Свобода мысли, например

               
                Уроки сказки

      Не  знаю, как это назвать, привычкой ли или просто свойством характера, но я люблю искать решения проблем, стоящих перед другими. Приведу несколько примеров, а потом судите сами, положительная ли эта черта характера или что.
      Вот, например, игра  «Что, где, когда?» - я часто присоединялся к команде знатоков и случалось  способен был принести им очко. Но правильный ответ оставался при мне, играю сидя у телевизора у себя дома.
 
      Читая рассказ, особенно фантастический, я пытаюсь рассуждать за героя и предсказать его действия. Особенно люблю разбираться в экстремальных ситуациях и довольно часто принимаю выигрышные (на мой взгляд) решения, несколько расходящиеся с авторскими. В зависимости от сюжета рассказа решения приходится принимать за отдельного индивидуума, группу людей или даже всего человечества. Интересно, что принимаемые мною решения, касающиеся судьбы человечества не отличаются от авторских, а в авторских решениях за группу, и тем более одиночек я иногда вижу логические ошибки. Так, в романе братьев Стругацких  я, симпатизируя Абалкину, но неся ответственность за все человечество, не могу  допустить, чтобы он добрался до, непонятно для чего, оставленного инопланетянами, и эти страшного, внеземной работы пенал, и вместе с авторами безжалостно убиваю его – иначе риск для всего человечества.

      В одном из рассказов, на вновь открытой планете 99,5 процентов поверхности которой покрывает океан с богатыми рыбными запасам, оставлен землянами один наблюдатель. Естественно, его наблюдательный пункт расположен на единственном острове, лишенном богатой растительности и  начисто лишенном животного мира. Однообразный шум прибоя, который, как говорят, лечит нервную систему на Земле, у этого одинокого исследователя чужой планеты её очень расшатывал. Ему очень хотелось каких-нибудь живых земных звуков и он поделился своим желанием при очередной радиосвязи с Землей.
 
     Дочитав до этого места, я тут же включился в разрешение этой задачи, и, помня исходные данные: наличие там атмосферы,  рыбы в океане, быстро пришел к выводу, что надо послать туда кота или даже пару – кота и кошку, тогда живых звуков будет хоть отбавляй, особенно в кошачий брачный период. Но не менее изящно решил эту же задачу и автор рассказа – он послал туда стайку чаек, они огласили окрестности своими криками.

      В телевизионной же игре «Поле чудес» я несколько раз выигрывал супер игру. Так что участвуй я по-настоящему в этой игре  пару раз и при некоторой неудаче конкурентов, я был бы уже обладателем и автомашины и квартиры в Москве.
     Помню, как-то раз,  меня просили помочь в срочном написании автореферата к кандидатской диссертации на серьезную техническую тему, очень далекую от моей специальности. Я с удовольствием принял в этом деле участие, автореферат был написан, меня благодарили. Когда через какое-то время  я просмотрел напечатанный вариант, то уже не мог вспомнить, в каких фразах выражалось мое участие. То ли так удачно мои мысли вплетались в авторские, то ли их там просто не осталось.

     Как-то раз, я помогал своей приятельнице в написании срочно требующейся статьи по вопросам этики. Кажется, все получилось отлично, наши мысли то сливались, то дополняли друг друга. Правда, опубликованной статьи я не читал, но, как говорится, важно само участие.

     А какие фантастически интересные ситуации бывают описаны в сказках. Какое поле для мысли. Вот, например, в грузинской сказке «Красавица из далекой страны Нигозети» правильным ответом на вопрос: - Что быстрее всего?- считается  взгляд. А в румынской сказке «Мудрая дочь бедняка» считается, что – мысль.
Вот и попробуй решить, что правильнее.

     Тут вспоминается мне, то ли к месту, то ли не очень, один американский вестерн, где один персонаж задирает второго и требует соревноваться с ним на то, кто из них быстрее поразит другого, причем, задира должен стрелять из револьвера, а его противник бросать нож. В том экранном варианте нож оказался быстрее пули, но ведь все зависело от исполнителей.

     Так и в случае мысли и взгляда. Один, например, посмотрит на появившегося на экране телевизора кандидата на высокую выборную должность и начинает вспоминать где же он его, выскочку, видел, а другой только услышит фамилию, еще никого на экране и нет, а думает – экий прохвост этот кандидат, да все ж надо будет за него проголосовать, не то отберут все в последние годы приобретенное (то бишь, награбленное).

     А раньше как у нас в государстве было:  мыслить, конечно же, никому запретить не могли, но стоило кому-нибудь свои мысли поведать, изложить перед кем-нибудь, как тут же эту мысль кое-где всесторонне изучали на предмет крамолы. И в зависимости от того, насколько она отличалась от предписанной быть общественной мыслью, производилось срочное действие по ее завуалированию,  вытравливанию,  удалению автора подальше от потенциальных слушателей. Это удаление осуществлялось на Восток или на Запад, в зависимости от общественного веса автора, а, возможно, и его национальности. Во всяком случае, лестно было сознавать, что твоя мысль, если ты отважишься ее громогласно высказать, не останется без внимания.

      А ведь возможность думать, одно из основных удовольствий существования. И возымей ее, ведь мы живем в свободном обществе, и все мы можем свободно утолять жажду на работу мысли, сидя у телевизора или читая сказки.
      Пользуйтесь сказочными возможностями нашего бытия, читайте сказки и все будет о’кей!    


Рецензии