Простая жизнь простой девчонки 2-ая часть

     (продолжение)

Помню из детства ещё ...Большой праздник .ПАСХА.Возня или подготовка к празднику начиналась заранее..кругом мыли,скоблили.наводили такую чистоту,которую было возможно сделать в деревенской избе.Нас было три неразлучных подруги Танька ,Валька и я.Валя была самая старшая ,затем я и младшей была Таня.Только со временем я поняла...какие же мы были разные.Валя была из многодетной семьи и её отец -дядя Афанасий  был человеком серьезным и сердитым и домочадцы его боялись все,я тем более.Ведь у нас не было отца.И если я попадала к ним на обед..я никогда не садилась за стол..Было страшно,они обедали,как бы проводили какой-то ритуал-по старинному.Первым похлебку брал д.Афанасий,затем мать и так по старшинству..А было у них 8 детей...А если ненароком кто нибудь ошибался, лез со своей ложкой вперед старшего ,тут же получал деревянной ложкой по лбу от дяди Афанасия.Таня,как и я была без отца и росла с бабкой Михайловной .Мать её жила в городе с отчимом и уже было двое детей,т.е.сводных, брат и сестра.Михайловна была строга к Таньке и всегда давала ей работу, после школы.Зимой она полоскала белье на речке..мне доставалось меньше ,у меня была старшая сестра Галя.Полоскать белье на речке -это было такое наказание,руки становились от холода,как вареный рак,красные и белье замерзало прямо на глазах,едва успевали его кинуть в таз. Стирали ,правда дома,около печки.Была такая ребристая доска,намыливали мылом белье и терли по этой доске,конечно попадало рукам ,если много было белья,стирались пальцы даже до крови или мозолей.Вот такая была в 50-х годах стиральная машина.
А уж летом Таньке вообще покоя не было...На ней был весь огород и она делала из навоза кизяк,которыми зимой топили печку и печурку.Голландки появились позже.Я ночевать к ним не любила ходить и Татьяна зачастую ночевала у нас.У ней мы зимой спали на полатях(это к потолку,прибиты доски ),за лазили и там мне всегда казалось ,вот,вот не хватит мне воздуха,ну а летом мы спали на лежанке в сенцах,там всегда было прохладно.Я же с братом Анатолием, тоже работала....летом делала из торфа кирпичики и ими тоже топили печи.Так как, вокруг села леса не было, приходилось очень туго с дровами.Леса у нас были сплошь сосновые.Любили мы очень ходить в кино..но денег у нас не было,выручал мой брат,мне и Таньке давал по пять копеек на кино.Так,что детство проходило у нас весело .Мы ставили концерты и люди приходили,слушали,хотя все уставали на работах.С 5-го класса мы уже ходили на" наряд" в контору... и нам давали работу на день.Помню ,как-то утром рано -это в 6 утра  пришла,(Кто вперед придет,тому лучшая работа доставалась)Так бригадир надо мной подсмеивался:"Что черноглазая ,глаза-то не умыла"Я начинала их треть и все смеялись .И вот отправили нас в поле обрабатывать кукурузу.Да...Да ,кукурузу пололи ,как свеклу,ходили от деревни далековато, с обедом.....Два яйца,бутылка молока,заткнутая бумажной пробкой,хлеб и если были огурцы и помидорина-вот и весь обед.А как вкусно было...это просто не передаваемое.


Рецензии