Рецензия на фильм Дурак

Однажды, великий испанский художник Веласкес написал портрет папы Иннокентия X. По окончании, папа пожелал взглянуть на результат. Что же он там увидел? Мелочного, хитрющего интригана, прикрывающегося своим положением. Troppo vero! – вот что он сказал. «Чересчур правдиво». Веласкеса тогда не убили, а наградили и прославили. Режиссёра Быкова не прославят, а вот убьют – это возможно. Убьют не физически, конечно, но раздавят мысленно те, про кого это снято. Ну или всегда можно прикрыться плоскостью и топорностью этого чернушного суррогата.

Фильм «Дурак» я посмотрел неожиданно. Фильм вообще вышел откуда-то из сумерек, появившись тогда, когда все судорожно обновляли торренты в ожидании пиратки «Левиафана». Никакой рекламной кампании, никаких побед на зарубежных фестивалях. Я честно признаюсь, что о существовании господина Быкова я знал только потому, что однажды наткнулся на рецензию к фильму «Майор». Наткнулся и забыл, фильм ничего собой по описанию не представлял. Но с «Дураком» творится что-то невообразимое. ТОП 150 место, рейтинги везде за восемь, сплошь положительные рецензии. И это когда мы ожидаем второго нашего Тарковского с его «Левиафаном».

Сложно как-то сказать о фильме так, чтобы не сказать лишнего. Один сплошной архетип. Абсолютно все персонажи фильма – это из того мира, в котором мы с вами живём. Главный герой – нетипичный сантехник из типичной семьи с типичной женой. Вначале фильма звучит главная мысль, вынесенная в заглавие. Если все гнилые, то почему мы должны быть зайчиками? Все воруют, все тащат в семью, всем абсолютно на всех насрать. Дело даже не в «путинской России». Дело в привычке жить не своей жизнью. Люди живут какой-то чужой жизнью: из телевизора, где блещет наша эстрада «певчая» и эстрада политическая, из этих пресловутых «Иванов уже машину купил, а у нас людей позвать стыдно», из постоянного перекладывания ответственности и принципа хаты с краю.

Но скоро случится катастрофа всероссийского масштаба. И вот тут режиссёр ударил в самое больное место. Гниль распространилась даже на тех, кто мнит себя выше этого. Ну кто хоть на секунду, может невольно, втуне не был солидарен с происходящим. О том, что «эти отбросы» нам никто, что «да и хрен с ними», «о себе бы лучше думал», «какое твоё дело». Матерый вор и уголовник под конец жизни вспомнил воровские понятия и спас пацана. Но он-то знал. От анонимной, «верхушечной» расправы, он отдал его в руки настоящей расправы – расправы абсолютно беспощадной, расправы теми, кто выбирает себе вождей по образу и подобию своему. Ах да, забыл, у нас не выбирают. «Все равно все воруют».

Блестящие типажи в этом фильме только сильнее обнажают нашу дыру в сознании. Что делать? Мы ведь уже всё перепробовали. Все эти революции, кровавые гражданские войны, социализм с человеческим лицом, гулаг, перестройка, демократия. Ничего не помогает. Опухоль неоперабельна. И дурак наш главный герой из этого босховского корабля с нашим русским колоритом. Юродивый. Он, видите ли, плоть от плоти, кость от кости, а захотел оспорить вердикт его окружения. И вот уже отец сокрушается, что не научил его жить. То есть не научил воровать, убивать и плевать на всё. Живешь – изволь приспосабливаться. Либо тусуйся на обочине, не мешай честным работягам на всех уровнях отдыхать. В итоге в фильме драмы-то не вышло. А вышло, что никого не жалко. Включая главного героя.

Фильм явно обрезали в конце. Мы должны были увидеть новости по первому каналу. Должны были увидеть то, что видели в нескольких городах в конце девяностых, именно такой финал мне кажется наиболее логичным. В новостях будут люди в костюмах с заспанными физиономиями, очень недовольные тем, что их подняли «для разбора». Будет эмоциональное выступление главы района. О коррупции, о проблемах регионов, о бездействии ЖКХ. Козлы отпущения уже готовы. Но Быкова бы с этим не пустили, может даже и не простили бы. Это уже чересчур. Troppo vero. А ведь у всех этих людей тоже своя правда. И они правы по-своему. Те, кто призывают людей быть чуточку лучше, должны быть убраны с глаз долой. Они мешают, они дураки, просто жить не умеют, нет чтобы делом заняться. Ну что, почувствовали коллективное бессознательное и изнанку дна? А фильм это почувствовать даёт. И это не чернуха. Когда ты смотришь чернуху, ты понимаешь, что где-то здесь есть эти режиссёрские ниточки, за которые нас дёргают. Тут чуть сгустили, там приукрасили, здесь побольше уродства и готов груз 200. Когда мы смотрим это, мы нутром понимаем ирреальность происходящего. Всё-таки в жизни чуть лучше, всё-таки ну не так всё плохо, есть светлые моменты. А в «Дураке» такого вовсе нет. Вы скажете, что мотивация главного героя не выдерживает никакой критики? А, да, я же забыл, мы нынче всё измеряем, и слова, типа совесть - это отжившие абстрактные анархонизмы. И это страшно. Troppo vero, господин Быков.


Рецензии