политрук 4 ба-
      тареи 500 ЛАП, мл. политрук, начальник информационного Центра Ми-
    нистерства связи СССР, кандидат технических наук.
г. Москва, ул. Ташкентская, 25, корпус 1.
18. Гридчин Иван Иванович – комиссар 1 батальона 617 стр. полка,
    политрук.
г. Донской, Тульская обл., ул. Новая, 19.
19. Абрамов Фёдор Александрович – командир взвода артиллерийской
    разведки, лейтенант, профессор, член-корреспондент Киевской Акаде-
    мии Наук.
г. Днепропетровск, ул. Кирова, 2.
20. Кузнецов Егор Матвеевич – рядовой конных разведчиков 584 стр. пол-
    ка.
г. Долматово, Курганская обл., ул. Советская, 198.
21. Михайленко Фёдор Арсентьевич – командир линейно-кабельного
    взвода связи.
г. Калининград, ул. Нарвская, 43.
22. Рожков Иван Фёдорович – полковник в отставке, начальник 2-го
    медсанбата.
г. Киев, ул. П.Лумумбы, 1.
23. Гончарук Гавриил Игнатьевич – командир взвода 2-го медсанбата.
г. Белая Церковь, Киевская обл., ул. Шевченко, 83.
24. Эстрин Афанасий Захарович – политрук 199 стр. дивизии.
г. Брянск, ул. Октябрьская, 39.
25. Дыба (Савченко) Ева Ивановна -  медсестра 2-го медсанбата.
г. Белая Церковь, Киевская обл., ул. И.Франко, 39.
26. Алексеева (Очкас) Александра Николаевна – медсестра 2-го мед-
    санбата.
г. Белая Церковь, Киевская обл., ул. Нововокзальная, 5.
27. Коваленко Иван Иванович – политрук 584 стр. полка.
г. Краматорск, Донецкая обл., ул. Авиационная, 13.
28. Киприч Андрей Фёдорович – лейтенант в отставке, разведчик 500
    ЛАП, председатель сельского совета.
г. Полтава, Пушкаревское п/о, ул. Дружбы, 4.
29. Шлейфман Ефим Григорьевич – полковник в отставке, командир
   500 ЛАП.
г. Киев, ул. Д.Бедного, 18-а.
30. Грачёв Михаил Иванович – подполковник в отставке, инструктор про-
    паганды 500 ЛАП.
г. Харьков, ул. Высотная, 4.
31. Генкин Лев Ильич – комиссар 500 ЛАП.
г. Киев, ул. Ян. Восстания, 12.
32. Антонюк Андрей Феофанович – делопроизводитель штаба 500 ЛАП.
п. Краснополье, Сумская обл., ул. Коммунальная, 9.
33. Гольдферт Ясь Григорьевич – комиссар бронепоезда № 60, доцент
   института.
г. Харьков, ул. Деревянко, 69.

   *   *   *
с. Чахпатта, Халачский р-н,
Чарджоуская обл.,
Туркменская ССР
Мамедов
Таган Мамедовоич.

Здравствуйте, уважаемый Владимир Викторович!
С большим приветом к Вам Таган Мамедович Мамедов. Привет так же вашей семье. Я ваше письмо получил и прочитал. Всё понятно. Сразу ответить не смог, т.к. был в отпуске. Вы пишите, что бы я написал об отце. К сожалению, я ни разу не видел вашего отца. Слух был, сказали, что приехал новый командир ст. лейтенант Соколов В.А.. Ему в нашей роте долго командовать не пришлось. В нашем направлении в этот день был сильный бой. По заданию командования мы были в другом месте, а ваш отец воевал с сильно укреплённым врагом. В первый или во второй день в боях с фашистскими захватчиками ваш отец был убит в январе 1942 г.. Я сам не видел, но по официальным данным ваш отец погиб в д. ((Семёновка)) Харьковской области.

Я знаю политрука роты Грачёва М.И., а Шлейфмана не знаю. Я сам был ранен 9 февраля 1942 г.. До 1975 г. был инвалидом Отечественной войны 3-й группы, а с 1975 г. – инвалид по старости. Получаю пенсию 76 руб.. Я 1920 г. рождения. В связи с ранением, пенсию начал получать по старости при исполнении 55 лет. Пока работаю механиком в хлопкозаготовительном пункте, при к-зе «Коммунизм».

О вашем отце подробно я ничего не могу написать, т.к. был он в нашей части не много.

С приветом  / Мамедов /

1. 9. 77 г.

  *   *   *

г. Харьков.
Грачёв М.И..

              Добрый день! Здравствуйте, Владимир!
… Володя, о будущей встрече ветеранов 500 ЛАП весной 1978 г. в День Победы. Уже сделан первый шаг. Определились участники: их семь человек, вы будете восьмой. Может появятся и новые. План проведения встречи составлен (проект) и послан т. Кипричу для размножения и отправления адресатам. Лопатин пока мне не ответил, Антонюк тоже. Я жду их ответы. Мамедова я помню, он был разведчиком. Вашего отца он действительно не знал…

Андрей был у меня всего час. Он спешил. Мы как следует с ним и не поговори-ли. Киприч выглядит очень хорошо (55 лет), молодо, проворный…

Пишет Шлейфман Е.Г., он дал согласие на встречу, если позволит здоровье. Генкин не отвечает. Антонюк соглашается приехать на встречу. О подробностях встречи будет сказано позднее. Пока ещё рано всё говорить. Надо многое уточнить. В 1978 г. исполняется 35 лет освобождения Шевченковского р-на и г. Харькова. Это будет знаменательное событие. Трудно найти причину, почему до сих пор однополчане не встретились? Большим желанием встретиться загорелся т. Киприч. Лично я побывал в Шевченковском р-не раз пять. Конечно, бывать надо чаще, особенно в школах. Всё как-то не хватает времени выбраться, а там нас всегда ждут, особенно в совхозе № 5. В настоящее время я занят работой на агитпункте военкомата. Идёт очередной призыв в ряды Советской Армии…

С большим приветом наша семья. / М. Грачёв /

5. 10. 77 г.

   *   *   *

П Л А Н

Проведения встречи в День Победы 1978 г. ветеранов 500 артполка,
входившего в 1941 – 1942 г.г. в состав 199 стр. дивизии 38-й армии
        Юго-Западного фронта.

Место встречи: Шевченковский р-н Харьковской области.

Вероятные участники встречи, ветераны 500 артполка:

1. Шлейфман Е.Г. – командир полка.
2. Генкин Л.И. – комиссар полка.
3. Лопатин В.Ф. – политработник.
4. Грачёв М.И. – политработник.
5. Антонюк А.Ф. – зав. делопроизводством штаба.
6. Киприч А.Ф. – разведчик.
Приглашаются:
1. Догадайло М.С. – политработник 199 стр. дивизии.
2. Соколов В.В. – сын погибшего офицера 500 ЛАП.
3. Кузнецова А.Д. – дочь погибшего командира 199 стр. дивизии комбрига Аверина.

Мероприятия:

1. Посещение райкома партии.
2. Посещение редакции газеты «Вперёд».
3. Осмотр мемориала воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
4. Посещение поселкового совета.

Выезд в село Троицкое:

1. Осмотр мемориала воинам, где похоронен ст. л-т Соколов В.А..
2. Возможная встреча с жителями сёл Троицкого и Михайловки..
3. Встреча с теми, кто помнит и знает нас.

Размещение на отдых и ночлег в с. Троицкое.

9. 5. 78 г.

Участие ветеранов на митинге у братской могилы и возложение венков.
Выступление ветеранов с воспоминаниями о боях на Шевченковской земле.
Посещение школы села Троицкого, осмотр музеев в школе и при колхозе.
Поездка в г. Купянск на могилу комдива полковника Давыдова В.В.. Во второй половине дня – участие ветеранов в праздновании Дня Победы.
Участие в обеде. Краткое выступление ветеранов на обеде.
Отдых и ночлег в с. Троицком.

10. 5. 78 г.

Сбор в 10.00 час. у клуба села. Отъезд в Богодаровку. Посещение сельского совета и правления колхоза.
Н.Степановка – короткая остановка у дома Курило Е.Д..
Село Худоярово, Бурлуцкий разъезд: посетить Штых Т.Ф. и здание вокзала разъезда Бурлуцкого, где установлена мемориальная доска ст. л-ту Соколову В.А., краткий рассказ о гибели Соколова.
Совхоз № 5. Посетить школу, музей школы. Выступить перед учащимися школы с воспоминаниями о войне.
Чугуев. Посетить музей Репина, познакомиться с материалами о боях 199 стр. дивизии, подготовленные директором музея т. Зинченко. Посетить редакцию газеты.
Харьков – разъезд по домам.

Составлено 5. 10. 77 года.
 

   *   *   *

г. Харьков.
Грачёв М.И..

Добрый день! Здравствуйте, Владимир!
… Володя, я только что прочитал книгу «Дни испытаний и мужества», её написал наш однополчанин Гвоздёв Г.Б., бывший секретарь КСМ 500 ЛАП. Книга, в основ-ном, написана о 500 ЛАП. В ней особенно хорошо, ярко описан политрук Тюня И.А., бывший секретарь партбюро полка. В книге есть и другие лица, которых я хорошо знал. Гвоздёв пришёл в полк в конце марта 1942 г.. Я к тому времени уже убыл в глубокий тыл на учёбу. Конечно, вашего отца уже не было, а вот бывший секретарь партбюро полка т. Маляр Андрей Андреевич должен хорошо знать Соколова В.А..

Вот его адрес: г. Харьков, пос. Хорошево, ул. Фрунзе, 26.

После вашего отца начальником разведки полка был Гонтарев, он погиб. В книге ни слова нет о Шлейфмане, а фигурирует подполковник Степанов. Может в это время Шлейфман был в госпитале по ранению?

Наш полк под Сталинградом был переименован в 500 ИПТАП, а позднее в 115 гвардейский ИПТАП. Полк участвовал в освобождении Белгорода, Харькова, в форсировании р. Днепр, в освобождении Румынии, Венгрии, Австрии. Может в вашей библиотеке есть эта книга? Прочитайте. Она небольшая, 213 страниц.

Если состоится в мае наша встреча и будет на встрече писатель Гвоздёв, надо поговорить с ним о написании рассказа или повести о Соколове В.А., у вас собран большой материал. Он может послужить основой для книги…

С большим приветом  / М. Грачёв /

12. 12. 77 г.

   *   *   *

г. Харьков, пос. Хорошево,
ул. Фрунзе, дом 26.
Маляр Андрей
Андреевич.

Уважаемый Владимир Викторович, здравствуйте!
Я тот самый Андрей Андреевич, который служил вместе с Вашим отцом – Виктором Андреевичем Соколовым в 500 ЛАП.

Виктор Андреевич прибыл к нам в полк ((в конце сентября 1941 г. с пополнением. Если мне память не изменяет, то это было в с. Знаменка Ведолажского р-на харьковщины)), в звании лейтенанта, кандидат в члены ВКП(б). С 1 октября начались боевые действия в районах пунктов: Гавриловка, Ляшковц, Новосёловка, совхоз «Коминтерн», Мокрая Балка и др.. За две недели боевых действий полка т. Соколов участвовал во многих разведоперациях и показал себя, как командир, высоко дисциплинированным и опытным разведчиком. Вскоре ему было присвоено звание ст. лейтенанта, а как особо отличившийся в боях, был принят в ряды членов ВКП(б). Присланная Вами фотокарточка мне ещё раз оживила образ. Его улыбки, невозмутимый взгляд его голубых глаз напоминают мне Соколова, никогда не расстраивающего человека.

Итак, Виктор Андреевич погиб в бою за нашу священную Родину во цвете лет, в два десятка лет отроду. Вот скоро исполнится 36 лет со дня его гибели. Десятки лет покрывают этот скорбный отрезок времени первого года войны. Были в то время частые случаи горечи потерь товарищей по борьбе, однополчан и соседей. Часто вспоминаются такие ребята по тому времени, как Виктор Соколов, Иван Сидоренко, Аскар Кегеруков, Степан Крамарт – Герой Советского Со-юза, и многие другие, павшие смертью храбрых во имя жизни на земле, за счастье потомков, за жизнь и свободу народов нашей страны.

Дорогой Владимир Викторович! Вот теперь мы с Вами стали совершенно-летними. Вам теперь почти столько лет, сколько мне было в начале войны, а мне сейчас в два с лишним раза больше, чем Вам. Дожил до «Маршальского» титула – «прадед»! Живу на пенсии с 1965 г., здоровье нормальное, соответствует возрасту. Правда левая почка безобразничает, но ничего, придёт время, она выровняется.

Получив письмо от наследника Соколова – Соколова Владимира Викторовича, я воспрянул духом. Значит династия Соколова Виктора Андреевича, продолжается!!!

Дорогой Владимир Викторович! Вы напишите мне, как развивается Ваша династия, какая у Вас семья, жена, сыновья, дочери и т.д.. Буду очень признателен Вам за это. Ещё Вас прошу, напишите адрес Грачёва, Шлейфмана, Генкина, Антонюка, а Киприч мне прислал письмо. Дело в том, что в городе я бываю редко, тов. Грачёв посылает всем мой адрес, а мне ни слова не пишет. А будет у меня его адрес, я его разыщу, т.к. мы с ним не виделись с 1942 г..

О делах 500 ЛАП написано две книги бывшим однополчанином ст. л-том в отставке т. Гвоздёвым Георгием Борисовичем. Первая книга вышла в 70-м году под названием «Дни испытаний и мужества» (500 ЛАП стал 115 гвардейским ИПТАП за боевые заслуги в Сталинграде). Эти книги быстро расходятся. Последнюю ещё можно купить в магазинах Воениздата. В книге описаны боевые действия полка с января 1942 г. по август 1943 г. (бои на харьковщине, в Сталинграде, освобождение Харькова). Так как автор прибыл к нам в полк в половине января 1942 г., то в книге предшествующее время опущено.

Я проживаю в рабочем посёлке Хорошево, в 18 км от Харькова. Электропоезда идут из Харькова и в Харьков мимо двора в 70 метрах от порога (ст. Жихорь Южной железной дороги).

На этот раз письмо заканчиваю. Ждём Вашего ответа. Не стесняйтесь, пишите, как идёт Ваша жизнь, работа, за что боритесь в 10-й пятилетке.

С искреннем уважением жму руку. / А. Маляр /

22. 12. 77 г.

   *   *   *

г. Москва, М-114.
Даниловская наб., 4-а.
Дом военной книги.

Уважаемый товарищ!

На Ваше письмо от 22. 1. 78 г. сообщаем, что выполнить Ваш заказ, к сожалению, не имеем возможности, поскольку интересующая Вас литература, Гвоздёва Г.Б. «Дни испытаний и мужества», распродана.

Филиал «Военная книга – почтой».

27. 1. 78 г.

   *   *   *

Московская обл.,
санаторий «Правда».
Гвоздёв
Георгий Борисович.


Дорогой Владимир Викторович! Здравствуйте!
Я нахожусь в санатории «Правда» Московской области. Сегодня получил письмо от сына, который переслал мне и Ваше. Благодарю Вас за него.

Рад я, что Вы не теряете связи с однополчанами отца. Вашего папашу, к великому сожалению, я не встречал и не знал. Прибыл я в 500 артполк в феврале 1942 г.. Начальником разведки был ст. лейтенант Михаил Гонтарев, боевой интересный парень.

О Вашем отце только ходили рассказы, но нам можно было понять, что его любили в полку за храбрость, беспримерную отвагу и добрую душу. Хорошо его должен знать А.А. Маляр, М.И. Грачёв, конечно же, Е.Г. Шлейфман и особенно А.Ф. Киприч, который сам был разведчиком.

Если мне удастся переиздать книгу, а я на это надеюсь, то напишу в ней и о Вашем отце, и о Шлейфмане, и о Генкине и о многих других, которые, в силу сложившихся тогда обстоятельств, я или опустил, или мне их из книги вычеркнули редакторы.

Высылаю Вам книгу «Дни испытаний и мужества» на память, прочтите – буду рад узнать Ваше мнение.

Вместе с тем у меня есть просьба к Вам, Владимир. Напишите мне, как и где Вы воспитывались, как и что окончили, где и что делаете и, конечно же, что знаете о своём отце. Ладно? Если есть у Вас, то и фото его. Я пересниму – вышлю Вам назад. Заодно вышлите своё фото.

Вот, кажется, я ответил на Ваши вопросы и написал свои просьбы.
На этом, дорогой Владимир, до свидания! Желаю Вам доброго здоровья, успехов и большого счастья в жизни!

Крепко обнимаю! Ваш Георгий / Гвоздёв /

12. 2. 78 г.

Примечание: С большим удовольствием я прочитал книгу Георгия Борисовича Гвоздёва «Дни испытаний и мужества». Наконец-то, я прочитал книгу о боевых действиях 500 артполка, в котором служил и мой отец!

Я раньше постоянно искал книги, в которых, хотя бы кратко, упоминалось о боевых действиях 26 и 38 армии или 199 стр. дивизии в 1941 – 1942 г.г.. Так я узнал о боевых действиях на Юго-Западном фронте в начале войны из книги А.А.Гречко «Годы войны», в которой упоминается о комбриге Аверине и о 199 стр. дивизии.

В книге Гвоздёва Г.Б. много места уделено Ане Архиповой и Тюне. С большим удовольствием я перечитал книгу несколько раз. Из книги я узнал очень много о 500 ЛАП. Очень жаль, что в книге фамилия Шлейфмана заменена фамилией – С т е п а н о в. Много я узнал из книги о людях и боевом пути 500 артполка. Мои поиски однополчан отца всё больше и больше стали расширяться. Я стал вести много переписки с ветеранами. Мой интерес к поиску стал всё больше возрастать. Я был счастлив, если удавалось найти ветерана полка, пусть даже он и не мог знать отца. Поиск для меня стал частью моей жизни, её смыслом. Я постоянно думал об этом, мечтал. Поиск приносил мне радость, разочарование и печаль.

Книга Г.Б. Гвоздёва – очень замечательная. Только жаль, что в конце книги не написана кратко дальнейшая жизнь однополчан 500 артполка. Как сложилась их послевоенная судьба?

   *   *   *

пос. Чкаловский,
Харьковской обл.,
Чугуевского р-на
Чкаловская с.ш. № 1.
5-а класс.

Здравствуйте, уважаемый Владимир Викторович!
Пишут пионеры 5-а класса посёлка Чкаловский. Владимир Викторович, вот уже год, как наш отряд носит имя Виктора Андреевича Соколова, мужественного и смелого воина, отдавшего жизнь в боях за землю, где мы сейчас живём и учимся. Мы стараемся, как можно больше знать о Викторе Андреевиче. Этой весной всем классом собираемся в поход по местам боёв легендарного героя. Нам бы хотелось вести переписку с вами, сыном бесстрашного Соколова. Если Вы нам напишите о себе, мы будем вам очень благодарны. Нам интересно всё, что касается, как вашей трудовой жизни, так и то, что вы помните, что вас навеки связывает с памятью об отце.

Мы классом решили вести дневник «Боевая слава моей семьи». Каждый ученик оформит страничку, в которой отразится боевая слава подвигов дедушек и бабушек из их семьи. И среди этих страниц будут первыми страницы, посвящённые герою отряда – нашему Виктору Соколову. Если вы можете, то вышлите нам хотя бы одну фотографию и напишите нам, что вы помните о своём отце. Мы будем вам бесконечно благодарны. Письмо будет прочитано перед всем классом.

Наш класс, как все классы, ссоримся, миримся. Больше, конечно, хорошего. Вот уже месяц, как висит вымпел победителя соревнования среди пионерских отрядов. В память о герое отряда мы собирали материалы и проводили уже пионерский сбор. Всем очень хотелось, что бы отряду присвоили имя – Виктора Соколова. И теперь, когда наш отряд носит имя легендарного героя, нам хотелось бы побольше узнать о нём. Хотелось бы встретиться и поговорить с вами, как с сыном. Напишите нам о себе и о своём отце. Мы будем ждать ответа на это письмо. Пишите.

Пионеры 5-а класса Чкаловской школы № 1.

24. 2. 78 г.

   *   *   *

г. Полтава,
ул. Калинина, 25-а.
Горжий
Фёдор Тихонович..

Здравствуй, дорогой Володя!

Я очень рад за твоё письмо и дважды рад за то, что выросли такие хорошие дети, которые ни на минуту не забывают своих отцов, сложивших головы в тяжёлые дни испытаний для нашей Родины.

Хочу тебя заверить, твой отец, так же ни на минуту не забывал о тебе и твоей матери. Это не только слова «для красного словца», как говорят. Совсем нет. Мне вспоминается такой эпизод в нашей фронтовой жизни в сентябре 1941 года. Как-то у нас оказалась передышка от боёв на 2 – 3 дня в селе Цыбулько Кобылянского района Полтавской области, куда нас перебросили железной дорогой со 199 стр. дивизией на прорыв. Ибо в этом районе под Кременчугом фашисты, не прорвав обороны на Днепре под Каневым, обошли нас с правого фланга и форсировали р. Днепр. В первый день наша дивизия, в том числе и 500 ЛАП, поддержанные танковой дивизией и дивизионом «Катюш», где впервые мы встретились с этим грозным нашим оружием, продвинулись на 50 км, т.е. отогнали противника на запад. Зашёл я в штаб полка, где был и твой отец. В это время прибыла почта. Все бросились к почтальону за письмами, а я не особенно стремился, т.к. считал, получать мне ещё рано, поскольку в полк прибыл в начале августа 1941 г. в с. Мартыновка на правом берегу Днепра. Как раз во время ожесточённых боёв, а затем отступления, форсирование р. Днепр в районе г. Канева. В течение недели собирали свои подразделения, получили пополнение людей и материальной части. Затем погрузка в эшелон на станции Золотоноша и поехали закрывать прорыв под Кременчугом в районе Кобыляки, о чём я выше писал.

Почта за этот промежуток работала плохо, поэтому я ничего не ожидал. Все остальные набросились на почту, как «голодные» волки. Да и не удивительно, ибо во время войны получить весточку от близких, родных – большая радость. Это не только моральная, но и духовная пища солдат и офицеров. И вот вдруг, почтальон называет мою фамилию, вручает мне сразу три письма: два простые, а одно было объёмное. Вскрываю письмо, вынимаю фотографию жены с сыном. Ему было около 2-х лет. В это время возле меня сидел, читая письма, твой отец. Глянул на меня, увидел фото, и говорит: «Доктор, разрешите посмотреть?» Говорю: «Пожалуйста». Он взял и с такой любовью смотрит на моего сына, что я не выдержал и спрашиваю: «А у Вас ст. лейтенант, есть дети?» Он говорит: «Да, есть! Но ему нет ещё и полгода». В таком случае, говорю ему: «Кончится война, приедем домой, они, как прыгнут нам на шеи-то, чего доброго, собьют с ног». А он смеётся и говорит: «Что Вы! Доктор! За время войны, знаете, какими мы сильными будем! Вы знаете, какой мёртвой хваткой берём мы немцев сейчас, а потом – ещё большей». Я засмеялся и говорю ему: «Знаешь что, напишу твоей жене, пусть кормит получше сына, ибо боюсь, чтобы отец, по приезду с войны, нечаянно не придушил собственного сына». Он смеётся и с любовью говорит: «Придушить не придушу, свою крошку, но прижать – покрепче прижму, чтобы сразу понял, что отец ещё силён». Отвечаю ему: «Вот именно». Он отвечает: «Да, и чтобы понял, как крепко его любит отец».

Своим разговором мы обратили внимание всех находившихся в штабе, после чего переключились все на тёплые воспоминания наших, не только детей, но и жён, матерей и добрых друзей, оставшихся в глубоком тылу, которые всегда добрым словом поддерживали нас в бою, и, как бы на время, забывалась война.

В дальнейшем, до самой смерти твоего отца, мы, при встрече в штабе, всегда друг у друга узнавали о Вашем росте, о жизни, о первых шагах деятельности, радовались Вашим впервые сказанных словах: «Мама! Папа!» Часто смеялись и радовались моему сыну, который в два года говорил: «Мама, плятся, мамолёты летят!» И в то же время, как мы ненавидели фашистов, развязавших Великую Отечественную войну. Причинивших столько горя нашему народу.

Дорогой Володя! Извини меня, за причинённую ещё раз, тебе боль, о тяжёлой потере твоего отца. Ты ведь сам меня натолкнул на такие воспоминания своими, на первый взгляд небольшими, строками своего письма. Но какие они большие и весомые: «Вот уже несколько лет я разыскиваю сослуживцев отца и по крупице собираю о его жизни». Да! Твой отец стоит этого. Он очень крепко Вас любил, Володя! Твой отец был очень смел, волевой, энергичный, общительный и добрый с друзьями. В то же время, был требовательный к себе и товарищам. Очень щепетильный в труде, особенно при подготовке разведчиков к заданию. По несколько раз сам лично, (кроме ком. взвода разведки), проверит задание, оснащение. Несколько раз и меня просил проверить, как у них с перевязочным материалом, особенно индивидуальных перевязочных пакетов. Перед походом  старые заменит на новые. Ибо им приходилось, не только по несколько часов, а то и сутки лежать в снегу, сырости и т.д..

Несколько раз проверит подготовку прохода туда и обратно, средства прикрытия и т.д. и т.п.. Очень был щепетилен и пунктуален при нанесении на картах огневых точек противника.

Знаю я это, поскольку неоднократно на день наведывался в штаб полка, как старший врач полка.

Погиб отец в январе 1942 г.. Зима в это время была суровая, снежная, холодная. А вот где погиб, сейчас не помню: в районе Бурлуцкого разъезда или Печенег под Харьковом.

Дорогой Володя, ты должен гордиться своим отцом и воспитывать своих детей в духе своего отца: смелыми, энергичными, жизнерадостными, общительными, дружескими и, в то же время, требовательными к себе и друзьям.

Несколько слов о себе. Я – пенсионер, но ещё работаю в 1-й клинической городской больнице врачом. Один сын пошёл по стопам отца – врач, второй – инженер, Жена – пенсионерка и не работает. Три внучки.

Дорогой Володя, пиши о себе. Как сложилась твоя судьба? Мамина? Как работается?

   Крепко обнимаю и целую Ф.Т. Горжий, гвардии подполковник

мед. службы в отставке.

      Адрес: 314021, г. Полтава, Калинина, 28-а.

12. 3. 78 г.


   *   *   *

г. Харьков.
Грачёв М.И..

Добрый день! Здравствуйте, Владимир!
… Это хорошо, что вам Гвоздёв прислал книгу. Конечно, о твоём отце там ничего нет. Ведь Гвоздёв прибыл в полк в марте 1942 г.. Вот Козяренко М.В. хорошо знал твоего отца. Его адрес: г. Фастов, Киевская обл., ул. Уванская, 44. Козяренко Ивану Васильевичу. Он полковник в отставке, Герой Советского Союза. А всего в полку семь Героев. У меня есть и ещё фамилии, но они ничего о Соколове не знают. Я ещё не получил список ветеранов 115 ИПТАП РГК.

О Маляре. В настоящее время он находится в больнице в Харькове. Но скоро его увезут в Полтаву, это мне позвонила его дочь. Что с ним? Трудно сказать. Киприч сообщил, что у него заражение крови. А дочь сказала, что он потерял сознание от заболевания сердца. Диагноз пока не установлен. Чувствует пока удовлетворительно, это мне сказала его лечащая врач. Но дочь обещала мне позвонить. Я собирался 19 марта съездить к Маляру в пос. Жихорь, но 18 заболел. Слёг в постель и болею до сих пор. Головные боли, насморк, кашель, боль сердца.

Из Шевченково из райкома ответа пока нет. Правда, их согласие не очень нужно. Прислала письмо Любарцева В.. Они там, в Троицком готовятся к встрече. Будут приводить в порядок комнату для приезжих.

Официальных ответов  от колхозов, с/советов и из школы совхоза № 5 пока нет. Передо мной лежит список ветеранов 500 артполка, в нём числится 10 человек, а приехать смогут не более 7 человек, да и эти обусловлены состоянием здоровья. Прислал мне письмо Антонюк, жалуется на здоровье, на старость. Не рано ли ему? Он твёрдо решил приехать на встречу. Ефим Григорьевич тоже собирается приехать. Киприч, Горжий, Гвоздёв – должны быть. Под вопросом – Лопатин. Я написал письмо в управление железной дороги, чтобы привели в порядок заборчик у бывшего здания вокзала на Бурлуцком разъезде. Не знаю, сделают ли что?

Вообще встреча наша состоится независимо от того, пригласят ли нас или нет. Особой нужды в этом нет. Ведь приезжают к местам захоронения родные в День Победы. Их никто не приглашает, а принимают всех, кто приедет. А нас, тем более примут. Мы уже там были, и не раз.

Остался один вопрос не ясен. Чем приедут Антонюк и Шлейфман? Если своими машинами, то было бы хорошо. Мы могли бы передвигаться, куда хотели. Конечно, машину нам выделят в любом колхозе.

Всё пойдёт по намеченному плану. Только 9 мая мы должны быть в разных местах, чтобы участвовать при возложении венков. Это будет видно на месте. Вот пока и всё…

С большим приветом наша семья.  / М. Грачёв /

25. 3. 78 г.

   *   *   *

г. Киев.
Шлейфман Е.Г..

Здравствуй, дорогой Володя!
Твоё письмо получил. Спасибо дорогой. Рад, что у тебя всё в порядке. Доволен, что ты готовишься к встрече с нами – друзьями и сослуживцами твоего отца. Я очень и очень хочу надеяться на эту, если можно сказать, историческую встречу. Мне приятно, что наш коллектив 500 артполка, оказался таким же спаянным и дружным, каким был в тяжёлые годы войны.

Ты получил письмо и книгу от Гвоздёва – это хорошо. Я, более чем уверен, что он хороший малый. У нас в полку не было плохих. А то, что получилось с его книгой, мне почему-то, кажется, что меньше всего его вины в этом. Я с твоего письма понял, что и ты, так же, как и другие товарищи, переживают, что пишут в книге о С т е п а н о в е, а не о Шлейфмане. Я, грешным делом, ещё эту книгу не читал. Не потому, что я эгоист, а просто потому, что я её ещё не нашёл. Конечно, мне было бы приятно, если бы честно показали мою скромную лепту, внёсшую в общий котёл нашего полка. Лошади приятно, когда её похлопают по шее после взятия препятствия. Чтобы не случилось, а я остаюсь, верен всем нашим сослуживцам.

На этом заканчиваю своё письмецо. Желаю от всей души самого, самого хорошего. Обнимаю.

С большим уважением к вам семья  Шлейфман.

26. 3. 78 г.


*   *   *

г. Харьков.
газета
«Социалистическая
харьковщина».

ОНИ   СРАЖАЛИСЬ   ЗА   ХАРЬКОВ

                ( Критика и библиография.)

По страницам книги бывшего командира противотанковой батареи гвардии сержанта Георгия Гвоздёва «Дни испытаний и мужества».

Г.Б. Гвоздёв. «Дни испытаний и мужества». Издательство МО СССР, Москва – 1977 г..

В книге «Дни испытаний и мужества» бывший командир противотанковой батареи Георгий Гвоздёв, который потом стал писателем, с большой достоверностью и теплотой рассказывает про подвиги однополчан, с подробностями рассказывает про незабываемые бои за наш город, за харьковщину.

Ночь. Над городом красные всполохи, слышны выстрелы. Фашисты взрывают заводы, жилые дома, делают завалы, что бы задержать советские войска, контрнаступают. С цехов ХТЗ выползали «тигры». Артиллеристы готовы встретить их. Но ещё темно, чтоб метко прицелиться, чтоб каждый бронебойный снаряд ударил в цель. Прибыл командир стрелкового батальона майор Попов. Он пустил осветительную ракету, и артиллеристы открыли беспощадный огонь. Ракета быстро гаснет. Тогда пулемётчики дают очереди трассирующими пулями. Но враг ещё даёт сильный отпор. Долго продолжаются ночные перестрелки на развалинах предприятий. Закончились они могучим гвардейским «ура». Это артиллеристы Козяренко и пехотинцы майора Попова из 36 гвардейской дивизии ворвались на территорию ХТЗ.

В районе тракторного гвардейцы преследовали недобитых захватчиков по широкому и длинному проспекту. Водружено Красное Знамя на здании Госпрома.

Артиллеристы, не останавливаясь, гнали врага дальше до Днепра, по степям, городам и сёлам правобережной Украины, по Молдавии, освобождали от фашистского ига народы Румынии, Австрии, Чехословакии.

Заключительные страницы документальной повести рассказывают про дальнейшую судьбу однополчан. Пережитое автором и его товарищами-фронтовиками через три десятка лет рассказывается в этой книге. У него много боевых друзей, с которыми он поддерживает тесные связи. Эти связи помогли ему написать доходчиво рассказы про товарищей. Однополчане решили летом этого года встретиться в Харькове.

М. Черн. Подполковник в отставке, член Совета ветеранов бывшей седьмой гвардейской армии.

4. 4. 78 г.

*   *   *

г. Киев.
Шлейфман Е.Г..

            Дорогой Володя! Здравствуй!
4. 04. получил твоё письмо и бандероль с книгой Гвоздёва. Спасибо за всё. Книгу я прочёл с большим вниманием, и очень много в ней мне напомнило былых дней – трудных дней, пережитых нашей Родиной и полком – в частности. В основном, книга написана правдиво и довольно-таки не плохо. Надо отдать должное, что масштаб: батарея, взвод и отдельные офицеры, сержанты и бойцы – показаны в книге хорошо. Некоторые неточности (незначительные) ему можно простить. Конечно, за полк ему было трудно написать. Ибо о задачах, которые ставились полку, он тогда знал в общих чертах, а, следовательно, и написать было трудно. Ты не обижайся, что я подчеркнул везде фамилию С т е п а н о в а. У нас такого командира полка ни до меня, ни после, в полку не было. Об этом твёрдо знают все, которые служили в 500. Я, лично, к Гвоздёву никаких претензий не предъявляю. Этот вопрос подняли некоторые сослуживцы, которые читали книгу. Я склонен думать, что действительно Гвоздёв не так уж повинен в этом. То, что он описал в книге рядовых тружеников полка – ему большое спасибо. И при встрече я ему сильно пожму руку за это.

Володя, я тебе посылаю твою книгу и книгу «Время тревог и побед» Горча-кова – прочти, интересная книга, а Серёженьке открытки – «Киев».

На этом заканчиваю писать. Надеюсь на встречу.

С большим уважением к вам я и моя семья.

6. 4. 78 г.


  *   *   *

г. Ярцево,
ул. Советская,
дом 18-а, кв.55,
Смоленская обл..
Гвоздёв Г.Б..

Здравствуй, дорогой Владимир Викторович!
Большое спасибо за твоё тёплое письмо! Немного запоздал с ответом, то не нездоровится, то много работы. Ты уж извини меня за это. У вас, наверное, погода пре-красная, а у нас, на Смоленщине, дожди и дожди. А они давят на здоровье: ноют раны и все кости.

Собираюсь ехать на встречу ветеранов нашего полка, если здоровье не помешает. Ты, сообщают мне, тоже приедешь. Вот и познакомимся ближе.

В твоём письме были какие-то вопросы ко мне, сейчас не вспомню. При встрече на всё, что ты спросишь, отвечу. Не обижайся, что пишу коротко.

Пользуюсь случаем, сердечно поздравляю тебя и твою семью с наступающим праздником весны – 1 мая! От всей души желаю доброго здоровья, успехов и большого счастья в жизни.

Крепко обнимаю! Твой Георгий / Гвоздёв /

17. 4. 78 г.

  *   *   *

Пос. Хорошево.
Маляр А.А..

Дорогой Володенька!
1978-й год, его начало, да и теперь, для меня оказался просто нехорошим. Сначала грипп, затем желудок, а потом сердце, головные боли, стал глухим. Навалились на меня, на 75-м году жизни, вот такие напасти. Два месяца лежал в больнице. Теперь немного лучше, но боли головные повторяются изо дня в день.

В Полтаве меня навещал Андрей Киприч и бывший врач 500 артполка, подполковник в отставке Фёдор Горжий. Спасибо им. Что касается тов. Грачёва, то он обещал побывать у меня дома, но так и не был.

Получил фотокарточки и письмо от тов. Шлейфмана Е.Г. и Генкина Л.И.. Пишет частенько тов. Гвоздёв Г.Б..  А.Ф. Киприч обещает приехать ко мне в Хорошево ко Дню Победы. Если будет всё благополучно, то приезд его совершится. Что касается меня, Ефима Григорьевича и Льва Ильича, то, видимо, это будет зависеть только от состояния здоровья.

До свидания. Крепко целую тебя дорогой сынок Володенька.

   Твой дед  Андрей

23. 4. 78 г.


  *   *   *

ст. Хомутово,
ул. Советская, 10,
Орловская обл..
Константинов
Борис Иванович.

Уважаемый Владимир Викторович!
Письмо я ваше получил. Извините меня, пожалуйста, что сразу не ответил. Болел и лечился в санатории.

К сожалению, о судьбе Вашего отца я Вам сообщить ничего не могу, т.к. по Вашим данным отец погиб 12 января 1942 г., а я начал воевать в 500 артполку с ноября 1943 г. под Сталинградом. Я Вам только могу порекомендовать обратиться к следую-щим товарищам, которые, по моим сведениям, воевали вместе с Вашим отцом и должны были его знать.

Гвоздёв Георгий Борисович. Его адрес: Смоленская обл., г. Ярцево, Советская, 18-а, 55. Об истории полка он написал две книги, вышедших в военном издательстве. Видимо, должен что-то знать ветеран полка Киприч А.Ф.: г. Полтава, Пушкаревское п/о.  Киприч знает адрес бывшего командира полка, который командовал полком по ноябрь 1942 г.. Вообще у него имеются адреса более 10 человек, ветеранов 500 полка. Не исключена возможность, что кто-то знает о судьбе Вашего отца. Поэтому я рекомендую написать в Полтаву, может, что и узнаете.

Естественно прошло много времени, но, возможно, у кого-то сохранилась па-мять о Вашем отце.

От себя лично и от всей семьи сердечно поздравляю Вас и Вашу семью с приближающимся праздником – Днём Победы. Желаю Вам успехов в жизни и хорошего здоровья всем Вам.

С уважением  / Б. Константинов /

28. 4. 78 г.

                *   *   *

            Ссылка на книгу Георгия Борисовича Гвоздёва "Дни испытаний и мужества":

                http://militera.lib.ru/memo/russian/gvozdev_gb/index.html

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru


       (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат.)


Рецензии