Формула 1 и старина Берни

Берни Экклстоун – ПервоФормульный «малыш»

«Quod licet Jovi, non licet bovi» (Лат.)
«Что положено Юпитеру, то не положено быку»

      Этот, «коротышка», ростом 1м63см, Бернард Чарльз Экклстоун, впервые увидел дождик, появившись на свет 28.10.30 в городишке Сент Питер Саут Элмем (Питерский, значит), графства Саффолк, которое, естественно, просто не могло не располагаться в Старой Доброй Англии. Первую дочку, Тамару, он «родил» в возрасте 54-х лет. Вторую, Петру, ещё через 4 года. А 68-летнем возрасте бешено отбивался голыми руками от двух грабителей, попытавшемся стянуть кольцо с нежного пальчика его новой молодой супруги. Поговаривали, что ещё долго, атакованные им разбойники, выглядели не на шутку испуганными. Вот такой он парень – этот многолетний руководитель легендарной Формулы 1.
     В 19 лет Экклстоун принял участие в заездах Формулы 3, где довольно удачно гонялся вплоть до вылета с трассы с последующим «путешествием» в сторону местной автостоянки. На этом его карьера гонщика практически закончилась. Но её заменила, данная Богом и звёздами, сверхуспешная и долгая автомобильная организаторская деятельность.
     Вообще, если про бытие «старины Берни» написать подробную книгу, то «Война и мир» покажется вам жалким коротеньким рассказом, в котором описание Великой войны напоминало бы пьяную скоротечную драку в какой-нибудь Бирмингемской подворотне. Одно его соперничество с многолетним руководителем FIA Максом Мосли (какое-то киношное ФБРовское имя) заняло бы до 500 страниц активного повествования. В 70-ые, 80-ые годы, регламент Формулы 1 только формировался и неуёмный хитрец Экклстоун каждый раз придумывал невероятные способы, дабы уберечь свои команды от дисквалификации. Пользуясь несовершенством правил Ф1, механики, чтобы пройти процедуру послегоночного взвешивания, по окончанию заезда, доливали в нутро болида все возможные смазочные жидкости. Или придумали, так называемые, «охлаждаемые тормоза». К корпусу стартующей машины были приварены баки с водой, которая после старта просто стекала вдоль тормозной системы. Болид становился легче и резко увеличивал скорость. С финишем баки снова заполнялись водой и регламент был соблюдён…. Затем нудный Макс Мосли всё это прекратил.
     К тому же Берни, даже встав во главе руководства Формулы 1, совершенно не собирался избавляться от своего озорного нрава. А надо отметить, что великими командами чаще всего владеют господа с весьма неоднозначными характерами. Но самым отвратительным норовом природа щедро наделила суперскандального хозяина команды Jordan гос. Эдди Джордана. Связываться с этим британским вепрем не решался никто. Но только не бодряк Берни Экклстоун. Сам Джордан , потом, рассказывал историю о том, что отдыхая в горах, за 4 дня до начала заездов, он получил факс, в котором объявлялось, что его команде отказано от участия в предстоящем старте. Бедолага Эдди не спал всю ночь. Наутро он решил всё-таки как-то добраться до своей команды. Ценой неимоверных усилий, потратив на изматывающий путь более суток, он обессилено ввалился в расположение пресс-центра, где, наконец, узнал, что его болиды к гонке допущены, а всё остальное, это такая «тонкая» шутка, фирменный знак весельчака Берни.
     В следующий раз, в Бразилии, именно в день, когда Эдди Джордану исполнилось 50 лет, последний, чтобы попасть в падок для руководства своей командой, по многолетней привычке, спокойно просунул магнитную карточку в щель охранного турникета. Каково же было его удивление, когда всегда беспристрастный автомат отказал ему в этом удовольствии. А на специальном табло высветилась надпись: «Too old (ты слишком стар). Тут, вконец раздосадованному юбиляру, сразу стало ясно откуда «ветер дует». На свинцовых ногах он дополз до своего паддока и, встав рядом с поздравлявшими его пилотами, с ненавистью прорычал: «Ну и …а же ты, Берни!».
    Довольно странный случай произошёл в 96 году. Великого Берни Экклстоуна, каким-то образом, зверски покусала овчарка, едва не лишив главу Ф1 его славного носа. Окружающий персонал, почему-то особенно сильно переживал за судьбу незадачливого пса. Но прибыв в Лондон эти служащие обнаружили на стене своего офиса огромный плакат, который гласил: «Не надо так беспокоиться о собаке, лучше берегитесь хозяина»!
    В свои 83 года, имея на счёте более 4-х миллиардов фунтов стерлингов, «старина Берни» не жаждет покоя. Уже давно, одиозного Макса Мосли, сменил хитрющий Жан Тодд. 7-кратный чемпион Ф1, Михаэль Шумахер, со страшным сотрясением мозга в коме лежит во французской  больнице, а Экклстоун всё никак не уйдёт на покой. Лет десять назад он решил высказаться по этому поводу в одном автомобильном журнале. В ней он в частности сказал: «Дело своё я делаю с удовольствием, но как только почувствую, что не смогу продолжать в том же духе, просто уйду в тень. Правда, чтобы заменить меня одного, могут понадобиться четыре человека. Однако, прежде им предстоит вынести меня из моего офиса ногами вперёд.»
   Именно Экклстоун «пробил» Формулу 1 в Сочи. Когда ему прозрачно намекнули, что, мол, может не надо связываться с Россией, то «маленький автосамурай» бодро послал всех на …., и гонка в нашей стране прошла на «ура». Да и трасса в этом курортном городе получилась одной из лучших. Здесь довольно места для обгона, поэтому ребятам есть где развернуться. Так что, спасибо тебе, старина Берни…..
              2015г



6 колёс, а не грузовик

   Презанятненький выдался Женевский автосалон 2013 года. Ребята, наплевав на затраты, понавезли сюда какие-то невероятные сверхдорогущие суперкары. Дядьки из Маранелло, решив смешать традиционные макароны с кармелизированными лягушачими лапками, назвали своё последнее творение – LaFerrari. Вот ведь озорники!
   Другие любители спагетти сразили всех своим неистовым трёхостным Covini C6W. Как только с этого шестиколёсного чуда длинноногие девицы сорвали покрывало, народ, наплевав на всякие там Феррари, Ламборгини, Порше и МакЛарены, мгновенно сместился к подиуму, где уютно расположился сей многопокрышечный красавец. Старые «спецы», едва лишь взглянув на Covini, сразу заскрежетали: «Так это же копия Tyrrell P34».
   Ну, копия так копия, хотя и ничего похожего на тот прославленный болид не наблюдается. Сейчас трудно поверить, господа, но бывали годы, когда в Формуле 1 иногда позволялось до неприличия многое. Это в наше унифицированное время все приведено к унылому единому стандарту. «Движки» имеют стандартно одинаковый объём. Да и внешне болиды едва различимы. Машут, бедолаги, какими-то своими специфическими антикрылышками–вот и вся разница. Правда, кое у кого имеется денежки, а у кого-то и Ньюи… .
   А вот в середине 70-х всё выглядело гораздо веселее. Роскошно-мафиозные Ferrari и Alfa-Romeo позапихивали в свои внутренности грозно-рычащие 12-ти «горшковые» движищи. А затащив в свои «конюшни» ещё и призовых пилотов, коварные итальяшки выигрывали одно «Гран-при» за другим. У небогатой команды Tyrrell деньжат хватало только на жалкий недорогой мотор Ford-Cosworth (в наше время, доживающий свои последние деньки в Формуле 1, на англо-нашей «Маруське»).
   Итак, по окончании сезона-75 в офис к задумчивому Кену Тирреллу прокрался главный конструктор команды – Дерек Гарднер. «А что если, шеф, нам замутить трёхостное шасси»,- тихо промычал он, стыдливо глядя себе под ноги. «Тогда нашу морду мы спрячем под пластик и за счёт уменьшения сопротивления воздуха сможем отыгрывать по паре десятых на круге», - продолжил Дерек, упорно не замечая, как побагровело и без того не бледное лицо владельца команды. Что было дальше, никто точно не знает. «Fuck off, Dear dick!», наверное, прорычал босс и отхлебнул сразу полстакана своего дорогущего односолодового Whisky (тогда ещё было можно…). И когда до дна заветной бутыли оставалось ещё на пол-инча, старина Кен всё же «дал добро» этой, казалось бы, безумной затее.
   Для начала уменьшили внешний диаметр первых четырёх поворачиваемых колёс с 520 мм до 406. Перед ними поставили специально разработанный обтекатель. При такой схеме площадь контакта с покрытием возросла на 40%, а рабочая площадь тормозных дисков на 25%. На поворотах новый Tyrrell P34 держал траекторию, словно гружёный выпивохами трамвай на новых рельсах.
   И вот случилось чудо. На Гран-при 1976 года два славных парня (Джоди Шектер и Патрик Депайе) управляя этими ирреальными «шестиколёсниками» выиграли первое и второе место в этой удивительной гонке. Повторить этот успех, хотя бы ещё разок, команде Кена Тиррелла больше было не суждено. К тому с 1978 года «конюшня» стала, как и все, «седлать» стандартных «четырёхногих» скакунов.
    Время удивительных решений ушло. Наступила эпоха ограничений и унификаций. УВЫ!!!


Рецензии
Добрый лень, уважаемый Алексей!
Эти гонки очень интересны.
Всё на грани возможного и часто выше.
Демонстрируются самые высшие мировые достижения в области автомобилестроения, конструкторских и человеческих возможностей.
А вот для чего угрохали кучу денег на строительство автотрассы для "Формулы" в России?
Наверное с той же целью, что и построили трамплин для прыжков с лыжами в суб-тропическом районе страны.
Пусть и одноразового использования.
Но чтобы был. И точка!
"Зелёная"!
Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   27.02.2023 07:12     Заявить о нарушении
Давненько ЭТО ... было...)))

Станов Алексей   27.02.2023 13:26   Заявить о нарушении