Кто такие верующие?
С учётом вышенаписанного, постановка вопроса такова: a) кого обычно называют верующими, b) по каким критериям и c) учитывается ли при этом вера как таковая.
Начнём с первого вопроса. Обычно под верующими понимают тех, кто признаёт существование Бога. Однако, это хоть и правильное определение, но слишком расплывчатое. Что значит «признаёт»? Дело в том, что если человек это признаёт, то он также должен признать существование греха, души, загробной жизни, кары за грешные дела на страшном суде и прочее. Но должен ли менять человека и его жизнь сам факт этого признания? Безусловно. Раз он верит, он должен по мере своих сил жить по заповедям, так как признание Бога влечёт безусловный характер этих заповедей как императивов, а если он не живёт по ним, значит он сам себе готовит муки в аду. Итак, критерий первый: божественность и всеобщность заповедей, детерминирующих моральные устои человека. Критерий второй: признание существования загробной жизни, а значит соответствующее отношение к жизни земной. Но остаётся вопрос, а как же быть с церковью? Не является ли соблюдение всех правил, обрядов, постов и посещение церкви тем, что отличает верующего от неверующего?
Некоторые люди ходят в церковь, а некоторые нет. При этом, как среди тех, кто ходят, так и среди тех, кто не ходит, есть люди, называющие себя верующими. Я не беру сейчас в расчёт многочисленные секты, которые просто не признают церковь в силу каких-то причин. Я говорю о людях, которые не видят противоречия в том, чтобы верить, но при этом в церковь не ходить. Возможно ли это? Церковь – это всё-таки социальный институт. Безусловно, есть таинства, которые возможно лишь в лоне церкви – это её сакральная функция. Но есть и функция социальная: защита интересов верующих в государстве, забота о зданиях и землях, церкви принадлежащих, выплата зарплат священникам и высшим клерикалам и так далее. И вот в отношении второго начинаются проблемы. Дело в том, что, как и в любой структуре, в ней возможны всякого рода нарушения. Я не буду подробно останавливаться на том моменте, что церковь начинает богатеть, клерикалы тоже богатеют и вокруг церкви начинают складываться разного рода экономические отношения, что конечно же плохо соотносится с тем, чему церковь сама по себе учит. Претензии французских просветителей, например, были во многом направлены против церкви, как института, символизирующего социальное неравенство. Но необходимо сказать, что с водой они выплеснули ребёнка. Социальное неприятие клерикалов вызвало в них антирелигиозные настроения. Но вера и церковь – это не одно и то же. Я утверждаю, что верующие, которые не ходят в церковь и верующие, которые в церковь ходят – это одинаково верующие. Просто для кого-то (оставаясь при этом христианином) возможно закрывать глаза на злоупотребления церкви (а объективно отрицать это, я думаю, никому в голову не придёт), а для кого-то нет. С чего начались, например, пустынники? С того, что Константин сделал христианскую церковь главной в империи. Но у кого язык повернётся называть неверующими Отцов-пустынников?
Но помимо этого, есть люди, которые ходят в церковь, соблюдают все обряды, но при этом не являются верующими, то есть не соответствуют двум вышеописанным критериям. Такие люди носят называние «фарисеев». А бывают люди, которые не верят, но им просто спокойно и приятно находиться в здании церкви. И отвечая на вопрос с), можно сказать, что посещение или непосещение церкви не связано с верой самой по себе. И это важно, поскольку в массовом сознании, постулат «верующий, значит в церковь ходит» закреплён довольно основательно, поэтому вовсе необоснованно неприятие клерикалов переносится на неприятие веры как таковой (распространение атеизма).
В заключении хотелось бы сказать, что я не призываю ходить или не ходить в церковь. С моей точки зрения, вера не должна иметь социальных, идеологических или экономических подоплёк – это выбор личностный. Поэтому и антиклерикализм не может быть соотнесён с неверием. А верующий – это тот, кто прежде всего своей жизнью стремится соответствовать божественному идеалу, примером для нас должен служить Иисус Христос. И если представить, что все церкви в мире внезапно исчезнут, то вера исчезнуть не должна, а иначе грош цена такой вере.
Свидетельство о публикации №216050200730