Глава 4 Часть 2 Лето 1960 Продолжение

               
                Всей семьёй у моря

Сначала мы поехали в Саратов, но отдых там не задался.  На Волгу было ездить
далеко, в лес ходить со мной также долго и утомительно. Решили поехать в Евпаторию через Москву.
На несколько дней зачем-то остановились в академической гостинице "Якорь". Старое солидное здание, вежливая обслуга. Наш номер в золотистых тонах: шёлковые тяжёлые шторы, такие же покрывала, обивка кресел. В Москве стояла жара. Окна были раскрыты, а шторы задёрнуты от солнца. Я плохо себя чувствовала, лежала одна в кровати, читала роман о Нероне. Мне было спокойно и приятно. Кажется, именно в эту поездку мы побывали в Пушкинском музее, где я с особым вниманием рассматривала картины импрессионистов, в Третьяковской галерее. Там было много народу. Вспоминаю " Троицу" Рублёва, "Явление Христа народу" Иванова, "Незнакомку" Крамского. Прекрасных картин слишком много, чтобы каждую запомнить и оценить.
На поезде выехали в Евпаторию. Чистый уютный купированный вагон, в коридоре от-крыты окна. На мне штапельное сиренево-розовое платье с поперечным чёрным узором под кружева. Оно мне идёт, и я хорошо себя чувствую. Стою в коридоре у раскрытого окна. На меня обращает внимание пожилой, лет сорока, дядечка. Он становится рядом, представляется певцом  оперного театра и пытается академически напевать арии и романсы. Мне немного не-ловко. Родители неодобрительно наблюдают за этой сценой из купе.
По приезде в Евпаторию меня оставили на вокзале. В небольшом зале ожидания был полумрак, спокойно. Людей немного, и разговаривали они вполголоса. Я сидела в уголочке у окна и грустно думала, что ничего хорошего меня не ждёт из-за постоянной зависимости от родителей. Краем глаза заметила, что молодой человек в белой рубашке наблюдает за мной, но не придала этому значения. Однако вскоре он подошёл ко мне с явным намерением познакомиться. Оказалось, он тоже студент второго курса из Москвы. Я немного рассказала о себе и поинтересовалась, почему он обратил на меня внимание. " Ты сидела такая задумчивая и печальная, что мне захотелось тебя отвлечь".
Пришли родители, и мы отправились на квартиру. Это была довольно просторная светлая комната в квартале от набережной. Мы вставали часов в восемь, завтракали в кафе на набережной и отправлялись на пляж, где загорали и купались до обеда. Потом был отдых, а вечером снова шли к морю. Папа явно скучал. Его утомляло бездеятельное лежание на пляже, но вскоре он занялся своей любимой рыбалкой при свете фонаря на причале. Небольшие ставридки мы отдавали хозяйке, и она жарила их нам на ужин. Иногда мы ходили в летний кинотеатр в курзале. Набережная была полна фланирующей публики, ищущей приключений, а мне вспоминалась модная польская песенка:
               
 Ты говорил мне ветреной ночью,
Что, как каштаны, мои глаза.
Ты говори мне, что любишь очень,
Что ты так счастлив, ты мне сказал.

Летели листья и падали градом.    Каштаны, каштаны
Срывал их ветер прямо в песок.    Прямо под ноги падали градом.
И ты сказал мне, что утром рано,   Мы бродили с тобой долго рядом,
Ты уезжаешь на долгий срок.          Сияла нам луна.

Каштаны, каштаны,
Вы свидетели ночи бессонной.
Сколько в мире счастливых влюблённых,
А я совсем одна.

Однажды, когда я лежала на топчане недалеко от моря, молодой человек окликнул
меня. Не сразу я узнала вокзального знакомого в плавках, а он явно обрадовался. Оказалось, он несколько раз ходил по пляжу в поисках меня. Я чувствовала себя неловко в купальном костюме, лежащей на топчане, но не стала вставать, чтобы не подчёркивать своей заинтересованности. Рядом были родители и прислушивались к разговору. Молодой человек рассказал, что у них подобралась небольшая кампания. Они играют в теннис, ходят на танцы. Я выразила удовлетворение своим приятным времяпрепровождением. Разговор получился  натянутым из-за того, что мне мешало присутствие родителей. Парень был обескуражен и разочарован. Я почувствовала облегчение, когда он ушёл. Мне не хотелось, чтобы он понял, как мне скучно и неинтересно. Теперь я с признательностью вспоминаю его искреннее проявление симпатии. Он был добрым человеком.
       
У Чёрного моря, где ясные дали,            Ты помнишь тот вечер лилово-багряный,
Где воздух, вода и тепло,                Магнолии в белом цвету.
Её белокрылою чайкой назвали,                И твой поцелуй горьковато-солёный,   
И имя ей то подошло.                И бронзовых рук теплоту.
        Припев:                Припев
Чайка! Повторяют невольно уста.               Она улетела вдоль южного моря,
Чайка! Ты, как пена морская, чиста.            И мне не вернуть её вновь.
Чайка, белокрылая чайка,                Доверчивой чайке расставила сети
Черноморская чайка - моя мечта...              Другая большая любовь. 
                Припев

Чтобы мне не было скучно, папа записал меня в библиотеку, которая помещалась в красивом здании на набережной. Там я взяла почитать стихи Ивана Бунина. Они настолько мне понравились, что некоторые из них я карандашом переписала на листочек. Он сохранился в моём дневнике. Вот небольшой отрывок:

Под обрывами волны качаются.
Переполнено зыбкое звёздное зеркало волн!
Но колеблясь упруго, лишь изредка складки тяжёло
Набегают на влажный песок.
И тогда фосфорясь,
Загораясь мистическим пламенем,
Рассыпаясь по гравию кипенью бледных огней,
Море светит сквозь сумрак таинственно, тонко и трепетно,
Озаряя песчаное дно.
И тогда вся душа
У меня загорается радостью:
Я в пригоршни ловлю закипевшую пену волны –
И сквозь пальцы течёт не вода, а сапфиры, - несметные
Искры синего пламени, Жизнь!


Рецензии