Зачем быть пессимистом, как Растин Коул
Итак, множество мировоззрений оптимистичны по своей сути – набожные христиане и ученые-атеисты одинаково оптимистичны. Они думают, что Вселенная управляется по точным законам (просто они разные), которые мы все можем понять. Даже если какие-то отдельные вещи непонятны или загадочны, основная структура нам доступна. И когда вы знаете основные законы Вселенной, вы в хорошем положении, чтобы сделать свою жизнь лучше и у вас хорошие шансы в этом преуспеть. Вы на месте водителя ещё до того, как вы выбрали направление. Вот почему вы философский оптимист, если вы думаете таким образом. Независимо от того, жизнерадостны вы или нет, вы верите, что у вас есть инструменты для успеха. Но есть длинный список философов, которые отрицают, что Вселенная и наши познавательные способности так сильны. В оригинальном сценарии «Настоящего Детектива» (этого не было в телевизионной версии) Коул упоминает Артура Шопенгауэра, наверное, самого знаменитого философского пессимиста. Но он не одинок: Фридрих Ницше, Альберт Камю, Мигель де Унамуно [3] и многие другие могут быть рассмотрены как пессимисты. С одной стороны, эти писатели имеют мало общего друг с другом, как ученые и христиане. Но пессимисты разделяют идею, что Вселенная фундаментально неупорядоченная или противоречивая, точно так же, как христиане с учеными разделяют идею о фундаментальном порядке Вселенной. Пессимизм – это не убеждение, что дальше будет хуже, это просто отрицание идеи, что это будет в конце концов иметь смысл. И это значит, что наш мир никогда не может быть полностью описан с помощью законов. То, что мир хаотичен – это не то, чего пессимист хочет или желает, это просто нечто, что нужно признать. Но вы хотите, чтобы синоптик предсказывал погоду, которую он хотел бы или которая будет на самом деле? Ещё хуже тот синоптик, который верит, что его знание метеорологии позволяет ему предсказывать, что будет. Для пессимиста, оптимист пребывает в иллюзии, что он или она контролирует свою жизнь. Мы продолжаем верить, что в наших силах сделать нашу жизнь лучше, даже в свете всех наших неудач на пути этого. Никакая технология не защитит нас от смерти или резких изменений, и даже блестящая новая игрушка со временем покроется ржавчиной (как указывает имя Коула[4]). Зачем быть пессимистом? Ну, кто из нас будет удовлетворен в долгосрочной перспективе? Почему мы постоянно удивляемся, когда всё идет не по плану? Скольких людей вы знаете, которые успешно достигли всего, к чему стремились? И сколько из них счастливы после этого?
Оптимизм создает постоянное разочарование. Мы ставим себе цели в карьере и личной жизни, которые будет трудно достигнуть, и когда даже мы их выполним, мы к нашему вящему удивлению можем обнаружить, что это не то, чего мы в конце концов хотели, или мы довольны ими не настолько, как ожидалось. Напротив, пессимизм готовит нас к постоянно меняющемуся и удивляющему нас миру. Он говорит нам избавиться от ожиданий и иллюзии, что мы контролируем нашу судьбу[5]. Это позволяет нам прекратить сравнивать нашу жизнь с непосильным планом, который мы не можем выполнить. В этом смысле, пессимизм – это свобода принять каждый день как он есть и быть благодарным случающимся иногда хорошим вещам, независимо от того, по плану это или нет. Это, к тому же, причина, по которой Раст лучший детектив, чем Марти. У Раста нет предварительного понимания того, что он найдёт, поэтому он более внимателен к деталям, которые другие упускают. Он не удивляется и не судит людей, которых встречает, поэтому он делает меньше ошибок, подводя итоги[6]. Марти думает, что знает, как работает этот мир, но его образ того, как всё должно быть, продолжает приходить в несоответствие с тем, как всё на самом деле.
Наиболее существенно то, что Раст не ожидает встретить в мире разумность и закон. Он лучший путеводитель в его основополагающее беззаконие. Быть «настоящим детективом» значит обнаруживать истину. Пессимист с меньшим количеством иллюзий – наилучший из возможных детективов, даже если он не очень компанейский. Оптимисты люди не плохие. Но они не очень эффективные правдоискатели и они склонны к разочарованиям. В конце «Настоящего Детектива» Марти, который начинал с того, что имел семью и хорошую карьеру, не имеет ничего. Раст, который ничего не ожидал и не имел, приобрёл друга.
_________________________________________
Комментарии переводчика
[1] Речь о первом сезоне сериала True Detective.
[2] См. David Cartwright – What is Pessimism? The Philosophy at The Heart of True Detective. Эту статью я тоже планирую перевести, она более технического плана.
[3] Не очень понятно, почему Динстэг сходу называет именно этих трёх. Унамуно, например, в книге «О трагическом чувстве жизни» любит порассуждать о надежде и морали, как, впрочем, и «великие аморалисты» Ницше и Камю. Пожалуй, наиболее последовательным пессимистом можно назвать Э. Чорана. Это вдвойне странно, потому что в своей замечательной книге Pessimism: Philosophy, Ethic, Spirit Динстэг приводит достаточно продуманную историко-философскую и концептуальную типологизацию.
[4] Имя Коула в оригинале Rustin, rust переводится с английского как «ржавчина».
[5] См., например, Clarence Darrow – Do Human Beings Have Free Will. Есть ещё многообещающая книга Дж. Грэя The Soul of the Marionette, вышедшая совсем недавно, но пока её нет в свободном доступе.
[6] Не совсем так. Например, в третьей серии, в разговоре с Мэгги у Марти дома, он прямо признаётся в том, что считает себя лучше других. Или в шестой серии, эпизод ссоры Раста и Марти в участке, где Раст говорит, что без него Марти никто.
Original: Joshua Foe Dienstag – Why Be a Pessimist Like Rustin?
Свидетельство о публикации №216050200753