Псевдоучителя как наказание

Псевдоучителя как наказание

Занимательный анализ конспирологических идей, возникавших в России со времён Николая II и до Путина, а также проповедников оных, составленный подлинным специалистом в вопросах духовных, дабы спасти сограждан наших от невежества мрачного и направить их на путь знания истинного.
В девяти частях с примерами, притчами, поучительными историями, а также с Прологом и Бонусом.


Pro-logos.

Вот, братва подогнала видео, посмотрите и вы, а потом мы с вами поговорим:
http://www.youtube.com/watch?v=GSWiyB4L4lQ

Это в СовФеде выступает Михаил Ковальчук – директор Курчатовского института, который получает миллиарды из бюджета. И он не мог никакого научного доклада представить за эти деньги, а ограничился картинками для дебилов с дешёвых ресурсов Рунета! Ещё у Михаила Ковальчука есть младший брат Юрий, который управляет банком "Россия", считающимся "личным кошельком" Путина, а также "Национальной медиа-группой". В последние годы к банку "Россия" отошли множество государственных и связанных с государством бизнесов, предприятий и компаний. А НМГ воистину стала "национальной", вобрав в себя десятки теле- и радиокомпаний, газет и журналов. Так что когда вы видите пропаганду в телевизоре или читаете её в газетах, или смотрите на как бы информационных сайтах (а кроме кремлёвской пропаганды, разной степени закамуфлированности, очень сложно сейчас в России найти "с наскоку" объективные новости или аналитику), то знайте – это всё Юрий Ковальчук! То есть телеканалов может быть десяток (да хоть тысяча!), но владелец-то один. И он друг Путина и его сосед по даче. Да-да, Юрий Ковальчук был в числе основателей печально известного кооператива "Озеро", что приватизировало в свою пользу почти всю Россию (не путать с одноимённым банком). А про Михаила – старшего брата Юрия – и, судя по всему, тоже друга Путина (заметьте, с каким пиитетом он отзывается о российском лидере), ходила такая история: после того, как его несколько раз не принимали в РАН (Российскую Академию Наук), он затаил жуткую обиду на академиков и, действуя по формуле "Так не доставайся же ты никому!", неоднократно предлагал расформировать РАН. Во всяком случае, статьи и выступления Михаила Валентиновича именно с такой постановкой вопроса найти можно.
Кстати, его коллега и тоже "академик" Рамзан Кадыров решил проблему проще. Понимая, что в обычной РАН ему ничего не светит, Рамзанка решил заделаться "академиком" в РАЕН (Российской Академии Естественных Наук), и немедленно стал таковым. Естественно и научно. Кто ж мог отказать "пехотинцу Путина"? Смотрите, разница всего на одну букву, а как ловко можно обмануть "служебных людей", о которых нам вещает М. Ковальчук! В общем, злые языки называют главного чеченца "академиком с раена". Кто не понял, тот поймёт.

Но мы немного отвлеклись. Так вот, Михаил Ковальчук показывает нам слайды, в которых немного невнятно (а именно слишком перегружено картинками) объясняется простая, в общем-то, теория заговора, что нас хотят поработить злые и тайные Правители Человечества. Но теперь мы знаем про них всё и не позволим,.. поэтому наш Президент... ну и т.д. Причём теория эта излагается больше текстом, чем иллюстрациями. Незатейливые картинки, очевидно, предназначены для Вальк... э-ээ... для Валентины Ивановны. И она, кстати, оценила и дала директору Курчатовского института очередную медальку. Так члены Совета Федерации прожили не зря ещё один день. Всем спасибо, все свободны.


I.

Но мы останемся.
И поговорим вот о чём. А когда это всё началось? Когда вдруг высшие чиновники России начали обсуждать различные истории о тайных правительствах и всемирных заговорах? Кто-то может возразить, что я сильно уж придираюсь, и почему бы сенаторам не пообсуждать чего-нибудь "эдакого" – всё равно у них времени много и заняться особо нечем. Не российские же проблемы решать, в самом деле? Но вопрос не праздный, ведь от содержимого голов этих людей, в конечном счёте, зависит и наша жизнь. Заметили, как Ковальчук говорил о "вражеских" продуктах? Как бы давая своё благословение сенаторам и депутатам – а и правильно, что запретили турецкие помидоры и швейцарские сыры, не фиг жрать масонские продукты, сделаем Россию чище!
Итак, товарищи обсуждают возможность "разведения" генно-модифицированного человека (привет, Матрица!), причём заговор устроили Рокфеллеры (куда ж без них!). Но если мы "отмотаем" немного назад, то вспомним как Якунин (ещё один друг Путина) утверждал, что нас всех хотят "зачипировать", что бы – что?.. Чтобы лучше нами управлять, очевидно. А то они плохо нами управляют при помощи зомбо-ящика! Теперь благодаря киселеобразным телеведущим большинство россиян свято верят, что на Украине живут злобные фашисты, распинающие мальчиков и обстреливающие с утра до вечера мирные города и сёла.
Но это не с крымнаша началось, нет! Давайте дальше смотреть.
Помните, был такой Человек-Грызлов, который на полном серьёзе "чистил" воду при помощи чудо-фильтров? Ещё большее удивление вызывает бюджет сего "мероприятия" – Борис Вячеславович запросил 15 триллионов (!) рублей. Тогда триллионы не дали (позже некоторую часть триллионов попилили на Олимпиаде – впрочем, это уже другая история, как говорит один известный телеперсонаж). Но настоящее чудо в том, что партнёр Грызлова – "гениальный учёный-изобретатель" (это он сам себя так называет, я тут не причём) Виктор Петрик – внезапно тоже "академик" и всё той же РАЕН. И Грызлов тоже наезжал в своё время на РАН (нормальную Академию нормальных учёных). "Совпадение? – не думаю", как говорит другой известный телеперсонаж. В общем, похоже РАЕН не сильно "заморачивается", и туда берут всех, а высокопоставленным особам и их друзьям раздают звания "академиков" просто за красивые глазки.

Но началось всё не с Грызлова. Да и не при Путине даже. Чтобы понять, почему среди властных "кулуаров" постоянно ошиваются псевдоучёные, мошенники с теориями заговора, проходимцы, а порой и откровенные сумасшедшие, давайте посмотрим почти на сто лет назад.
А именно, с прихода к власти большевиков. После них начался такой "приход", что "отходняк" у нас до сих пор!
Я, как Путин, "буду краток", и постараюсь вас особо не утомлять.


II.

Итак, первым лидером Советской России был Ленин-Ульянов. Владимир Ильич вырос в образованной семье и получил неплохое образование сам, но революционный вихрь закружил его, и он Казанский университет не окончил. Скорей всего, его посчитали "неблагонадёжным" из-за его старшего брата Александра – участника заговора покушения на царя. Старшего брата казнили, младшего выгнали из университета – вполне типично для России. Как бы вы к Ленину не относились, надо признать, что учился он очень хорошо: и в школе, и в вузе, все современники отмечали его начитанность, он грамотно и интересно писал и был неплохим литературным критиком. Возможно, им бы и остался, не займись в молодости политикой и нелегальной деятельностью. Несмотря на всю мрачность и отсталость царского режима, интеллигенция тогда была, и чувствовала себя более-менее комфортно. Власть хоть не особо доверяла или прислушивалась к своим умным людям, но и не относилась к ним враждебно. Особенно ценились технические "спецы": промышленная революция в России начинается с эпохи царя Александра III и грамотные инженеры тогда были в почёте. Хотя случались и эксцессы: в пору начала XX века Россию захлестнула мода на "мистику", появились черносотенцы со своими теориями еврейского заговора, а на царицу большое влияние оказывал Распутин. Всё это потом повторится ещё, и не раз. Раз уж мы заговорили о царях, Николай II не был, конечно, слишком умным человеком, но образование получил (с этим у царевичей было строго!) и ему хватило ума не давить собственный класс интеллектуалов и творческих людей. Разве уж совсем радикальных революционеров ждала ссылка и эмиграция.

Но Ленин не обладал подобной терпимостью. Он, как мы уже говорили, сам был далеко не глупым, но сильно умных вокруг себя не терпел. Сложно сказать, что было тому виной: тяжёлое наследие ли царского режима, когда в каждом интеллигенте Ленин видел "соглашателя" и "оппортуниста" – защитника прежнего строя; бесконечная их болтовня, которую он наслушался за годы ссылки и эмиграции; а может, что далеко не все образованные люди России принимали его радикальные идеи о Мировой революции. Так или иначе, интеллигенцию Ильич не жаловал, в выражениях не стеснялся (чего уж там!), называя её "говном нации", а особо выдающихся её представителей выслал на "философском пароходе". К слову сказать, таких пароходов было несколько, но эмиграция в данном случае была для них счастьем, поскольку иначе многих ждала насильственная смерть в подвалах губернских "чрезвычаек". Вряд ли Ильич был не в курсе такого отношения к своим образованным согражданам. Такой вот парадокс – сам был умным, но умных не любил. Бывает.

Однако всё могло быть по-другому! Просто не случилась одна важная для Владимира Ильича встреча, и не случилась она исключительно по его вине. Дело в том, что тогда жил и творил Николай Константинович Рерих – известный художник, исследователь, философ и потрясающий наш соотечественник. Взгляды Николая Константиновича на Советскую власть менялись в течение жизни, но в целом он был к ней лоялен и очень (очень!) хотел встретиться с Лениным. Рерих по-своему ценил Ленина, писал ему письма, называл в своих работах махатмой (великой душой) и наверняка бы подсказал чего ценного Ильичу. Да вот тот не захотел, и остался Ленин без гуру. А жаль...

Но это ещё цветочки! Все остальные руководители Партии и Правительства после Владимира Ильича не отличались "ни умом, не сообразительностью". Никто. Поэтому и школьных их аттестатов мы никогда не видели. Вы, к примеру, знаете, какие оценки в школе были у Путина? В лучшем случае, были эти руководители хитрыми, коварными или начитанными "по верхушкам". Но глубокими знаниями и сами не обладали, и сторонились таких людей.


III.

"Товарищ Сталин, вы большой учёный" – поётся в одной известной песенке. Но в реальности он был сыном сапожника. Со всеми отсюда вытекающими... Учился вроде в духовной семинарии. Но такие "семинарии" в то время в Грузии не сильно отличались от ЦПШ (церковно-приходских школ), и знаний особых не давали. Что и не замедлило сказаться. Надо отдать должное, Сталин имел феноменальную память: быстро запоминал цифры, фамилии, даты и события. Знал всех своих директоров заводов и командиров воинских частей, помнил когда, что и кто делал, и обмануть его в этих вопросах было чрезвычайно трудно. Не гнушался он потолковать и о вопросах искусства, в частности, любил беседы с Горьким. Но это было поверхностное знание, то есть информацией владел (и в этом смысле действительно был "эффективным менеджером"), был своего рода "ходячим справочником", но причинно-следственных связей не видел, стратегическим мышлением не обладал, духовно и интеллектуально никак не развивался. Товарищ Сталин имел большую фобию по поводу заговоров, многие психологи считали его параноиком (особенно под конец жизни) – это приводило к большой подозрительности и к "отталкиванию" от себя действительно талантливых людей, которых он постоянно в чём-то подозревал. Достаточно сказать, что многие инженерные наработки Советского Союза были сделаны в так называемых "шарашках", а попросту в тюрьмах. Бериевские "шарашки" – это было Сколково того периода (правда, без воровства). В период развития "культа личности" соратниками этой "личности" стали люди, единственным достоинством которых была лояльность и любовь к "вождю". Мы сказали бы, что лучшим лекарством от паранойи является регулярная смена власти и развитие самоуправления "на местах", но ни один диктатор, в том числе советский, не стал бы этого слушать. Следствием такого отношения, когда всюду мерещатся "враги", "предатели", "шпионы" и "вредители" явились две проблемы сталинского времени: кадровый голод в промышленности, когда попросту не осталось своих инженеров, и их приходилось завозить из Германии и Америки, а также просчёты и неудачи перед войной и поражение в первые месяцы нападения Гитлера на СССР. Если б талантливых военных руководителей не репрессировали, если б им давали проявить инициативу, если б оставшиеся в живых не дрожали от страха каждый день, если б "особисты" не работали слишком рьяно, рубя все предложения на корню, то катастрофы первого года войны попросту не было бы – это наше глубокое убеждение. Кроме того, Сталину, очевидно, нравилось, когда перед ним пресмыкались (не слишком достойное человеческое желание), не только военные, чекисты или "красные директора", но и работники творческих профессий, которые, казалось бы, не должны были ходить строем и соблюдать субординацию. Так, он добился унижения Михаила Булгакова и Бориса Пастернака, от которых лишь после этого отстали. А Осипа Мандельштама, категорически не желавшего "лечь" под "лучшего друга советских писателей" просто сгноили в лагерях!
В начале статьи мы говорили о псевдо-духовных мошенниках, окружавших наших руководителей, и о теориях заговора в их неискушённых головах. И то, и другое в товарище Сталине имелось, ещё как! Его "гуру" был довольно мутный персонаж по имени Вольф Мессинг. Есть много свидетельств, как они вдвоём беседовали, закрывшись от посторонних глаз. О чём они говорили, достоверно неизвестно, но вряд ли Вольф положительно повлиял на Иосифа – добрее и моральнее последний не стал. Вольф Мессинг не был философом, мыслителем или общественным деятелем, он не основал никакой научной, философской или мистической школы, его влияние на умы было поверхностным, хотя он долгое время был популярным. На наш взгляд Вольф Мессинг – талантливый артист, гипнотизёр и фокусник. Он, конечно, не был шарлатаном в общеупотребительном смысле этого слова, но и не был моральным авторитетом. Он практически не оставил никаких записей после себя, имеются некие "мемуары" Мессинга, но есть большая вероятность, что он сам их не писал. В любом случае, там нет никаких мудрых мыслей, а в основном плохопроверяемые легенды о нём. Здесь товарищ Сталин явно "прокололся", так как мог "выписать" к себе любого интеллектуала, а предпочёл проводить время с поверхностным персонажем, развлекавшим его дешёвыми фокусами.
Что касается теории заговора, то тут вылез из нафталина начала века прямо в голову советского руководителя "еврейский заговор" в виде пресловутого "дела врачей-вредителей", а до этого шла кампания по разоблачению "безродного космополитизма". Конечно, несчастные советские врачи должны были ответить за все ошибки управления страной, как тот стрелочник из анекдота. И конечно, в Советской России, разорённой войной, не нашлось дела важнее чем "разоблачение" очередных "предателей и шпионов, затесавшихся в наши стройные ряды". Всё точь-в-точь как в монологе о разрухе в головах из "Собачьего сердца" Михаила Булгакова, которого товарищ Сталин то разрешал, то подвергал опале.
И мы видим здесь две обычные внутренние проблемы почти любого советского руководителя: псевдогуру и теория заговора. Так что тут всё стандартно, другого и быть не могло. Кесарю кесарево, а сапожнику сапожниково.


IV.

Следующим лидером был Хрущёв. Сначала он был не один, а в составе так называемого "Советского триумвирата", однако довольно быстро "отжал" от управления страной и Маленкова, и Булганина. Но если в интригах Никита Сергеевич преуспел, то в области образования, интеллектуального развития, да и элементарной вежливости явно не был образцом для подражания. И это не моё мнение, а его соратников. Его также называли "колхозником", причём вкладывали в это определение негативый смысл, т.е. характеризуя его не как человека, разбирающегося в сельском и прочем хозяйстве, а как деревенского неуча и выскочку. В области сельского хозяйства было всё как раз "не фонтан" – к концу правления Хрущёва Советский Союз был вынужден закупать муку и пшеницу из Соединённых Штатов, которым ещё недавно так самозабвенно грозил "кузькиной матерью", и "примкнувшим к ним" Канаде. Кстати, о "mother of Kuzma". По всей видимости, Карибский кризис стал последней каплей, переполнившей терпение соратников, и они тихо-мирно направили "волюнтариста" на заслуженный отдых. Позже Хрущёв это ставил себе чуть ли не в заслугу – мол, могли и на Лубянку... Видимо, чувствовал, что наделал делов.
Но нас и Хрущёв, и все прочие руководители в этой статье интересуют не с точки зрения развития народного хозяйства или дипломатии, а с точки зрения внутреннего, так сказать, развития. С этим у Никиты Сергеевича был полный "швах". Образованием и хорошими манерами он не блистал, а напротив, вёл себя высокомерно и любил поучать всех, в том числе и тех, кто знал явно больше его самого. Также он часто был раздражительным, но и весёлым тоже часто. Психотип его можно было описать как нечто среднее между типичным советским жлобом и литературным персонажем Шариковым. Убийственная характеристика – чего уж там!
Но как ни странно, Хрущёв – пожалуй, единственный советский руководитель (не считая Ленина, который в основном всю жизнь жил при царском режиме да по заграницам), при чьём "дворе" не были замечены никакие псевдоучителя и проповедники теории заговора. Возможно, из-за того, что при своём взрывном характере и самомнении Никита Сергеевич не терпел никаких советчиков: ни с разумными идеями, ни с безумными. Он был "сам-себе-режиссёр", что и сгубило раньше времени его личную карьеру (и спасло страну). Но поскольку тогда ни церковь, ни "мистика" особого влияния не имели, то в СССР в те годы активно развивалась наука и наша страна показывала неплохие результаты в ряде технологий – главным образом, в космических. Это очень важный момент! И те, кто сейчас гордится одновременно и Гагариным, и Православием, должны чётко это понимать – вам придётся выбрать что-то одно. Поскольку всё вместе это "не взлетит". Позже, дойдя до Путина, мы поймём, какую дорогу выбрала Россия.
В области творчества сам Хрущёв не сделал никаких успехов, зато как мы уже отмечали, любил поучать всех, в том числе работников искусства. А что ему не нравилось или чего не понимал (а это происходило регулярно), не долго думая, просто запрещал. "Бульдозерные выставки" – это было изобретение нашего "искусствоведа". Вот такой противоречивый персонаж был Никита Сергеевич Хрущёв.


V.

Следующий наш руководитель – Леонид Ильич Брежнев – никакими противоречиями не страдал, и был куда более цельной и основательной натурой, чем его предшественник. Однако ж начал тоже в составе "триумвирата", и тоже путём интриг и подковёрной борьбы скинул своих "партнёров" – всё по уже отработанной схеме (самым первым ту схему отработал ещё товарищ Сталин). Давайте признаемся себе, что система сдержек и противовесов – явно не "конёк" нашей страны! А как насчёт учителей, советников и проповедников странных идей? Было ли в правлении "дорогого Леонида Ильича" что-нибудь подобное? Всё, что мы знаем о нём, позволяет утверждать, что нет. Так что, наша теория трещит по швам? Не совсем. Можно вспомнить "эксперименты" с Нинель Кулагиной, которое проводило КГБ. А если учесть, что могущественная советская спецслужба позиционировалась как "боевой отряд Партии", то вряд ли руководитель КПСС не знал об этом. Ещё тогда издавались книжки о сионизме, ревизионизме и пр. Однако, мы не считаем это полноценной "теорией заговора", т.к. на фоне ухудшения отношений с Израилем и поддержке Советским Союзом организаций "борьбы за свободу" террористической направленности, ещё неизвестно, что тут было первичней. Вполне возможно, что теоретические обоснования подгонялись под уже выработанное решение, что не раз бывало в истории нашей страны.
В 70-е также приходится рассвет "советской мистики": статьи, работы и даже книги о телекинезе, об НЛО, Бермудском треугольнике, Атлантиде, восточных мистических практиках, древних магических ритуалах и всём таком прочем, активно публиковались как в самиздате, так и вполне официально. И даже на советском телевидении изредка появлялись соответствующие передачи, а в кинозалах шли документальные фильмы типа "Воспоминания о будущем". В своей статье "Рассвет и закат советской интеллигенции" (которую можно почитать здесь: http://www.proza.ru/2014/07/28/1492) я подробно об этом пишу. И в частности, описываю этот период как "Золотой Век советской интеллигенции". То десятилетие отметилось таким мощным духовным поиском для людей, какого не было все остальные 60 лет истории Советского государства. Но мы не склонны видеть тут "заказ Кремля". Нам кажется, что люди реально истосковались по духовной пище и, как могли утоляли этот голод. Хотим также заметить, что в 70-е годы XX века в нашей стране расцвели не только мистика и эзотерика, но и различные виды искусств: кино, музыка, живопись, литература – мы этим всем пользуемся до сих пор, и кто скажет, что тогда не было шедевров! Так что Кремль тут скорее не мешал (дядя Лёня вообще был добрым мужиком). Но как для советской интеллигенции это время было Золотым Веком, точно так же для властной элиты это было началом падения и реальным застоем. Конец 70-х в нашей истории – это та развилка, когда одна часть населения нашей страны (в основном среди класса интеллектуалов) пошла по пути Правды, философии и внутреннего поиска смысла жизни, а другая часть – в основном среди класса правителей и номенклатуры – пошла по пути Тёмной стороны Силы, замороченных учений, различных теорий заговора и поисков врагов. Дороги эти со временем всё более вели в разные стороны, и сейчас мы имеем то что имеем: "крымнаш" с одной стороны, и "пятую колонну" – с другой. А что же народ, куда он пошёл, – спросите вы? А народ никуда не пошёл, он сидит возле развилки, курит, лузгает семечки и смотрит, чем дело закончится – он по-своему, по-народному, мудр. Но, конечно, если что вдруг, то он завсегда "политику Партии поддерживает и одобряет". Так или иначе, для "элиты" потребовались свои собственные учителя и учения, поскольку представители класса Правителей: ответственные работники ЦК КПСС, высшие чины Армии и КГБ – либо не понимали, либо не принимали этику и наработки советской интеллигенции.


VI.

Андропов правил недолго, но успел запомниться гражданам. При нём Система окончательно пошла вразнос, несмотря на казалось бы всеобщее усиление и "закручивание гаек". Ну, так часто бывает, это называется "колосс на глиняных ногах". Первый и самый главный признак такого сбоя – то, что впервые СССР возглавил директор КГБ. Раньше ничего подобного не было и быть не могло, потому что такого не может быть никогда. Всегда Советское государство возглавлял лидер Партии, в этом был залог успешности Системы. И хоть Председатель КГБ тоже был партийным и занимал руководящие посты в КПСС, всё же это были разные планы, и нельзя было допускать их смешения, иначе КГБ превращался из "боевого отряда Партии" в монстра, способного подмять под себя всю политическую жизнь страны (что и произошло впоследствии), а роль Компартии размывалась. Достаточно сказать, что КГБ не имел права "трогать" членов ЦК КПСС, что бы те ни совершали – для их наказания существовал специальный Комитет партийного контроля. Также, если оперативник из КГБ вдруг решил двигаться по партийной линии, то его досье в Конторе уничтожалось (кроме общих сведений), все его оперативные наработки уже не использовались, а если он вдруг решал вернуться обратно, то ему пришлось бы начать работу в КГБ не с того места и должности, откуда он ушёл, а с самого начала. Было много ещё других "заморочек", но в целом читатель должен знать, что КГБ, Армия и КПСС – это были во многом параллельные структуры управления и они особо не смешивались (в отличие от нынешнего времени), вплоть до того, что в каждой из этих ипостасей была своя собственная разведка. Назначение Председателя КГБ на роль лидера Государства сильно пошатнуло и без того едва живую систему сдержек и противовесов в Советском Союзе. Конечно, Председатель КГБ был во многом политическая фигура, к тому же сам Андропов попал на эту должность из ЦК КПСС, но всё равно были сферы жизни и управления, куда КГБ не должен был вмешиваться. Сложно сказать, почему именно Андропову досталась должность генсека – архивы нам сейчас недоступны. Есть две основных версии: после смерти "дорогого Леонида Ильича" советским руководителям элементарно не хватило мудрости, а другая, куда более зловещая – это, что за 15 лет на посту руководителя советской тайной полиции Андропов сосредоточил в своих руках столь огромную власть и могущество, что ему просто никто не посмел тогда возразить. У Юрия Владимировича был не очень хороший бэкграунд как палача Венгерского восстания 1956 года, инициатора ввода войск в Чехословакию в 1968-м, репрессий против диссидентов, а ещё была мутная история начала Афганской эпопеи, в которой явно было замешано КГБ под его чутким руководством. Ситуацию усугубляет и то, что Андропов был назначен на свою должность уже будучи больным, а после своей "естественной отставки" кресло генсека досталось не намного более здоровому старцу, который также "порулил" примерно год, после чего "скончался, не приходя в сознание". Именно тогда Советский Союз окончательно превратился в посмешище.
Что же происходило в то время с духовной жизнью в нашей стране? В своей статье "Рассвет и закат советской интеллигенции" мы подробно описываем, что с воцарением Андропова КГБ начал активно давить любые ростки не инакомыслия даже (это ещё можно было бы как-то логично объяснить), а вообще любой свободной мысли, записанной ли, прочитанной и даже спетой. Досталось всем: и вновь появившимся "идейным" марксистам, и националистам, и рериховцам, и каратистам, и "ивановцам", и исполнителям "блатняка", и уфологам. Андропов действовал в духе нынешней РПЦ, устами Дворкина объявившей все остальные религиозные конфессии, кроме её РПЦ родимой, "тоталитарными сектами" и требующей немедленного их закрытия. С той лишь разницей, что у Андропова власть была и он активно давил всех, а Дворкину остаётся об этом только мечтать. Так что никаких "альтернативных" учителей в то время быть не могло ни среди власти, ни среди интеллигенции – "поляну" выжигали основательно. Добрый генсек уступил место злому. Разумеется, до конца запретить человеку думать довольно сложно, и все кого давили, либо ушли в глубокое подполье, либо на время замолчали. Подвалы и кухни вновь становились "местом для дискуссий", путь в ДК и на ТВ был заказан. Давление это, кстати, вовсе не прекратилось со смертью его инициатора, и окончательно сошло "на нет" примерно к середине Перестройки (ближе к концу 80-х). Ну, это что касается образованной публики.
Для властной же элиты появилась своя теория заговора в виде "Всемирного Правительства" в лице крупных капиталистов, масонов, евреев, бывших западных лидеров и дипломатов, которые хотят нас всех ограбить и погубить – в общем, хорошо знакомая нам "гремучая смесь", появившаяся в конце 70-х и с небольшими вариациями перекочевавшая вплоть до наших дней. Что мы и видим по выступлению Михаила Ковальчука в Совете Федерации. Кто хоть немного "в теме", слышал это уже не раз: в 90-е от КОБовцев, в конце 80-х от членов общества "Память", в начале и середине 80-х, скорей всего, на кухнях некоторых доморощенных "философов", в конце 70-х... стоп! Тут мы подходим к интересному моменту, что ранее этого периода мы не можем найти следы этой успешной теории заговора. Но как она возникла, почему именно тогда и кто стоял за её разработкой и внедрением? Если мы начнём "мотать" ещё дальше назад – середина, начало 70-х – мы эту теорию не найдём, там будут НЛО, контакты, Атлантида, Египетские пирамиды и мумии, чтение мыслей (телепатия), йога – что угодно только не всемирный масонский заговор. Комитета 300 в тех годах не обнаруживается. Из Запада это тоже не могло придти, так как на Западе в то время были "секс, наркотики, рок-н-ролл", хиппи- и панк-культура, пацифизм, психоделия, вегетарианство и увлечение восточными практиками. Кто хорошо помнит то время или изучал его, сможет это подтвердить. Кроме того неясно, кто был первым гуру, а ведь в любой идеологии, религии и учении есть основоположник. Правда, странно – учение есть, а основателя нет? Только в одном случае такое может быть – как думаете, в каком?

Когда это учение не основано кем-то конкретно, но имеет коллективное авторство, и когда этих авторов нужно скрыть. Иначе говоря, когда эта теория рождена в недрах спецслужб, и потом уже "вброшена" в ноосферу страны или народа. Тогда появляется такая странная ситуация, что проповедники есть, последователи есть, неофиты имеются, а основателя нет. И это, кстати, критерий – если вы не можете найти основателя некоего "тайного знания, указывающего Путь" или он скрывается за невнятным коллективным руководством (например, под аббревиатурой ВП СССР), это серьёзный повод подозревать след тайной полиции в этом учении. Также обязательна должна быть книга, написанная основателем или записанная его непосредственными учениками. ОБЯЗАТЕЛЬНО! Книга может быть безумная или в ней содержится много мудрых мыслей, она может быть размером с Талмуд или всего в нескольких стихах, но какой-то текст должен быть стопудово. Без книги идеология или религия считается ложной и её можно смывать в унитаз! Только эта должна быть _изначальная_ книга, а не якобы комментарии последователей, т.к. нельзя комментировать то, чего нет. В общем, то, что появилось в общественной мысли России – этакое "новое почвенничество" – с большой долей вероятности является провокацией КГБ. Так как это появилось вдруг, и кто написал первый текст, непонятно. Конечно, можно пойти ещё далеко раньше, и мы найдём черносотенство в начале XX века, но вряд ли апологетам теории всемирного заговора в начале 80-х были знакомы тексты Пуришкевича или князя Шаховского – Партия вообще чутко следила, чтобы ничего "идеологически чуждого" не попадало в умы советских граждан. Да и за черносотенным движением стояла Царская Охранка (тогдашнее КГБ), так что мы получаем примерно тот же вывод. Интересно также, что за обществом Память "торчат уши" КГБ. Во всяком случае в создании многочисленных "клонов" и региональных представительств этой организации "комитетчики" принимали непосредственное участие, о чём имеются свидетельства из самой "Конторы". Кроме того, руководителей и рядовых участников общества Память не репрессировало КГБ даже в самые мрачные андроповские восьмидесятые. И это тоже подкидывает пищу для размышлений. Но самое ценное для нас свидетельство – это признание небезызвестного Александра Баркашова, что на его мировоззрение повляли беседы с его старшим родственником – инструктором ЦК КПСС. Тут уж совсем всё складывается в единую картину! Ну а что, кроме черносотенства могло проникнуть в неотягощённую знаниями голову Баркашова – не этика же и не стремление к преодолению собственных недостатков? Зачем работать над собой, когда можно обвинить какие-то нации, религии и социальные группы во всех своих бедах и несчастьях? Так что тут тоже всё стандартно – Кесарю кесарево, а слесарю слесарево.

Про следующего руководителя – Константина Устиновича Черненко – можно я ничего не буду рассказывать? Потому что это не правитель, а недоразумение.


VII.

Первый и последний Президент СССР, проводник знаменитой советской Перестройки (хотя и не её автор) – Михаил Сергеевич Горбачёв – до сих пор вызывает крайне неоднозначную реакцию, и об его деятельности идут жаркие дискуссии уж четверть века. Что несомненно свидетельствует о глубокой "вспашке" всей советской жизни, что произошла во время его правления. Роль его личности варьируется чрезвычайно широко: от крайне негативной – он один развалил весь гигантский СССР и социалистический "лагерь", до крайне позитивной – он спас мир от глобальной ядерной войны (тоже один, как вы понимаете). Нам бы хотелось умерить бушующие страсти и отвести людей от радикальных крайностей. Михаил Сергеевич, разумеется, не имел никакого плана "развала" (он даже в страшном сне не мог представить такого развития событий!) и уж тем более не являлся "агентом влияния" западных спецслужб, как нам "втюхивают" апологеты конспирологии. Другое дело, он был не очень умным человеком – понять, что в советской политике и экономике "что-то пошло не так", он мог, но что это следствие деградации всей системы управления и отдельными косметическими улучшениями ничего не исправить, Горбачёву ума недоставало. Поэтому всё произошло так, как произошло.
Нас, однако, интересует куда больше не политика или экономика, а культурная жизнь страны, так сказать. В этом смысле всё стало расцветать с приходом так называемой Гласности. Есть устойчивое убеждение многих аналитиков (разделяемое и автором статьи), что изначально Гласность не была "в планах", а родилась после Чернобыльской катастрофы. Тогда Партия столкнулась с уже привычной для себя (но по-прежнему внезапной) ситуацией, что "шила в мешке не утаишь" и надо что-то делать с уже поползшими по стране слухами. Есть совершенно замечательный принцип управления – "Если тебе не удалось что-то предотвратить, то возглавь это". Так или иначе, именно с середины 1986 года идут первые намёки на открытость, ранее ничего подобного в СССР не было. С 1987 года термин "гласность" приобретает широкое распространение, однако до реальной свободы слова было ещё полтора-два года.

Духовная жизнь невозможна без свободной проповеди, издания религиозной литературы, привлечения новых последователей, беспрепятственных собраний, обсуждений и отправления культов. Всего этого в отношении новых и независимых от советских властей конфессий на заре Перестройки ещё не было. Многие проповедники и учителя в середине 80-х реально сидели и гнили в лагерях. Достаточно сказать, что _первое_ "нетрадиционное" религиозное объединение было зарегистрировано только в середине 1988 года, да и то после активной информационной кампании на Западе, в том числе и за освобождение из мест заключения проповедников и последователей этого учения. Примерно в 1989-90 гг. в Советском Союзе начали издаваться религиозные, мистические и философские тексты, книги и работы. Причём сначала на окраинах страны: в Прибалтике, Узбекистане, Армении, а также (уже сразу на русском) на Западе – Швеции, ФРГ, Франции. Поскольку за 70 лет Советской власти, эта самая власть не особо жаловала религию, мистику и философию, то своих учителей было немного, и любители "эзотерики" часто читали переведённые и российские дореволюционные работы. Русский "Серебряный век" родил не только гениальных поэтов и прозаиков, но и философов, оккультистов и религиозных учителей, что и открывали с удивлением для себя советские граждане. В начале 90-х, когда уже стало "всё можно", на территории бывшего СССР случился поистине бум духовной литературы! Официальная коммунистическая идеология тогда уже пала, Православие на территории восточнославянских, а Ислам на территории Среднеазиатских и Кавказских республик ещё тогда не установились в качестве "единственно верных" религиозных доктрин, а бывшие советские граждане, как и в 70-х испытывали реальный духовный голод – все эти три фактора, на наш взгляд и поспособствовали этому буму. Тогда во всех книжных магазинах, ларьках и "развалах" существовал отдел или специальная полка под "эзотерику", и там всегда был большой ажиотаж. Литература при этом там продавалась очень разная, зачастую и откровенно сомнительная, однако она продавалась – и ещё как! Некоторые продавцы специализировались исключительно на религии, философии, психологии, оккультизме, уфологии, восточных единоборствах и прочих смежных темах, а многие коммерсанты, причём далёкие от различных "практик", делали в те годы неплохую кассу на такого рода книгах.

Вернёмся, однако, во времена Перестройки и Горбачёва, ведь мы не сказали ещё, кто был рядом со властной элитой и "духовно окормлял" её. В конце 80-х на телеарене блистал Анатолий Кашпировский – врач-психотерапевт, но это было, что называется, "для народа". А вот ближе к власти находилась знаменитая Джуна. Эта женщина в высшей степени интересная, и история её жизни очень показательна именно как пример духовных метаний и обычных людей, и представителей власти. Её, пожалуй, можно назвать "Вольфом Мессингом 80-х". Так же как описываемый нами ранее духовный советник "вождя народов", она появилась как-то вдруг, пользовалась покровительством на высшем уровне, перед ней открывались даже самые закрытые двери, она непонятно чем занималась, но по слухам чем-то очень секретным, о её жизни ходили легенды, но, несмотря на свою близость к "верхам", она не гнушалась и "народных масс", и охотно проводила с ними время – ну, просто один-в-один Вольф Мессинг! Джуна (в миру Евгения) Давиташвили иногда утверждала, что она генерал КГБ (секретный, разумеется). Вряд ли она вообще служила в органах, такой "утечки" советская спецслужба не допустила бы, но она явно связана с "Конторой", судя по внезапному её появлению и тому, как её "вели". Скорей всего Комитет госбезопасности нашёл её и сделал неким "апдейтом Кулагиной". Тогда в конце 70-х, КГБ очевидно увидел, что против населения и интеллигенции можно использовать не только грубую физическую силу, но и "мягкую" – психологическую. Для (против?) интеллигенции последний вариант даже предпочтительней. Но Джуна оказалась не проста, и так просто "пользоваться" собой в различных сомнительных провокациях не позволяла – возможно, от этого идут её многочисленные легенды (которые она распространяла зачастую сама), возможно эти легенды служили ей некой защитой – кто знает? Так или иначе, она "тусовалась" при власти довольно успешно, кого-то вроде излечила от недугов, а также она "наблюдала", "обследовала" и "вела приёмы" страждущих правителей (привет, Распутин!) Ей даже сделали "пиар" в "Комсомолке", после чего она окончательно проснулась знаменитой. Сложно сказать, насколько она была грамотным медиком, но она явно владела сестринским делом, была неплохим психотерапевтом и хорошим массажистом. В области духовно-философской, Джуна ничем особо не отметилась (не Блаватская явно!), в основном давая интервью "немного обо всём", она не переводила и не комментировала никакие древние тексты, не оставила после себя никаких глубоких работ, имела о религии представление самое поверхностное, а о философии – так и вовсе никакого (даже о немецкой, не говоря уж о восточной). Излишне упоминать, что никакой философской или мистической школы она не основала. Но зато она занималась творчеством: пела, рисовала и писала стихи. Не очень понятно, как с таким багажом она стала "гуру", но вот такие "учителя" у нашей властной элиты бывают регулярно – о чём эта статья и повествует.


VIII.

В "лихие 90-е", как мы уже говорили, духовное развитие граждан нашей страны переживает "ренессанс", схожий с 70-ми (здесь и далее я прежде всего о России буду вести речь, т.к. к концу 1991 года Советский Союз распался даже юридически, но схожие тенденции мы можем наблюдать в Казахстане, Молдавии и Украине). По крайней мере, утолять духовный голод гражданам никто не мешал: автор этих строк хорошо помнит протестантских проповедников на стадионах, наклейки "Иисус любит тебя!" в общественном транспорте, свободное распространение религиозной литературы на улицах и предприятиях, собрания новых для России конфессий в забитых "под завязку" клубах и кинотеатрах, музыкальные фестивали религиозной направленности на центральных площадях и улицах крупнейших российских городов. Тем, кому сейчас меньше двадцати, сложно представить такое, но тогда реально именно так и было (страшный сон Дворкина)! Поскольку в 90-е была истинная свобода слова, свобода вероисповедания, и как следствие, "расцвели все цветы", то не обошлось и без эксцессов. Достаточно вспомнить Белое Братство и Аум Синрикё (некоторые цветы бывают красивы, но ядовиты). Кстати, об Аум Синрикё – по этой ссылке (https://goo.gl/NC4v2r) можно посмотреть на высших чиновников России, тепло принимающих "гуру" этой организации Сёко Асахару. И это лишний раз говорит нам, что правители наши хорошо преуспели в интригах, подавлении сопротивления и ублажении себя любимых, однако полные "чайники" в вопросах религии, философии и психологии. К сожалению это так, и сей неприятный факт не относится к "наследию лихих девяностых", а благополучно процветает и в наше стабильное время, о чём можно посмотреть на видео, представленном в начале этой статьи.
*** специально для многочисленных проверяющих, надзирающих и контролирующих органов напоминаю, что организация Аум Синрикё признана экстремистской и террористической, и запрещена в России и многих других странах ***
Но прежде чем её запретить, российские власти активно сотрудничали с Аум Синрикё: предоставляли им залы, размещали их "проповеди" на радио и ТВ, брали от них миллионы долларов и даже вели с ними переговоры о продаже оружия! Лично мне не очень понятно, почему власти России подписывали контракты о поставках оружия с какими-то сектантами, а не с Правительством Японии, но факт остаётся фактом – Ми-17 (он же Ми-8) последователи Асахары получили.

Тем, кто не жил в 90-е или был тогда ребёнком, иначе говоря, тем кому сейчас меньше 30 лет, это время кажется довольно "равномерным", где люди только и делали, что убивали, разбойничали, "делали" миллиарды из воздуха, вывозили их за рубеж и совместно с западными спецслужбами разваливали великую нашу Родину. Поскольку я родился ещё при Брежневе, а 90-е прошёл в довольно сознательном возрасте, могу со всей ответственностью заявить – так не было! Если вы перестанете смотреть сериалы НТВ, а пообщаетесь с теми, кому тогда было 20+ лет, вас убедят, что бандитствовали тогда единичные проценты населения, а "агентами влияния" и вовсе никто не был. Вместо этого люди тяжело трудились в надежде заработать себе в буквальном смысле на хлеб, им часто не платили заработную плату, они старались выживать самостоятельно, организовывали торговлю иностранными товарами, часто меняли места работы и проживания, нередко уезжали на заработки далеко от своего родного места (иногда и за границу), обучались новому или повышали свою квалификацию, и не теряли надежды на лучшее. Мало кто имел тогда время и деньги развлекаться в клубах и ресторанах, просаживать миллионы в казино и отдыхать на "островах". В основном жизнь людей была нелегка, и "бандитские" сериалы вам врут! Но суть даже не в этом. На самом деле, Девяностые очень неравномерные. Можно выделить три периода: начальный – 1990-93 гг. (где половину этого срока ещё существовал Советский Союз), средний – 1994-97 гг., и поздний период – 1998-99. И все три периода этого десятилетия были очень, очень разными!
Нас не сильно интересует экономика в этой статье, однако пару слов о ней сказать всё же стоит. Начальный период был для подавляющего количества граждан наиболее тяжёлым (с экономической точки зрения) – тогда разваливалась одна Система управления, а на её место со скрипом "заходила" другая. Однако свобода предпринимательства тогда не просто разрешалась, но и поощрялась. Другое дело, что далеко не все решали рискнуть и начать работать на себя, а многие продолжали ходить на заводы и фабрики, где им месяцами не платили зарплату и не предлагали никаких перспектив. В средний период 90-х было всё непросто на макро-экономическом уровне, но граждане уже справлялись самостоятельно с возникавшими трудностями, и была отведена главная угроза позднего СССР – угроза массового голода. Именно в тот период были основаны многие фирмы и предприятия, успешно действующие и в настоящее время. В 1998 году случился серьёзный кризис, сопровождавшийся отказом Правительства от выплат по финансовым обязательствам (дефолт), резкий скачок курса валюты на внутренним рынке и последовавший за ним рост банкротств, разорений и реструктуризаций бизнесов. Но неплохой базис среднего периода позволил достаточно быстро преодолеть негативные последствия дефолта и, по разным оценкам, за 5-8 месяцев экономика оправилась от трудностей и уже показывала рост. В отличие, кстати, от нынешнего кризиса, где весь 14-й и 15-й год мы "болтались" в районе 0%, а уже с 2016 года ВВП уверенно идёт в минус ("российская экономика показывает отрицательный рост" как шутит наш, иногда просыпающийся, премьер Медведев). Поздний период 90-х – это время, когда Государство окончательно решило "вернуться" в экономику (уже рыночную) и имело для этого все возможности, тогда же началась регуляция и лицензирование всего и вся. По нашему твёрдому убеждению, Государство – плохой экономист, собственник, хозяйственник и бухгалтер – что нам и показывают кризисы 1998, 2008-2009 и 2014-... годов. Лучше всего "отпустить" ситуацию, не мешать людям самим зарабатывать деньги, а власти стоит сосредоточиться на исполнении своих же законов и налаживании нормальных институтов: правоохранительных, судебных, выборных и системе помощи нуждающимся людям. Государство никогда не сможет эффективно зарабатывать деньги, поскольку оно живёт не с прибыли, а с собираемых налогов – это принципиально разные способы существования!

В области духовной было примерно так же, как и в области материальной: в начальный и средний период Государство особо не мешало гражданам самим искать смысл жизни, а в поздний – решило таки "подкрутить гайки". Так, в конце 1997 был принят закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", чуть "подправленный" (в запретительную сторону, разумеется) уже при нынешнем составе Госдумы.
Чем же жила власть и элита в то десятилетие? Хотя мы говорили, что то время было неоднородным, но элиты в основном интересовали мирские заботы: богатство и расширение влияния. В области духовные они предпочитали не вмешиваться всю первую половину 90-х. Даже пресловутое "сотрудничество" с Аум Синрикё выражалось в том, что секта обещала японские инвестиции (уж не знаю, как можно было в это поверить?) в обмен на поставку вооружений (а что ещё могла предложить советская промышленность?). В 1994 году разразился скандал с Белым Братством, а в 1995 был совершён теракт в токийском метро последователями Аум Синрикё. Эти происшествия подвигли российские власти к какой-то регуляции новых религиозных и духовных движений, однако в отличие от экономических преобразований, наступление на "тоталитарные секты" осуществлялось не быстро, и привело к принятию закона только в конце 1997 года. Решающую роль в его принятии сыграла РПЦ, и в целом активные православные, которые очень сильно критиковали духовных "конкурентов". Мы говорили также, что различного рода "теории заговора", суеверия, черносотенство и прочие мрачные глубины человеческого сознания взяло на службу КГБ для "вброса" в мозги текущей и будущей элиты вместо модных тогда в конце 70-х в среде интеллигенции восточных учений. В 90-е теории заговора также активно ходили и по книжным лоткам, и по умам, и даже забирались в политические идеологии (выше мы уже говорили про РНЕ). Но на фоне всей многочисленной "мистики и эзотерики" немного "потерялись", да так бы и сгинули, ведь духовная их сила была невелика, если б... не поддержка властных элит (для кого, собственно, теория заговора и предназначалась). Чекисты из потрёпанного, но выжившего КГБ начали активно осваиваться после перевыборов Ельцина в 1996 году. Самой яркой фигурой из этой среды был Примаков (Путин тогда не блистал, пусть "нашисты" не обижаются). То, что Государство "полезло" в экономику, было ясно с конца 90-х годов, и к чему это привело, тоже ясно – современной устойчивой экономики у нас, фактически, нету. Менее очевидно, что с тех же конца 90-х власть также активно вторгается в очень тонкие вопросы веры, религии, мировоззрения и этики, причём вторгается не с целью чему-то научиться от мудрых людей, а напротив – с целью навязать свою волю во что нам следует верить и как именно это делать. Сейчас – после пресловутого "крымнаша" – это особенно выпукло, мы зачастую видим по федеральным телеканалам таких персонажей, с такой кашей в голове, с таким мракобесием в сознании, что просто сочувствуешь их будущим лечащим врачам! Но, как теперь выясняется, это началось не вдруг – все "нулевые" годы теории заговора, черносотенство, расизм и прочее пафосное невежество активно "протаскивалось" везде, где только можно: через книги, газеты, телевидение, интернет. Сейчас практически все медиа-среды отравлены этой заразой, от неё не спрячешься, и в умы россиян перекочёвывают то одни ментальные вирусы, то другие. Выражение "ментальный вирус" не красивый эпитет, оно часто используется в психологии, public relations, религиоведении и смежных дисциплинах (можно почитать работу Richard Dawkins, к примеру). Но в отличие от обычного вируса, антибиотики и вообще какие-либо таблетки здесь не помогут. Заразиться какой-то вредной теорией или суеверием несложно, а вот чтобы вылечить "пациента", нужно работать с его сознанием, что очень тяжело, требует его собственной воли и даже в случае успешного "излечения" не гарантирует от дальнейших "срывов" (что подтвердит вам любой психиатр). Человеческое сознание – самое тонкое, что есть в этом мире, поэтому мы должны быть очень внимательны и осторожны!


IX.

Причём, "накачка" теориями заговора и мракобесия носила абсолютно искусственный характер. Понимаете, глупости могут на какое-то время овладевать головами образованной публики – чего уж там!, но не надолго, подобно тому, как ваша возбуждённая пиписька через некоторое время сама "спадает" если её специально не теребить (сравнение вполне корректное, т.к. во-первых, очень понятное, а во-вторых, теории заговора приводят ум примерно в такое же возбуждение, что и мастурбация). Автору этих строк приходилось в своё время довольно плотно общаться с националистами, причём не с "неофитами", а с "продвинутыми", так сказать. Было это лет 12 тому назад – на заре путинизма. Так вот, уже тогда многие идеи и теории, что сейчас на полном серьёзе вещаются нам с экранов телевизоров, среди этой публики считались mauvais ton, и в них верили совсем уж "чайники" или новички. Что поделать, националисты тоже хотят, чтобы их не считали маргиналами и ненормальными, и потому хоть своеобразно, но прогрессируют, у них тоже есть свои модные идеи. Но это, повторяю, происходит при естественном ходе событий. А вот если вашу ментальную "пипиську" всё время теребят, не давая вам времени успокоиться и собраться с мыслями, то тогда совсем другое дело... Что мы и наблюдаем нынче, наблюдая россиянское ТВ (только не рекомендую смотреть телевизор слишком долго и часто – утраченную психику невозможно восстановить). Причём это видно не только в подборе "острых" тем (семантически), но и чисто стилистически: там постоянно все орут, перебивают и мешают друг другу, ведущие даже самые банальные сюжеты рассказывают весьма неврастеническим тембром (нормальные люди так в жизни не говорят!), голоса многих ведущих и гостей срываются на визг и вой, они тяжело дышат и сопят, вращают глазами или держат их навыкате, у многих брызжат слюни изо рта, а у некоторых даже появляется пена на губах. Воистину, нынешнее россиянское телевидение – это какой-то дьявольский паноптикум! И нормальному человеку там делать абсолютно нечего – ни по ту, ни по эту сторону экрана. Итак, мы утверждаем, что глупостями, крайностями и бреднями российское общество переболело бы и отрыгнуло б своё невежество в ментальный унитаз. Но ваша короста никогда не заживёт, если вам каждое утро будут расцарапывать её до крови снова и снова. Россияне (особенно регулярно смотрящие телевизор или общающиеся со смотрящими его людьми) вместо того, чтоб естественно прогрессировать, получать знания и успешно применять их в жизни – себе и другим на радость – всё время находятся в психологическом состоянии нервного подростка, который "подрывается" каждый раз как слышит что-то непонятное или непривычное для себя (а непонятно для него многое, т.к. мозгов своих у него нет, а чужими он не пользуется). Так и мои бедные соотечественники – постоянно "сидят на измене" и всерьёз полагают, что весь мир против них плетёт козни. Но они нужны мировому сообществу точно так же, как нужны бродяги, бомжи и наркоманы успешным жителям города. Поскольку почти во всех мировых рейтингах Россия занимает то же положение, что и трущобы в мегаполисе. И Америка тут не причём – это мы сами виноваты! Но это тяжело ведь принять, не правда ли? Куда приятнее обвинить в своих бедах и несчастьях злых "врагов". При этом и делать самим ничего не надо – а зачем, если коварная Америка всё равно будет вредить? "Сражаться с Америкой" можно до бесконечности, и пока наивные мои сограждане слушают байки по телевизору про "коварный Зарубеж" и про "затянуть пояса", другие – более ушлые – держат там своих детей, покупают там же себе недвижимость и складывают наворованные налоги в панамские офшоры. Именно эти "талантливые" (за счёт остальной страны) друзья Путина и их родственники являются главными нашими врагами, и именно эта Теория Заговора – про их заграничные счета и тёмные мафиозные делишки – и является единственной правдивой!


Bonus.

Так почему возникают теории заговора, тайны и мистические легенды, почему появляются псевдоучителя среди наших правителей и только ли среди наших?
На самом деле, теории заговора появляются абсолютно в любой думающей голове – это так же естественно как и зависть. Зависть – самое "тонкое" из недостатков – есть в сердце каждого, от святого до последнего негодяя, но просто одни понимают это и контролируют её, а другие нет, и напротив – демонстрируют. И точно также возникают "теории заговора", они зарождаются в подростковом сознании (обратите внимание – сознании, не возрасте!) в силу естественной для человека потребности – получения знаний. Мы не можем жить без знаний точно так же, как рыба не может долго прожить без воды. Мы всегда интересуемся где, что и с кем произошло, нам интересны дела наших родственников, друзей или коллег, любого знакомого мы прежде всего спрашиваем "Ну как у тебя дела?", мы читаем новости в газетах, смотрим по ТВ и в Интернете и т.д. Потребность в получении новой информации столь же естественна, как потребность есть, спать и любить. Но человек должен понимать, что отнюдь не каждая информация является полезной и содержательной, не каждая теория является Знанием с большой буквы, и не каждая идея имеет практичное применение в жизни. Чтобы получить Знание, человек должен повстречать настоящего Учителя, слушать его, стараться понимать, что ему говорят, обязательно задавать вопросы, если что непонятно, не спорить по пустякам или ради того, чтоб поспорить и показать свою мнимую "крутость" (иначе говоря, уважать своего учителя и быть смиренным). Человек также должен черпать информацию из надёжных, авторитетных и обладающих хорошей репутацией источников, прошедших проверку временем. А ещё ему следует прислушиваться к другим умным людям и признанным специалистам в своих областях. Используя все три этих аспекта, а именно: своих учителей, авторитетные книги и других мудрецов, человек может получить знание и применить его в жизни, иначе он будет не до конца образованным и склонным верить всяким таинственным глупостям. Но подросток понимает, что настоящий учитель не будет его хвалить, ставить высокие отметки и дарить ему шоколадки. Учитель будет его ругать, строго с ним разговаривать, ловить его за списыванием, ставить в неловкое положение перед другими учениками и взрослыми, ракрывать его хитрость, напрягать его память, просить выразить сложные вещи простыми словами, обязательно будет "валить" на экзамене, учить его хорошим манерам и всячески "выворачивать наизнанку" своего ученика – а кому это понравится? Вот люди и выбирают учения полегче, а "учителей" попроще – и не беда, что никакого знания эти невежды не получат, но зато им так психологически комфортно. Из-за такого подхода в мире и получают развитие различного рода "теории заговора", суеверия, "городские легенды" и прочая чепуха – это мировая проблема, так как неучи есть везде. Лидеры общества, однако, должны понимать, что быть образованными – их первейшая обязанность и благо для возглавляемого им общества. Иначе говоря, лидеры общества должны получить настоящее знание сами и передавать его другим.
Все только что описанные проявления так называемого "коварства" учителя абсолютно приемлемы и даже необходимы! Любой нормальный учитель так и должен себя вести. В Японии говорят, что если учитель не ругает учеников – он плохой учитель. Индийское слово "гуру" переводится не только как "учитель", но и "тяжёлый" – и, обратите внимание, это одно и то же слово! Китайская пословица гласит: "Хорошему надо учиться три года, а дурному – и одного утра довольно". В самурайском кодексе Буси-до написано: "Самураи должны прилежно учиться", "Каждый самурай, даже мелкий вассал, обязательно должен найти себе подходящего учителя", "Если он не учится, то не сможет постичь причины вещей, как прошлых, так и настоящих". Напомним, самурай принадлежит к касте воинов и правителей, но Буси-до однозначно говорит, что править невежде не полагается. В 9-й главе Законов Ману дважды говорится, что кшатрий (правитель) произошёл от брахмана (учителя) и потому даже цари занимают подчинённое, в социальной лестнице, положение относительно учителей. На Востоке до сих пор существует культ учителя, и когда тот заходит в помещение, ему все кланяются.

Истинный процесс обучения никогда не бывает лёгким ни для ученика, ни для учителя, но его необходимо пройти. Он состоит из четырёх основных этапов:
1) завлечь
2) разгромить
3) обучить
4) вдохновить
Как мы видим, собственно обучение длится только четверть из всей конструкции и появляется далеко не сразу.

Первый этап – учителю нужно заинтересовать своего потенциального ученика, чтобы тот бросил все дела, обо всём забыл и слушал учителя, раскрыв рот. Завлечь нужно обязательно! Ведь если человек не проявляет интереса, он ничему не научится. Поэтому правильный учитель должен быть хорошим рассказчиком, актёром – да хоть фокусником! – но первая лекция должна быть яркой и запоминающейся, в этом залог успеха.

Второй этап мало кому нравится, но он необходим. Именно из-за него санскритское слово "гуру" переводится как "тяжёлый" – слушать какой ты глупый и ленивый очень тяжело и никому не хочется. И именно поэтому процесс "разгрома" неправильных представлений ученика о жизни и о себе идёт не сразу – если человека сразу обругать, он не захочет учиться, а напротив: расплачется и убежит. Поэтому со стороны учителя имеется определённая хитрость: сначала он рассказывает людям интересные и забавные истории, а уже потом, когда они "клюнут", начинается процесс "разгрома". Не следует, однако, думать, что учитель – это злобный мизантроп, нет. Если у вас каменное сердце, если вы не любите людей, если у вас нет ни к кому сострадания, если вы воспринимаете свою социальную роль как тяжёлую повинность, если вы очень долго копите в себе обиду, если в вас нет ни спокойствия, ни терпения и если ваш гнев идёт изнутри, то в таком случае вам вообще не следует кого-либо обучать чему-либо, а лучше заняться чем-то более полезным для общества. Учителям же мудрецы советуют иметь мягкое сердце, словно сливочное масло, но при этом их слова должны быть острыми словно клинок! Иначе говоря, учитель тебя ругает не потому, что он злой или у него плохое настроение, а потому что так нужно для тебя – нерадивого ученика. И ты должен это принять. Так называемый гнев учителя всегда имеет внешний аспект – он может ругаться последними словами, но при этом он любит своего ученика.

После того как ученик стал смиренным, начал уважать своего учителя, осознал своё невежество и ужаснулся своим недостаткам – лишь после этого его можно обучать, но не раньше. Таким образом, настоящее обучение начинается именно отсюда, а не с первого этапа, когда пришедшим на лекцию или в школу рассказывают всякие занимательные истории. Это нужно лишь для привлечения внимания, и не является обучением. Пока человек не обретёт спокойствие, пока он не начнёт внимательно слушать своего учителя, не отвлекаясь на ерунду, пока ученик не перестанет вызывающе говорить с учителем – до тех пор нет смысла давать ему никаких знаний, всё равно это не пойдёт ему на пользу. К сожалению, современная система образования в России совершенно не учитывает этого момента. Автор этих строк долгое время проработал в институте и знает многих преподавателей вузов, и часто приходилось наблюдать такую картину: родители платят за обучение своих детей и думают, что теперь их чадам должны "рисовать" хорошие оценки и обязательно вручить диплом. Эти студенты тоже не лучше – часто они ведут себя нагло, спорят с преподавателями, не посещают занятия, не выполняют домашние задания, и при этом бывают очень удивлены плохим оценкам за экзамены. Тогда они громко возмущаются, особо напирая на то, что "как же так? мы ведь вам заплатили!". Многие родители российских школьников и студентов ошибочно полагают, что платят за знания своих детей, но они не платят за знания – ибо знание невозможно купить!, но они платят преподавателям, чтобы те _давали_знания_ – а это немного разные вещи. Можно получить знание, но совершенно его не усвоить. Именно поэтому необходим второй этап! Без смирения нет обучения. Можно привести простую аналогию с магазином. Когда вы заплатили деньги за продукты и принесли их домой, это вовсе не означает, что вы уже сыты – нет, ведь вам ещё нужно приготовить ужин, т.е. сделать кое-что самостоятельно. Точно также и с обучением: в этом процессе участвует не только учитель, но и ученик, и ему тоже предстоит напрягаться. Поэтому на Востоке говорят: "Когда ученик готов, тогда появляется учитель".

Наконец, четвёртый этап также очень нужен – это как бы напутствие ученика. После того, как тот прошёл долгий и сложный процесс обучения, чрезвычайно важно, чтоб он не забыл, не растерял все полученные знания, чтобы он мог успешно их применять в жизни и делиться ими с другими людьми. Ученику необходимо знать, что он не зря просидел 10 лет в школе и 5 лет в университете. Учителям и преподавателям следует помнить, что их ученики не смогут сами себя вдохновить и замотивировать, так же как невозможно вытащить себя за волосы из трясины, а потому задача воодушевления – это задача учителя. И если вы хотите, чтоб ваши ученики и студенты вас любили и ценили, после выпуска обязательно скажите им хотя бы несколько слов напутствия. А уж если вы хотите, чтобы ваш ученик продолжал ваше дело и помогал вам, то вдохновить его, объяснить ему важность вашей миссии – просто жизненная необходимость!

В одном древнем тексте, широко известном в узких кругах, есть такой афоризм: "Тем, кто совершенствуется в невежественной деятельности, уготованы темнейшие уголки Ада. Однако гораздо хуже те, кто совершенствует так называемое знание".
Этот текст в равной степени осуждает два типа псевдо-учителей: как тех, кто культивирует материалистическое знание, направленное на бесконечное и бесконтрольное удовлетворение своих ненасытных желаний, так и тех, кто, напуская тумана таинственности, учит, что в наших бедах виноваты другие, и что нам следует сражаться с ними, чтобы достичь счастья и гармонии. Оба этих типа так называемых учителей являются злейшими врагами всего человечества, так как не только задуривают головы простодушных граждан, но и пагубно влияют на правителей и представителей власти, которые, в свою очередь, строят свою политику исходя из таких ложных предпосылок. После чего всё общество, ими возглавляемое, "благополучно" идёт в ад.
В противоположность таким горе-учителям, истинный учитель постоянно говорит вам, что причиной своих несчастий являетесь вы сами, ведь это ваши гнев, жадность, зависть и вожделение мешают жить вам и всем, кто с вами связан. И потому вы должны сражаться не с какими-то партиями, нациями, социальными или религиозными группами, а прежде всего со своими собственными внутренними недостатками. Истинный процесс обучения никогда не бывает лёгким, но обретя настоящее знание, человек начинает видеть вещи такими, как они есть, испытывает сострадание (а не злобу!) к другим людям, старается принести им подлинное благо и источает вокруг себя радость и счастье.

Так давайте же не будем терять время и найдём себе таких учителей, и постараемся обучиться у них всему хорошему, что они могут нам дать!


Рецензии
Рецензия Артёма Укладникова:
"Прочитать эту статью ("псевдоучителя как наказание" "как" я бы заменил на "это") было удовольствием, особенно после книг по теорическим аспектам психологии, учебникам по экспериментальной психологии и второй попыткой разработкой опроса. Как глоток свежего воздуха! Хоть действительно читаю на свежем морозном воздухе. Начинал читать бегло и под конец очень подробно, с остановкой ближе к концу (до "бонуса"), чтобы записать этот ответ. Многое было не сказанно и сжато получилось (хоть текст может кому-то показаться длинным, но он очень короткий на самом деле). Я боюсь, что данные тексты на некоторое время вышли из мейнстрима в силу кажущейся сложности габаритности (ха!), но на деле это замечательный и простой текст, если погрузиться в него с головой, отбрасывая весь шлак из головы, и просто начать думать. Пусть, что на некоторые вопросы у меня есть свои ответы, но ответы из других источников помогают развить ещё более качественное видение. Спасибо"

Дмитрий Надеин   01.01.2020 20:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.