Эстетика курения

Три любимых персонажа для меня - вестернский образ Иствуда, The Smoking Man из X-files и Раст Коул из True Detective. У каждого из этих трёх персонажей курение - это неотъемлемая часть образа. Попробую проанализировать, какие составляющие есть у такой "эстетики курения". Можно сделать подобное для женских персонажей, благо там эстетика на поверхности, но я как-то мало разбираюсь по женской части. Сосредоточусь на мужской.

Что составляет главным образом эстетическую вписанность курения в образ - это, конечно же, курение практически в каждом кадре. Но нельзя просто акцентировать постоянно внимание на сигарете. Она должна быть незаметным элементом, главное внимание должно быть сосредоточено на мимике, на словах, которые произносит герой. Поднесение сигареты ко рту, затяжка, опускание, выдох дыма - это всё дополнение к чему-то. Сигаретный дым символизирует некую отстранённость персонажа, но одновременно и внутреннюю цельность характера. Нет нужды показывать сигарету, когда герой ведет непринужденный chit chat, в этой ситуации сигарета будет показывать только иронию и раздвоенность героя, как будто он не хочет говорить то, что он говорит. А вот в кадрах, где что-то непосредственно затрагивает персонажа, тогда сигарета позволяет это подчеркнуть. Итак, сигаретный дым сиволизирует отстранённость, как бы внутреннюю самодостаточность, цельность и благодаря дополнительному движению рук, выдыханию дыма и т.д. создает вокруг персонажа визуальную геометрию.

Но есть и другая форма табачной эстетики. Если нужно показать, что герой постоянно не уверен в себе, нервничает, ищет какого-то спасения - тогда можно показать нервное, быстрое затягивание, резкий выдох дыма, дрожь в пальцах. Тут уже идёт акцентировка на мелкие элементы: если в первом случае то, как герой держит сигарету, как он ею затягивается, как выдыхает дым - это всё постоянно, и эта постоянность ещё лучше подчёркивает принципиальность персонажа, то во втором случае мелкие элементы ситуативны, они зависят от той ситуации, в которую попал персонаж, и обусловливаются внешним, а не внутренним.

Есть ещё и третий вариант по принципу "курят все, независимо от". Например, в фильмах Каурисмяки или американском артхаусе 70-ых (ранний Малик и Кассаветис). Тогда курение перестает быть индивидуальным атрибутом и становится просто фоном, на котором разворачиваются события. Как правило, в такого рода постановках эстетизируется разрушающая сила табака, его вред организму. Поскольку курят все, то в фильме все разрушают себя. Такие ленты как правило пронизаны безысходностью, абсурдом и тоской. Можно сказать, что объединяющее всех персонажей курение имеет целью размыть персонально каждого в общем водовороте событий, подчинить нарративу.

И немного о трёх указанных выше персонажах. В каком-то смысле, для меня они символ своих эпох. Иствуд - это 60-е-70-е, Курильщик - 80-е-90-е, а Коул - нулевые. Все три персонажа самодостаточны, уверены в себе и у каждого есть своё основание этой уверенности. Иствуд лучше всех стреляет, Курильщик всё контролирует и всех держит за яйца, а вот с Коулом интересно то, что его уверенность держится как бы на нём самом, на его жизни и социопатском поведении. В этом я вижу определенную трансформацию идеала независимости и цельности: от успехов в мастерстве самозащиты, которое подтверждает любые слова через тотальный контроль и подчинение к цельности самой по себе, способностью быть независимым от любого социального действия. Крайние персонажи в чём-то похожи, но одиночка Иствуд скорее просто всегда свои цели преследует, в то время как для Коула это естественное состояние. У всех трёх есть общее и в мелких элементах: они все в основном держат сигарету большим и указательным пальцем, иногда ещё средним вдобавок. Такое положение символизирует прямоту и холодность, в отличие от захвата указательным и средним пальцами, которые при этом выпрямляются, такое сразу указывает на некую утонченность и хитрость. Хотя нельзя сказать, что первым это не присуще, но главное для них - это очертить твердость. Можно отметить полный вдох дыма, задержку в выдыхании, как будто "пропускании сигареты через всего себя". Интересно ещё то, что если для Иствуда курение - это скорее символ дикости, приключенческой жизни, для Курильщика - это символ власти и чистого утверждения (особенно если учитывать, что по сюжету у него рак легких), то для Коула - это символ независимости и отстранённости.

Сейчас, к слову, курение потихоньку уходит с экранов, не за горами, вероятно, тот день, когда фильмы со сценами курения буду запрещать для показать в кинотеатрах. XX век был веком повального курения, вовлечение в этот процесс женщин и целых поколений, это был символ того, что люди сознательно портят своё здоровье и тем самым ставят под вопрос телесное как таковое, вопросы его преодоления и ощущения (вместе, к слову, с радикализацией сексуального). XXI же век - это век заботы о себе, когда (полит)корректное поведение становится главным законом жизни, поэтому курить - это выбиваться из тренда. Хотя в XX веке многие начинали курить как раз из-за нонконформистского конформизма: курили вокруг все, но это как бы считалось признаком самостоятельности. В нашем же веке - это вызов обществу, одновременное указание на свою независимость и наплевательское, некорректное отношение к заботе о других. Иным образом, да, как и Раст Коул - это маргинализация, только теперь это не бунт "за компанию", а бунт "против всех".


Рецензии