Таинственный фикус

Разбирать тексты песен Бориса Гребенщикова (лидера группы «Аквариум») и пытаться найти в них логику – это всё равно, что попросить третьеклассника обычной российской школы написать сочинение об устройстве адронного коллайдера: половину приврёт, половину насочиняет.
На первый взгляд может показаться, что все тексты наполнены мистикой, аллегорией и буддистскими мантрами.
На самом деле нужно проще смотреть на все эти нагромождения, переплетения и «словесные выкоблучивания» автора.
Иногда сочинителю вдруг ни с того ни с сего понравится какое-нибудь слово, он берёт и вставляет его, не обращая внимания ни на рифму, ни на размер, ни на смысл в строке.
Если его припереть «к стенке» и в открытую спросить: ну, на кой здесь «это» Боря? То он и сам не ответит. А может, осенило, что не имею право? Моя «песня», что хочу, то и пою.
В отличие от него чукча или иной «акын Севера» поёт то, что видит. У Гребенщикова свой взгляд. Это для тех, кто верит в третий глаз, и не перестал читать сказки на ночь не только детям, но и для своего удовольствия.
Это как «чернильная клякса творчества» - каждый находит в словах какой-то «межстрочковый эзоповидный смысл».
В то время, как самому  автору в голову вообще ничего не приходило.
Каждый, кто не хочет выглядеть дураком (это, как в сказке о голом короле) обязательно скажет: ну, как же, как же, вот тут об этом говорится, а вот здесь об этом. Всё же понятно, как ясный день.
Но, давайте, приблизимся к опусам творца и попробуем истолковать их по мере своих сил.
Фикус, надеюсь, в детстве все видели, поэтому обратимся к этому растению всецело и рассмотрим его особенности, как вида.
Ой ты фикус мой фикус, фикус религиозный
Что стоишь одиноко возле края земли
Иноверцы-злодеи тебя шашкой рубили
Затупили все шашки и домой побрели
По первым двум строчкам можно предположить, что это какое-то строение или памятный знак, принадлежащий лично автору, о чём он вполне понятно говорит  («мой фикус»).
И это явно не фикус вида Ficus religiosa, потому что его зимовка на Сахалине, Камчатке, Чукотке явно под вопросом.
Климат не тот.
Тем более местность выглядит, как необжитая, дикая пустынная  земля: степь да степь кругом, и только один фикус возвышается, как секвойя среди банановой рощи («одиноко возле края земли»).
Насчёт  «злодеев» соглашусь – это скверно, когда уничтожают реликтовые деревья, которые могут «жить» до 3000 лет.
 Дерево жестоко рубили по очереди, передавая шашку из рук в руки: один устал махать, его сменил другой.
Но потом вдруг оказалось, что рубящее оружие было не одно.
Не знаю, почему автор в декларации сначала указал «одна штука», а потом передумал и написал «шашки».
То ли с известной настольной игрой спутал, то ли налоговую инспекцию хотел обмануть.
Последняя строка полурифмованного четверостишья настолько загадочна, что выглядит, как уравнение со многими неизвестными. Эти иноземцы явно не казаки и не кавалеристы: шашка есть (или шашки), а одного,  даже задрипанного коня, нет.
Ясно солнце с луною над тобой не заходят
Вкруг корней твоих реки золотые текут
А на веточке верхней две волшебные птицы
Не смыкая очей все тебя стерегут
Могу лишь предположить, что когда автор сочинял это, у него над головой в люстре горели всего две яркие  лампы.
Отсюда такое явление.
Чтобы Солнце и Луна не всходили и не заходили, а висели, как прибитые, на небосклоне, для этого что-то должно «конкретно зависнуть» или кто-то.
Вообще-то так исторически сложилось в нашем фольклоре, что златые горы стоят, а реки вина бегут. Ну, или, в крайнем случае, молочные реки текут, а кисельные берега удерживают.
Если буквально понимать, не образно, это словосочетание, то потребуется температура 1337,33 градусов по Кельвину.
Если имеется в виду река Хуанхе («жёлтая река»), воды которой наполнены взвешенными частицами песка и глины, то эту мутную воду  сложно называть «золотой».
А теперь вопрос на засыпку: на какую ширину от ствола дерева должны отходить корни, чтобы их омывали хотя бы две самые узкие реки России на Дальнем Востоке?
Но на этом загадочность не заканчивается: если корни дерева подмываются ни ручейком, ни ключом, а целыми реками, то очень строго стоит вопрос.
-А, вообще, дерево на что-то опирается или плавает вертикально в воде? Как-то ранее подобное «влаголюбие» за фикусами не замечалось.
Какая польза от этих двух волшебных птиц на макушке фикуса, тоже не понятно, если они не смогли уберечь дерево от «чёрных лесорубов».
Даже не чирикнули.
Тоже мне вневедомственная охрана. Не могли тревожную кнопку нажать и вызвать кого-нибудь. Стерегут, называется реликвию.
Опустим куплет, где подробно описывается, металокаменная конструкция этих птиц без всякого анализа текста.
Вполне вероятно, что сочинитель в детстве  мечтал стать геологом и поступить в горный институт. Не удалось.
У них перья днем - жемчуг, а в ночи - бирюза;
У них сердце - как камень, а слеза - как железо,
И, любимые мною, с переливом глаза.
Всегда интересно узнать в конце произведения: а для чего, собственно, автор «замочил» фикус в воде и скрестил его с птицами. И вот он ответ, казалось бы рядом:
Я читал в одной книге что когда станет плохо
И над миром взойдут ледоруб да пила
Они снимутся с ветки, они взовьются в небо
И возьмут нас с тобою под тугие крыла
Ан, нет. Только ещё больше вопросов появилось. Могу ли я осуждать выбор Бориса? Да, ни в коем случае: кому-то нравится серп и молот, кому-то кирка и лопата, у него свой родовой герб.
Жаль, что мы  так и не узнаем ответы на вопросы: А хорошо ли путешествовать у птиц под крылом? Куда они направляются?
И кто будет тот второй пассажир?
Лично мне кажется, говоря «и возьмут нас с тобой», Гребенщиков не имел в виду нас – простых читателей.


Рецензии