Рецензия на фильм Дурак
Фильм «Дурак» я посмотрел неожиданно. Фильм вообще вышел откуда-то из сумерек, появившись тогда, когда все судорожно обновляли торренты в ожидании пиратки «Левиафана». Никакой рекламной кампании, никаких побед на зарубежных фестивалях. Я честно признаюсь, что о существовании господина Быкова я знал только потому, что однажды наткнулся на рецензию к фильму «Майор». Наткнулся и забыл, фильм ничего собой по описанию не представлял. Но с «Дураком» творится что-то невообразимое. ТОП 150 место, рейтинги везде за восемь, сплошь положительные рецензии. И это когда мы ожидаем второго нашего Тарковского с его «Левиафаном».
Сложно как-то сказать о фильме так, чтобы не сказать лишнего. Один сплошной архетип. Абсолютно все персонажи фильма – это из того мира, в котором мы с вами живём. Главный герой – нетипичный сантехник из типичной семьи с типичной женой. Вначале фильма звучит главная мысль, вынесенная в заглавие. Если все гнилые, то почему мы должны быть зайчиками? Все воруют, все тащат в семью, всем абсолютно на всех насрать. Дело даже не в «путинской России». Дело в привычке жить не своей жизнью. Люди живут какой-то чужой жизнью: из телевизора, где блещет наша эстрада «певчая» и эстрада политическая, из этих пресловутых «Иванов уже машину купил, а у нас людей позвать стыдно», из постоянного перекладывания ответственности и принципа хаты с краю.
Но скоро случится катастрофа всероссийского масштаба. И вот тут режиссёр ударил в самое больное место. Гниль распространилась даже на тех, кто мнит себя выше этого. Ну кто хоть на секунду, может невольно, втуне не был солидарен с происходящим. О том, что «эти отбросы» нам никто, что «да и хрен с ними», «о себе бы лучше думал», «какое твоё дело». Матерый вор и уголовник под конец жизни вспомнил воровские понятия и спас пацана. Но он-то знал. От анонимной, «верхушечной» расправы, он отдал его в руки настоящей расправы – расправы абсолютно беспощадной, расправы теми, кто выбирает себе вождей по образу и подобию своему. Ах да, забыл, у нас не выбирают. «Все равно все воруют».
Блестящие типажи в этом фильме только сильнее обнажают нашу дыру в сознании. Что делать? Мы ведь уже всё перепробовали. Все эти революции, кровавые гражданские войны, социализм с человеческим лицом, гулаг, перестройка, демократия. Ничего не помогает. Опухоль неоперабельна. И дурак наш главный герой из этого босховского корабля с нашим русским колоритом. Юродивый. Он, видите ли, плоть от плоти, кость от кости, а захотел оспорить вердикт его окружения. И вот уже отец сокрушается, что не научил его жить. То есть не научил воровать, убивать и плевать на всё. Живешь – изволь приспосабливаться. Либо тусуйся на обочине, не мешай честным работягам на всех уровнях отдыхать. В итоге в фильме драмы-то не вышло. А вышло, что никого не жалко. Включая главного героя.
Фильм явно обрезали в конце. Мы должны были увидеть новости по первому каналу. Должны были увидеть то, что видели в нескольких городах в конце девяностых, именно такой финал мне кажется наиболее логичным. В новостях будут люди в костюмах с заспанными физиономиями, очень недовольные тем, что их подняли «для разбора». Будет эмоциональное выступление главы района. О коррупции, о проблемах регионов, о бездействии ЖКХ. Козлы отпущения уже готовы. Но Быкова бы с этим не пустили, может даже и не простили бы. Это уже чересчур. Troppo vero. А ведь у всех этих людей тоже своя правда. И они правы по-своему. Те, кто призывают людей быть чуточку лучше, должны быть убраны с глаз долой. Они мешают, они дураки, просто жить не умеют, нет чтобы делом заняться. Ну что, почувствовали коллективное бессознательное и изнанку дна? А фильм это почувствовать даёт. И это не чернуха. Когда ты смотришь чернуху, ты понимаешь, что где-то здесь есть эти режиссёрские ниточки, за которые нас дёргают. Тут чуть сгустили, там приукрасили, здесь побольше уродства и готов груз 200. Когда мы смотрим это, мы нутром понимаем ирреальность происходящего. Всё-таки в жизни чуть лучше, всё-таки ну не так всё плохо, есть светлые моменты. А в «Дураке» такого вовсе нет. Вы скажете, что мотивация главного героя не выдерживает никакой критики? А, да, я же забыл, мы нынче всё измеряем, и слова, типа совесть - это отжившие абстрактные анархонизмы. И это страшно. Troppo vero, господин Быков.
Свидетельство о публикации №216050200678