Билеты по литературе, 5 класс

Переводные экзамены по литературе, 5 класс
(Учебник Коровиной Я.В.)
Билет 1.
1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому
2. Можно ли назвать   рассказ А.П. Чехова юмористическим? Почему?
3. Расскажите любимое стихотворение.


Билет 2.
1. Что вы знаете о книгах в Древней Руси? Благодаря кому «учительное» книжное слово стало доступно каждому?
2. Как вы понимаете смысл этих пословиц?
; «Корень учения горек, да плод его сладок».
; «Повторенье — мать ученья».
; «Ученье — свет, а неученье — тьма».
; «Кто хочет много знать, тому надо мало спать»
; «Красна птица перьем, а человек ученьем».
; «Учись доброму, так худое на ум не пойдет».
; «Нетрудно сделать, да трудно задумать»
3. Расскажите любимое стихотворение А.С.Пушкина.


Билет 3.

1. Что такое сказка? Типы сказок, приведите примеры.
2. Расскажите о жизни и творчестве А.П.Чехова.
3. Экспресс- анализ стихотворения. (Размер, рифма, строфа)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Билет 4.

1. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа (на примере рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»)
2. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.
3. Прочитайте наизусть басню И А.Крылова (на выбор).





Билет 5.
1. Подробный  пересказ сказки «Царевна - лягушка». Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Почему сказка называется «Царевна-лягушка».
2.  Краткий пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».Почему рассказ Л.Н.Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое? Почему рассказ назван рассказ- быль? Определите главную идею рассказа.
 3. Экспресс – анализ стихотворения (Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…»

Билет 6.
1. Что такое эпитет? Приведите примеры постоянных эпитетов из сказки «Царевна-лягушка».
2. Время написания рассказа «Муму . Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? 
3. Стихотворение о природе поэтов 20 века (по выбору) (С.А.Есенин, И.А.Бунин, Н.М.Рубцов, Д.Б.Кедрин, А.А.Прокофьев)

Билет 7.
1. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму».   (Перескажите по плану)
 План
1. Экспозиция: дом барыни.
2. Жизнь Герасима в доме барыни.
3. Барыня решает женить пьяницу Капитона Климова.
4. Привязанность Герасима к Татьяне.
5. Расставание с Татьяной.
6. Герасим находит Муму и выхаживает ее.
7. Барыня велит прогнать собачку.
8. Герасим прячет Муму от барыни.
9. Барыня велит убить собаку, Герасим обещает это сделать сам.
10.Герасим сдерживает свое обещание.
11.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? Какие чудеса происходят в сказке?
     3. Задание: собрать пословицу или поговорку из двух половинок, подставит необходимую цифру 
Что на уме,- 1) в день не вырастешь.
Что с возу упало,- 2) тем короче ночь.
Человек не грибок,- 3) как её потеряешь.
Чужого не надо,- 4) а человек - умением.
Чем длиннее день,- 5) пока их нет.
Что посеешь,- 6) да не будь лапшой.
Чует кошка, - 7) кто найдет клад.
Цену вещи узнаёшь, - 8) то пропало.
Храни себя от бед,- 9) то и пожнешь.
Умей взять,- 10) умей и отдать.
Тот будет рад, - 11) чьё мясо съела.
Расти большой,- 12) то и на языке.
Плох мастер,- 13) тому ничего не удаётся.
Красна птица пением,- 14) плоха и работа.
Кто за все берется,- 15) своего не отдам.


Билет 8.

1. Сказ Бажова П.П. «Медной горы хозяйка».  Краткий пересказ. Чем отличается сказ от сказки.
2.Если бы вы рисовали иллюстрации к сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», какие эпизоды вы выбрали бы? Устно опишите одну из иллюстраций.
3. Найдите эпитеты в строках: «И вот на поле грозной сечи // Ночная пала тень».



Билет 9.
1. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
2. Расскажите о любимом произведении, которое Вы прочитали в 5 классе.
План ответа.
1. Имя, фамилия, отчество автора. Кратко рассказать об авторе.
2. Название произведения, год написания, жанр.
3. Кратко пересказать сюжет.
4. Ответить на вопрос: чем именно больше всего привлекло произведение?

3.   Отрывок из произведения А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Необходимо восстановить пропущенные слова.

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске ( ),
Только месяц показался,
Он за ним с ( ) погнался.
"Месяц, месяц, мой( ),
Позолоченный рожок!
Круглолицей, светлоокой,
И, обычай твой любя,
( ) смотрит на тебя.
Аль откажешь мне в ответ?
Не видал ли где на свете
Ты ( ) молодой?
Я жених ей". - "Братец мой,-
Отвечает ( ) ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно
Пробежала". - "Как ( )!" -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
"Погоди; о ней, быть может,
Ветер знает. Он ( ).
Ты к нему теперь ( ),
Не печалься же, прощай".


Билет 10.

1. Тест М.Ю. Лермонтов «Бородино»

 
Тест по произведению М.Ю.Лермонтова «Бородино»
1. Какой город обороняли русские войска?
А) Смоленск           Б) Петеребург                в) Москва
2. Какое поле «нашли» русские войска для сражения?
А) маленькое,         б) большое,            В) огромное

3. Какое укрепление было построено?
А) лагерь            Б) редут              В) баррикада
4.До чего добрались русские на третий день?
А) до ватрушек         б) до речки              В) до картечи
5. У чего «прилёг вздремнуть» рассказчик?
А) у буфета        Б) у пушки         В) у лафета
6.Завершите строчку: «…французы двинулись, как ….»
А) тучи         Б) кучи              В) кони
7. Кто отступил, когда затрещали барабаны?
А) поляки          Б) басурманы            В) немцы
8. «Когда б на то не божья воля, не отдали б…»
А) Бородино       Б) Смоленск           В) Москва
9. Как обращается к рассказчику молодой солдат?
А) брат          Б) дядя           В) друг
10. К какому юбилею Бородинской битвы было написано стихотворение «Бородино»?
А) 10 лет           Б) 25 лет             В)35лет
 

 
2. Расскажите о детских годах А.С.Пушкина.
3. Расскажите наизусть стихотворение, которое ты выучил в 5 классе.


Билет 11.

1. В. М. Гаршин  «Attalea princeps» (Пересказ (краткий или подробный, на выбор ученика). Какие мудрости вам наиболее близки и вы бы их использовали:

; Не делай поспешных выводов.
; Первое впечатление может быть ошибочным.
; У каждого на земле есть место, где он особо счастлив.
; Не причиняй вред другому.
; Цени то, что у тебя есть, а не то, чего нет.
; Каждый счастлив настолько, насколько считает сам себя счастливым.
; У каждого человека есть всегда выбор: стремиться к чему-либо или жить спокойной жизнью.
; Каждый имеет право на свое собственное мнение и убеждение.
; Каждый вправе выбирать свой жизненный путь.
2 . Какие литературные сказки вы читали? Кто их авторы?
3. Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина (на выбор).

Билет 12.

1. Расскажите о лицейских годах А.С.Пушкина.
2. Выразительное чтение слов Фильки, обращенных к коню (в чтении передать злость мальчика, его грубость). Каким можно назвать поступок Фильки?  (Назвать автора и произведение)
        3. Сюжета какого стихотворения представлен:
- Экспозиция: "Мы долго молча отступали…"
- Завязка: "И вот нашли большое поле…"
- Кульминация: "Ну ж был денёк!"
- Развязка: "Вот затрещали барабаны…"

Билет 13.

1. Анализ сказки В.А. Жуковского "Спящая царевна":
; Жанр.
; Тема.
; Идея.
; Система художественных образов.
; Язык художественного произведения.
; Сюжет.
; Композиция.
; Дополнительная информация о сказке.


2. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
Литературная викторина  (Учитель задает вопросы, ученик отвечает)
Вопросы.
1. Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского.
2. Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”?
3. Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?
4. Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку
5. Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?
6. Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?
7. Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
8. “Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”?
9. Какие животные находились в королевском зверинце?
10. Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?
11. “Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…”

Дополнительный вопрос: Вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили бы Вы?
3.Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения М.В.Лермонтова «Бородино».


Билет 14.
1. Расскажите об Антонио Погорельском.
2. Расскажите историю создания сказки С.Я.Маршака «12 месяцев».
3. Прочитайте текст. Зачеркните лишние предложения, объясните свой выбор, Прочитайте вслух восстановленный текст.

Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.

Ответы смотрите на этом же сайте, у меня.
 


Рецензии