Виктория Тимонова. Туризм - это серьезно
- Вы много лет работаете в сфере туризма – международного и российского. Можно ли сказать, что после олимпиады 2014 года произошли какие-то фундаментальные изменения в этой области?
- В этот период в мире произошло достаточно много событий экономического плана. Имели место военные конфликты, террористические атаки, сложилась достаточно тяжелая ситуация с беженцами в Европе. Тем не менее, по данным Всемирной Туристической Организации, в 2015 году число международных туристических прибытий увеличилось на 4,4%. Основные же тенденции в международной туриндустрии - это рост востребованности городских туров в межсезонье, круизы и путешествия в более отдаленные дестинации. Продолжается рост рынка услуг MICE (сейчас он уже занимает 54% доли рынка), а вот рынок деловых поездок из-за влияния технологических решений сократился. Китай укрепился в статусе крупнейшего в мире рынка выездного туризма. Из основных изменений последнего времени, пожалуй, следует отметить:
- изменение модели поведения туристов – вопрос цена-качество остается решающим при выборе направления отдыха; важно также получение нового опыта вне рамок традиционного отдыха; растет заинтересованность в возможности получения аутентичного опыта, наполненного активностями, которые не могут быть получены в своей стране; большое значение приобретает экологическая безвредность услуг и продуктов;
- мобильные технологии также оказывают влияние на трансформацию туристической среды: на первое место выходят быстрота и удобство, т.е. возможность получения информации и бронирования услуг он- и офлайн, через мобильные приложения…
- большое значение при выборе места отдыха отдается форумам и блогам, а также сайтам-отзывам (как TripAdvisor и др.) и соцсетям
- появление новых бизнес моделей, действующих по принципу пиринга/P2P (от пользователя к пользователю), позволяющих найти людей, заинтересованных в услугах друг друга. Примером таких площадок являются: AirBnb, HomeAway, Homestay (альтернативное размещение по всему миру); активно развивается экономика совместного потребления (простыми словами – экономика предложения), вместо покупки предпочтение отдается аренде или обмену; наиболее востребованные услуги - совместные путешествия и поездки, аренда жилья);
- набирает популярность такой вид альтернативного размещения, как «поштел» (poshtel - posh с английского – «роскошь», hostel –«хостел») - совмещение практичности хостела с роскошью дорогого отеля;
- появился новый потенциальный рынок туристов - поколение Y (рожденные в 80-е годы и начале 90-х) – для поколения Y важна технологичность, поэтому, чтобы привлечь этот рынок, происходит переход с традиционного маркетинга на digitial-продвижение (поиск мобильных каналов, создание пользовательского контента, использование соцсетей и т.д.). Современный бизнес стал активнее ориентироваться на этот рынок.
- Несмотря на успешную карьеру в Америке вы выбрали вернуться в Россию. Что тогда было решающим при выборе дальнейшего пути?
- Возможно, это прозвучит пафосно, но желание поделиться своими знаниями и опытом. Работая в различных областях туриндустрии, я знала, как все процессы происходят у нас, и со временем появилось желание узнать, какие есть еще модели развития сектора. Когда представилась возможность поучиться в Америке в магистратуре по специальности «Менеджмент дестинаций», а вместе с этим и получить западный взгляд на вопросы туризма, решила этим воспользоваться. А потом стало профессионально интересно использовать полученный опыт не там, где все уже развито и работает как часы, а попробовать применить что-то из полученного опыта у нас.
- И вот в какой-то момент вы оказались в предолимпийском курортном Сочи. Начали работать в той сфере, в какой можете приносить пользу и реализовываться. Что бросилось в глаза, что удивило, что заставило задуматься? Вопросы касаются именно туризма и отдыха.
- Пожалуй, менталитет и отношение местного населения к туристам и гостям – это то, что сразу сильно задело. Стремление заработать на туристах любым способом, не заботясь о качестве услуг, не думая, что многим приходится целый год копить деньги для поездки в Сочи, не заботясь о долгосрочном развитии своего бизнеса. Я рада, что благодаря Олимпиаде 2014 года произошел определенный перелом в сознании и пришло понимание, что для того, чтобы что-то получить, нужно вложить силы и средства, нужно быть гибким и дружелюбным, совершенствоваться и развиваться.
- На ваш взгляд, что способствует поэтапному развитию курортных городов и что этому мешает? Можно привести примеры иностранных городов и российских.
Я не слишком компетентна в этом вопросе. Могу лишь высказать свои предположения. Любое развитие подразумевает, прежде всего, стратегическое планирование. Планирование должно осуществляться с учетом интересов всего местного сообщества, уникальности курорта, сохранения курортных и природных ресурсов, культурно-исторических памятников. Города-курорты (как Сочи, Кисловодск, Ессентуки и др.), в большинстве своем, сформировались в конце XIX, начале XX веков и представляют историческую ценность, а многие объекты имеют статус государственного исторического значения, поэтому при решении о реставрации, сносе или перепрофилировании нельзя принимать самостоятельных решений на местном уровне. Нужно также грамотно и гармонично интегрировать современность в историю, сохраняя индивидуальный облик курорта и его историю, комфортность и доступность к курортным и прочим объектам и учреждениям горожан и гостей.
- Вы раздаботали серьезный проект - создание Ассоциации по продвижению курорта Сочи. Что стало решающим, когда взялись оформить на бумаге то, что знали, к чему стремитесь?
- Идея о создании Ассоциации в форме частно-государственного партнерства появилась еще пару лет назад. Работая в туриндустрии, у меня была хорошая возможность глубже изучить ситуацию и понять, что существует ограниченная коммуникация между бизнесом, между бизнесом и властью, а также наблюдается некая пассивность игроков туррынка (речь идет не о персональном бизнесе, а об общих и в то же время касающихся каждого, вопросах сектора: создание привлекательности дестинации, ее продуктивности и конкурентоспособности). Это не может не сказываться на эффективности рынка и его способности к быстрой адаптации к новым условиям. Ассоциация же может выступить площадкой для объединения всех игроков (а к ним относятся государственные органы, бизнес, различные некоммерческие организации, частные лица, образовательные учреждения, общественность и т.д.) с разными возможностями и ресурсами для общения, совместной разработки и реализации туристических инициатив, направленных на повышение имиджа дестинации (туристическая дестинация - место (территория) посещения), формирование общественного мнения, способствующее увеличению туристического спроса на дестинацию, ее способности противопоставить себя конкурентам. Ситуация на рынке постоянно меняется, и у туристов появляются альтернативы для выбора мест отдыха. А чтобы турист отдал предпочтение отдыху именно в Сочи, необходимо проведение планомерных, систематических и качественных мероприятий по привлечению туристов и продвижению Сочи на ключевых внутренних и международных рынках. Ассоциация и может выступить инструментом для реализации таких маркетинговых программ. На национальном уровне в России продвижением страны занимается Федеральное агентство по туризму. Однако в интересах каждого субъекта проводить и свои мероприятия по достоверному и актуальному информированию российского и международного сообществ (СМИ) об особенностях дестинации (так сказать, из первоисточника), с целью дальнейшей популяризации дестинации и понимания ее продуктов, и тогда информация о дестинации гарантированно сможет достичь конкретные целевые рынки. Это стандартная мировая практика, когда продвижением дестинации (на местном уровне) занимаются отделы по маркетингу при департаментах по туризму или отдельные организации, как конгрессно-туристические бюро (CVB), организации по управлению дестинацией (DMO), которые могут быть в форме Ассоциаций или маркетинговые агентства.
- Экономическая и политическая ситуации в России сейчас непростые для развития туризма. Или наоборот? Как на это смотреть профессионально?
Благодаря (именно так) экономической ситуации в стране и международным геополитическим процессам появилось, наконец-то, понимание и осознание важности развития внутреннего и въездного туризма, которые ранее недооценивались, несмотря на то, что по доходности для бизнеса и казны они являются эффективным источником поступления финансовых средств, оказывают влияние на платежный баланс страны, способствуют развитию инфраструктуры, сельских территорий, повышению качества жизни местного населения, развитию местных культур и возрождению народных промыслов, способствуют увеличению рабочих мест и трудоустройству людей с ограниченными возможностями. Помимо экономических выгод, развитие этих направлений дает возможность гражданам страны лучше познать и понять свою страну, открыть для себя новые и интересные места, а для иностранных туристов – это возможность соприкоснуться с другой культурой, встретить людей, проживающих в том или ином регионе и, таким образом, расширить возможности для общения и установления взаимного понимания между людьми.
- Насколько важна управленческая структура в туризме? Кто и как может взаимодействовать более эффективно, кто кому подчиняется, кто кому деньги платит? Большая ли роль в этом государства и его законодательства в этой сфере или лучше все отдать бизнесу и выживет сильнейший?
- Туризм является одной из самых сложных сфер экономики, взаимодействующий с более 40 отраслями народного хозяйства, не имеющими ярко выраженного туристического характера (транспорт, торговля, строительство, производство товаров народного потребления, связь, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и т.д.), на которые он оказывает существенное прямое или косвенное воздействие. Поэтому для целенаправленной и взаимосогласованной работы всех вовлеченных отраслей необходим единый орган регулирования на всех уровнях, и им выступает государство. От того, насколько грамотно выстроена структура управления (соединены все внутренние звенья и элементы, налажена взаимосвязь между ними, определены роли и распределены зоны ответственности) и насколько она гибка, т.е. способна быстро адаптироваться к новым внутренним и внешним условиям, зависит успешность развития сектора и его устойчивость. Правовая регламентация туризма (нормативно-правовые акты, законы, лицензирование, сертификация и пр.) также всегда была и остается прерогативой государства, но законы будут эффективными, если в их разработку будут привлекаться и практики рынка, и общественные организации. Сектор развивается продуктивнее там, где местные власти используют координационный стиль управления, нежели административно-командный метод; стимулируют и поддерживают туристические предприятия, создают привлекательные условия для тех, кто готов вкладывать ресурсы в долгосрочные проекты и программы (для модернизации туристических предприятий, восстановления культурно-исторических памятников и пр.); открыты для общения и совместного решения насущных вопросов с игроками туррынка с учетом интересов всех сторон. Повторюсь, только через партнерство (взаимодействие и активное участие всех заинтересованных сторон в планировании, разработке и реализации решений) возможно эффективное осуществление туристической деятельности и ее устойчивость.
- А если говорить именно о туристическом и лечебном потенциале Сочи, что нужно первостепенно преобразовать? Какие вы видите благоприятные возможности в нашем городе и какие явные тормозящие факторы? С сервисом как обстоят дела?
- Мало дестинаций в мире, которые располагают такими ресурсами, как Сочи: уникальная природа, морское побережье, богатая лечебно-рекреационная база, историко-культурные памятники, самобытная культура, да еще и горнолыжные возможности! Не стоит забывать и о возможностях Сочи по проведению различных российских и международных мероприятий и событий.
Не буду оригинальна, сказав, что основные факторы, которые не дают городу-курорту развиваться в полной мере на местном уровне: ценовая политика при формировании турпродукта или услуг, нехватка профессиональных кадров, качество услуг, малодейственное и несистематичное продвижение Сочи, лимитированное взаимодействие между бизнесом и властью. На федеральном – вопросы стоимости авиа и ж/д билетов, либерализация визовых процедур (для иностранных туристов).
Ввиду востребованности качественного, но бюджетного размещения в Сочи, большой поддержкой были бы предложения услуг размещения в частном секторе. Но поскольку этот сектор пока не легализован (большая часть владельцев являются самозанятыми гражданами), сложно гарантировать качество предоставляемых услуг и безопасность туристов, поэтому агентства неохотно работают с этим сегментом. Государство могло бы продумать какую-то упрощенную форму налогообложения для этого рынка услуг, которая была бы им интересна, чтобы у них появилось желание выйти из тени, а также разработать «правила игры» и контроля их деятельности, чтобы оказание услуг стало прозрачным. Для ускорения процесса можно было бы создать рабочую группу из представителей государственного и частного сектора и совместно выработать концепцию с последующим ее лоббированием на федеральном уровне (кстати, ситуация с частным сектором актуальна не только для Сочи, но и для других черноморских курортов Краснодарского края и Крыма, поэтому заинтересованные представители из этих регионов могли бы также принять участие в обсуждениях и разработке концепции).
Для продвижения бальнеологических возможностей Сочи помогла бы разработка специальных обучающих программ для врачей и специалистов (возможно, введение соответствующего курса в профильных вузах). Например, в советские времена постоянно проводилось обучение для врачей и специалистов, назначающих бальнеологическое лечение минеральными водами «Мацеста». Программа недавно была восстановлена и актуализирована, созданы условия для проведения таких обучающих семинаров на базе БК «Мацеста». Слушатели семинара имеют возможность ознакомиться с уникальными методиками, разработанными в период с 1950 по 2000 годы НИЦ курортологии и реабилитации (г. Сочи) Минздрава России совместно с БК «Мацеста», получить практические знания на основе собранной статистики по эффективности применяемых методик, а также комплект методических материалов. По окончании программы выдаются сертификаты. Но им нужна поддержка в продвижении программы.
В условиях рыночной экономики именно качество обслуживания определяет, кто на рынке является победителем, а кто – проигравшим. Разработка программы «Заботливого отношения к гостям», аналогично западным программам Welcome Host Customer Care, могла бы содействовать внедрению поведенческой модели гостеприимства, обучению стандартам линейного персонала, напрямую контактирующего с гостями Сочи (экскурсоводы, гиды, менеджеры агентств, персонал ресторанов, кафе, баров, отелей/гостевых домов, водители такси, госслужащие и т.д.), а также повышению качества туристических и сопутствующих услуг. Реализации программы способствовало бы создание специализированного тренинг-центра, который мог бы стать единой платформой подготовки/переподготовки персонала для сферы обслуживания. Создание центра повысит качество подготовки обслуживающего персонала, исключит присутствие на рынке неподготовленных кадров, что будет способствовать возрождению престижа профессий сферы обслуживания и формированию лояльности специалистов к данной деятельности и, в итоге, будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг, получению положительного опыта гостями Сочи и самими сочинцами.
Если мы хотим, чтобы и будущие поколения смогли наслаждаться ресурсами, которыми располагает Сочи в настоящее время, а у местных жителей было достойное качество жизни сегодня и в будущем, необходимо ориентироваться на устойчивый (ответственный) туризм и проводить мероприятия, направленные на балансированное взаимодействие между экологией, экономикой и социальными вопросами. Такие мероприятиями могут включать, например, разработку соответствующих правил поведения для гостей и резидентов Сочи при посещении памятников природы, истории и культуры (увозите/уносите домой только фотографии и воспоминания; помните, что путешествие должно доставить наслаждение не только вам, но и местным жителям), а также специализированные рубрики на ТВ и прессе и при проведении массовых мероприятий с целью формирования нового отношения к традиционным ценностям туризма.
- Для кого в первую очередь должен работать курорт Сочи? Для россиян, иностранцев, для всех вместе?
- Исторически сложилось, что Сочи - это курорт для отдыха и оздоровления, прежде всего, граждан России. Тем не менее, чтобы быть конкурентоспособным и устойчивым, необходимо развиваться и выходить на новые рынки. Поэтому нельзя ставить своей целью развитие курорта только для одной целевой группы и только в одном направлении. Нельзя игнорировать ни туристов из стран СНГ, ни западных туристов, ни гостей из азиатских стран. А если вспомнить историю, то доля иностранных туристов, посещавших Сочи в советское время, была весьма заметна. Большая часть иностранцев из стран Скандинавии, например, приезжала в Сочи с целью оздоровления. Круизные компании включают остановку в Сочи, и пассажиры с удовольствием отправляются на экскурсии по городу.
Существует мнение, что у иностранных туристов более высокие требования к сервису и услугам, но это не совсем так. Точнее, сервис должен быть одинаково достойным как для жителей дестинации, так и для гостей независимо, являются ли они россиянами или приехали из-за границы. Соблюдение же основных сервис-принципов поможет получить конкурентное преимущество: предоставляйте клиенту достоверную и актуальную информацию, никогда не обещайте клиенту то, что не сможете выполнить, предоставляйте услуги, оплаченные клиентом, в полном объеме и согласно согласованной c ним программе, никогда ничего не решайте за клиента, лучше уточните у клиента его мнение, будьте открыты - в случае каких-то непредвиденных обстоятельств при предоставлении уже оплаченных услуг, информируйте клиента о невозможности организации услуги и заручитесь его согласием на альтернативу или возврат денег, оперативно решайте проблемные ситуации, работайте только с проверенными и надежными партнерами…
Дополнительно при приеме иностранных туристов нужно знать и понимать национальные особенности клиента, чтобы правильно разработать тур, преподнести информацию во время экскурсии и знать, как себя вести, чтобы не задеть его культурных и национальных чувств. А этому нужно учиться. И обязательно нужно говорить с клиентом на его языке (если гости из Китая - на китайском, из Германии – на немецком, ну и не стоит забывать и международном языке общения, английском).
Низкий курс рубля плох для россиян, путешествующих за границу, но хорош для иностранных туристов, приезжающих в Россию (при условии, что цена турпродукта для иностранных туристов будет разумной). Поэтому сейчас достаточно благоприятные условия не только активно информировать мировое сообщество о разнообразных туристических возможностях страны в целом, но и отдельных регионов, но также закрепиться на этом направлении.
Не стоит сидеть и ждать, когда и у кого появится востребованность на курорт, а нужно самим предпринимать шаги по привлечению западных туристов и проводить это систематично и качественно.
- Потенциал для новых экскурсионных маршрутов в нашем городе. Он велик или уже все разработано?
- Современному туристу интересно, помимо купания в море или катания на лыжах, или получения рекреационных процедур, еще и познакомиться с культурой и историей курорта, его природным богатством. Туристам и гостям Сочи предлагаются многообразные экскурсии. Однако, если туристы приезжают в Сочи не в первый раз, им хочется новых впечатлений. Но это не означает, что нужно постоянно множить экскурсии. Можно ведь и старое преподнести так, что человек и в третий раз с удовольствием отправится на обзорную экскурсию! Возможности же Сочи вполне располагают и для разработки новых привлекательных и уникальных предложений. Стоит лишь проявить креативность и просто повнимательнее изучить историю Сочи, пообщаться с национальными диаспорами, местными ремесленниками… Есть такие отдыхающие, которым вообще неинтересны «массовые» экскурсионные маршруты, и хотя их немного, но не брать их в расчет тоже нельзя. Для этой категории туристов, например, можно было бы разработать экскурсию «Архитектурное наследие Сочи» (включить следующие объекты: санаторий им. Орджоникидзе, санаторий «Металлург», Вилла «Надежда», Вилла «Вера», дача Барсовой, Морвокзал, здание железнодорожного вокзала, дом Хлудова, Художественный музей, дом князя Ф. Юсупова, дача Трапезникова, виадуки, Мацестинский мортопункт, Мацестинская водолечебница и т.д.); или фотоэкскурсию – подобрать самые интересные объекты и площадки с точки зрения съемок.
Все вышесказанное требует, прежде всего, заинтересованности руководства экскурсионных компаний в разработке новых и усовершенствовании имеющихся программ. Некоторые же программы требуют, помимо идеи и желания, еще и поддержки, и участия со стороны властей и определенных ресурсов. Очень печально наблюдать за уничтожением «царской» странички в истории Сочи. Я имею ввиду царский охотничий домик, построенный для императора Николая II, и домик егерей на Красной Поляне. Несмотря на то, что охотничий домик является историческим памятником, в настоящее время он находится в частных руках, был реконструирован без сохранения прежнего облика и доступа для туристов. Если бы была возможность восстановить его в прежнем обличии, то это было бы, простите за современный слэнг, «вкусное» соприкосновение с прошлым. Почему-то никто до сих пор не озадачился созданием официального музея, посвященного сражениям советских солдат с немецкой горно-егерской дивизией «Эдельвейс» на Красной Поляне. Поисковые отряды, организованные сразу после войны ветераном войны и педагогом Борисом Цхомария, собирали со склонов гор различные предметы, оставшиеся со времен сражений, и складывали все в комнатке в местной школе, доступ к которой весьма ограничен! Как-то поступил запрос из Японии о разработке военного тура в Сочи. Сразу появился вопрос, почему люди из такой далекой страны интересуются нашей историей, а многие россияне даже не знают о значении города-курорта Сочи в ВОВ! А маршрут по местам боев был бы очень интересным сам по себе. А добавив еще информацию о подвиге врачей и посещение военных мемориалов, получилась бы полноценная экскурсия, открывающая Сочи с позиции военного наследия.
Сочи – это место, где находятся самые северные в Европе чайные плантации. Можно разработать турпродукт «Чайное турне», который соединит посещение всех 6-ти плантаций и, конечно же, домик-музей отца-основателя самого северного чая И. Кошмана, включит участие в сборе чая и его производстве, дегустацию различных видов чая, мастер-класс по завариванию чая.
В Сочи в Имеретинской бухте проживают христиане-староверы. Предполагалось, что при переселении перед Олимпиадой для них будет построена новая церковь, при которой планировалось создать центр старообрядческой культуры. Центр был бы открыт для всех, кто хочет соприкоснуться с традициями и культурой старообрядцев, узнать их историю и как старообрядцы живут в современном мире; научиться прясть, танцевать и готовить. И очень жалко, что до сих пор церковь и центр не действуют. А это была бы уникальная возможность узнать о старообрядцах.
Еще одно перспективное направление, которое стоит активнее продвигать, - приключенческий туризм, включая хайкинг (пешие походы), треккинги, спелеопоходы, каньонинг. Необходимо обратить внимание на квалификацию горных гидов, обустройство маршрутов для безопасного и более комфортного их прохождения.
- Аграрный и этнотуризм в Сочи. Есть перспективы?
- Агро- и этнотуризм являются видами устойчивого или ответственного туризма. Туризма, который уважителен (ответственен) как по отношению к местным жителям, так и к гостям, культурным и природным ресурсам дестинации. Во время поездок туристы (гости) имеют возможность не просто отдохнуть, а обогатиться новым опытом, глубже узнать дестинацию, дополнительно и принимающая сторона получает определенные выгоды от общения с туристами.
Агротуризм или как его еще называют «фермерский» туризм, в широком смысле, включает посещение работающих фермерских и плодово-овощных хозяйств, виноделен и прочих аграрных комплексов, во время которых туристы, помимо удовольствия, получают более глубокое понимание об аграрных процессах, фермерском труде через обучение, а также практическое участие в ежедневной жизни фермера и прочих аграрных мероприятиях. Агротуризм достаточно популярен в мире. Например, в Америке вы можете приехать на ферму и собрать ягоды, фрукты или овощи, при выезде оплатить за собранный урожай по минимальной цене. Для вас – это развлечение и возможность недорого купить продукты, а для фермера – возможность не беспокоиться о том, как реализовать товар и сэкономить на транспортировке урожая. Этнотуризм или более широкое название «культурный» туризм – это возможность окунуться в историю и быт народов, проживающих в дестинации, принять участие в удивительных народных обрядах и праздниках, научиться готовить блюда национальной кухни, постичь тонкости местных художественных и ремесленных промыслов. Все виды устойчивого (ответственного) туризма тесно взаимосвязаны. Гостевой дом, в котором проживает турист, может располагаться среди уникальной природы, работать на энергосберегающих ресурсах (эко-туризм), питаться он может свежими фермерскими продуктами, в сборе и/или производстве которых он сможет принять непосредственное участие (агротуризм), а принимающая семья - посвятит его в историю и культуру местной территории (культурный туризм) и т.д.
Я бы скорее рассмотрела туризм, основанный на сообществах (ТОС) – это более емкая форма туризма, в той или иной степени интегрирующая различные формы и принципы устойчивого туризма и позволяющая туристам получить аутентичный опыт, проживая в местных принимающих семьях (гостевых домах), приобщаясь к местным традициям и обычаям, потребляя местные национальные блюда, приготовленные из местных продуктов, при этом весь полученный доход будет оставаться непосредственно в принимающих семьях (внутри сообщества). Это более актуально для Сочи ввиду того, что в Сочи проживает более 120 этнических групп, и у каждой есть богатейшая история, самобытные традиции и культура, уникальная кухня, свои ремесла… Развитие ТОС будет способствовать развитию и восстановлению национальных культур, возрождению старых традиций и востребованных промыслов, поддержит местных производителей и предпринимателей, позволит наладить производство аутентичной сувенирной продукции. А сувениры — это отличная возможность рекламы дестинации по всему миру. Туристам же интересны сувениры, которые произведены локально и отражают местную культуру и традиции, уникальность дестинации.
- Как сами предпочитаете отдыхать?
- Для меня важно эмоциональное наполнение отдыха и возможность узнать что-то новое. Как-то приняла участие в Via Ferrata (от итальянского «железная тропа») и получила огромное удовольствие и от того, что смогла где-то себя преодолеть и насладиться природой Кавказского заповедника.
Свидетельство о публикации №216050201090