Сплав

Посвящено моему земляку
и записано с его слов…

Свойства человека таковы -
В памяти надолго сохраняют
Чувства, зарожденные вдали,
Что, как сны,
Нас в юность возвращают…

Прошло уже много лет и много зим, но одно студенческое лето
ярко возникает в моей памяти: то ли потому, что чувства были
обостреннее, то ли потому, что гормоны гуляли. Хотелось скорей
и все сразу, а, может быть, просто молодость неповторима и пре-
красна! Итак, каникулы! Все студенты мечтают о глотке свободы, о
романтических приключениях, да и просто забыть зачеты и экза-
мены – словом, расслабиться. Мое детство прошло в оренбургских
степях, где километрами колосятся рожь, пшеница, овес; где низко
плывут облака, которые можно потрогать руками, а летний ноч-
ной небосвод не может сравниться ни с одним звездопадом. Но в
тех местах, где я вырос, у реки не было того размаха, который поз-
волил бы нам осуществить заветную мечту. Нам – это мне и моим
друзьям. Меня зовут Саша, мне 22 года. Позади уже служба в
Армии. Сейчас мы все учимся на агрофаке. Все у нас хорошо, везде
успеваем, все спорится, занимаемся спортом, участвуем в художе-
ственной самодеятельности, но… Стрелы амура пролетают мимо
нас!
Экзамены и зачеты сданы. Ура! Впереди лето – самый интерес-
ный период в студенческой жизни. И каждый старается его разно-
образить, как может.
Знакомые ребята с мехфака собрались на Домбай, а девчонки-
экономистки на соленое озеро в Соль-Илецк. Многие готовились к
поездке на целину – убирать урожай. Кто-то торопился домой по-
мочь родителям. Короче, общежитие гудело и активно готовилось
разъехаться кто куда.
У нас тоже были свои планы, в которые мы старались никого не
посвящать. Наша мужская агрофаковская кампания – Вовка,
Васька, Сережка и я – была веселой, сплоченной и позитивной, как
теперь говорят. И все, опять-таки, непьющие!! Но при этом, ни у
кого из нас не было девушек. Вернее, у Сергея она вроде бы была, но
так, видимо, думала только она, Татьяна, его односельчанка. Для
нас, его друзей, она была скорее, как сестра или очень хороший то-
варищ. Невысокая, стройная, с лучистыми, всегда улыбающимися
темно-карими глазами и копной русых ухоженных волос. Умная,
мягкая и доброжелательная! Мы ее обожали и с некоторым недо-
умением смотрели на их отношения. Но об этом чуть позже.
Девчонки в нашем понимании – это прогулки ночью под луной,
свидания, ласки, поцелуи и проводы к утру домой…
Этап последний, самый сладкий – зовем мы крепостью крутой.
Любой мечтает о победе – ценой не очень дорогой…
Мы, все четверо, как правило, застревали на первом этапе. С за-
вистью смотрели на веселые парочки, гуляющие по вечернему го-
роду, и не понимали, чем мы хуже; почему девчонки не хотят с нами
даже знакомиться. Оправдания у нас для себя самих все же были, но
не очень убедительные. Рядом с нашим институтом с одной сто-
роны находилось летное училище, а с другой – зенитное. Они-то и
сепарировали девчат. Самые красивые по выходным дням стояли у
проходной летки, просто красивые – у зенитки, ну а нам, сельхозни-
кам, девчата доставались по остаточному принципу – просто хоро-
шие.
После нескольких отказов познакомиться, причем порой до-
вольно язвительных, лично у меня развился устойчивый комплекс:
я не такой как все, я значительно хуже! Подозреваю, что именно
это происходило и с моими друзьями.
В планах на лето у нас значился сплав на плоту по реке Урал не-
дели на две-три. С самого начала подготовки мы решили, что нас
будет только четверо, и все держали в строжайшей тайне от других
ребят, так как желающих отдохнуть и прокатиться на халяву – хоть
отбавляй! Участие девушек в сплаве вообще не рассматривали. У
нас и нагрузка на плот, и запас продуктов, и спальные места в палат-
ках – все было рассчитано до мелочей! На четырех человек!!!
Подготовка к сплаву отнимала у нас немало времени, но это было
приятное занятие. Каждый из нас с детства мечтал о путешествиях
и приключениях. К назначенному времени практически все было
готово. Оставалось решить небольшие, но, как оказалось, сложные
вопросы. Например, достать три керосиновых фонаря, фитили и
керосин до отъезда к месту отплытия, мы так и не смогли.
И, тем не менее, через два дня мы на автобусе должны выехать в
Илецк, где в полной готовности нас ждал плот.
Днем, в комнате общежития, собрались попить чая и, в очеред-
ной раз, обсудить маршрут, места стоянок и распределение обязан-
ностей на период сплава. В комнату постучали, и на пороге появи-
лась улыбающаяся Таня. Поздоровавшись, она подсела к Сергею за
стол и собралась что-то нам рассказать, но тут ее взгляд упал на раз-
ложенные на столе карты маршрута. Быстро сообразив, что это обо-
значает, она обвела всех нас удивленным и слегка прищуренным
взглядом:
– Ну что, друзья, откуда и куда плывем?
Сергей ее поправил:
– Не плывем, а идем или сплавляемся!
– Хорошо, куда сплавляемся? И почему без меня?
Она повернулась к Сергею:
– Ты знаешь, как это называется?
Щеки у нее зарделись:
– Или я чем-то не подхожу вашему коллективу?
Она опустила глаза, медленно встала со стула, отошла к окну и
замолчала. Возникла пауза. Мы понимали, что ей нужно как-то объ-
яснить невозможность ее участия в сплаве. Но, как? И тут раздался
медленный и, как всегда, рассудительный голос Васи:
– Мы мальчики, а ты девочка. Плот не такой уж и большой, и ни-
каких удобств на нем не предусмотрено. Ты это понимаешь? Кроме
того, палаток на плоту предусмотрено только две. Где и с кем ты бу-
дешь спать?
– Ребята, а почему речь только обо мне? У нас в комнате, кроме
меня, еще три девчонки, и они с радостью примут участие в сплаве.
Мы же географички! А твои, Вася, доводы не выдерживают никакой
критики. Отрегулировать и решить можно любой, самый сложный
вопрос. Это я вам гарантирую. Вас не поймешь: то вы жалуетесь, что
девчата вас игнорируют, не хотят знакомиться, ведут себя с вами пре-
небрежительно и строго, а то… А то не хотите нас брать с собой туда,
где как раз и можно проявить свои лучшие мужские качества! И я не
сомневаюсь, что ваши комплексы уйдут сами собой. Простите за ба-
нальный вопрос: а любить девочек вы не пробовали?
Володя встал со своего места и подошел к окну:
– Знаешь, Таня, ты ничего не должна была бы об этом знать, но
раз случилось так, что тебе стало все известно, скажу честно:
– Девушки, которые будут с нами сплавляться, у нас уже есть!
Мы с изумлением переглянулись, не понимая о каких девушках
идет речь. А он, между тем, продолжал:
– Таня, мы готовимся к сплаву давно, предусмотрели и решили
практически все вопросы, в том числе и этот, как бы о нем поакку-
ратнее сказать, деликатный вопрос. Жить почти месяц без девчат,
без любви, сама понимаешь, нереально. А нам, на всякий случай,
напомню, по 22 года. Так что ты со своим предложением, извини,
опоздала!
Таня повернулась к Сергею и спокойно, но уже без улыбки спро-
сила:
– И тебе девушку нашли? И, вообще, что это за девушки, откуда
они взялись? А как же для них удобства на плоту и ночлег?
Она посмотрела на Васю.
Сергей выразительно посмотрел на Володю, как бы говоря ему:
«Начал врать, продолжай!» Володя, ни грамма не смутившись, по-
вернулся к Тане.
– Не думал, что придется рассказывать тебе все наши мужские
тайны, но выхода у нас теперь нет, так что: слушай! Вот ты и твои
подруги-студентки, теперь уже четвертого курса пединститута, у
вас не то, что любви, зимой снега не выпросишь! Поэтому нам и
пришлось обратиться к студенткам мединститута, и мы с ними
сразу обо всем договорились! – соврал Володя.
Ребята переглянулись, затем посмотрели на меня. Так сложи-
лось, что командира или старшего в нашей компании никогда не
было, тем более, что все мы – ровесники. Мы прекрасно ладили,
помогали друг другу, но по каким-то сложным, жизненно-важ-
ным вопросам ребята, не сговариваясь, как правило, обращались
ко мне.
На меня с какой-то обреченностью и надеждой посмотрела и
Таня. Я встал, взял в руки стоящий на тумбочке чайник, подошел к
Тане и попросил сходить на кухню и вскипятить воду. Она все по-
няла, молча взяла чайник и вышла.
– Ну что, друзья, мы с вами сделали все, чтобы максимально
осложнить себе жизнь. Володя, твоя попытка повесить Тане лапшу
на уши явно не удалась. Нужно найти железный, убедительный ар-
гумент, чтобы она отказалась от своего предложения по участию в
сплаве вместе с девчонками, – обратился я к ребятам.
Володя кивнул и сказал:
– Я думаю, будет правильно предложить Тане и ее подругам та-
кие условия, от которых они явно откажутся!
– Хорошо, что это за условия? – поинтересовался я.
Володя немного подумал и неспешно изложил:
– Они могут стать членами нашей команды при условии регуляр-
ного вступления с нами в интимную связь во время сплава.
Мы ошалело посмотрели на Володю.
– Ты в своем уме? – спросил я.
– Хорошо, предложите, что-либо другое!
Повисла тягостная тишина. Сергей веско сказал:
– Зная Татьяну, могу с уверенностью предположить, что для нее
это будет нравственным ударом, и она не только откажется от на-
шего предложения, но и навсегда забудет дорогу к нам!
Вася заметил:
– Да и мы в этой истории будем выглядеть, мягко говоря, не
джентльменами!
Дверь открылась и, с чайником в руке, в комнату вошла Таня.
Слегка улыбнувшись, она спросила:
– Ну, что вы еще придумали, чтобы отказать бедным девушкам в
близости?
Все рассмеялись удачной шутке.
Володя подошел к ней и, глядя в глаза, произнес:
– Мы готовы поменять медичек на тебя и твоих девчат, но на тех
же условиях: интимная близость во время сплава!
Таня поставила чайник на стол, посмотрела вначале на Сергея,
потом поочередно на нас и, молча, вышла из комнаты.
Я злился на себя, что не остановил этот торг. Ведь она не знает,
что это вынужденное предложение, но дело было сделано…
Мы сели пить чай. Каждый думал о чем-то своем. На душе скребли
кошки. Приближалось время обеда, и – моя очередь жарить кар-
тошку. Взяв все для этого необходимое, я отправился на кухню. Жа-
рить картошку лучше меня в общежитии не мог никто.Спасибо моей
маме! Она не учила меня этому специально, но иногда просила по-
мочь ей: вначале почистить картошку, затем правильно все сложить
в сковородку, потом последить, чтобы не подгорело.
Картошка была практически готова, когда дверь открылась и на
кухню вошла Таня и с нею три, без преувеличения, прекрасные де-
вушки. Самая красивая из них подошла ко мне, втянула носом аро-
мат жареной картошки и, с улыбкой, громко, оборачиваясь на дев-
чат, сказала:
– Вот за него я и выйду замуж!
Таня рассмеялась:
– У меня есть Сергей, Валя с Сашей, как видим, уже при деле. Ну,
а вы?
Она обращалась к Оле и Лене. Они улыбались и не отвечали. Я
попробовал пошутить:
– А, может быть, кто-то спросит мое мнение по поводу же-
нитьбы?
Валя с удивлением спросила:
– А ты что, против?
– Нет, не против, но спросить меня все же нужно!
Интересно, что стало поводом для столь радикального решения
– выйти за меня замуж: А) моя внешность, Б) умение жарить кар-
тошку и В) мнение обо мне ее подруги? Валя рассмеялась:
–Саша, все просто, нам пришла пора выходить замуж.Это вам, ребятам,
можно гулять до седых волос. А у нас, девчат, лимит времени!
Все пошли в комнату. Таня попросила поставить сковородку с
картошкой на стол и выслушать ее.
– Я рассказала девчатам о вашем предложении. Мы все обдумали
и хотим вам изложить наш ответ. Говори, Валя!
– Ваше предложение, ребята, на первый взгляд очень неприлич-
ное, – сказала Валя, – не достойное комсомольцев, активистов и
просто хороших ребят. Но, подумали мы, нам пора выходить за-
муж, и у нас появляется шанс пообщаться с вами поближе, понять,
что вы за люди, на что вы способны, да и вы на нас посмотрите:
вдруг мы вам понравимся? Напоминаю: любовь бывает и с первого
взгляда! И еще: у меня просьба к Саше: будь добр, с сегодняшнего
дня, считай меня своей девушкой!
Я улыбнулся и кивнул. Валя встала рядом.
Таня рассмеялась и сказала:
– Ребята, как вы поняли, мы с девчонками согласны участвовать
в сплаве на ваших условиях. Что нам нужно делать?
Мы с друзьями оторопели. На такое развитие событий мы как-то
не рассчитывали. Ожидали от девчат чего угодно, только не этого!
Но быстро сообразили, что, во-первых, таких девчонок еще по-
искать, а, во-вторых, они сами нам предлагают дружбу!
Володя им подробно рассказал о нашей экспедиции: что им взять
с собой, куда и в какое время явиться. Самую деликатную тему в этот
день никто из нас больше не затрагивал. Мы пошли с новыми знакомыми
погулять по Советской улице и, заодно, проводить их до обще-
жития на Пушкинской. Проводив, мы зашли в Ленинский садик,
сели на скамейки у автоматов с лимонадом и стали с юмором обсуж-
дать произошедшие события и сложившуюся ситуацию. На обрат-
ном пути мы нашли решение главного вопроса: как усилить плаву-
честь плота, чтобы он легко мог держать на воде восемь человек.
В эту ночь я не спал. Валя, которая была предназначена мне судь-
бой, не выходила у меня из головы; я даже забыл ее облик, но внут-
ренняя ее самоуверенность будоражила душу. Меня выбрали, выде-
лили, и теперь я должен стать ее мужчиной. А что, если я первый?
Внутри все горело, фантазия разыгралась не на шутку. Поняв, что не
усну, я вышел на улицу. Громадная луна, почему-то, грустно смот-
рела на меня; я мучительно стал восстанавливать ее образ и даже
вспомнил аромат ее духов и светло-голубые туфли: от этого закру-
жилась голова. Что со мной происходит? Надо взять себя в руки и
успокоиться… Мои друзья крепко и безмятежно спали, а я, встретив
первые лучи солнца, решил положиться на судьбу и как-то незаметно
уснул со своими фантазиями. В субботу в полдень мы стояли на бе-
регу Урала и осматривали наш плот. Изготовить его нам помог отец
Сергея, директор местного совхоза. Полдня ушло на загрузку плота,
установку палаток, кострового места. К вечеру ждали приезда, теперь
уже, наших девушек!! Наловили рыбы и решили сварить им царскую
уху. Я стал волноваться, как перед первым свиданием: в таком статусе
и в таких обстоятельствах я еще не был! Подъехала белая «Волга», из
нее вышли три спортивно одетые девушки, как-то тихо направились
к нам. Я все понял: среди них не было Вали... Как рассказали дев-
чонки – ее отец, председатель райисполкома одного из районов
области, по путевке, спешно, со всей семьей увез ее в Сочи. Слезы
и доводы Вали в расчет приняты не были!!
Я собрал свои вещи и, несмотря на уговоры ребят, пошел на ав-
тобусную остановку. В душе нарастал шторм негодования, все сме-
шалось. Еще неделю назад, я был переполнен чувством свободы,
легкости и так близок был к осуществлению своей давней мечты!
Шел я по пыльной дороге, не чувствуя тяжести рюкзака, не видя
людей и не понимая, что произошло… И, наверное, только судьба
знала по какому пути и с кем мне суждено идти по жизни...
Через неделю после защиты дипломов в студенческой столовой
сыграли одновременно три свадьбы. Время подтвердило правиль-
ность выбора и надежность этих союзов.
С Валей мне не пришлось больше увидеться. Где она? Что с ней?
Вспоминает ли паренька, с которым так опрометчиво или, наобо-
рот, так дальнозорко хотела связать свою жизнь? Я счастлив, у меня
чудесная жена, двое взрослых сыновей. Я пережил взлеты и паде-
ния, многого достиг. Жизнь, как говорится, состоялась. Валю почти
не вспоминаю. Лишь один раз она пришла ко мне во сне. Я увидел
ее ясно и отчетливо, я увидел плот, своих друзей, очутившись в на-
чале жизни. В этот день, мне не захотелось выходить из дома, идти
на работу, заниматься делами... Как интересно: время растворяет
лица, события, переживания, а сны могут щемяще и остро восста-
новить их. Хотя и ненадолго… В голове, сменяя друг друга, кру-
тятся фразы и, помимо моей воли, рифмуются:
Природу событий понять нам нельзя – она недоступна для по-
нимания, ролики крутят, сюжеты слагают, старые пленки смотреть
предлагают…
Но, почему будоражат покой: в мир, унося нас, порою - в дру-
гой, чувства забытые вновь освежают...
С каждым просмотром героев меняют…
Может быть, это все потому: жизнь – это круг? Мы скользим по
нему…
Все повторяется снова и снова, сон – это память того и другого…


Рецензии
Как жаль...
Несбывшиеся надежды, уверенность в том, что счастье - вот оно, рядом. И будет так всегда...
Но это об одном герое.
Другим повезло- замечу, исключительно потому, что они встретили не только красивых, но и умных женщин).
Лари, рассказ замечательный- интересный, динамичный, эмоционально наполненный.
Спасибо!

С самыми теплыми пожеланиями, Юлия

Юлия Чернухина   19.10.2023 16:57     Заявить о нарушении
Юлия, здравствуйте!
Спасибо за очень интересный отклик-размышление!
Рада видеть Вас теперь
и на "прозе".
Будем же сохранять в прозе поэзию и радоваться многообразным проявлениям жизни!
С уважением и приветливостью,
Л.Л.

Лари Лисил   21.10.2023 14:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.