Песчаное чудовище... 9. Монгольский родственник

Научно-практическая повесть

9. Монгольский родственник


Итак, мы нашли несколько довольно убедительных объяснений требующему их вопросу: возможно ли существование песчаного монстра в песках Устюрта? Будем честными: наши объяснения – это всего лишь предположения и домыслы, хотя и логично выстроенные. Да ещё рассказ одного свидетеля, чрезвычайно напуганного чудовищем.

А не обратиться ли нам за помощью к другим искателям приключений? Ведь не одни мы интересуемся «аномальными явлениями», как их ныне называют. Необходимо расширить географию поиска, а то мы зарылись в пески Устюрта, будто других пустынь больше нигде нет. Кроме того, загадочные случаи исчезновения или гибели людей известны не только в пустынях.

Начнём с пустыни Гоби. Туда мы попадём вместе с героем рассказа писателя Ивана Ефремова, советским геодезистом, столкнувшимся в Монголии с таинственным опасным животным, которое местные жители называют «олгой-хорхой».

Научно-фантастический рассказ «Олгой-Хорхой» - один из самых первых литературных опытов Ефремова. Написан в 1943 году. О животном, обитающем в пустыне Гоби и обладающем способностью убивать на расстоянии, Ефремов узнал из книги американского палеонтолога Эндрюса.

Проверить свои фантазии Иван Ефремов, как учёный-палеонтолог, имел возможность в Монгольских экспедициях 1946-1949 годов. В рассказе «Олгой-Хорхой» писатель представляет загадочное животное в таком виде:

«Действительно, у животного не было заметно ни ног, ни даже рта или глаз; правда, последние могли быть незаметны на расстоянии. Больше всего животное было похоже на обрубок толстой колбасы около метра длины. Оба конца были тупые, и разобрать, где голова, где хвост, было невозможно. Большой и толстый червяк, неизвестный житель пустыни, извивался на фиолетовом песке».

Заметим, дорогой читатель, что некоторые детали внешности чудовища согласуются с рассказом А. Гуслянникова, единственного в мире (не побоимся этого слова) очевидца Песчуда на Устюрте: отсутствие рта, глаз, ног и лап, а также мимикрия – свойство животных, полезное им в борьбе за существование, сливаться с цветом местности – на фиолетовом песке и червяк фиолетовый. А устюртский очевидец, как вы помните, вообще сначала увидел «самопроизвольно» передвигающийся «участок поверхности». И личинка муравьиного льва (охотника на муравьёв) тоже маскируется под цвет песка, в котором прячется в засаде.

Что касается червячного облика монгольского Олгой-Хорхоя, то ведь и устюртское Песчудо имело утолщение по длинной оси, ставшее заметным после угощения припасами из «Волги», а вообще-то оно (в голодном виде) могло сворачиваться в «рулон», как наблюдал Гуслянников, и этот продольно-округлый вид уже ближе к червяку из пустыни Гоби.

Сам Ефремов в написанном в 1972 году предисловии к своим рассказам сказал:

«Олгой Хорхой» не оправдал надежд на находку в недоступных местах Гоби особого червеобразного животного, убивающего на расстоянии. Недоступные прежде районы Гобийской пустыни сейчас основательно исследованы. Очевидно, «кишка-червяк» монгольского фольклора относится к животному, ныне вымершему, но сохранившемуся в народных преданиях…».

Во время войны И.А. Ефремов начал писать свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочеталась научная фантастика и приключения. В одном из них («Алмазная труба») он предсказал открытие алмазных месторождений в Якутии. В народных преданиях якутского эпоса об алмазах ничего не говорилось, ни в устных, ни в каких других…Письменных преданий или наскальной живописи по алмазной части тоже не отмечено. В рассказе писателя прозвучали научно обоснованные прогнозы, которые вскоре сбылись.

Поскольку мы здесь уже коснулись сбывшихся фантастических прогнозов, то стоит упомянуть и братьев Стругацких, известных писателей-фантастов. В одном произведении (не помню название, кажется «Хищные вещи века») 1970-х годов у них есть рассказ о сильном психопатическом влиянии слов и музыки на громадную толпу (тысяч сто, не меньше), собравшуюся на площади. Вся эта заведённая публика дружно выплясывала и орала: «Дрожка! Дрожка!...». И ею было легко управлять, что и сделали некие злодеи, призвавшие толпу что-то там разрушать. Созидать мы разучились, а разрушать – всегда готовы!

От фантастики до реальности – один шаг. И уже в 90-х и 2000-х мы видели этот массовый психоз на площадях и стадионах – телевидение любит показывать эти сцены – с насилием, огнём и грохотом разрывов. Иногда под музыку, а чаще без оной. Сами телевизионщики думают, что это по их воле клокочет гневом или восторгом многотысячная толпа, и с таким злорадством сообщают нам об этом, что сразу видно: это не люди, а вороны, каркающие над могилами. Уж больно им хочется ошарашить телезрителя.

 


Рецензии