Время смыслов. Глава 99

1. В прошлой 98й главе мы задали несколько вопросов о подлинной социальной структуре белого населения Юга скрытой за проповедуемой Хэммондом и многими другими (но не всеми  ср. тезис Джорджа ФицХью о рабстве, как социализме для всех бедняков)защитниками рабовладения идеологией внутрирасового равенства.С этим был связан другой вопрос о роли фрагментономики в положении определенных групп белого населения и наконец давно интересующий нас вопрос о загадочно жестоком,экономически невыгодном, противоречащем желаниям многих хозяев рабовладельцев и лично опасном для них самих поведении значительной части белых управляющих в отношении черных невольников.

2. Конечно ясно,что идеология внутрирасового равенства и единства не исключала статусных, кулътурных и социальных  различий внутри белого населения.Три четверти белого населения Юга не были рабовладельцами. Среди нерабовладельческого населения Юга были мелкие фермеры, ремесленники, городская и в особенности сельская беднота.Помимо этого в составе рабовладельцев имелись как богатые крупные и средние плантаторы джентльмены, так и мелкие торговцы и фермеры йомены, которые нередко вместе со своими рабами работали в поле и по свидетельствам современников, часто (но не всегда)относились к рабам существенно лучше, чем крупные аристократические плантаторы. Управляющих у йоменов не было, вообще о проблемах с управляющими рабовладельцы хозяева, как мелкие,так и крупные хорошо знали и порой даже на крупных плантациях предпочитали вообще обходиться без них, наем управляющего нередко считался вынужденной мерой.

3. Что касается самих управляющих, то их роль и число значительно выросли в 1850е годы с бурным ростом плантационного хозяйства и спроса на хлопок на международном рынке. Параллельно с ростом спроса на хлопок относительно высокая рождаемость среди черного населения Юга в 1850 е годы существенно снизилась (Genovese 1974, 13), что обычно свидетельствует об ухудшении положения рабов. Так в конце 17 начале 18 века крайне низкой была рождаемость среди рабского населения принадлежащих Англии "сахарных островов", таких, как Барбадос и Ямайка, в это время жизнь невольников на карибских плантациях особенно в те полгода когда происходил сбор и обработка сахарного тростника была настоящим адом и средняя продолжительность жизни там не превышала 7 лет. Естественное воспроизводство рабского населения там в это время не происходило изза низкой рождаемости и потери в результате высокой смертности компенсировались массовым притоком свежих невольников с Африканского материка. Такой невольник за год отрабатывал свою стоимость а затем в оставшиеся ему шесть лет приносил хозяину рабовладельцу чистую прибыль.

4.В Британских колониях в Северной Америке (будущий Юг США) к рабам в общем относились лучше, чем на сахарных плантациях Карибского бассейна, доставлять туда невольников из Африки было дальше и дороже, и плантаторы Старого Юга были заинтересованы в том,чтобы создать условия необходимые для естественного прироста рабского населения.

5. Но вернемся к управляющим. Согласно известному американскому историку южного рабства Юджину Дженовезе среди них были широко представлены три социальные группы белого населения: " Управляющие были сыновьями или близкими родственниками плантаторов, которые учились быть самостоятельными плантаторами, или случайные люди,которые обычно соответствовали репутации их класса,"бедного белого мусора" (историк воспроизводит эти слова на афроамериканском диалекте ЛБ) и создавали весьма дурную известность всем управляющим (floaters who usually lived up to the reputation of their class "the po'white trash" and created for all overseers a particularly bad reputation)и наконец,самая большая группа полупрофессиональный класс людей, которые расчитывали провести свою жизнь, управляя плантациями, или хотели заработать достаточно денег,чтобы купить ферму." (Genovese 1974,13)

6. Вот это выражение "белый мусор", которое мы здесь впервые встречаем, как обозначение значительной социальной группы внутри белого населения, вновь напоминает нам о фрагментономике.Внутри фрагментономной парадигмы GED разбитые и опущенные в контекстное поле мира D чужаки E существуют внутри этого контекстного поля мира либо в качестве покорных и пассивных лежневых трудовых ресурсов (черные невольники), либо в качестве никому не нужных и всеми презираемых социальных отходов, мусора.

7. В смысле социального статуса при выборе между покорными и пассивными, принадлежащими по мнению рабовладельцев к низшей расе, но все же интегрированными в систему, и на свой лад полезными и важными трудовыми ресурсами и никому не нужными социальными отходами, "мусором" предпочтение очевидно на практике нередко отдавалось не "расово близким"  отходам, а весьма значимым "расово чуждым" ресурсам.

8. Исторически говоря выражение "белый мусор" появилось в 1820е годы в разговорной речи афроамериканских домашних слуг Балтимора и быстро распространилось по всему Югу. Оно было сразу же подхвачено и усвоено рабовладельческой южной аристократией.

9. За этим выражением скрывалась (а точнее им обозначалась и подчеркивалась) реальность социальной и экономической маргинализации, систематического исключения и социокультурной деградации значительной части бедного белого населения Юга во времена рабовладения.

10. Но в терминах социальной матрицы идентичности те люди, которые получили ярлык "белого мусора" изначально принадлежали не к контекстному полю "чужаков" (Е), как черные невольники, а к контекстному полю инсайдеров "своих" (G). Соответственно их путь вниз к контекстному полю "мира" D, где они и были переклассифицированы в качестве "белого мусора" был иным, чем у черного населения, опускание которого из категории "чужих" Е в мир D было связано с актом порабощения и перепродажи, в нашей матрице этот акт порабощения и опускания воспроизводится вертикальным быстрым скольжением вниз из контекстного поля "чужих" Е (на пересечении центральной горизонтальной коммуникативной линии соединявшей своих G с чужими Е в точке пересечения с серединой вертикальной левой, а от зрителя правой стороны матричного квадрата номотетической линии AD)вдоль нижней половины номотетической линии АD.

11. В случае "белого мусора" спуск из контекстного поля "своих" G в "мир" D вдоль перформативной/победительной диагонали GD был постепенным. Это была серия социальных и экономических неудач и поражений, которые обозначали несоответствие данного индивида и его семьи социокультурным перформативным стандартам белого общества и приводили к постепенной частичной, а иногда и полной маргинализации и изоляции от этого общества. У Марка Твена в Гекльберри Финне нищий сын такого белого бедняка Гек мог поддерживать личные дружеские отношения с другими детьми, но официально общение с ним осуждалось взрослыми кроме отдельных добрых душ, которые периодически принимались Гека окультуривать и приобщать к цивилизации.

12. Пьяница отец Гека вообще с этой цивилизацией дела иметь не хотел, очевидно изза постоянного унижения и выстроил себе хижину в лесу.Именно так поступали многие представители обнищавшей части белого населения. Они выживали за порогом цивилизации, кормились охотой и собирательством, в некоторой степени скотоводством,изредка земледелием,и устраивали себе жилища на неплодородных поросших соснами холмах (плодородные земли были заняты рабовладельцами), вдали от дорог (дороги проводили те же рабовладельцы и они вели на плантации,а поселения нищих они игнорировали). Образованный рабовладельческий средний класс порой относился к ним даже не как к дикарям (которые могли быть в глазах этого класса интересны так как имели свою культуру), а как к выродившимся,одичавшим домашним животным.

13.В более поздний период (уже в конце рабовладельческой эпохи)стали говорить, что у этих людей "испорченная кровь", дефективная генетика и в первой половине двадцатого века десятки тысяч этих индивидов подвергли принудительной стерилизации (изредка такая стерилизация происходила еще даже в 1980х годах). Только примерно с 2000 г. многие американские штаты признали недопустимость такой практики и стали официально приносить извинения этим людям и их потомкам.

14. Люди, которые в эпоху рабства относились к этой презираемой не только более преуспевающим белым населением, но и рабами категории, делились условно говоря на две группы. Одна из них оставалась так или иначе внутри общества, кое как перебиваясь, другая покидала цивилизацию частично или полностью, уходя в леса или переселяясь на Запад. В следующей 100й главе мы рассмотрим положение первой группы, а затем второй на основе исторических свидетельств современников.


Рецензии