Ислам в стране Magyar

Ислам в Венгрии 9 - 13 вв
Абд аль-Малик Московский

Boszormeny (название мусульман в средневековой христианской Венгрии).

  "И вот прибыл я в страну Ункурийа [Венгрия], а там народность, которую называют башкирд [венгры], она первая из тех, что вышли из страны тюрок и вступили в страну франков, и они [венгры] храбры, и нет им числа. И страна их, которая известна под названием Ункурийа, состоит из 78 городов. У каждого из этих городов множество крепостей, и волостей, и сел, и гор, и лесов, и садов. И в ней живут тысячи «магрибинцев» , нет им числа. И в ней — тысячи хорезмийцев, которым тоже нет числа. А хорезмийцы служат царям и внешне исповедуют христианство, а втайне — ислам; магрибинцы же служат христианам только во время войн и открыто исповедуют ислам."
Ал Гарнати. (12 в. Г.л.)

   Мусульмане, вплоть до монгольского вторжения, составляли значительную часть населения средневекового Венгерского королевства (Ункурийа, Хунгария). Они также играли, в определенные периоды, ключевую роль в армии венгерских правителей и были ударной силой войска страны Magyar, в которой имели многочисленные города и поселения. Кроме того, были также известны как успешные торговцы и ремесленники, которых встречали и описывали арабские и иудейские авторы в различных городах Европы (например Прага) и Азии (Халеб), зачастую удивляясь их некоторым особенностям (светлые и рыжие волосы, говорили на языке афранджей, то есть латинском, официальном языке венгерского королевства (у Якут аль Хамави).

  Ислам начал распространяться среди венгров задолго до того, как мадьяры услышали первую христианскую проповедь. Три племени хазар - кабаров (или каваров), уступив в ходе противостояния в Хазарском Каганате иудейской партии, вновь (вторично) утвердившей иудаизм в качестве государственной религии в этой стране, покинули пределы Хазарии и нашли убежище у венгров, вошли в их племенную конфедерацию Het-Magyar (семь племен), составив в ней одно из племён. Ведущую роль в этом племенном объединении кабаров вероятно играли именно мусульмане, которые также были известны под названием аль-арсийа (ал ларисийа) или "хорезмийцы", которые являлись тяжелой кавалерией хазар, но после того, как оставили их страну, заняли важное место в военной организации Het-Magyar. В то же время,  некоторые аль-арсийа продолжили служить иудейским каганам на особых условиях (не участие в войнах против мусульман - одно из них). ( Эти события происходили между 800 и 850 годами. а подобный подход к проникновению мусульман в Венгрию был впервые озвучен историком, востковедом проф. Т.Левицким (Tadeusz Lewicki 1906-92)) 

  Видимо, поэтому ал-Гарнати, посетивший страну Ункурийа в 12 веке, называет всех "старых" или "коренных" венгерских мусульман "хорезмийцами". Сами же венгры называли их именем Кhalis. Венгерское имя хорезмийцев – Kalis, соответствует этнониму al–Khazar, al Khalis или, - khazar–khalis, которым именовались этническая группа людей, согласно арабско-персидским средневековым историкам ал-Истахри и ибн-Хаукалю, проживающая и в западной (мусульманской) части хазарской столицы города Итиля.


   Мусльмане-кавары, присоединившись в мадьярам, стали, вероятно, наиболее боеспособной частью их войска. В частности, Константин Багрянородный отмечает, что кабары храбрее венгров, так как в бой идут первыми. Кажется, именно после Аугсбургского разгрома в 955 году,  правитель Ункурии (Венгрии) князь Такшонь усиливает свою армию новыми мусульманскими контингентами.  В частности, к нему на службу поступают два булгарских (- ? "terra Bular") князя Билла (Billah) и Бакш с "весьма многими измаилитянами", которых Такшонь расселил по своим землям, где уже проживали мусульмане - кавары и, кроме того, даровал им "навечно" крепость, получившую название Пешт (ныне составная часть города Буда - Пешт), ставшую центром этих мусульман. В её окрестностях получили свои наделы две трети "измаилитян", а одна треть была распределена по иным мусульманским гарнизонам.
(согласно автору Anonymi gesta Hungarorum" - "Деяния венгров").

 Достаточно смелое предположение относительно происхождения этой группы мусульман выдвигает Т.Левицкий, который само название этой крепости ("Пешт") производит из их языка, подчеркивая его, возможно, славянское происхождение - Пешт от славянского - "печь" в значении "очаг". Таким образом, эти мусульмане могли прийти не с Волжской, а с Дунайской Булгарии, будучи славянами (или славяноязычными). На их существование в этой балканской стране указывает письмо папы римского Николая от 866 года князю дунайских булгар Борису с требованием изгнать из страны всех "сарацин" (то есть мусульман) . Неизвестно как к этому пожеланию отнёсся князь Борис, но, нельзя исключать, что спустя сто лет по тем или иным причинам мусульмане покинули балканские области Болгарского царства. Появление же мусульман среди дунайских булгар, скорее всего, также надо связывать с исламизацией Хазарии и последующей сменой ее государственной религии на иудаизм, когда часть хазарских мусульман могла найти прибежище среди булгар, способствуя распространению там ислама, пока, наконец, мусульмане не были оттуда изгнаны, переселившись в Ункурийу (Венгрию).


   Следующая волна мусульманских переселенцев в Венгрию приходиться на 11 - 12 века и связана с появлением на венгерской равнине мусульман из народа печенегов, которые оседали в Венгрии и раньше (10-11вв), но тогда еще будучи язычниками. Известно, что печенеги обратились в ислам около 1010 года, согласно ал-Бекри, а Ал Гарнати этих мусульман - печенегов называет "магрибинцы", поясняя, что именно они и являются печенегами - они составляют значительное число жителей города  Киев ("многие тысячи") и страны Венгрия ("нет им числа"), которых он обучал исламским наукам. Также, нельзя исключать, что "магрибинцы", после своего прихода в Паннонию и мадьярское Прикарпатье способствовали обращению в ислам печенегов, прибывших туда в более ранний период.

   Документальные источники освещают только некоторые детали этого исхода печенегов и касаются лишь одной "волны" миграции: В 1123 году печенеги атаковали византийские земли, но, были отбиты, после чего ушли в Венгрию, где были тепло приняты и получили земли для проживания. Есть сообщения и от 1072 года, то есть после принятия ислама печенегами, когда в Ункурийи были поселены пленные представители этого народа, которые служили в византийской армии. Однако, они вряд ли были мусульманами, так как известно, что когда печенеги обратились в ислам, то изгнали со своих земель своих единоплеменников - язычников и те в итоге нашли убежище как раз у византийцев. В любом случае, согласно сообщениям ал Гарнати армия "кирали Ункурийи" (короля Венгрии) во многом состоит из печенегов- мусульман, то есть "магрибинцев", которые служат ее ударной силой.


  В 1150 г. обе составляющие мусульман Венгрии упоминались в составе единого вспомогательного войска, которое составляли печенеги вместе с Khalisians ("хорезмийцами") в войне против Византии. Скорее всего, их объединение стало возможным, благодаря отмене дискриминационных законов в отношении мусульман, которые были изданы венгерскими королями после утверждения христианства в Венгрии в качестве государственной религии в 1000 году. Так, эти законы запрещали исповедовать ислам "коренным венграм" то есть Kalis - "хорезмийцам" арабских авторов.

  Параграф 9 свода законов короля Ласло (Ладислава, Владислава) указывал, что, если станет известно, что "исмаилитянин" (мусульманин) вернулся к своей вере или практикует обрезание (своих детей), то его имущество должно быть конфисковано, а он должен быть изгнан из страны. Этот закон был серьезно дополнен новыми антиисламскими параграфами свода законов короля Коломана (Кальмана, 1095 - 1116гг.).

   Так, согласно § 46 если кто то увидит, что "исмаилитяне" (мусульмане) отказываются от свинины или постятся или делают ритуальное омовение, то обязаны о том донести королю и тот кто донесет об этом получит часть их (мусульман) имущества.
 § 47 гласил, что "исмаилитяне" в своих поселениях должны построить церкви, при этом половина из населения каждого их города или поселения должна его оставить и расселиться среди христиан, в свою очередь "коренные христиане" заселялись на их место.
 § 48 запрещал браки между "исмаилитянами" и требовал вступать в браки только с христианами.
 § 49 обязывал мусульман угощать гостей только свининой. \

  Однако, эти требования не распространялись на печенегов - мусульман или "магрибинцев", которые считались "федератами" венгерского короля и могли исповедовать ислам открыто, о чем писал ал-Гарнати. Хотя. как уже указывалось выше, в некоторые периоды kaliz (хорезмийцы) могли практиковать  и  не скрывать свою религию  и даже составлять совместно с "магрибинацами" единое вспомогательное войско венгерского короля. Также из венгерских документов (согласно Т.Левицкий) известно, что некоторые kaliz временами занимали высокие должности в Венгерском королевстве .

 Так, Caliz (Chwarizmian) по имени Etheius ( Atiyah, Atiyyat ) был губернатором в области Нитра в 1111 году. В этом же документе говорится, что другой Caliz был хранителем королевской казны в то же самое время в том же графстве. Имя его было Maging (ар. Madjudi). "Эти две персоны, если судить по их именам, были мусульмане, открыто исповедавшими свою религию."

   "Золотая булла" короля Андрея II в 1232 году вновь было поставила мусульман Венгрии, уже, включая "магрибинцев" вне закона.
Однако, видимо, несмотря на полный запрет ислама в стране, ее действие по тем или иным причинам было приостановлено, либо не исполнялось.

  Так,  во время описания вторжения монголов в Венгрию, арабо-персидский  автор Ибн Саид (описывающий события со стороны монголов) указал, что в Венгрии есть биляд аль башкирд, где под башкирдами имелись ввиду именно венгры - мусульмане, которых он отделял от хунгар - собственно венгров - христиан (хотя тот же ал Гарнати называл всех венгров башкирд). Ибн Саид писал, что ал башкирд мусульмане и привел легенду их обращения в ислам одним "факихом из туркоманов", что напоминает повествования о принятии ислама печенегами, согласно ал-Бекри. Затем в 1241 году эта страна (биляд аль башкирд) подверглась нападению монголов, была разграблена и опустошена. В то же время он же указывает, что народ Башкирд принял участие совместно с Хунгарами (собственно венгры) и германцами в сражении с монголами, где пришельцы из азиатских степей были разбиты.

  В свою очередь и латинские источники сообщают о том, что во время монгольского вторжения в Венгрии по прежнему жили мусульмане - Saraceni, чья страна была опустошена "татарами" в 1241 году.

   Также современник ибн Саида (вторая половина XIII века) - ал-Казвини пересказывает рассказ одного из мусульманских богословов (факих) из "Страны Башкирд". Тот рассказывает, что народ Башкирд (в данном случае все венгры, как и у ал-Гарнати) очень велик, большинство их исповедует христианство; но многие - мусульмане, которые должны платить дань (джизья) христианам, как христиане у нас (то есть, в мусульманских странах) мусульманам. Он также сообщает, что у царя этой страны большая армия часть из которой состоит из христиан. Другую часть армии составляют множество (Араб. Djam) мусульман, которые придерживаются учения школы Абу Ханифы. Башкиры, продолжает он, живут в избах и не имеют крепостей. Каждое местечко предоставлялось в ленное владение знатной особе; когда же царь заметил, что эти ленные владения давали повод ко многим спорам между владетелями, он отнял у них эти владения и назначил определенное жалованье из государственных сумм. Когда царь Башкир во время набега Татар вызывал этих господь на войну, они отвечали, что будут повиноваться, только с тем условием, чтобы данные владения были им возвращены. Царь отказал им в том и сказал: Выступая в эту войну, вы ведь защищаете себя и детей своих. Магнаты однако же не послушались царя и разошлись. Тогда напали Татары и опустошили страну мечем и огнем, не находя нигде сопротивления.

  Из приведенной цитаты ясно видно, что Башкирды - мусульмане принадлежали к той же национальности, что и Башкиды-христиане и исповедовали ислам в Венгрии перед самым монгольским вторжением.

   После же монгольского похода в Венгрию следы мусульман там исчезают, как и печенегов. Известно, что по пути своей экспансии монголы уничтожали прежде всего мусульман, таким образом, вероятно, исповедовавшие ислам жители Ункурийи покинули страну и переселились, скорее всего, в Византийскую империю, которая на определенном этапе стала привлекать мусульман к службе, предоставляя им  земельные наделы, о чем писал и ал Гарнати еще в 12 веке. ("И прибыл правитель Кустантинийи, прося мира, и роздал много денег, и [возвратил] множество пленных мусульман. И рассказали мне некоторые из пленных мусульман, которые были в Руме, что царь Рума спросил: «По какой причине царь башкирд выступил против моей страны и опустошил ее, ведь у него не было такого обыкновения?» И сказали ему: «У царя башкирд есть войско из мусульман, которым он позволил открыто исповедовать их религию, они-то и есть те, которые привели его в твое царство и опустошили твою страну». И сказал царь Рума: «А вот мусульмане, которые у меня, не сражаются вместе со мной». Ему ответили: «Ты принуждаешь их к принятию христианства». Он сказал: «Я никогда не принуждал мусульман к принятию моей религии и [даже] строил им мечети, чтобы они сражались вместе со мной".)

    Таким образом, вероятно, мусульмане Венгрии обосновались в Балканских областях Византийской империи и сыграли определенную роль в создании Османского государства,  а спустя три столетия вернулись на земли Ункурийи.

   Последним же упомининием о присутствии мусульман в доосманской Венгрии было сообщение "Латинского документа" от 1290 года, который посвящен правлению короля Ладислава IV (1276-1290). Этот венгерский правитель был весьма необычен. Его самого воспитывала мать, дочка половецкого хана Котяна, после того, как он провел длительное время в качестве заложника у венгерских аристократов, к которым, как и к  католической церкви, оправдывающей любые преступления венгерских магнатов испытывал стойкую неприязнь.  Всю свою жизнь Ладислав ходил в половецкой одежде, окружал себя половецкой гвардией, с которой cовершал  все военные походы, и многочисленными наложницами-половчанками, несмотря на наличие официальной жены Елизаветы Анжуйской. Все же дела по управлению государством Ладислав IV передал дворянину из Bashkird (в данном случае венгр-мусульманин), которого звали Mucse (араб. Musa?), который, в свою очередь, сразу после своего назначения, принял христианское крещение, хотя самого Ладислава и называли "язычником".


Рецензии