К Сабану. Не поле перейти

-    Сабан, телеграмма от Гасима, только что принесли! - радостно говорит Вера, одновременно встречая у калитки мужа с работы и корову с лугов, скорее из леса. - Твой брат, Роза и маленький Сашенька едут к нам, они завтра будут в Карасьярах. Понимаешь?

-    Где телеграмма? Не поверю, пока сам не прочитаю. Да, правда. Телеграмма из Свердловска. Они на самолёте из Хабаровска прилетели, значит, теперь на поезде едут. Встретим. Дома-то оно лучше, а то забрался Гасим на край света. Вместе, рядом с ним будем. Я бесконечно рад! С сенокосом нам помогут.

-    Гасим умеет косить. Розу тоже научим. В августе у нас хорошо: и ягоды, и грибы, картошку выкопать помогут. Они ведь, Сабан, не знают, что мы с тобой ждём ребёнка, через месяц у нас в семье пополнение. Для них новость. Я тебе, конечно, не помощница ни в сенокосе, ни в уборке картошки. Хорошо, что едут.

-    Сюрприз! Через месяц у Гасима родится вторая племянница.

-    Может, племянник. Разницы нет: племянница, племянник, главное мы с тобой ждём нашего с тобой человечка. Врач сказал, что у нас будет дочка.

Ровно через месяц у Сабана и Веры родилась дочка Светлана, очень похожая на папу, тёмноволосая, кареглазая, чернобровая, просто красавица. Диастиновым Гасиму и Розе в посёлке Карасьяры нравилось всё: огромное чистое живописное озеро с лилиями, водорослями, с рыбой и дикими утками, всегда мокрыми подмостками и баней на его берегу. Нравились дома, похожие друг на друга, построенные специально для работников леспромхоза. Люди, добрые, гостеприимные, уважительные.

-    Гасим, давай здесь поселимся навсегда, - предложила Роза мужу. - Конец августа. Скоро начало учебного года. Мне уже предложили работу в школе учителем и завучем. Саша привык к тёте Вере, как ты видишь: каждый вечер они вдвоём встречают корову, овец с пастбища.

-    Мне не хочется жить в деревне. Сабан мне посоветовал ехать в новый, строящийся город на Волге - Новочебоксарск. Ты тоже там работу найдёшь. Я надеюсь, что обязательно устроюсь на работу и решу вопрос с жильём.

-    Хорошо. А где там будем жить? В городе квартиры не сразу получишь. С жильём там будет трудно, допустим, в школе работу найду. Где жить - вот главный вопрос.

-    Завтра Сабан мне предложил сходить с ним на болото за клюквой. Вы с Верой к нашему приходу истопите баню. Думаю, что все проблемы разрешимы, будем верить и надеяться. Утро вечера мудренее. Завтра об этом поговорим.

-    Я здесь все клюквенные места знаю, - рассказывает Сабан брату, шагая по болоту в огромных резиновых сапогах пока что с пустой корзиной, - клюквы с тобой наберём, не волнуйся.

-    Мне твоя клюква не нужна, позвал - я согласился.

-    «Не нужна» говоришь? Как ещё нужна! Зима длинная, клюква после лимона по содержимости витаминов занимает второе место. У тебя растёт сын, для него собирай. Брусники много. Вон за изгородью пройдите с Розой километр - наберёте этой ягоды целую корзину за час. Зимой всё в семье пригодится.
-    Соберу. Вообще я любитель леса, готов бродить по нему целый день.

-    Ну вот и побродим, пока ягод не наберём по полной корзине. А сейчас давай малость отдохнём и покурим, чайку попьём. Он в термосе горячий. Вера пирожков полный пакет дала, молока в бутылку налила. Чай с травами заварила.

-    Я тоже прихватил хлеба и кусочек сыра с колбасой, так что с голода не пропадём. Кружим, кружим по болоту. На Дальнем Востоке тайга. Она похожа и не похожа на здешний лес. Можно легко заблудиться. А ты ориентируешься, где мы находимся?

-    Да! Мы с тобой только что были на том берегу, перешли сюда вон с того болота. У речки воды попили, умылись. Нескончаемый лес. От узкоколейки далеко не могли уйти. Гасим, посмотри, сколько времени? Часы-то взял?

-    Взял. Из дома вышли в семь утра, сейчас пять вечера, семнадцать часов московского времени. Я ещё всё по хабаровскому времени живу. С трудом привыкаю. Если бы не они, ни в какую сюда меня не переманили.

-    Ко мне ближе перебрался. Разве плохо? Я рад. Часы-то хоть перевёл на московский? Семь часов разница! Уму непостижимо! Когда вы летели на самолёте, разница чувствовалась?

-    Да. Из Хабаровска вылетели утром, в Иркутском авиапорту просидели целый час. За двенадцать часов полёта ночи не чувствовали, видели только одни розовые закаты солнца, или это был восход солнца?

-    Билеты дорого стоят?

-    Я летел бесплатно, экипаж самолёта хабаровский, знакомый, я был как свой, в лётной форме, сидел впереди, потом и Роза с Сашей ко мне пересели. Саша бегал по салону. Не капризничал.

-    Поговорили и хватит. Пора домой. Заждались, наверно, нас. В бане попаримся, пивка попьём. Брат ты мой, в какую сторону идти? Можешь сказать?

-    Где север? Давай определим по мху на дереве. Нам надо идти на юг. Твоя узкоколейка где должна быть? На западе?

-    Запад, восток... По солнцу, пока оно есть, надо идти. Неужели заблудились? Не может быть! Живу и работаю в лесу, дорогу домой всегда находил, а тут на тебе!

-    Давай взберёмся на тот высокий холм, слева который, не поросший лесом. Оттуда видно будет. Вспомним места, где мы шли. Да, заблудились! Впервые в жизни заблудился.

-    Гасим, кажется, сейчас дождь начнётся. Видишь? Надвигаются чёрные тучи. Осенний дождь нетёплый. Вот я полный болван и накидки не прихватил. Намокнемся.

-    Гляди, Сабан, лесная дорога! Иди сюда! По дороге шагать легче. Значит, люди здесь бывают. Не волнуйся, всё обдумаем. Дождь мешает, пошли под дерево, льёт, как из ведра.

-    Медведи да сохатые в этих местах кишат. Только бы от волков подальше - страшные звери. Кроме ножа да спичек, никакого оружия. Полные корзины клюквы, тяжеловато нести.

-    Сабан, смотри: чьи - то стога стоят, два стога. Сено кто-то здесь косил.

-    Это же наши стога, наши луга! Ура! Теперь-то я дорогу знаю. Десять километров до Карасьяр! Неблизкое расстояние! Ладно, надо успокоиться. Живём, теперь не пропадём, брат! Костёр попробуем разжечь, хотя кругом всё мокро. Хорошо, что дождь перестал. Гасим, тащи сюда вон те хворостинки, мы с Верой здесь чай кипятили, а я схожу за водой, слева речка протекает.

Братья ночью домой идти не решились. С трудом разожгли костёр, вскипятили воду, заварили чай со смородиновыми листьями. Продуктов хватило бы ещё на целый день. У костра согрелись, но уснуть не смогли, да и было страшновато. Гасим впереди, в метрах 15-20 от костра, между деревьями заметил странную тень, услышал шум, треск сучьев. Зверь, скорее всего медведь, не рискнул подойти к людям, к огню.

-    Мы с тобой, брат, умные, догадливые: запаслись сучьями, дровишками на всю ночь и даже утро, - нарочно громко сказал Сабан и начал ругаться на чём свет стоит, затем закурил. - Не бойся, Гасим, это не медведь, а сохатый, и ему захотелось с нами погреться. Потоптался на месте и ушёл восвояси. С Богом! Утром оставим ему хлеба, что осталось у нас.

С рассветом братья отправились домой.

Дома ягодников ждали вечером, всю ночь. Никто, кроме детей, глаз не сомкнул. Беспокоились жёны, маленький Саша и Аленька-третьеклассница. Вера и Роза вышли к калитке и всю ночь просидели на скамейке. Вера о пропаже Сабана с Гасимом сообщила начальнику лесхоза Хуртину. Лёня Васильев собрал парней-карасьярцев, желающих идти в лес на поиски братьев. - Такого, чтобы кто-то из карасьярцев в лесу заблудился или просто пропал, не было. Завтра утром, вот увидите, они в посёлке появятся, - всех успокаивал Павел Иванович.

Через день Гасим уехал в новый город, где без труда устроился на работу в Химкомбинат по специальности, полученной им в ремесленном училище. Три месяца жил на частной квартире у знакомых, бывших карасьярцев, куда приходил только ночевать, спал на полу, этому был бесконечно рад. Зарабатывал, надеялся на это, жильё, как обещал Розе. Мергасим вместе с бригадой электромехаников прошёл огонь и воду, всегда и везде был профессионалом, все аварийные выходы не обходились без Диастинова Мергасима.


Рецензии
в Карасьярах я жила с 1958 по 1962 год... в младших классах училась
Читаю-читаю и... ностальгим за горло берёт...
Хотя и сейчас на родной земле... деревня Вележи.
Душевные у Вас произведения, Роза. И языком сказаны легким и очень образным - видятся события как на ладони.
Спасибо!
Поклон.
Сабо.

Огюст Сабо   18.02.2017 16:14     Заявить о нарушении
Сабо, я только что вернулась от Вас, с Вашей страницы. Прочитала Ваше резюме, познакомилась с перечнем опубликованных Вами произведений. Рада с Вами познакомиться, приятно встретиться с землячкой. В Карасьярах мы впервые оказались в 1968 году, куда приехали из Хабаровска, приехали к Сабану Диастинову, к брату моего мужа Мергасима. Возможно, Сабана Вы знаете. Наша семья детдомовская. Если Вы прочитали текст главы "К Сабану" повести "Детдомовец", Вы поняли. Спасибо Вам за прочтение нескольких моих произведений и рецензию на одну из глав трилогии "Детдомовец". До встречи на Вашей странице!

Роза Салах   18.02.2017 16:32   Заявить о нарушении
У нас с Вами, Сабо, много общего, в Новочебоксарске я часто бываю, там работала много лет. В те времена многие карасьярцы переехали в Новочебоксарск. И Сидельниково мне знакомо. На берегу Волги, недалеко от Сидедьникова наша дача. О Марийском крае я много пишу. Моя малая родина - в Моркинском районе, деревня Шлань. Долго жила в Вятском детском доме, сейчас это в Советском районе. Так что мы с Вами землячки. До встречи, землячка!

Роза Салах   18.02.2017 17:05   Заявить о нарушении
милости просим! сообщите время приезда. буду рада.

Огюст Сабо   18.02.2017 18:49   Заявить о нарушении
Думаю, что с Вами общение продолжим. В Новочебоксарске у меня много друзей, много моих учеников. Работала в четвёртой школе четыре года просто учителем, а потом -заместителем директора по воспитательной работе более десяти лет. Сейчас живу в Нижневартовске тридцать пятый год. Летом приезжаю на дачу. Так что очень просто можем встретиться. С уважением Роза Арслановна.

Роза Салах   18.02.2017 19:30   Заявить о нарушении
нет проблем!
жду!

Огюст Сабо   24.02.2017 11:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.