Главный город страны огней из цикла Лидуся

https://www.youtube.com/watch?v=-r67lNV09K8

Азербайджан издревле называют "страной огней". Причиной тому - месторождения нефти и газа, залегающие близко к поверхности. Природный газ, прорывающийся из трещин, часто воспламенялся из-за удара молнии или же неудачно разведенного костра. Эти факелы огня, вырастающие из земли, потрясали воображение древних людей. Сюда вплоть до конца XIX века совершали паломничество огнепоклонники из Индии. Их храм до сих пор сохранился на Апшеронском полуострове, недалеко от Баку. Отсюда брала Византия свой "загадочный греческий огонь".
Врать не буду, не помню, когда первый раз побывала в Баку. Но что бывала там не менее 100 раз это факт.
Там жила бабушкина сестра с семьей. И Оля любила ездить к ней в гости. Подросли мы и не оставались с родителями, обязательно "привязывались" к бабушке. Даже семейный анекдот был. Оля уехала в Баку на недельку, целый день с печальным видом дедушка маялся из стороны в сторону, не зная куда себя день. Ближе к ночи, хлопнул себя по колену и ушел. Позвонил с вокзала уже имея билет на поезд Тбилиси - Баку. Родители продержались всего сутки. Я рыдала всю ночь, тоскуя по бабушке и даже не смогла утром пойти в школу. Брат держался из последних мальчишеских сил. И сердце матери не выдержало. Три билета держала она в руке и помогала нам собираться. Папу бросили одного. Но он не стал мучиться и страдать, прилетел через час после нашего приезда. Вот так бабушка отдохнула от нас.
В Баку компания была не менее эксцентричная. Старшую сестру бабушки мы все называли тетя Лида и даже слабый намек на слово начинающееся со слога "ба" воспринимался ею как оскорбление и вызов. Выглядело она как фарфоровая статуэтка времен дружбы с Китаем. Миниатюрная, аккуратненькая с укладкой густых коротко стриженых волос и отменным маникюром. При всем супер женственном виде была она однако главным конструктором "Азервоенстроя" и имела несколько военных медалей, за ударный труд во время ВОВ. Ее супруг - отпрыск старой еврейской семьи мог заказать на завтрак пол яичка и служил во внутренних войсках в звании полковника. Дочь назвали Мананой отдавая дань грузинскому происхождению бабушки. Хотя эта игра в грузинство меня лично всегда раздражала.  Однако дочь носила имя происхождение которого корнями уходящее в период завоевания османской империей кавказа считалось грузинским. Колыбельной для маленькой Мананы служил стих Пушкина "На холмах Грузии..." В общем выпендривалась тетя Лида, как могла.
Несмотря на разницу в возрасте наших мам в четырнадцать лет, я и Лика были ровесницами. Лике единственной в мире позволялось, правда редко и только в тесном семейном кругу, звать тетю Лиду бабулей. Бакинская сестра была не просто ребенком, а чудесным оборвышем. В три года умела прыгать со шкафа с дикими воплями, в шесть первый раз спустилась с третьего этажа по лозе старого виноградника, в двенадцать - имела два привода в милицию и начала курить. Несмотря на наличие нескольких репетиторов, гувернантку и дом работницу Лика училась из рук вон плохо, играла только с мальчиками и устраивала настоящие истерики, требуя немедленного заселения в ее, между прочим отдельную, комнату белой крысы. Внучку считали ангелом и во всем ей потакали.
Но рассказать хочу не об отношениях в семье. Нет мой рассказ о моем Баку. Есть на планете и такой город. Конечно в нем, как и полагается есть Девичья башня и ласковый Каспий, запах люля-кебаба и чурека, но есть в нем и лично мое интимно-дорогое и наивно-светлое. Вот оно то и заставляет, который год стремиться на чужую родину и тосковать по чужим берегам.
В тот удивительный 1980 год приехали, как обычно, на Мананин день рождения.  26 июня, Баку "горит огнем" выходить на улицу днем небезопасно. Тепловой удар это самое легкое, что можно заработать при игре в классики. Лика конечно же "улетела" к своим дворовым друзьям в гараж, а я вышла на тенистую лестницу подъезда. Было по восточному тихо, где-то очень далеко слышался ненавязчивый плеск спокойного Каспия. Запах нефти проникающий в само человеческое существо, раздражал только первый день, а потом к нему привыкаешь и уже чудится, что воздух именно так и должен пахнуть. Тень от цветущей ветвистой глицинии создавала ощущение нереальности. Я сидела на массивных мраморных ступенях оперевшись на собственные кулачки и мечтала. Мечты унесли меня в далекую страну, где жил и совершал свои подвиги пятнадцатилетний капитан. Он был первым моим героем, рождавшим в еще детской, но все же в будущем женской головке, образ "настоящего мужчины". Сидя так, должно быть, уснула. А разбудил меня голос и открыв глаза я увидела ЕГО. В отглаженных синих брюках, в матроске стоял передо мной Дик Сенд.
- Вам плохо? Вот попейте - и он протянул мне бутылку воды.
Я пила машинально, и смотрела на него, как завороженная.
- Может Вас проводить? - он галантно подал мне руку.
Никто никогда до этой секунды не обращался ко мне на Вы и не предлагал проводить подавая руки. Я встала и как загипнотизированная подала ему руку.
- Меня зовут Зейнал, а Вас?
- А меня - я очнулась только что. Как Зейнал? Он же должен быть Диком - Дая. А ты откуда?
- Из мореходки. Пойдем я провожу тебя - вдруг он превратился из литературного образа в настоящего живого мальчика и перестал выкать.
Он взял меня за руку, и мы пошли. Не знаю куда он собирался меня вести, сидела я ведь на пороге тети Лидиного дома, но я послушно пошла с ним.
Он рассказывал о своем городе, показывал на море и пересказывал похождения настоящих пиратов и великих мореходов. Купил мороженное и не отпуская моей руки привел к Девичьей башне. В сотый раз услышала я красивую легенду, но теперь она звучала как-то иначе. Чурек был свеж и пахуч и даже стаканчик газировки купленный у метро 26 бакинских комиссаров показался мне по-настоящему живительной влагой.
- А вот тут живет мой дядя. Капитан Мамедов с гордостью произнес мой гид. А ты где живешь? - вдруг решил спросить Зейнал.
- В Тбилиси - улыбнулась я - и еще там где ты меня нашел.
Он рассмеялся, и я обратила внимание на белизну его зубов. Сейчас это называется голливудской улыбкой. Его огромные черные глаза с длиннющими ресницами делали лицо мальчика радостно распахнутым для мира и счастья.
- Значит я тебе похитил?
- Ну почти.
Мы гуляли больше трех часов. А оказалось, что живем по разные стороны улицы Шаумяна.
Глициния укоризненно мотнула своими гроздями, а мы стояли и не знали как расстаться, что сказать.
Зейнал смотрел своими чудесными глазами прямо мне в глаза и вдруг наклонился и поцеловал мне руку. Я десятилетняя девочка от смущения только и смогла, что крикнуть ему:
-Дурак! - и взбежала по лестнице в спасительный подъезд.
Много раз я бывала после этого в Баку, но никогда не встречала его. Где сейчас, жив ли Капитан Зейнал..........?  Я даже фамилии его не знаю.
Наверное фамилия его Сенд.
Мои бакинские родственники выехали на ПМЖ в Германию в 2002 году. Вот тогда-то и была в "Жемчужине Востока" последний раз.


Рецензии
Хороший рассказ.

А почему рассказ Rumebella malum не отображается? Произведение хорошее. Я думаю причина, почему вы не попали в финал Писателя года в том, что в финал пробиваются те, кто больше денег владельцу сайта заплатит. В финале этой премии сплошные графоманы, плохие, скучные, глупые и русофобские вещи, которые оскорбляют саму природу литературы.
Вот у вас хорошие рассказы, они тем и хороши, что себя с героями ассоциируешь. Есть не большие помарки по орфографии и пунктуации, но это все такие крошечные мелочь, что их не замечаешь. В общем-то ваши произведения лучше всего этого проплаченного, пущенного по протекции графоманов и бизнесменов шлака, который получает премии. Тут хотя бы нет сюсюкания.

Алексей Белков   19.10.2019 15:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.