Чиста как хрусталь

ЧИСТА  КАК  ХРУСТАЛЬ …

СКАЗКА  О  ЗОЛУШКЕ
В годы моего далекого детства на вопрос: «Какая из сказок была наиболее популярна среди детворы?» чаще всего называлась «Золушка». Более трех столетий бессмертная героиня знаменитого французского поэта, писателя и критика Шарля Перро триумфально покоряет сердца самых юных и даже уже не юных любителей сказок. А ведь кроме «Золушки» Перро был автором таких известных сказок как «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Синяя борода», «Спящая красавица» и других.
С легкой руки Шарля Перро в 1697 году обрела свою жизнь в литературе, а позже в опере и балете маленькая, беззащитная, но очень добрая девушка. С утра до вечера эта скромная девушка по требованию злой мачехи выполняла самые тяжелые и грязные работы, а закончив трудовой день, уставшая, в испачканном золой старом платьице садилась отдохнуть возле камина на ящик с золой. Отсюда и произошло ее имя – Золушка. Любопытно, что Шарль Перро опубликовал эти сказки под именем своего сына Арманкура, считая сказки – не самым высоким жанром литературы …
Со временем знаменитое имя Золушки стало нарицательным. Нелюбимая хозяевами дома, терпящая частые, незаслуженные обиды, но остающаяся при этом доброй к людям – таков образ Золушки. На бессмертный сюжет «Золушки» в 19-м веке создали популярные оперы Джоаккино Россини и Жюль Массне, в следующем столетии Сергей Прокофьев – одноименный балет, а Евгений Шварц – музыкальную пьесу.
В 1947 году на экранах советских кинотеатров с большим успехом прошел художественный фильм режиссеров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро «Золушка». В главных ролях снялись популярные актеры: Золушки - Янина Жеймо, мачехи – Фаина Раневская, короля – Эраст Гарин. Любопытно, что с блеском сыгравшей 16-летнюю Золушку Янине Жеймо было уже … 37 (!) лет, но зрители восприняли замечательную актрису как ровесницу ее героини. На киностудии «Мосфильм» вполне хватило реквизита для съемок «Золушки»: позолоченная карета, королевский трон, бальные одежды короля и придворных, а вот хрустальных туфелек 31-го размера для Золушки-Жеймо, увы, не нашлось. Пришлось изготавливать туфельки по спецзаказу…
В те годы на зарубежных экранах ярко блистали такие кинодивы как Милица Корьюс, Марика Рок, Франческа Галь, Дина Дурбин, Марлен Дитрих, Мэрилин Монро, Лолита Торрес и многие другие. Фильмы, в которых снялись мировые звезды кино – «Большой вальс», «Дитя Дуная», «Петер», «Первый бал», «Сестра его дворецкого», «Возраст любви» и многие, многие другие с огромным успехом были показаны в Советском Союзе …

Сколько их было – кинодив,
Рождавших восторга порыв!
Красивых, ярких – всех не счесть …
Но для меня - одна лишь есть!

Она божественна, скромна,
Светла и чиста как хрусталь!
Ну что ж, пора поднять вуаль:
Дина Дурбин – это она!

«ПЕРВЫЙ БАЛ»
Да, Дина Дурбин – моя любимая киноактриса!
Настоящее имя актрисы – Эдна Мэй Дурбин. Родилась она 4 декабря 1921 года в канадском городе Виннипег в семье иммигрантов из Англии. В детские годы Эдна увлеклась музыкой, обнаружив при этом прекрасный голос. Первый же ее полнометражный фильм «Три милых девушки» принес Дурбин большой успех и молодежную премию «Оскар» 1938-го года. А спустя год главная роль сироты Конни Хардинг в фильме режиссера Генри Костера «Первый бал» (в оригинале – «Первая любовь») принес ей мировую славу. Сюжет этого замечательного фильма – своеобразный вариант «Золушки» я позволил себе вкратце изложить  в стихотворной форме.
Далекий тридцать девятый …
Счастливые выпускницы
Прощаются с интернатом,
И радость на юных лицах.

«Конни, спой нам на прощанье,
Вокал ведь твое призванье –
У тебя прекрасное сопрано!»
Конни поет и вдруг нежданно
Ее охватили … рыданья.

Вокруг оживленье, суета,
Все уйдут к своим мамам, отцам.
Лишь Конни – круглая сирота
Поедет к тетке. Ждут ли ее там?…

И вот уже она в Нью-Йорке.
Встретят ли ее радушно?
Но чувства от встречи горьки –
Тетка к ней равнодушна.

А Барбара, ее кузина
Буквально с самых первых дней
Холодна к Конни как льдина,
Не тая неприязни своей.

Как ждала она доброго слова!
Конни обидно и непонятно :
Доброе слово и кошке приятно,
А Барбара холодна, сурова …

Но вот радость: поездка на бал,
И Конни ведь приглашена,
В ней чувств восторженных шквал –
Впервые на балу она!
Но жест Барбары как удар грома:
«Конни останется дома!»

Несчастная Конни дома одна
От горькой обиды рыдает она …
И вдруг дворецкий слуг собрал:
«Конни должна поехать на бал!
Не поможем ей  - грош нам цена!»
И проблема, к счастью, решена … 

Есть справедливость – видят боги:
Тетка застряла в дороге …
А на балу, надо ж случиться:
Просят спеть звезду-певицу.
И Конни крайне изумлена –
Неужто петь должна … она?!

"Это кто поет?! Зал изумлённо,
Затем уже заворожено
Внимает дивному пенью,
И нет предела восхищенью:
Аплодисменты, крики «Браво!»
Вот так вдруг приходит слава.

Красавец Тэд, Барбары друг,
Не сводит с юной певицы глаз,
И узнает он Конни вдруг,
Хоть прежде видел ее лишь раз.
Они танцуют на балконе,
И Тэд страстно целует Конни.

Но она … убегает вдруг,
Что повергло ее в испуг?
Да, появленье злой тетки
И Барбары-сумасбродки.

Конни словно была в раю –
Сколько добрых слов и ласки!
Спеша, теряет туфельку свою,
Подобно Золушке из сказки …

Но Барбара, все разузнав,
Пылая возмущеньем,
Вновь проявила дикий нрав:
Всем слугам – увольненье!
И Конни изгнана – из мести.
Куда податься? В интернат …
Там Тэд нашел ее. О, как он рад!
Теперь они навеки вместе! …

О Дине Дурбин пара слов.
Героиня чудесных картин
Она – как виденье дивных снов … 
И надо же, какой-то кретин
Из руководства Голливуда
Вдруг погасил сиянье чуда:

«Дина Дурбин уже стара,
Чтоб юных девушек играть,
И ей заканчивать пора…»
Как мог он такое сказать?!
Ведь это ж – кощунство, сущий бред!
«Старухе» … всего двадцать шесть лет.

Таков ее безвременный закат …
И не избавиться от чувства,
Что современный Герострат
Сжег дивный храм киноискусства …
Печально … При том вдвойне. Ведь тот самый кретин из Голливуда (не побоюсь этого крепкого словца!) забыл, что ровно десять лет тому назад «старуха» (правда, тогда он – спасибо ему! - не считал Дину Дурбин старой), играя  главную роль в фильме «Три милых девушки», спасла киностудию от … банкротства!
Говорят, несчастья не приходят в одиночку: крах блестящей кинокарьеры усугубил развод с мужем. Хорошо еще, что черная полоса в жизни Дины Дурбин продолжалась недолго. Вскоре известный сценарист Джо Пастернак предложил ей вернуться на киностудию MGM, где она 14-летней дебютанткой сыграла в мюзикле «Каждое воскресенье», но она с благодарностью … отказалась. А кинорежиссер Шарль Давид, который  три года назад  снял Дину Дурбин в фильме «Леди в поезде», стал … ее мужем, и они уехали в  Париж. Если большинство кинозвезд стремятся к широкой известности и бурной славе, то Дина Дурбин в брачном контракте отстояла свое право «жить в безвестности» … От интервью она категорически отказывалась, а если какому-то журналисту-счастливцу удавалось дозвониться до затворницы, то она ограничивала разговор только одной фразой: «Я ненавижу Голливуд!»
За свою очень короткую жизнь в кино Дина Дурбин снялась в двадцати двух фильмах. Кроме «Первого бала» на советских экранах с большим успехом прошел  еще один фильм с Диной Дурбин - «Сестра его дворецкого», в котором замечательная актриса вновь блеснула своим изумительным голосом, исполнив на … русском языке куплеты трех романсов: «Эй, ямщик, гони-ка к Яру», «Калитка» и «Две гитары» …
Да, слишком рано оборвалась творческая жизнь Дины Дурбин. Она была кумиром миллионов поклонников ее яркого дарования. В годы второй мировой войны по личной просьбе премьер-министра Англии Уинстона Черчилля английское телевидение часто транслировало фильм с участием Дины Дурбин «Сто мужчин и одна девушка». А гениальный оперный тенор Марио Ланца много раз уговаривал ее сняться с ним в музыкальном фильме, но всякий раз слышал в ответ: «Я никогда не вернусь к жизни в кино …» Что говорить, восторженных отзывов об уникальном таланте Дины Дурбин было очень много. Приведу еще один. Выдающийся музыкант, гениальный Мстислав Ростропович как-то заметил: «Творчество Дины Дурбин оказало на меня важное музыкальное влияние»…
А ведь ее яркое творчество могло радовать миллионы людей еще многие десятилетия. Но Дина Дурбин предпочла уединенную жизнь вдали от ненавистного ей Голливуда. В 1999 году скончался ее муж Шарль Давид, и остаток жизни Дина Дурбин прожила в небольшом городке  Нофль-ле-Шато недалеко от Парижа. 30 апреля ее сын Питер Давид опубликовал сообщение о смерти «несколько дней назад» его матери. Позже один из друзей ее семьи уточнил, что Дина Дурбин умерла на 92-м году жизни 20 апреля 2013 года. 4-го октября того же года имя Дины Дурбин «За вклад в развитие киноиндустрии удостоено Звезды на Голливудской аллее славы». Я категорически не согласен с термином «киноиндустрии», так как убежден, что этот термин порочит светлую память моей любимой актрисы. Индустрия – это сфера промышленности: производство машин, станков, механизмов и тому подобного. А великая актриса Дина Дурбин внесла свой бессмертный вклад именно в киноискусство! 

ДВЕ  ЗОЛУШКИ
Не случайно я начал этот очерк о сказке про Золушку и сыгравшей ее в одноименном фильме актрисе Янине Жеймо. Дело в том, что Янину Жеймо и Дину Дурбин некоторые авторы называют двумя Золушками – советской и американской. Эти авторы находят в их судьбах много общего, проводят параллели между ними. Я не стану подвергать сомнению их взгляды, а лишь подмечу некоторую разницу в жизни двух замечательных актрис.
Конечно, главное различие между ними в том, что Янина Жеймо – советская актриса, а Дина Дурбин – американская. Казалось бы, ну и что такого? Но это и создает главное различие. Товарищ Сталин давно недолюбливал польку Янину Жеймо. За что? Ну, хотя бы за то, что второй режиссер фильма «Золушка» Михаил Шапиро был «заклятым врагом народа». Ведь он был женат на родственнице - жуть! – Льва Троцкого! Возможно, Янина Жеймо не знала об этом, но товарищ Сталин знал всё и обо всех! Хорошо еще, что Жеймо, как говорится, «отделалась легким испугом». Ну, ладно, «бдительные» режиссеры не давали ей новые роли, а то ведь могла, как выражался один из героев советского сериала, «загреметь под фанфары». К тому же игравшая в фильме «Золушка» мачеху героини Фаина Раневская дружила с опальной поэтессой Анной Ахматовой. Так что режиссер и актрисы фильма «Золушка» находились под бдительным оком славных и компетентных советских органов … А вот подобных проблем у режиссера фильма «Первый бал» Генри Костера,  и исполнительницы главной роли Дины Дурбин и других актеров по понятным причинам не было и в помине. Ведь американского президента Франклина Рузвельта совершенно не интересовало, кто из создателей этого и других фильмов на ком женат, и кто с кем дружит. По советским понятиям – «полная потеря бдительности» …
Или такое различие. Американской Золушке в доме злой тетки была предоставлена меблированная комната, ее обслуживали слуги и хорошо кормили, ни тяжелых, ни грязных и никаких других работ не предлагали. Как говорится, живи и радуйся! Правда, хозяева не уделяли ей должного внимания, но доброе слово, которое «и кошке приятно» она в избытке слышала от дворецкого и прислуги. А что касается Барбары, скажу, что она, действительно, была злюкой. Но хотел бы я посмотреть на другую на месте Барбары, у которой кузина из-под носа увела любимого  парня …
И «на десерт» еще одно различие.  Если бы Янина Жеймо, подобно Дине Дурбин, вдруг воскликнула: «Я ненавижу Мосфильм!», то она сразу бы оказалась «в местах не столь отдаленных». Еще бы! Ненавидеть киностудию, в которой были сняты такие сверхпатриотические фильмы как «Сталинградская битва», «Падение Берлина» и другие, в которых на экране появлялся любимый вождь и учитель советских людей товарищ Сталин?! Налицо измена Родине!
Ну, пожалуй, и хватит …
                3.05.2016 г


Рецензии