Байки старой чайханы. История вторая. Чертовщина

    Предрассветную тишину колхозной идиллии, огласил дикий вопль, взбудораживший всю округу. Старик Хасан по давно заведенной традиции, предававшийся созерцанию небесных светил, так увлекся, что досидел до первых петухов. Наспех накинув чапан, едва попадая в калоши, он выбежал из двора. В каждом доме на его улице загорались окна. Заспанные, взволнованные соседи вглядывались во мглу, пытаясь понять происходящее.

    В направлении деда Хасана двигалась фигура. В первую минуту старик напрягся, думая: «мало ли кто это может бродить в такую рань». Но когда услышал слова песни Бродяги из одноименного кинофильма с участием Раджа Капура, успокоился. Эту песню, по случаю и без, распевал бессменный колхозный сторож Кривой Махмуд, метко прозванный так совсем не потому что, мучился от врожденных патологии, их у него не было, как не имел он и приобретенных увечий, в этом ракурсе с ним все было в полном порядке. Прозвали его так за его неуемную жажду к употреблению горячительных напитков, коими он злоупотреблял во вред здоровью личному, как и подрыву здоровья психического окружавших его людей.

    Вот и сейчас находясь в изрядном подпитии, Махмуд, прозванный Кривым, вопил во всю луженую глотку любимую песню:
Разрисован как картинка.
Я в японских ботинках.
В шляпе русской и большой
Но с индийскою душой.
На мне костюм английский.
Но пою я на индийском.

    Когда доморощенная звезда Болливуда поравнялся с дедом Хасаном, старик осадил его.
    -Слушай, брат шайтана, друг всех бесов, ты чего разорался в такую рань?
    -Оплакиваю хорошего человека,-без малейших стеснений, заявил пьяница.
    -Какой нормальный человек станет оплакивать друга, налакавшись спозаранку, да еще распевая песни,-покрутив у виска, подумав: «Совсем мозги пропил»,- выговаривал старик.

    -Стыд и срам тебе, Хасан ака, еще аксакалом зовешься,-тыча в опешившего старика, произнес пьяница. Твой лучший друг, верный товарищ, лежит на смертном одре, а вместо того, чтобы быть рядом с ним, цепляешься к честным людям с открытой душой.

    -Каким таким другом, ты чего несешь, пропойца?
    -Хусан ака умирает, я был у них в доме. Его старуха, послала меня за муллой.
Услышав имя друга старый Хасан, чуть не лишился дара речи.

    -Врешь ты все, пустомеля, брехло собачье,-разозлился старик. -Скажи, что солгал, иначе не избежать тебе трепки, будешь поколочен мной,-разгневанный старик принялся засучивать рукава.

    -Хасан ака, я, может, и люблю излишества в плане спиртного, и из всех моих далеко идущих перспектив главная мечта - опохмелится и забыться, но играть людскими чувствами не стану даже я.

    «Как же так, что же это? Еще вечером сидели играя в нарды, Хусан, как обычно был весел»,-мысли одна мрачнее другой, одолевали седую голову деда Хасана, пока он мчался на всех парах в дом друга.

    Увиденное повергло деда Хасана в шок: лицом бледен и худ, глаза, ввалившиеся в орбиты, потускнели, изможден, лежал его друг.
    -Хасан, дружище, видно пришел мой час,-едва различимым голосом, прошептал больной, склонившемуся над ним другу.

    -Что ты такое говоришь, нас всех переживешь,-подкативший к горлу ком противно саднил, мешая говорить. Слезы накатились в глазах деда Хасана.
    -Нет, друг, все кончено. Нутро горит огнем, я чувствую, сам Джебраил* идет за мной.

    -Слышишь, ты мне это брось, сейчас медицина знаешь какая, врачи тебя в миг на ноги поставят. - Эй, народ, кто-нибудь, идите сюда!- Во все горло, прокричал дед Хасан.

    На его зов прибежали жена умирающего старуха Тохта, супруга кричавшего старуха Мамлакат, следом за ними в комнату вошли мулла и, едва держащийся на ногах, Кривой Махмуд. Мулла степенный, седовласый муж, во всем уповающий на волю Всевышнего, принялся успокаивать взволнованного Хасана.

    -Уважаемый, Хасан, на все воля Аллаха, надо смириться и читать молитвы. И тогда перед вашим другом откроются врата рая.
    -Уважаемый, Домла**, будет нужно я прочту сотню молитв, но только не сейчас, сейчас мне нужна помощь квалифицированного медика. Наш доктор только и годится на то, чтобы выписывать липовые больничные, нужно ехать в город.

    Твердо решив привезти врача из города, дед Хасан побежал в дом соседа, у которого имелся автомобиль.

    Старуха Тохта, половину жизни пилившая благоверного, по-настоящему испугалась остаться одна. Она вперила взгляд полный надежды на муллу, но седовласый глас божий ответил отрицательным кивком. С криком отчаяния Тохта выбежала из комнаты. Мулла прочел строки из святого писания, поохал, покачал головой, многозначительно вздохнул и покинул комнату. С умирающим остался Кривой Махмуд. Махмуд хоть был пропойцей, но пропил не все человеческое.

    -Эхе-хе, Хусан ака, как же так, как же так,-сочувственно кивая хмельной головой, бормотал он, жалея дедушку.
Дед Хусан, не отвечал, тихо постанывая, лежа на курпаче***, в дальнем углу комнаты.

    -Махмуд, проснись, проснись, кому говорят! - Дед Хасан, тряс не желавшего просыпаться бессменного колхозного сторожа, неестественно свесившего взъерошенную голову, храпящего на весь колхоз. - Вставай, алкаш несчастный,-не дожидаясь пробуждения Махмуда, дед Хасан выплеснул стакан воды ему в лицо.

    -Синоптики опять ошиблись с прогнозом, говоря, что дождя не будет,-пробормотал он сквозь сон, слизав капли воды с пересохших губ.
    -Какие синоптики, Хусан где, куда ты его дел? - Дед Хасан отвесил сомнамбуле хорошую затрещину.

    Жесткая мера возымела действие. Вскочив на ноги, Махмуд принял жалобный вид, начав канючить:

    -Прошу не бейте меня, я чуток прикорнул, а картошку украл Хаким-завхоз. Он ее каждые выходные с зятьком на машине вывозит в соседний колхоз на продажу.
Для собравшихся в комнате не было секретом, что завхоз Хаким нечист на руку.

    -Чего несешь, полоумный! Мы тебя спрашиваем где Хусан?
Махмуд осмотрел комнату осоловелым взглядом, после чего изрек:
    -Что уже отнесли, ай, ай, ай, как это я проспал.
    -Я тебя сейчас отнесу кретина, куда он подевался? - Дед Хасан, был на грани истерики.

    -Возмутительно, бардак! Вы тут без меня разбирайтесь, а меня настоящие больные ждут,-привезенный дедом Хасаном врач нервным шагом направился к выходу.
Останавливать эскулапа никто не стал, народ был поглощен проблемой таинственного исчезновения УМИРАЮЩЕГО.

    Дед Хасан, в пошлом активист колхоза, организовал самые настоящие поиски друга, подключив к ним власти. В лице властей выступил колхозный участковый Эргашев, в молодости поджарый, спортивный милиционер, грезивший погонями с перестрелками, обожавший Эркюля Пуаро, Глеба Жеглова, но по несчастью попавший в колхозную рутину, затягивающую «по самое не могу». Сейчас это был стареющий, брюзжащий дядечка, с потускневшим взглядом.

    Битых три часа длились поиски, не приведшие ни к чему. Старика Хусана нигде не было. Тут участковый Эргашев, вспомнив молодость, решил тряхнуть стариной, и устроил всем самый настоящий допрос, под действие которого попала даже супруга исчезнувшего старуха Тохта.

    -Тохта опа, не стоит отпираться, факты на лицо, признайтесь за что вы убили своего мужа. Из-за наследства? - Участковый Эргашев вел дознание основательно, все подробно протоколируя, записывая в толстый блокнот.
Первую минуту старуха Тохта, не понимая чего от нее хочет участковый, глупо моргала, шамкая беззубым ртом. Но когда до нее дошла суть происходящего, в ней пробудилась настоящая ялмогиз:****

    -Слушай, ленивый мул, на кой черт мне его убивать? У этого сморчка из нажитого лишь плешь, радикулит и еще куча хронических болезней,-фурией набрасываясь на участкового, верещала старуха.

    -Но, но, гражданочка, попрошу не выражаться на представителя власти, иначе загремите в кутузку,-разобиженный участковый пытался нервно записать в блокнот обидные слова, сказанные старухой.

   Начавшие враждовать стороны еле примерил дед Хасан:
    -Нашли время цапаться, у нас человек пропал, а вы отношения выясняете.



    Начало таинственного исчезновения…

    В какой-то момент старик Хусан почувствовал облегчение, дышать стало намного легче, он начал отчетливо слышать звуки, практически ясно видеть. Он видел дремавшего у его постели колхозного сторожа Кривого Махмуда, слышал его богатырский храп. Но тут он услышал чей-то тихий голос, зовущий его с улицы. Старику стало интересно. На удивление легко поднявшись с постели, хворый, подошел к окну.

    «Вроде никого»,-подумал он, после беглого осмотра оконного пространства.
     Но тут его окликнули, он четко услышал чей-то голос, зовущий его по имени. Выглянув в окно, старик остолбенел, прямо перед окном стоял самый настоящий шайтан.*****

    -Здорово, старик! - Приветствовал представитель преисподней.
    -Здра-аа-вствуй-те-е,-заикаясь ответил старик.
    -Ну, что, старик, пробил твой час, пора отправляться,-заявил шайтан, ехидно улыбаясь.

    -Куда? - Испугался Хусан ака.
    -Как куда, конечно, в ад. Туда, где таким, как ты самое место,-загробным голосом произнес шайтан.

    -Почему в ад, за что? Заплакал старик.
    -Тебе напомнить твою жизнь? Мало ты лгал? Лгал супруге, друзьям, да за один твой лживый язык тебе уготован самый большой котел.
 В этот момент ноги сами понесли бедного Хусана вслед за бодро шагающим шайтаном.




    Продолжение поисков…

    В начале восьми вечера или около того, в дверь дома исчезнувшего старика Хусана, тихо постучались. На пороге стоял местный агроном Файзиев Турдыахун Ахунбабаевич, за светлый ум, прозванный в народе Ученым. Он нервно переминался с ноги на ногу, явно желая что-то сказать.

    -Бабаевич, чего топчешься, словно жеребенок, говори с чем пожаловал,-сказал дед Хасан, единственный здравомыслящий человек в доме.
    -Признаться не знаю с чего начать,-замялся агроном.
    -Начни с главного,-подсказал дед Хасан.

    -Не в моих правилах обсуждать чужие привычки и пороки, но то, что происходит выходит за рамки. Я в настоящем смятении, даже не знаю, как сказать об этом,-сильно раскрасневшись, говорил агроном.

    -Долго телишься, агроном, выражайся яснее,-дед Хасан, начал терять терпение.
    -Раз вы настаиваете, то я продолжу. В моем хлеву происходит нечто из ряда вон. Достопочтенный, пропавший Хусан ака сидит на полу, разговаривая с моим козлом.

    -Каким козлом?- Удивился народ.
    -Обычным домашним, серым, с бородкой, рогами и копытами,-удивляясь подобному вопросу, ответил агроном.

    После того, как Хусан ака был благополучно доставлен домой, его друг дед Хасан настоял, чтобы драгоценную находку отвезли в городскую больницу. Каково было удивление, когда в крови старика обнаружились следы морфиновых алкалоидов. Сам больной клялся, божился, что не знает, откуда у него в крови появились наркотики. Сильно напирать на него не стали, немного посудачи да забыли. Жизнь в колхозе вернулось в прежнее неторопливое русло. Сам страдалец не стал рассказывать о том, что ему привиделось, разумно посчитав промолчать. На расспросы друга, что он делал в хлеву у агронома, пожимая плечами отвечал:

    -Сам не знаю, чертовщина какая-то.



    Теперь о том, что осталось за пеленою тайны…

    Когда мулла покинул комнату, бессменный колхозный сторож Кривой Махмуд заскучал. Время, что мулла читал молитвы, пропойца, пытаясь вторить голосу истины, повторял за муллой слова молитвы, от чего у него пересохло в горле. На столе стоял нетронутый чайничек чая. Махмуд вожделенно смотрел на сосуд, но перед тем как налить желанный напиток, бросил внутрь кусочек кукнара. Не лишенный добродетели пропойца решил внести свою лепту в дело помощи умирающего и напоил того «волшебным зельем», после чего, допив остальное, забылся крепким сном.



    Постскриптум.

Кукнар(кора-дори, черное-лекарство). Наркотическое вещество, изготавливаемое из недозрелых коробочек опийного мака. В старину использовалось в качестве лекарства от многих недугов и болеутоляющего средства. В данный момент находится под строжайшим запретом. Но частенько используется народными целителями - табибами.  Теперь представьте, что могло привидеться старику с гипертоническим кризом, употребившему подобное снадобье.


    Ни в коем случае не считать данный рассказ пропагандой нездорового образа жизни. (Автор)


1) Джебраил - Архангел Гавриил.
2) Домла - священнослужитель, учитель, духовный наставник.
3) Курпача – ватный матрас.
4) Ялмогиз – ведьма.
5) Шайтан – черт. 


 
 
 
 
   


Рецензии
Здравствуйте, Искандер.
Ваша байка напомнила один из первых фильмов республики Узбекистан - "Летающий кетмень" (если не ошибаюсь?). Там тоже, помнится, что-то про инопланетян было.
Мне тяжело даётся чтение последнее время, заставляю себя вчитываться. Ваши рассказы читаются легко, с интересом. Юмор принимается. Спасибо за весёлое настроение, Искандер.

Игорь Бородаев   17.06.2016 13:33     Заявить о нарушении
Точное название кинофильма-"Абдулладжон". Он повествует о мальчике инопланетянине, летающих кетменях и многом другом забавном. В основу моего рассказа легла реальная история произошедшая с моим добрым знакомым:).
Для добрых друзей моя страничка всегда открыта, заходите в гости.
С уважением.

Искандер Азим   18.06.2016 04:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.