Билеты по литературе с ответами, 5 класс

Билет 1.
1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому
Ответ.
В древности на Руси книги называли реками, «напояющими вселенную». Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг. Много сделал для русских людей первопечатник Иван Федоров, который в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Любовь и уважение к книге передавались из поколения в поколение.
Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение — вот лучшее учение». Это значит,       сначала люди изучали мир только с помощью наблюдений и опытов, знания передавали из уст в уста. Потом научились записывать самые важные мысли. Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Из научных книг мы получаем знания о законах природы и мира. Из художественной литературы мы узнаем о людях, их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними. Чтение — лучший способ стать образованным человеком.
2. Можно ли назвать   рассказ А.П. Чехова юмористическим? Почему?
Ответ.
      Этот рассказ можно назвать юмористическим. Юмор в нем основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков. Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту дьячку Вонмигласову.

3. Расскажите любимое стихотворение.


Билет 2.
1. Что вы знаете о книгах в Древней Руси? Благодаря кому «учительное» книжное слово стало доступно каждому?
Ответ.
В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Простые люди не могли купить себе книгу. Иван Федоров устроил первую в России типографию и в 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книга стала доступна широкому кругу читателей.
2. Как вы понимаете смысл этих пословиц?
; «Корень учения горек, да плод его сладок».
; «Повторенье — мать ученья».
; «Ученье — свет, а неученье — тьма».
; «Кто хочет много знать, тому надо мало спать»
; «Красна птица перьем, а человек ученьем».
; «Учись доброму, так худое на ум не пойдет».
; «Нетрудно сделать, да трудно задумать»

Ответ.
; Пословица «Корень учения горек, да плод его сладок» говорит о том, что изучать новый предмет трудно, но когда приложишь усилия, то становится легко и интересно.
; При повторении уже изученного лучше понимаешь тему, находишь связи между старым и новым материалом, становятся ясно видны основные закономерности, поэтому говорят: «Повторенье — мать ученья».
; «Ученье — свет, а неученье — тьма». Когда мы узнаем что-то новое, мы как будто зажигаем лампочку в темноте, освещаем предметы и понимаем, куда мы должны дальше двигаться.
; Пословица «Кто хочет много знать, тому надо мало спать» говорит о том, что не надо лениться: ленивый не сможет узнать много интересного о жизни и о мире.
; «Красна птица перьем, а человек ученьем». Птицу украшает яркое оперение. Человека же украшают в первую очередь знания, а не яркая одежда.
; «Учись доброму, так худое на ум не пойдет». Если ум и душа человека будут обращены к светлому и доброму, жизнь будет наполнена хорошими делами, то плохое, худое не найдет себе места в сердце человека, так как оно уже заполнено.
; Пословица «Нетрудно сделать, да трудно задумать» говорит о важности идеи, которая лежит в основе любого дела. Самому новую идею придумать труднее, чем осуществить задуманное кем-то другим.
3. Расскажите любимое стихотворение А.С.Пушкина.


Билет 3.

1. Что такое сказка? Типы сказок, приведите примеры.

Краткий ответ.
      Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
     Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
      Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
      Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».

Полный ответ.
История сказки.
В древ¬ние вре¬ме¬на, когда сказ¬ка толь¬ко за¬ро¬ди¬лась ( а самые древ¬ние сказ¬ки по¬яви¬лись вме¬сте с древ¬ней¬ши¬ми ми¬фа¬ми ) сказ¬ки не были пред¬на¬зна¬че¬ны для детей, их рас¬ска¬зы¬ва¬ли тем, кто всту¬пал  во взрос¬лую жизнь, про¬хо-дил  обряд по¬свя¬ще¬ния во взрос¬лые.  Сказ¬ка была очень се¬рьез¬ным делом
Сказ¬ки бы¬ва¬ют раз¬ные. Самые древ¬ние – сказ¬ки о жи¬вот¬ных. Когда –то люди ве¬ри¬ли, что каж¬дый род про¬изо¬шел от опре¬де¬лен¬но¬го жи¬вот¬но¬го. Такое жи¬вот¬ное на¬зы¬ва¬лось  то¬те¬мом. Тотем объ¬яв¬лял¬ся по¬кро¬ви¬те¬лем рода: его нужно было по¬чи¬тать. Пер¬во¬быт¬ный че¬ло¬век жил в стра¬хе перед то¬тем¬ным жи¬вот¬ным, в роли ко¬то¬ро¬го мог быть не толь¬ко мед¬ведь, но и мышь.
Од¬на¬ко по¬сте¬пен¬но че¬ло¬век осво¬бож¬дал¬ся от стра¬ха , и  на смену ему при-хо¬дил смех. Жи¬вот¬ные на¬де¬ля¬лись по¬сто¬ян¬ны¬ми ка¬че¬ства¬ми. Ка¬ки¬ми? По¬про-буй¬те вспом¬нить. По¬лу¬ча¬лось, что изоб¬ра¬жа¬лись жи¬вот¬ные, а вы¬сме¬и¬ва¬лись по-ро¬ки людей – жад¬ность, глу¬пость, лень.
Сказ¬ка со¬хра¬ни¬ла следы очень мно¬гих об¬ря¬дов и обы¬ча¬ев: мно¬гие мо¬ти¬вы толь¬ко через со¬по¬став¬ле¬ние с об¬ря¬да¬ми по¬лу¬ча¬ют свое объ¬яс¬не¬ние. Так, на¬при-мер, в сказ¬ке «Кро¬шеч¬ка-Хав¬ро¬шеч¬ка» рас¬ска¬зы¬ва¬ет¬ся, что де¬вуш¬ка за¬ка¬пы¬ва¬ет кости ко¬ро¬вы в саду и по¬ли¬ва¬ет их водой . Такой обы¬чай или обряд дей¬стви¬тель-но имел¬ся. Кости жи¬вот¬ных по¬че¬му-то не съе¬да¬лись и не уни¬что¬жа¬лись, а за¬ка-пы¬ва¬лись
Ино¬гда  толь¬ко из сказ¬ки уче¬ные и могут по¬черп¬нуть зна¬ния о ка¬ком-ли¬бо об¬ря¬де, бы¬то¬вав¬шем в древ¬но¬сти.
   Сказки и миф
Чем же сказ¬ка от¬ли¬ча¬лась от мифа? Ведь сю¬же¬ты ска¬зок и мифов часто очень по¬хо¬жи Вспом¬ни¬те миф о Ге¬рак¬ле и яб¬ло¬ках Гес¬пе¬рид и сказ¬ку о мо¬ло-диль¬ных яб¬лоч¬ках.  Но в мифе речь идет о бо¬же¬стве, ко¬то¬ро¬му по¬кло¬ня¬ют¬ся, а в сказ¬ке герой – обыч¬ный че¬ло¬век, со¬вер¬ша¬ю¬щий ра¬бо¬ту
В миф верят – он все¬гда в ос¬но¬ва¬нии веры и ре¬ли¬гии. Пер¬со¬на¬жи мифа вос¬при¬ни¬ма¬ют¬ся как ре¬аль¬ные су¬ще¬ства – боги или люди: Зевс, Криш¬на, Будда, Са¬ва¬оф, Аллах, Хри¬стос, Ма¬го¬мед. В сказ¬ку не верят. Она все¬гда «небы¬ли¬ца». Пер¬со¬на¬жи сказ¬ки – Кощей Бес¬смерт¬ный, Лихо Од¬но¬гла¬зое, Баба Яга  живут толь¬ко в осо¬бом ска¬зоч¬ном мире, от¬ли¬ча¬ю¬щем¬ся от ре¬аль¬но¬го мира
  Что такое сказка. Понятие жанра
В язы¬ках мно¬гих на¬ро¬дов это слово свя¬за¬но со сло¬вом го¬во¬рить, ска¬зы-вать, баять. По-ан¬гий¬ски . tale, болг. при¬каз¬ка, польск. bajka, белор. и укр. казка, байка, у рус¬ских до XVIIв. баснь, байка) Сказ¬ка - это рас¬ска¬зан¬ная по опре¬де¬лен-ным пра¬ви¬лам ис¬то¬рия. Толь¬ко за¬ве¬до¬мо вы¬мыш¬лен¬ная!
У каж¬до¬го про¬из¬ве¬де¬ния ( и у сказ¬ки, и у за¬гад¬ки, и у бы¬ли¬ны) есть свои жан¬ро¬вые осо¬бен¬но¬сти, по¬это¬му мы можем го¬во¬рить о каж¬дой груп¬пе сход¬ных про¬из¬ве¬де¬ний как о про¬из¬ве¬де¬ни¬ях раз¬ных жан¬ров
По¬ня¬тие жанра ха¬рак¬тер¬но не толь¬ко для ли¬те¬ра¬ту¬ры. Мы встре¬ча¬ем такое под¬раз¬де¬ле¬ние и в му¬зы¬ке, и в жи¬во¬пи¬си, и в дру¬гих видах ис¬кус¬ства.
По каким же пра¬ви¬лам рас¬ска¬зы¬ва¬ют¬ся сказ¬ки?
Глав¬ное осо¬бен¬но¬стью сказ¬ки яв¬ля¬ет¬ся ее за¬ни¬ма¬тель¬ный сюжет, при этом ска¬зоч¬ник «...не толь¬ко не го¬нял¬ся за прав¬до¬по¬до¬би¬ем и есте¬ствен¬но¬стью, но еще как будто по¬став¬лял себе за непре¬мен¬ную обя¬зан¬ность умыш¬лен¬но на¬ру¬шать и ис¬ка¬жать их до бес¬смыс¬ли¬цы»В.Г.Бы¬лин¬ский
Сказ¬ки под¬раз¬де¬ля¬ют¬ся на несколь¬ко групп, для каж¬дой из ко¬то¬рых ха-рак¬тер¬ны свои дей¬ству¬ю¬щие лица и свой сюжет. Сюжет - раз¬ви¬тие дей¬ствия, ход со¬бы¬тий
   Сказки о животных
Сюжет ска¬зок о жи¬вот¬ных обыч¬но очень прост, ино¬гда даже такие сказ¬ки не имеют за¬чи¬на. «Зачин – на¬чаль¬ная устой¬чи¬вая форма сказ¬ки «В неко¬то¬ром цар¬стве, в неко¬то¬ром го¬су¬дар¬стве…»
Обыч¬но сказ¬ки о жи¬вот¬ных со¬сто¬ят их 1 эпи¬зо¬да. Дело в сказ¬ках о жи¬вот-ных не в увле¬ка¬тель¬но¬сти по¬вест¬во¬ва¬ния, а в уди¬ви¬тель¬но¬сти от¬дель¬ных си¬ту¬а-ций. Очень часто звери встре¬ча¬ют¬ся друг с дру¬гом и ли с че¬ло¬ве¬ком и раз¬го¬ва-ри¬ва¬ют. Это самый про¬стой спо¬соб на¬де¬ле¬ния жи¬вот¬ных че¬ло¬ве¬че¬ски¬ми при¬зна-ка¬ми и ка¬че¬ства¬ми. Мы не удив¬ля¬ем¬ся тому, что в сказ¬ках звери со¬вер¬ша¬ют стран¬ные по¬ступ¬ки ( волк ловит рыбу хво¬стом, на¬при¬мер). Часто мы даже не за-ме¬ча¬ем, что такие дей¬ствия не при¬су¬щи жи¬вот¬ным . Зато мы почти все¬гда знаем , ка¬ки¬ми будут на¬зва¬ны и изоб¬ра¬же¬ны жи¬вот¬ные:
Лиса Пат¬ри¬ке¬ев¬на ( Лиса при бе¬се¬де краса) – хит¬рая-пре¬хит¬рая; Волк зу-ба¬ми щелк - злой-пре¬злой, да еще и глу¬пый; Зайка –По¬бе¬гай¬ка – трус¬ли¬вый-пре-трус¬ли¬вый, да еще и все¬гда оби¬жен¬ный лисой
В сказ¬ках о жи¬вот¬ных много ди¬ко¬вин¬ных си¬ту¬а¬ций ( волк ловит рыбу хво-стом, на¬при¬мер).  Часто мы даже не за¬ме¬ча¬ем, что такие дей¬ствия не при¬су¬щи жи¬вот¬ным – это про¬ис¬хо¬дит  имен¬но по¬то¬му , что за мас¬кой  зверя мы видим че-ло¬ве¬ка , ко¬то¬рый ведет себя чаще всего невер¬но
Часто в таких сказ¬ках дей¬ству¬ют и жи¬вот¬ные, и люди. Но в любом слу¬чае, это толь¬ко маски – ал¬ле¬го¬рии
Ал¬ле¬го¬рия  - это ино¬ска¬за¬ние, когда мы го¬во¬рим одно, а под¬ра¬зу¬ме¬ва¬ем со¬всем дру¬гое,  и слу¬ша¬тель хо¬ро¬шо по¬ни¬ма¬ет этот скры¬тый смысл. Этой осо-бен¬но¬стью  сказ¬ки о жи¬вот¬ных схожи с бас¬ня¬ми
  Бытовые сказки
Дру¬гим видом ска¬зок были бы¬то¬вые сказ¬ки. Уже по пер¬со¬на¬жам вы долж-ны до¬га¬дать¬ся, что эти сказ¬ки по¬яви¬лись го¬раз¬до позже. Для дру¬го¬го вида ска¬зок – бы¬то¬вых – ха¬рак¬тер¬ны иные сю¬же¬ты: осме¬я¬ние злых, жад¬ных да бо¬га¬тых. В бы¬то¬вых сказ¬ках дей¬ству¬ют люди,  но они тоже на¬де¬ле¬ны опре¬де¬лен¬ны¬ми, ни¬ко-гда не ме¬ня¬ю¬щи¬ми¬ся чер¬та¬ми, на¬при¬мер: сол¬дат – все¬гда храб¬рый и смет¬ли¬вый, он обя¬за¬тель¬но най¬дет спо¬соб по¬сме¬ять¬ся над трус¬ли¬вы¬ми и жад¬ным попом или ста¬ри¬ком  и на¬ка¬зать его
Уди¬ви¬тель¬ное в этих сказ¬ках то , что в них вполне ре¬аль¬ные жиз¬нен¬ные кон¬флик¬ты между вполне ре¬аль¬ны¬ми пер¬со¬на¬жа¬ми по¬лу¬ча¬ют необыч¬ную, ска-зоч¬ную сю¬жет¬ную ре¬а¬ли¬за¬цию
  Волшебные сказки
Неве¬ро¬ят¬ность и за¬ни¬ма¬тель¬ность сю¬же¬та осо¬бен¬но ярко про¬яв¬ля¬ет¬ся в вол¬шеб¬ных сказ¬ках, где раз¬ви¬тию необык¬но¬вен¬но¬го сю¬же¬та спо¬соб¬ству¬ют необык¬но¬вен¬ные герои и чу¬дес¬ные су¬ще¬ства. В вол¬шеб¬ных сказ¬ках дей¬ству¬ют цари и ца¬ре¬ви¬чи, ко¬ро¬ли и ко¬ро¬ле¬ви¬чи. Эти сказ¬ки неред¬ко на¬чи¬на¬ют¬ся сло¬ва¬ми: «В неко¬то¬ром цар¬стве, в неко¬то¬ром го¬су¬дар¬стве жил-был царь с ца¬ри¬цею. Уже одно такое на¬ча¬ло сразу го¬во¬рит о том, что речь пой¬дет в сказ¬ке не об обыч¬ном, а о чем-то необык¬но¬вен¬ном. Часто глав¬ным ге¬ро¬ем вол¬шеб¬ной сказ¬ки яв¬ля¬ет¬ся про¬стой че¬ло¬век (сол¬дат, кре¬стьян¬ский сын и проч.), со¬вер¬ша¬ю¬щий что-то осо-бен¬ное
Сюжет вол¬шеб¬ной сказ¬ки на¬чи¬на¬ет¬ся с необы¬чай¬но¬го со¬бы¬тия, в ко¬то¬ром глав¬ную роль иг¬ра¬ет ка¬кое-ни¬будь вол¬шеб¬ное су¬ще¬ство, об¬ла¬да¬ю¬щее чу¬до¬дей-ствен¬ной силой.
В вол¬шеб¬ной сказ¬ке про¬ис¬хо¬дит много со¬бы¬тий, герой (или ге¬ро¬и¬ня) обя-за¬тель¬но дол¬жен из¬быть ка¬кую-то беду, и в этом ему по¬мо¬га¬ют вол¬шеб¬ные су¬ще-ства или пред¬ме¬ты. С их по¬мо¬щью герой вы¬пол¬ня¬ет труд¬ные за¬да¬ния? Каж¬дое – труд¬нее преды¬ду¬ще¬го. Для этого герою ино¬гда при¬хо¬дит¬ся ме¬нять свой облик – пре¬вра¬щать¬ся. Но герой обя¬за¬тель¬но дол¬жен до¬бить¬ся же¬ла¬е¬мо¬го – сюжет сказ¬ки обыч¬но за¬кан¬чи¬ва¬ет¬ся сва¬дьбой.
4. Жанровые особенности сказок

Важ¬ней¬ши¬ми жан¬ро¬вы¬ми  осо¬бен¬но¬стя¬ми  ска¬зок можно на¬звать
1. осо¬бый язык, ко¬то¬рым сказ¬ку ска¬зы¬ва¬ют
2. мно¬го¬крат¬ность (обыч¬но трое¬крат¬ность) по¬вто¬ре¬ния дей¬ствий
3. коль¬це¬вая ком¬по¬зи¬ция  Эта такая ком¬по¬зи¬ция (стро¬е¬ние), в ко¬то¬рой зачин и кон¬цов¬ка обя¬за¬тель¬но встра¬и¬ва¬ют любую сказ¬ку в «це¬поч¬ку» дру¬гих ска¬зок. Сказ¬ка на¬чи¬на¬ет¬ся с за¬чи¬на «Жи¬ли-бы¬ли..» , а за¬кан¬чи¬ва¬ет¬ся кон¬цов¬кой «Тут и ска¬зоч¬ке конец, а кто слу¬шал –мо¬ло¬дец»
4. де¬та¬ли сю¬же¬та ( осо¬бен¬но в вол¬шеб¬ной сказ¬ке)  обя¬за¬тель¬но со¬еди¬не¬ны осо¬бы-ми ска¬зоч¬ны¬ми фор¬му¬ла¬ми «Долго ли ко¬рот¬ко, я того не ведаю»
5. герои имеют осо¬бые, по¬вто¬ря¬ю¬щи¬е¬ся из сказ¬ки в сказ¬ку про¬зва¬ния. Про жи-вот¬ных мы уже го¬во¬ри¬ли, но и вол¬шеб¬ных сказ¬ках Ва¬си¬ли¬са может быть Пре-крас¬ной, а может и Пре¬муд¬рой, Баба Яга обя¬за¬тель¬но Ко¬стя¬ная Нога, Кощей все¬гда Бес¬смерт¬ный.
6. рас¬ска¬зы¬ва¬ют¬ся сказ¬ки с осо¬бен¬ной ска¬зоч¬ной ин¬то¬на¬ци¬ей, это тоже очень важно – сказ¬ку нель¬зя про¬сто чи¬тать, как обыч¬ный рас¬сказ

Сказ¬ки – это один из увле¬ка¬тель¬ней¬ших жан¬ров уст¬но¬го на¬род¬но¬го твор¬че¬ства

 

2. Расскажите о жизни и творчестве А.П.Чехова.

Ответ.

Антон Павлович Чехов родился в семье купца в городе Таганроге. Отец будущего писателя был человеком строгим, он хотел, чтобы дети хорошо учились и занимались пением и музыкой. Чехов учился в гимназии, где учитель Закона Божия Покровский часто рассказывал ученикам о литературе. Он прозвал Чехова Антошей Чехонте. Потом писатель сделал это прозвище своим псевдонимом.
      В семье было много детей: пять братьев и одна сестра. Все были очень талантливыми людьми. Сам Антон Павлович любил театр и литературу, он часто выдумывал смешные истории и в лицах рассказывал их слушателям. В пятнадцать лет он начал выпускать рукописный журнал «Заика».
      В 19 лет Чехов поступил в Московский университет на медицинский факультет и через пять лет закончил его. Он начинает работать врачом, но постепенно все больше времени уделяет литературе. Первые рассказы писателя — юмористические.


3. Экспресс- анализ стихотворения. (Размер, рифма, строфа)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.



Билет 4.

1. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа (на примере рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»)
Ответ.
; Рассказ — небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.
; Сюжет — это цепь событий, происходящих в произведении.
; Композиция — построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временн;й последовательности.
;       Идея — главная мысль произведения.

      Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.
Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог.
      Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.
      Завязка — получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к кульминации — второму побегу Жилина.
      Развязка — Жилин успевает добежать до своих.

2. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

Ответ.
Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.) Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.
Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.
К жанрам русского устного народного творчества относятся
- песни,
- былины,
- сказки,
- загадки,
- легенды,
- пословицы и поговорки.
Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.
Слово  «фольклор» в переводе с английского означает «Народная мудрость». Понимают это слово по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство: танцы, музыку, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву, лаковую миниатюру и т. д.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка
        Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.

      Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».

    Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
    Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!

    Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

   Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит

   Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

   Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
3.Прочитайте наизусть басню И А.Крылова (на выбор).



Билет 5.
1. Подробный  пересказ сказки «Царевна - лягушка». Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Почему сказка называется «Царевна-лягушка».

Ответ.
Царевна-лягушка
У царя — три сына. Младшего зовут Иван-царевич. Царь велит им пустить стрелы в разные стороны. Каждый из них должен посвататься к той девушке, на чей двор упадёт его стрела. Стрела старшего сына падает на боярский двор, среднего — на купеческий, а стрела Ивана-царевича — в болото, и подхватывает ее лягушка.
Женится старший сын на боярышне, средний — на купеческой дочке, а Ивану-царевичу приходится жениться на лягушке.
Приказывает царь своим невесткам испечь по белому хлебу. Иван-царевич огорчается, но лягушка его утешает. Ночью она превращается в Василису Премудрую и приказывает своим мамкам-нянькам испечь хлеб. Наутро готов славный хлеб. А царь велит невесткам соткать за одну ночь по ковру. Иван-царевич печалится. Но лягушка ночью вновь оборачивается Василисой Премудрой и даёт приказ мамкам-нянькам. Наутро готов чудный ковёр.
Царь приказывает сыновьям явиться к нему на смотр вместе с жёнами. Жена Ивана-царевича является в облике Василисы Премудрой. Она пляшет, и от взмахов ее рук появляется озеро, по воде плывут лебеди. Жены других царевичей пытаются ей подражать, но безуспешно. А тем временем Иван-царевич находит лягушачью кожу, сброшенную женой, и сжигает ее. Узнав об этом, Василиса горюет, оборачивается белой лебедью и улетает в окно, велев царевичу искать ее за тридевять земель у Кощея Бессмертного. Иван-царевич отправляется искать жену и встречает старичка, который объясняет, что Василиса должна была жить три года лягушкой — такое ей было наказание от отца. Старичок даёт царевичу клубочек, который будет вести его за собой.
По дороге Иван-царевич хочет убить медведя, селезня, зайца, но щадит их. Увидев на песке щуку, он бросает ее в море.
Царевич заходит в избушку на курьих ножках к Бабе Яге. Она говорит, что с Кощеем сладить трудно: его смерть в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дубе. Яга указывает место, где находится дуб. Звери, которых Иван-царевич пощадил, помогают ему добыть иглу, и приходится Кощею умереть. А царевич увозит Василису домой.
      Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной.

2. Краткий пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».Почему рассказ Л.Н.Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое? Почему рассказ назван рассказ- быль? Определите главную идею рассказа.
      Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин — герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.
Почему рассказ-быль?  Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни.
Главная идея рассказа — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.
Главная идея рассказа — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.

3. Экспресс – анализ стихотворения (Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…»


Билет 6.
1. Что такое эпитет? Приведите примеры постоянных эпитетов из сказки «Царевна-лягушка».

Ответ.

  Эпитет — это художественное определение предмета. 
      Постоянные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, звери рыскучие, красная девица, солнце ясное, столы дубовые, скатерти узорчатые, белые лебеди, высокие горы, дремучие леса, темные леса, зеленые луга, топкие болота, чистое поле, острая стрела, синее море, добрый молодец, красное солнце.

2. Время написания рассказа «Муму . Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? 

Ответ.

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. 
В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!
Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.
В основе содержания повести «Муму», как известно, лежала действительная история немого дворника Андрея, крепостного Варвары Петровны Тургеневой (матери писателя). Немой дворник Андрей, как и Герасим, нашёл и приютил у себя бездомную собачку. Привык к ней. Но собачка не понравилась барыне, и она приказала её утопить. Немой исполнил приказание барыни и продолжал спокойно жить и работать у барыни. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой смерти служил ей и, кроме неё, никого своей госпожой признавать не хотел. Очевидица рассказывала, что после того трагического конца его любимицы, Андрей ни одной собаки никогда не приласкал.

3. Стихотворение о природе поэтов 20 века (по выбору) (С.А.Есенин, И.А.Бунин, Н.М.Рубцов, Д.Б.Кедрин, А.А.Прокофьев)

Билет 7.

1. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму».   (Перескажите по плану)
 
План

1. Экспозиция: дом барыни.
2. Жизнь Герасима в доме барыни.
3. Барыня решает женить пьяницу Капитона Климова.
4. Привязанность Герасима к Татьяне.
5. Расставание с Татьяной.
6. Герасим находит Муму и выхаживает ее.
7. Барыня велит прогнать собачку.
8. Герасим прячет Муму от барыни.
9. Барыня велит убить собаку, Герасим обещает это сделать сам.
10.Герасим сдерживает свое обещание.
11.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? Какие чудеса происходят в сказке?
Ответ.
Волшебной сказка называется потому, что в ней есть чудо, волшебство. Чудо в том, что рядом с царством людей существует тридесятое царство Кощея Бессмертного. Отец превращает свою дочь в лягушку. Эта лягушка оказывается в царстве людей, и к ней в болото попадает стрела младшего царевича.
      Чудеса приходят в мир людей, когда Иван-царевич берет лягушку в жены. Волшебным образом Василиса создает ковер: «Где кольнет иглой раз — цветок зацветет...» Удивительны ее танец на пиру и новое превращение в белую лебедь.
      После долгого пути в поисках Василисы Иван-царевич встречает первого волшебного помощника — старого старичка, получает в дар волшебный предмет — клубочек. От голода он хочет съесть сначала медведя, потом зайца, затем щуку, но жалеет и отпускает их. Они тоже становятся потом волшебными помощниками Ивана-царевича. Последняя удивительная встреча героя — с Бабой-ягой, которая раскрывает тайну смерти Кощея Бессмертного.

3. Задание: собрать пословицу или поговорку из двух половинок, подставит необходимую цифру 
Что на уме,- 1) в день не вырастешь.
Что с возу упало,- 2) тем короче ночь.
Человек не грибок,- 3) как её потеряешь.
Чужого не надо,- 4) а человек - умением.
Чем длиннее день,- 5) пока их нет.
Что посеешь,- 6) да не будь лапшой.
Чует кошка, - 7) кто найдет клад.
Цену вещи узнаёшь, - 8) то пропало.
Храни себя от бед,- 9) то и пожнешь.
Умей взять,- 10) умей и отдать.
Тот будет рад, - 11) чьё мясо съела.
Расти большой,- 12) то и на языке.
Плох мастер,- 13) тому ничего не удаётся.
Красна птица пением,- 14) плоха и работа.
Кто за все берется,- 15) своего не отдам.



Билет 8.


1. Сказ Бажова П.П. «Медной горы хозяйка».  Краткий пересказ.Чем отличается сказ от сказки.
Ответ.
Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, т.е.
Сказ –это повествование, ведущееся от лица рассказчика;
; не имеет зачина;
; имеет реальную основу.
Отличительные черты сказки:
; Волшебные герои – добрые и злые
; Нет рассказчика
; Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание
; Не имеют реальной основы.
Отличительные черты сказа:
; Герои – люди обыкновенные
; Фольклорная первооснова
; Присутствие рассказчика – человека из народа
; Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

2.Если бы вы рисовали иллюстрации к сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», какие эпизоды вы выбрали бы? Устно опишите одну из иллюстраций.
Ответ.
Если рисовать картины боев Ивана — крестьянского сына, то они будут очень мрачными, зловещими. Ночь. Луны и звезд нет. Только вдалеке светится окошко в избушке, где спят братья. На небе тучи, дует ветер. Вспыхивают молнии. В свете молний блестит меч Ивана и летят искры из отрубленных голов чуда-юда. Свистит чудо-юдо, и сверкает его огненный палец.
3. Найдите эпитеты в строках: «И вот на поле грозной сечи // Ночная пала тень».



Билет 9.
1. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
Ответ.
М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.
17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.

2. Расскажите о любимом произведении, которое Вы прочитали в 5 классе.

План ответа.
1. Имя, фамилия, отчество автора. Кратко рассказать об авторе.
2. Название произведения, год написания, жанр.
3. Кратко пересказать сюжет.
4. Ответить на вопрос: чем именно больше всего привлекло произведение?

3.   Отрывок из произведения А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Необходимо восстановить пропущенные слова.

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске ( ),
Только месяц показался,
Он за ним с ( ) погнался.
"Месяц, месяц, мой( ),
Позолоченный рожок!
Круглолицей, светлоокой,
И, обычай твой любя,
( ) смотрит на тебя.
Аль откажешь мне в ответ?
Не видал ли где на свете
Ты ( ) молодой?
Я жених ей". - "Братец мой,-
Отвечает ( ) ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно
Пробежала". - "Как ( )!" -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
"Погоди; о ней, быть может,
Ветер знает. Он ( ).
Ты к нему теперь ( ),
Не печалься же, прощай".


Билет 10.

1. Тест М.Ю. Лермонтов «Бородино»

 
Тест по произведению М.Ю.Лермонтова «Бородино»
1. Какой город обороняли русские войска?
А) Смоленск           Б) Петеребург                в) Москва

2. Какое поле «нашли» русские войска для сражения?
А) маленькое,         б) большое,            В) огромное

3. Какое укрепление было построено?
А) лагерь            Б) редут              В) баррикада

4.До чего добрались русские на третий день?
А) до ватрушек         б) до речки              В) до картечи

5. У чего «прилёг вздремнуть» рассказчик?
А) у буфета        Б) у пушки         В) у лафета

6.Завершите строчку: «…французы двинулись, как ….»
А) тучи         Б) кучи              В) кони

7. Кто отступил, когда затрещали барабаны?
А) поляки          Б) басурманы            В) немцы
8. «Когда б на то не божья воля, не отдали б…»
А) Бородино       Б) Смоленск           В) Москва

9. Как обращается к рассказчику молодой солдат?
А) брат          Б) дядя           В) друг

10. К какому юбилею Бородинской битвы было написано стихотворение «Бородино»?
А) 10 лет           Б) 25 лет             В)35лет
 

 
Ответы









10б
 
2. Расскажите о детских годах А.С.Пушкина.

Ответ.
ДЕТСТВО (1799-1811)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала. 
Отец поэта слыл острословом, увлекался литературой и любил декламировать из Мольера, собрал большую библиотеку, преимущественно из сочинений французских авторов, легко писал стихи по-французски, а иногда и по-русски. Он играл в любительских спектаклях, которые обычно сам и устраивал.
Мать поэта была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный: то гневалась так, что и прислуга, и дети, и муж не попадались ей на глаза, то вдруг становилась ласковой и нежной. Любимцем матери был младший сын Лев, а Александр часто раздражал её и часто после очередной шалости призывался на расправу. В Саше раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, привычка грызть ногти, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.
Пушкины часто принимали у себя видных литераторов или встречались с ними в других домах (познакомились с Н.М.Карамзиным, с В.А.Жуковским).
Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. У мальчика была внутренняя сосредоточенность, полное погружение в особый, ещё детский, но уже поэтический мир. Родители отмечали в нём пылкий нрав, необыкновенную память, наблюдательный не по годам ум.
Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. И детям он дали французское воспитание, пригласив гувернанток и гувернёров.
В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его первыми учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна (“ума светлого и по своему времени образованного”), и няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от “господ”), и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. В отличие от своих сверстников Пушкин был наделён необыкновенными творческими способностями. Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребёнка. Она развила поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры.

3. Расскажите наизусть стихотворение, которое ты выучил в 5 классе.


Билет 11.

1. В. М. Гаршин  «Attalea princeps» (Пересказ (краткий или подробный, на выбор ученика). Какие мудрости вам наиболее близки и вы бы их использовали:

; Не делай поспешных выводов.
; Первое впечатление может быть ошибочным.
; У каждого на земле есть место, где он особо счастлив.
; Не причиняй вред другому.
; Цени то, что у тебя есть, а не то, чего нет.
; Каждый счастлив настолько, насколько считает сам себя счастливым.
; У каждого человека есть всегда выбор: стремиться к чему-либо или жить спокойной жизнью.
; Каждый имеет право на свое собственное мнение и убеждение.
; Каждый вправе выбирать свой жизненный путь.

2 . Какие литературные сказки вы читали? Кто их авторы?
Ответ.
      П. П. Ершов. «Конек-горбунок».
      А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители», «Мороз Иванович».
      С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
      Л. Н. Толстой. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».
      В. М Гаршин. «Лягушка-путешественница».
      Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки».
      М. Горький. «Про Иванушку-дурачка».
      А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
      В. В. Бианки. «Приключения Муравьишки».
      Е. А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».
3. Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина (на выбор).



Билет 12.
1. Расскажите о лицейских годах А.С.Пушкина.
Ответ.
ЛИЦЕЙ (1811-1817) 

В 1811 году Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привёз дядя Василий Львович.
Тогда Александру было 12 лет. На лицей возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам. Александр жил в комнате №14, в которой были конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. 
Из всех лицейских профессоров Пушкин, как и другие лицеисты, выделял профессора нравственных наук А.П.Куницына. Поэт надолго запомнил его пламенную патриотическую речь на открытии лицея. Профессор утверждал, что от природы все люди равны и рождены свободными. Отсюда следовал вывод: “Никто не может приобрести права собственности на другого человека”. Это было ясно, понятно и справедливо. Молодой талантливый учитель сумел увлечь поэта и его товарищей подлинной любовью к свободе, ненавистью к деспотизму и позорному крепостному праву. Остальные профессора не оставили большого следа в духовном развитии Пушкина.
Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. Через Царское Село шли войска.  Лицеисты их провожали... В свободные от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу.
После войны 1812 года в русском обществе усилилось политическое брожение. Все ждали значительных перемен в общественной жизни. Разговоры о свободе не прекращались. После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали с ними встречаться. Пушкин познакомился с П.Я.Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента. Юный лицеист восхищался им. Впоследствии Пушкин высоко оценивал значение Чаадаева для своего умственного и нравственного развития. Идеи Чаадаева были сходны с мыслями Куницына. Эти два человека впервые заставили Пушкина задуматься над положением дел в России.
Пушкин рано осознал, что крепостное право – зло и его нужно отменить, уничтожить, чтобы все люди были свободными.
Пушкин гордился знакомством с Чаадаевым и горько сожалел о том, что судьба не предоставила этому умному и образованнейшему человеку обширного поля государственной деятельности.

Пушкину хотелось скорее принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. Поэтому он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении. Пушкин увлёкся борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Он легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьёзные, нанесённые ему как человеку и унижающие его личное достоинство. Таких обид он не прощал.
Пушкин отличался в лицее весёлостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но шутки Пушкина никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей.
В лицее педагоги поощряли литературное творчество. Вскоре в лицее обнаружилось много стихотворцев: Кюхельбекер, Дельвиг, Яковлев..., но первенство Пушкина признавали все. Именно Пушкину предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 года в присутствии знатных вельмож. Лицеисты знали, что среди именитых гостей будет сам Державин – первый поэт 18 века. 
В оде “Воспоминания в Царском Селе” Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Державин был растроган и хотел обнять Пушкина.
Вдохновение не покидало Пушкина в лицейские годы. Товарищи часто видели его хмурым, задумчивым, грызущим от нетерпения перо или с огненным взором, читающим про себя только что написанное стихотворение.
Особое место среди лицейских стихотворений занимает цикл любовных элегий, обращённых к Екатерине Бакуниной – сестре лицеиста А.П.Бакунина, молоденькой хорошенькой фрейлине, вызывающей “всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи”. Эту первую свою робкую влюблённость поэт помнил потом всю жизнь
Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Герой лицейских произведений ещё очень условен. Постепенно поэзия Пушкина стала опираться на реальные предметы и явления жизни. Уже в лицейской лирике звучат политические мотивы.
Таким образом, лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути – запомнился Пушкину и патриотическим подъёмом 1812 года, и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы. 31 мая 1817 года Пушкин заканчивает Лицей.
2. Выразительное чтение слов Фильки, обращенных к коню (в чтении передать злость мальчика, его грубость). Каким можно назвать поступок Фильки?  (Назвать автора и произведение)
        3. Сюжета какого стихотворения представлен:
- Экспозиция: "Мы долго молча отступали…"
- Завязка: "И вот нашли большое поле…"
- Кульминация: "Ну ж был денёк!"
- Развязка: "Вот затрещали барабаны…"

Билет 13.

1. Анализ сказки В.А. Жуковского "Спящая царевна":
; Жанр.
; Тема.
; Идея.
; Система художественных образов.
; Язык художественного произведения.
; Сюжет.
; Композиция.
; Дополнительная информация о сказке.

Ответ.
Жанр: сказка
Тема: любовь
Идея: добро побеждает зло, любовь побеждает злое колдовство.
Система художественных образов:
Главные герои:
Царевна – главная героиня,
Двенадцатая чародейка, старуха – хромоногая, старая, злая колдунья, заколдовавшая царевну.
Царский сын – царевич, поцелуем разбудивший царевну ото сна.

Второстепенные герои:
Царь Матвей и царица – родители царевны,
Одиннадцать чародеек – гостьи, званные царём Матвеем на пир, одарившие царевну,
Старик – путник, рассказавший царевичу о царском дворе, царице и колдовских чарах.
Рак – предвещал царице дочь.

Третьестепенные герои, составляющие фон сказки:
Свита
Царская стража
Хорунжий
Повар
Звери, насекомые (собаки, лошади, мухи и т.д.)

Язык художественного произведения:

В.А. Жуковский написал сказку в стихотворной, поэтической форме, использует такие средства, как «Жил-был», числа, часто используемые в сказках, заканчивается сказка словами «Свадьба, пир, и я там был и вино на свадьбе пил; по усам вино бежало, в рот же капли не попало». Вся сказка написана в духе русской народной сказки.
Сюжет.

У царя Матвея и царицы не было детей. Горько переживали они из-за этого. Раз пошла царица к ручейку и горько заплакала. Вдруг выполз рак и сказал, что царевна скоро родит дочь. Так и случилось.
Родилась дочь красавицей, царь на радостях созвал пир и пригласил на него одиннадцать чародеек, а про двенадцатую и позабыл. После празднества каждая чародейка произнесла пожелания царевне, желая ей богатства, счастливой жизни, хорошего мужа. Но тут пришла двенадцатая старая, злая колдунья. Разозлилась она, что её не пригласили на пир и произнесла пророческие слова:

 «На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!».

Старая колдунья ушла, а оставшаяся добрая чародейка, чтобы спасти царевну, сказала, что царевна не умрёт от укола веретена, а только заснёт на 300 лет. А как проснётся, будет счастлива и жить без забот.
Так и случилось. Царь, испугавшись проклятия злой колдуньи, запретил садить лён, запретил прясть, веретена совсем уничтожил. И все успокоились. Прошло 15 лет, царь с царицей уехали, а юная царевна решила обойти дворец. И набрела она случайно в покои, сидит там старуха и прядёт на веретене. Только девушка шагнула в комнату, старуха протянула ей веретено, царевна укололась и уснула. Тут и отец с матерью вернулись… все погрузились в глубокий, волшебный сон… Много смельчаков пытались пробраться в царский двор, спасти царевну. Но ни у кого это не удавалось. Все, кто не приблизился бы к дворцу, пропадали бесследно. Наконец, вокруг дворца сложились страшные легенды, уже никто не решался подходить к нему близко.
Прошло 300 лет. Молодой царский сын, охотясь, увидел густой бор. Очень ему стало интересно, и спросил он старика о нём. Всё поведал ему старик. И решил царевич отправиться спасать царевну ото сна. Явился во дворец, видит, все спят колдовским сном. Зашёл во дворец, и там тихо, все спят. Увидел молодую, прекрасную царевну и замер – она была настолько великолепна, молода, красива, что ему хотя бы поцеловать её захотелось. Только он коснулся её губами, как она ожила. Ожил весь царский двор, жизнь закипела по-старому, словно не было этих трёхсот лет колдовского сна. Все были веселы, счастливы, царевна вышла замуж за храброго царевича и всё было хорошо.

Композиция.
События развиваются последовательно, одно за другим, но автор не описывает каждый период жизни героев, опуская некоторые события и даже целые годы: «Жил с царицею своей /Он в согласье много лет»; «Дни проходят; дочь растёт; / Расцвела, как майский цвет; /Вот уж ей пятнадцать лет»; «Время ж всё текло, текло; /Вот и триста лет прошло».

Дополнительная информация о сказке

Написана 26 августа —12 сентября 1831 г. Впервые напечатана в журнале «Европеец», 1832, N 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне». Сказка написана была в Царском Селе, так же как и «Сказка о царе Берендее». Источником для нее послужили публикации и литературные обработки западноевропейских — немецких и французских — сказок. Немецкую сказку под заглавием «Dornr;schen» («Шиповник») опубликовали братья Гримм в указанном выше сборнике, а Жуковский напечатал перевод, озаглавленный «Царевна-шиповник», в журнале «Детский собеседник» (1826, ч. I, стр. 106—110). Французский вариант сказки литературно обработал, под заглавием «La belle au bois dormant» («Красавица, спящая в лесу»), французский писатель Шарль Перро в своем известном сборнике «Contes de F;es» («Волшебные сказки»). Жуковский объединил оба варианта сказки и переложил их четырехстопным хореем с одними мужскими парными рифмами, то есть стихом, почти тождественным стиху пушкинских сказок «О царе Салтане», «О мертвой царевне», «О золотом петушке», где, однако, мужские парные рифмы чередуются с женскими. Жуковский русифицировал сказку, введя некоторые русские народные черты; но все же литературный элемент проступает в ней очень заметно и чувствуется стилистическая близость к французскому источнику.

2. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
Литературная викторина  (Учитель задает вопросы, ученик отвечает)
Вопрос Ответ
Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского. Алексей Алексеевич Перовский
Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”? Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж
Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни? Чтение книг
Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку Тринушка
Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке? Дортуары
Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое? Сорт груш
Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно? Алёша разбудил рыцарей
“Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”? Подсвечники
Какие животные находились в королевском зверинце? Большие крысы, кроты, хорьки
Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты
“Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…” Это был разного рода мох

Дополнительный вопрос: Вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили бы Вы?

3.Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения М.В.Лермонтова «Бородино».



Билет 14.
1. Расскажите об Антонио Погорельском.
Ответ.
По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.
Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад.
Кто же такой этот человек?
Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф был внуком регистрового казака Григория Розума, сыном последнего украинского гетмана, влиятельным екатерининским вельможей и виднейшим российским масоном.
Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя, находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему — Алексею — граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.
Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу.
Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.
В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.
В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, — а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А. Крылову и прочим литераторам "дружеской артели" и одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". Был дружен с Александром Сергеевичем Пушкиным, который очень ценил его добрую душу.
Наступил 1812 год, и Антоний Погорельский воевал против Наполеона штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть храбрым боевым офицером ему не помешала даже его хромота.
Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий — надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.
Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и — всего более — воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.
Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" он опубликовал — под псевдонимом "Антоний Погорельский" — "Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет книга "Двойник, или Мои вечера в Малороссии", сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, а потом к творческому багажу добавится и роман “Монастырка”.
Литературное наследие писателя невелико, однако и оно едва изучено. Архив его почти бесследно исчез, беспечно предоставленный писателем воле судьбы и игре случая. В последние годы жизни, совершенно оставив литературную деятельность, равнодушный к писательской славе, Погорельский мало о нём заботился. Как утверждает легенда, управляющий его имением, страстный гурман, извёл бумаги своего патрона на любимое кушанье – котлеты в папильотках. (Папильотка — бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят, индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет при их зажаривании. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой))
Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.
Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения "грудной болезни" (ишемическая болезнь сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.
Племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

2. Расскажите историю создания сказки С.Я.Маршака «12 месяцев».
Ответ.
Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» берет свое начало из славянского фольклора. Именно в древних сказаниях возникли человеческие образы времен года. По одной из  версий — Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Известно, что западнославянская легенда подсказала только завязку пьесы, а не весь сюжет. Еще в самом начале работы над сказкой в письме к родным Маршак писал: "Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев" живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д." (23 декабря 1942 г.).
Маршак писал сказку в годы Великой Отечественной Войны (в1942—43 годах) для МХАТа.  Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. По мотивам сказки в 1956 году на студии Союзмультфильм (Москва) был выпущен одноимённым мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации. В 1972 году на киностудии «Ленфильм»был создан 2-х серийный фильм-сказка

3. Прочитайте текст. Зачеркните лишние предложения, объясните свой выбор, Прочитайте вслух восстановленный текст.

Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.


Рецензии