Излияния соседа

                Слово к слову тянется

Не помню, упоминал ли я о том, что часто посиживал на доске, положенной одним концом на пенек, а другим – на какой-то потрескавшийся бетонный блок, в тени у заброшенной волейбольной площадки. Довольно часто на эту импровизированную скамью подсаживался ко мне кто-либо из жильцов соседних домов, а иногда и те, кто пришел в наш райончик к кому-то в гости, но того дома не оказалось – и приходилось дожидаться. Эти были наиболее разговорчивы, впрочем, и из соседей, правда, не очень знакомых, слова тянуть не проходилось.

Вы, наверное, помните, как было раньше в  поездах дальнего следования. У пассажиров-соседей языки настолько развязывались, что рассказывали друг другу даже о самом сокровенном, которым и с ближними друзьями не делились.

Конечно, сидение на лавочке мало походило на дорожную обстановку и откровенный разговор с человеком, которого вряд ли ещё встретишь, да и случаев откровенных разговоров на скамейке  было не так уж много. Но, уверяю вас, в наших разговорах не было ни сплетен, ни злословия. Как это у Козьмы Пруткова: «Вакса чернит с пользою, а злой чело-век – с удовольствием». Не было такого.

Когда-то одна моя знакомая рассказала мне, как она знакомилась с одной из соседок по деревенскому дому, который они с мужем приобрели для летнего отдыха. Конечно, приехав с детьми на длительный отдых, они не забыли о кухонной утвари и многих других предметах, необходимых в хозяйстве.

На следующее утро к ним пришла знакомиться их соседка,  местная жительница из соседнего дома. Моей знакомой трудно оказалось найти тему для разговора, ведь она ещё не успела осмотреться и не знала, с какими трудностями ей придется столкнуться в этой деревне, так что и не знала, о чем соседку спрашивать, ведь не говорить же с ней при первой встрече о смысле жизни. После взаимного приветствия наступила неловкая пауза, и тогда соседка спросила: «А сковородка у вас есть?» Моя знакомая встрепенулась: «Есть. Вам нужна сковородка?» Оказалось, что не нужна. «А утюг у вас есть?» – спросила соседка. «Есть, могу одолжить» – уже не столь живо ответила моя знакомая. После ещё двух подобных вопросов  моя знакомая отважилась спросить: «А почему вы спрашиваете, если вам ничего не нужно?»  «Ну, беседуем», – пояснила соседка.

Такого типа бесед мне вести не приходилось, но излияния приходилось слышать несколько раз. Пару раз у меня просили советов по личным делам, которые я давать затруд-нялся. Я понимал, что им просто необходимо выговориться, но решать я предоставлял им самим, правда, оговорив все «за» и «против».

Гораздо приятнее было вести разговоры на отвлеченные темы, где, отстаивая свое мнение, я не рисковал тем, что переориентировав собеседника, мог способствовать его неправильным действиям. Иногда приходилось поддерживать разговор об искусстве кино, художественных выставках, научных открытиях и т.д. При таких беседах я старался не забывать того же Козьму Пруткова: «Рассуждай только о том, о чем понятия твои тебе позволяют». Но иногда приходилось для поддержания беседы переходить эту грань и высказывать свои дилетантские суждения. Это очень оживляло собеседника, и он бывал горд тем, что открывал мне истину, без которой я легко мог обойтись.

Как-то, подсев ко мне, один молодой мужчина стал излагать причину своих душевных мук и горьких раздумий. Он мне поведал, что после развода с женой с некоторым юмором напевал что-то итальянское: «…снова, как прежде, с друзьями вместе, снова свободен я», но  примерно через полгода взвыл от одиночества.

Он. Я всегда питал к одиночеству умеренную любовь и уважение, но пустой дом – это такое количество одиночества, это просто добровольное монашество. А в миру столько соблазнов, вот даже в общественном  транспорте – заставляешь себя глаза отводить от какого-нибудь  обаятельного лица или иной части женского тела. Хорошо, что у нас не как в США, где за 30-40 секундный пристальный взгляд на тебя могут подать в суд за сексуальное домогательство.
Я. Понимаю, сон нарушен, сосредотачиваться трудно, работоспособность упала, настроение унылое, ни принятие снотворных, ни обтирание холодной водой не помогают. Можно, конечно, попробовать рубить дрова или давить виноград, как Челентано в одном из фильмов, но в условиях города это осуществить не удастся.

Он. Да, так. В итоге я решил ознакомиться с газетой, в которой печатаются объявления как мужчин, так и женщин, желающих завести знакомства. Причем объявления  там четко разделены на две части: брачные и просто знакомства. Во втором случае все ясно: звони, траться, пробуй. Я присмотрелся к текстам объявлений, и они мне не понравились.
Я. Тем, что все расхваливали себя? Не указывать же всему свету на свои грехи, тем более что не каждый их сознает, а некоторые представляют, в чем их слабости, но искренне верят, что сумеют их преодолеть, и притом в ближайшее время. Где вы видели рекламу, подчеркивающую недостатки того, что рекламируется?

Он. Именно так, перед глазами стояла миниатюра Г. Хазанова, в которой показано, что, описывая самого себя,  некоторые уж очень в большой степени  приукрашивают свою внешность и  преувеличивают свои достоинства.
Я. Не обо всем хочется сказать правду, но и лжи не очень хочется, но как обратить на себя внимание?
Он. Так вот, я решил изучить, как этот же вопрос решается в передаче Л. Гузеевой «Давай поженимся». Прежде всего желающие прибегнуть к такому методу знакомства должны описать себя и указать, какого партнера им хотелось бы найти. Оказалось, что мне описать желаемую партнершу невозможно, но вот указать на то, что для меня неприемлемо,  например курение или татуировки, я могу легко.

Я. Не думаю, что люди, которые не вполне объективно представляют себе себя,  ведь зачастую, например, скупец не представляется себе скупцом, угрюмый – угрюмым, упрямец – упрямым, сумеют точно определить, какой партнер им подойдет.
Он.  Правильно, верно отвечают о своем вероисповедании и, быть может, о своем образовании. Вот я и раздумал туда обращаться.

Я. Да, не знаю, так ли уж хороши браки организованные? Вспоминается старый анекдот, как появившийся «из-за леса, из-за гор» жених в беседе с родителями говорил:       «Ведь неплохо, когда имеешь двухэтажный дом», те соглашались. «Неплохо иметь новый внедорожник» – родители снова соглашались. «А стадо в 100 баранов?» – «Да, совсем не-плохо», – соглашались родители и дали согласие на брак. Когда через некоторое время родители поехали навестить дочку с зятем, то увидели, что те живут в лачуге, во дворе пасутся три барана и в углу двора стоит старенький «Москвич». «Как! –  вскричали они. – Ты говорил, что у тебя двухэтажный дом, новый внедорожник, 100 баранов. Где все это?» Зять отвечал, что перечисляя богатство, он, если они помнят, говорил о том, что это все хорошо иметь, но не говорил, что уже имеет. Он исполнения этой своей мечты намерен добиться.

Он. Вот-вот,  это забавно и грустно.
Я. Когда-то один умный человек сказал: «Жить трудно, мой мальчик. Помни приказ: жить, не бояться и верить, оставаться свободным и сильным, а после удастся и полюбить».


Рецензии