Адыгейские рассказы 4

№4  БЕЗВОДНОЕ
Продукты  в  доме  Сергея  покупает  только  он  или  по  его   рекомендациям. Здесь  так  принято : пироги  нужно   купить  не  на  рынке,  а  поехав  туда –то ; хлеб – там – то; мясо – там – то :  резать  овец  к  свадьбе  будут ,-    там  и  надо   брать,-  мне  же  хотелось  купить  что – то  самому,  пребывая  в  вольном  поиске. И  поехать  поглазеть    туда,  куда  влечение увидеть   иметь  буду.  Закупки  по  приготовленным  не  тобой  спискам  я  за  годы  преотменно  усвоил, но  тут  же  особый  случай.
И  пуделя  даже  с  длинного  поводка  погулять  иногда  отпускают,  в  моём  случае  пусть  и  под  телефонным  надзором, наподобие  тюремного   браслета  ко  мне   контролирующим  органом  представленным, всё  же  был  отпущен на  рынок  один.
Это « Ты  сейчас   где ?»,- плавно  подводит  меня  к  неврозу  ,  как  минимум, так,  что   я  сам  ощущаю  потребность что – то  скрывать,  обиднее всего ,  что пока  нечего!  Так вот,  намерения  посещения  рынка  у  меня  были  весьма  революционные  и  начал  я   с  маленького  уютного    специализированного   бутика,   где  продают  мёд   во  всём  вообразимом    многообразии  представленного  на  стеклянных  витринах    товара.
В  упор  на  меня  смотрел   продавец ,  нет,  неверное,  князь  гор,  но  временно  продавец. Немигающий  острый  взгляд  из  под  кустарником  растущих  бровей ,  чудом   сросшиеся  на тонком  хищно  выстроенными  хрящами   носу,  хищно  загибающимся  к острому   концу. Тонкие,   плотносжатые  губы  говорили  о  решительности  характера,  а  пучки  волос  из  ушей,  подчёркивали  его  не  желание  слушать,  ибо  знающий  только  вещает.
- Какой мёд  дать,- от  болезней  или  для  чая?,- на  сносном  русском   спросил  он.
- А  что  есть  разница ?
- Конечно. Ты  чем  болеешь ? Твоя  жена  чем  больна ? Говори  как  врачу,-  каждому  подберу  мёд ,- сто  лет  меня  благодарить  будешь.
Набрать  неизвестно  у  кого - сумку  банок  с  разным  мёдом ,-  меня  явно  не  впечатлило  и  решил  аз   ограничиться  малым.
- Для  начала,-  свежий  мёд  к  чаю.
Лицо  нервно  вздёрнулось в  негодовании  и  он  хрипя   выдавил :
- На  здоровье  близких   решил  экономить ?
Такой  вопрос  «припёр  меня  к  стене»  настолько,  что  бормоча  на  заднем  ходу ,  что  я  обязательно   зайду  на  обратном  пути ,  с  трудом  открыв  дверь  вырвался  на   волю. Вот  его  бы  с  моей  тёщей  познакомить   и  тогда,  можно  уверенно   утверждать,  что  радость  на  этом  свете  для  меня  закончилась  навсегда.  Сквозь  ещё  не  закрывшиеся  двери  услышал :
- Зачем  приходил  тогда? Странный…
Я  решил   пройтись  по  рядам. Смотрю,-  красивая  клубника,  не  самая   лучшая  на  рынке,  но  явно  то,  что  стоит  брать,  хоть  и  цена  завышена.
- А  почему  у  Вас  так  дорого ?
- Патаму  ,  что  с …..   района.
Исчерпывающий  ответ  на  их  взгляд  , был  совсем  не  понятен  мне. Конечно , покупка  была  совершена  и  дома  Сергея  жена  мне  объяснила,  почему  она  стоит  дороже остальной:
- Что  ж  ты  хочешь,  она  с …   района.
Отвёз  клубнику  домой   и  уехал  посмотреть  станицу,  названную   в  честь  принца  Альберта. Нелепость  ситуации  была  очевидна ,-  адыгейская  станица  и  в  ней  Альбертшрассе   или  центральная  улица   имени  принца  Альберта ,но    хитрость  победила  нелепость  хутор  назвали  в  честь  принца -  ПРУССКИМ ещё  в  те  далёкие  времена  когда  на   Кавказе   шла  война за   внедрение  русскоязычного   населения, которого  в  1917  году  насчитывалось  более  200  дворов. В  гражданскую – это  был  центр  базирования  белого  генерала  с  его  белой  сволочью.  Станица  на  протяжении  всей  истории  «бурлила»  , не  менее  активна  тут  и  природа. Название  переименовали  в  БЕЗВОДНАЯ , а  улицу  Ленина  так  и  не  обозначили ,  зато   чётко  прописали  название  немногих  улиц :
    Апшеронская,
    Комсомольская,
    Краснофлотская,
    Красных Командиров,
    Пруцкая,
    Старых Большевиков.
Природа  предоставила  грунт,  который  практически  не  поддаётся  обработке,  ужасную  воду   в  колодцах  и  постоянные  оползни  и  провалы,  два  из  которых  образовали  озеро,-  может  пьяная  фантазия  начальства  именно  поэтому  назвала  одну  из  улиц  Краснофлотской ?  Любопытство  заставило  меня  поехать  и  убедиться  в  необыкновенности  этого  загадочного  поселения.
     С  основной  магистрали  на  резком  повороте  на  грунтовую  дорогу    стоит  стрелочка  с  надписью   БЕЗВОДНОЕ.  Ни  остановки ,  ни  предварительных  знаков,-  ничего. Даже  на  выезде  нет  знака,  что  выезжаем  на  главную  дорогу,-   может  жители  в  этом  сомневаются ?  Состоящая  из  ям  и  бугров   изгибающаяся  дорога  сквозь  густые  заросли  обочин  вела  в  небеса,  судя  по  углу  подъёма.
Что  меня  поразило ,-  так  это  не  бедность -  нищета!  Стены  домов  усиленные   кровельным  шифером ,  всё  запущено  настолько,  что  ощущение  тропиков  и  покинутой  индейцами  деревни  совершенно  ярко.  Я доехал  до  развилки,  что  судя  по  остаткам  разрушений  ограды  сквера  и  трудноузнаваемого  памятника  и  был  центр.  Слева  от  меня  стоял  деревянный  сруб,  который  хочу  описать  подробнее.
Возвышающееся  над  землёй  здание   состояло  из  четырёх  проходных  помещений  ,  оканчивающихся  большой  комнатой,  метров  под  сорок.  Сама  постройка  изогнулась  змейкой  сразу  в  двух  плоскостях,  что  создавало  сказочный  вид.  Тыльная  сторона  последней  комнаты  и  часть  прилегающих  стен  были  полностью  заменены   громадными,  не только  не  проходимыми,  но  и  не  просматриваемыми  зарослями   сирени. Вторая  часть   горницы ,  сохранила  кровлю ,  стены  и  даже  створки  окон,  превратившиеся  из  прямоугольных  в  ромбовидные . В  здание  зайти  не  решился,  потому  и  описываю  несколько  сумбурно. Вторую  комната ,  с  окном  «на  меня» , так  «перекособочило» ,  что  былое  помещение  разгляделось  не сразу.  Интересна  веранда  и  практически   не  пострадавшая   большая  табличка  на  ней.  Прямо  в  середине  крытой, остеклённой  веранды   выросла   калина,  зелень  которой  так  ярко  контрастировала   с  разрухой ,  что  символично  подумалось,  о  побеждающей  ЖИЗНИ   всегда  и  везде.  На  большой  металлической  табличке  намертво  прикрепленной  к  фронтону была  казённая надпись    ЖЕНСКАЯ  КОНСУЛЬТАЦИЯ № …   посёлка   БЕЗВОДНОЕ.
Повернул   на  просёлочную  дорогу, совсем  немного  проехал  и  увидел  громадный   двор  впереди  старой  хаты. Двор представлял  собой   Ноев  Ковчег   счастливцев,  радующихся   спасению. Была  представлена  только  молодёжь :
- пятнистые  поросята  визжали  и совершали  резкие  пробежки  вызывая  справедливое  возмущение  у  молодых   кур ,  которые  кудахтали  и  совершали  короткие  перелёты; две  козочки  жадно  жевали  зелень ;  в  жестяном  корыте  штук  пять  подросших  гусят  мешали  друг  другу ,  воспитывая  в  себе  обоснованный  эгоизм; целых  три  котёнка  играясь,  пытались  залезть  на  лестницу,  сделанную  из  поразительно  кривых  направляющих  жердей,  из – за  чего    ступени,   идущие  разным  шагом  располагались  под  углом. На  самых верхних  ступенях    с  непостижимой   важностью  восседали  наблюдающие  происходящее  три   молодых  индюка.
Единое  старое  существо – раскормленный  пёс,  с  трудом  вылез  из  будки  и  издал  несколько  хриплых  звуков   ,  обратив  морду  ко  входу  в  дом.
Дверь  открылась  и  два  мальчишки,  лет  по  шесть  выглянули,  увидели  меня  и  пулей  умчались  в  дом, громко  хлопнув  дверью. Буквально  через  минуту  вышел  мужик,  лет  сорока -  сорока -  пяти,  очень  бедно  одетый.
Чтобы  разговориться,  я  купил  у  него  яйца,  мёд  и обработанную  утку. Меня  очень  удивил  его  оптимизм.
- Многие  бэдно  живут. Много  слабых. Я  Хазяин ,  сам  смотри, у  меня  всо  есть! Конь,  корова ,  матацыкл , машина,-  всо! Слава  Богу!  Дети,  внуки,-  ничем  нэ  обижэн.
За  этим,  сбитым  с  подгнивших  досок   заборе,  запутанных  по  низу  ветками  и  малярной  сеткой ,  за  этой  калиткой , где  вместо  петель  служили  круги  из  проволоки,  ЖИЛА  СЧАСТЛИВАЯ  БОЛЬШАЯ  СЕМЬЯ.  Наука  понимать  счастье   коснулась  их  и  обошла  меня.
- Ранше,  кагда  от  нас  авец   сдавать  гынали ,  дарога  часами  был  занят,  теперь  это  никому  не  надо. В  посёдке  началство  жило, камандавали,  калхоз… Но  тепер  вообще  никому  ничиго  не  надо  и  можно  дэлать  зидесь  чито  хочэш,  вот  мы  и  зажили.
Мальчишки  выбежали  к  нам : один  держал  завязанный  платок,  другой  пивной гранённый    бокал  с  запотевшим  компотом.
- Бэз падарка от  нас  нэ  уезжают. Дома  женщины  уборка  дэлают,  изыни,  в  дом  нэ зову.
Подъехала   идеально  ухоженная  очень  старая  иномарка ,  вся  обклеенная наворотами , от  колпаков колёс  до  верхушки  антенны,  с  кричащим  кавказские  мелодии   магнитофоном, из  которой  вышел  молодой  парень,  одетый  в  ярую  и  цветастую  одежду  в  немыслимой  конструкции  обуви.
- Сын  мой.
Они  перекинулись  парой  фраз  и  Хозяин  сказал:
- Садись  к  нему,  он  тебе  красоту  Безводного  покажет.
Потерпите:  Вот  сейчас  наступит  та  часть,  которая  с  лихвой  окупит  всё  предыдущее.
Водить  машину  нас учили  наставники   точно  разных  школ  в  разных  странах.  Я  вжался  в  сидение, вцепился  в   неработающий  ремень  безопасности  и  надёжно  упёрся вытянутыми,  но  пока  ещё   не  протянутыми   ногами .  Со  злобным  рыком  двигателя  и  угрожающей  дрожью всего  корпуса  и  его  содержимого,  этот  автомонстр  мчался  по  условной  дороге подпрыгивая  и  падая ,  не  взирая  на  заносы  и  близость  обрыва. Мы, наконец,   остановились  и  меня  дрожащего  по  инерции   посетила  волна  благодарственной  радости,  что  появился  реально  шанс  выжить.
- Выходите,- на  неплохом  русском  пригласил  парень.
Я  вышел,  не надолго  трусцой   отлучился   по  причине    малейшего    промедления  не допускающей. Вернулся,  частично  пришедший  в  себя.
- Посмотрите,  разве   краше  может  что – то  быть ?
Сверху  вниз  простиралась  поразительной   красоты  картина:  озеро ,  с  лёгкой  дымкой;  дома  смотрелись  в    густоте  зелени,  как  инородные  островки,  с  непреклонным   упорством  природой  уничтожаемые. Направление  тёплого,  нежного  ветерка  было  видно  по  радости  зелени,  старающейся,  наклоняясь  сопровождая  благодать  продлить  удовольствие. Видимое настолько  поглотило  меня,  что  ни  одного  маленького  уголка  для  другого  чувства,  кроме  распирающей  душу  волны   радости  ПОНИМАНИЯ   КРАСОТЫ ,-  КАК  ВЫСШЕЙ  ИСТИНЫ не   осталось.   Что  Вам  сказать ?  Я  потерял  ощущение  времени.
- Поедим,  я  Вам  ещё  кое - что  покажу.
Мы  проезжали  улочками  посёлка,  где  пустующие  ,  полуразрушенные  дома,  соседствовали  с  бедными,  но  с  бурным  проявлением  владельцев   желания   жить.  На  калитке  одного  из  таких   домов  сидел  громадный  петух,  который  бесстрашно  закукарекал ,  сопровождая  недобрым  взглядам  нас.
Нет  смысла  пытаться  описать  неописуемое.  Эти  виды  нельзя  назвать  красотой,  это  нечто  большее,- это   проявление  Божьей  Истины  в  красоте.  Например , с  определённой  точки  внизу -  вид  на  то  место,  где  мы  остановились  вначале  и аз  на  минутку  отлучился, панорамный  вид   открывался  невероятный.  Я  хорошо  помню  ощущение  того,  что  я  снизу  взирал  на  величие   и  красоту  того  места,  где  только  что  был  и  уникальности   его  не увидел.
- Скажите.  Как  бы  трудно   не  жилось,  разве  отсюда  можно  уехать ? У  меня  жена  с  Краснодара  и  квартира  у  нас  там,  но  только   появляется  минутка  - мы  все  рвёмся  сюда. И друзья  наши  то  же. У  меня  отец  такой,  что   приезжающие   сразу  чувствуют  в  нём  родственника. Вот  Вы,  разве  не  почувствовали ?
- Да.
- Здесь  раньше  казаки  жили ,  сейчас  то  же  остались,  но большинство  адыгов  вернулось.  Вернулись  и  остались .  А  куда  идти  если  ты  здесь  родился,  в  этой  красоте? Только  на  заработки.
  Попросившись  домой  ,  выпив  ещё  компота ,  медленно  поехал  к  своим ,  попрощавшись.  Меня  пригласили  в  гости  с  семьёй,  дали   телефон,  чтобы  они  могли   подготовиться.  Так  много    меня  тогда   поразило,  что  темы  сперва  следовало   «разложить  по  полочкам»,  а  потом  уже  всё   записать  или  сделать  наброски.  Что  больше   всего  меня потрясло -  ОНИ   СЧАСТЛИВЫ. Мы  пытаемся  быть   счастливыми,  создаём  веселья, ходим  в  театры  и  в  гости ,- то  есть  создаём  мир  счастья,  а  они   счастливы  по  жизни.  Может  быть  потому   что  убеждены ,  что  правильно  живут ;  а  мы  считаем , что   знаем  как  нам  надо  жить  и   прилагаем  все  возможные   усилия  ,  чтобы  достигнуть  для  нас    недостижимого. ПОТОМУ  И  НА  СЧАСТЬЕ  ПОКА  ВРЕМЕНИ  У  НАС -   НЕТ.


Рецензии