Нормальная агрессия

Агрессивное поведение свойственно не всем видам живых существ. В природе существуют 2 стратегии выживания, обеспечивающие оптимальную численность вида:
Первая – быстро размножаться, быстро расселяться, иметь короткую жизнь поколений, чтобы быстро приспосабливать потомство своей популяции к условиям окружающей среды. К примеру,  эту стратегию выбрали бактерии, диатомовые водоросли, насекомые.
Вторая – медленно размножаться, заботиться о потомстве, конкурировать с другими организмами в условиях ограниченных ресурсов.
Существуют виды, использующие смешанные стратегии выживания. Любой организм, придерживающийся второго типа стратегии выживания,  старается занять лучшее место, обильно питаться и продолжить свой род.  Для этого он теснит других, проверяет на «прочность» тех, кто ограничивает его возможности. Такое поведение называют стремлением к доминированию.

Известны следующие цели агрессивного поведения против собратьев и против представителей другого вида, претендующих на однотипные ресурсы:
1. Равномерное распределение потребителей по территории.
2. Защита своих ресурсов жизнедеятельности.
3. Естественный отбор наиболее жизнеспособных особей для продолжения рода.

Например, все яркие, "плакатно" окрашенные рыбы, оседлые. Их цвет и яростная  враждебность  направлены против  им  подобных - они  защищают  свой  участок.

Пение играет у птиц ту же роль, что и яркая оптическая сигнализация  у рыб, и - запахи на границах территорий  млекопитающих. Таким образом, песни соловья адресованы своим сородичам.

Чем агрессивнее особь, тем строже она охраняет своё «гнездо» и свои ресурсы. Поведение территориальных существ зависит от их нахождения относительно собственной территории. Животные наиболее агрессивны в центре этой территории. Чем ближе существо к её центру, тем больше в нём мужества и тем активнее оно преследует чужака. На территории чужака мужество покидает преследователя и находит чужака. Преследователь и беглец меняются ролями.
Также, растерянным и слабым, чувствует себя мужчина в доме у любовницы, когда её муж в отъезде.

В своих агрессивных действиях для улучшения условий жизни одни организмы действуют индивидуально, а другие - в составе групп. Группы эффективнее индивидов и в межвидовой и во внутривидовой конкуренции. Новый виток эволюции образовал сообщества, которые так же, как индивиды, агрессивно отстаивают свои интересы. Также, как ранее индивиды, сообщества добиваются равномерного распределения особей по территории, сообща защищают свои ресурсы и борются за право продолжить свой род. Теперь эта борьба служит пространственному распределению семей и отбору сильнейших групп.

Известным этологом Ф.Штайнигером описано поведение в вольере крыс,  пойманных в разных местах и незнакомых между собой. Если из этих индивидуумов создавалась пара, то тирания объединенных сил супругов подавляла полтора десятка взрослых крыс и парализовывала дальнейшее образование пар. Побежденные крысы признавали высокий статус пары, не защищались, пытались убежать и находили спасение высоко на кустах и деревьях. Было достаточно 2-3 недель, чтобы семья могла уничтожить всех крыс.

Агрессивные животные не могут объединиться без механизмов торможения агрессии внутри сообщества.Животные осознают важность сообществ, имеющих много преимуществ перед способом индивидуального выживания.  Эта важность сообщества превратилась в сильнейший мотив, определяющий все поступки и пересиливающий такие инстинкты, как голод, сексуальность, агрессию и страх. Инстинкт, давший возможность появлению сообществ, совместно агрессивно отстаивающих свои интересы, аналогичен действию отношений дружбы и любви у людей. Инстинкт приводит к стремлению совместного пребывания, к сотрудничеству  и  запрету на убийство в сообществе. Чем более вооружены особи сообщества, тем сильнее в них запреты на агрессию среди его членов.

Дикий гусь или галка, волк и павиан готовы отдать свою жизнь, защищая свою семью, и, одновременно,  обладают запретами на убийство членов своего сообщества.
Существует ряд видов животных, у которых недопустимо, чтобы здоровый самец всерьёз напал на самку.

Это относится и к собакам.  Поэтому, не стоит кобелю, укусившему    суку, доверять общаться с детьми – у него нарушено социальное торможение.

На первом этапе возникновения агрессивных сообществ общие цели объединили семью. Напряжённые отношения, которые возникают внутри группы животных вследствие их агрессивного желания доминировать, вырастают в полезную иерархическую структуру.

Личные узы и персональная дружба тем сильнее, чем более агрессивен вид. По наблюдениям Конрада Лоренца, наиболее агрессивные птицы – гуси, животные – волки, и нет рыб агрессивнее цихлид. Собаки и волки – самые верные из друзей.


Австрийский этолог Конрад Лоренц описывал один из экспериментов, проведённых его сотрудниками и выявивший  механизм торможения агрессии  индюшек. Индюшка нападает на любое существо, не крупнее себя, вблизи своего гнезда. Она убьёт и своих вылупившихся птенцов, если не услышит тормозящий её агрессию их писк. Если же чучело хищника в эксперименте издавало цыплячий писк, индюшка была готова его принять по-матерински.

Эффективное сообщество соратников подсознание определяет очень важным для выживания. Постоянное состояние войны между семьями создаёт мощное селекционное давление в сторону повышения боеготовности. Стая, которая отстанет числом, напором и  силой не создаст преимущество, будет истреблена.
Агрессивное соперничество концентрирует внимание на противодействии, мешает решать текущие задачи по улучшению своей жизни и приспособлению к окружающей среде.
Даже в кратковременно существующих группах,  объединённых одной целью, человек, который попал под влияние толпы, забывает о себе, всеми мыслями и действиями содействует этому сообществу. Подчинившись  чувству единства, общие задачи для него становятся важнее индивидуальных, и человек готов даже убивать. Генетически заложенные запреты калечить своих сородичей в толпе утрачивают большую часть своей силы.

Новый виток эволюции способов выживания создал общность людей. Эта общность может формироваться не только по семейному принципу.  Люди объединяются в общности для решения различных задач. Любая важная цель годится для образования прочных социальных  связей и агрессивной готовности защитить общие интересы.
Такие объединения для взаимовыгодного существования могут быть образованы по территориальному принципу (дом, улица, поселок, страна), по национальному признаку (язык и образ жизни), по религиозной или профессиональной принадлежности.Людей, по сравнению с животными  могут объединить не только задачи продолжения рода, но и любые экономические, политические, духовные и социальные.
Например, криминальные структуры тоже представляют собой профессиональные объединения, которые выполняют задачи собственной безопасности и взаимовыгодного взаимодействия их участников.

Внутри социальных групп могут возникать сильные прочные связи, но чем больше сообщество, тем слабее каждая индивидуальная связь между его членами. Ослабление действия общей задачи и скученность вызывает агрессию, направленную на защиту необходимого индивидуального пространства – территориальные претензии, и разъединяет сообщество.

Так называемая "полярная болезнь",  иначе "экспедиционное бешенство",
поражает   преимущественно   небольшие  группы  людей,  когда  они  в   силу обстоятельств, определенных самим названием,  обречены общаться только друг с другом, не желают тесного общения, но не могут расселиться изолированно. В таком сообществе возрастает готовность к агрессивному поведению и снижен порог раздражения от действий друг друга. 
Люди часто ссорятся из-за своих предположений о желании другого причинить им вред. Среди животных нет прогнозирования поведения других организмов. Есть лишь шаблонные представления о реальной угрозе и эти сигналы заложены в наследственности.
Среди животных есть сигналы снижающие агрессию и предотвращающие борьбу. Это, прежде всего, отвращение оружия от противника. Если бы не было механизмов, подавляющих агрессию, многие виды существ уничтожили бы самих себя. Чем вооружённее существо, тем сильнее в нём внутренние запреты. Там, где нет запретов, победитель добьет противника, если тот не сможет убежать.
Агрессия, вызываемая одним представителем сообщества у другого, может быть подавлена, а может и быть полезно использована для борьбы с враждебными соседями. Воспринимая собственные подсознательные запреты на агрессию, животные и люди переориентируют угрозу или атаку на другой объект.
Так, разозлившийся человек, скорее ударит кулаком по столу, чем того, кто рассердил его. Или повысит голос скорее на официанта в кафе, чем на разозлившую его подругу.
По своей природе, человек безобидное всеядное существо, у него нет грозного естественного оружия, принадлежащего его телу. Именно поэтому у него нет врожденных, сформированных эволюцией механизмов безопасности, предотвращающих применение оружия против сородичей, как у вооружённых хищников.
Главная функция моральных норм в истории человечества состоит в том, чтобы уравновесить появившееся у человека оружие запретом на убийство. Мораль препятствует самоуничтожению человечества.
Сообщество людей наказывает поведение, демонстрирующее открытое и безжалостное подавление слабого сильным. Криминальное поведение – отзвук животного прошлого.  В этом поведении естественное и неприкрытое доминирование в использовании  ресурсов. Это отзвук дикой природы.

Лишь у людей мы видим, как индивидуумы со схожими интересами, не члены одной семьи, объединяются в группу и отстаивают интересы своего сообщества. Они сильнее индивидов, они борются или объединяются с другими группами. Чем многочисленнее сообщество, тем оно сильнее.
Наиболее крупные общности людей – государства. Внутри государства социальные группы образуют политические течения, которые стремятся управлять государством в интересах приверженцев этого течения.
На протяжении всей истории человечества было нормой притязать на имущество, территорию и жизнь более слабого. Иметь амбиции нормально для любого социального существа. Наиболее дешевый путь к высокой собственной самооценке и к самооценке группы – унижение других. Но этот способ только создаёт иллюзию повышения собственной ценности. Это психозащитный механизм, который состоит в демонстрации того, что есть кто-то слабее. Этот путь повышения самооценки с точки зрения развития взаимоотношений в обществе - донравственный.
Еще не так давно многие люди не считали войну чем-то ненормальным и достойным отвращения. Стремление содействовать своей команде (соседям по улице, жителям своего города, своей страны, своей национальности) позитивно.  Проявление же патриотизма, как ксенофобии, портит жизнь населению обеих враждебных сторон, концентрирует внимание индивидов на агрессивном противодействии, разрушая их сотрудничество и порождая тревожные ожидания. Агрессия переориентирует интересы сообщества и снижает уровень доверия людей друг к другу.
Чтобы поднять свою самооценку и не проявлять её низкий уровень стремлением к доминированию, нужны самосовершенствование и реальные дела с пользой людям. Это более верный путь повышения самооценки с точки зрения  организации взаимоотношений в обществе.

В современном сообществе людей, индивиды постепенно теряют свою активность в противодействии, отдавая все больше функций по охране своих прав и ресурсов специалистам. В государстве права каждого человека защищают чиновники, суд и полиция, а в межгосударственных отношениях – политики и армия.
В  исторический период безвластия, каждый индивид должен быть агрессивен, защищая свое «гнездо».  В этом польза агрессивного внутривидового и межвидового противостояния у животных – каждый от противостояния становится сильнее, а слабый погибнет. Природное агрессивное поведение необходимо и его сложно подавить.
Ожидание агрессивного ответа подавляет атаку.  Под давлением государства бандитские группировки стали малочисленны, но переплелись с государственным аппаратом, поэтому эффективны и держат «в тонусе» спецслужбы и всю остальную часть сообщества на своей территории обитания. Криминальные структуры широко практикуют анонимность для защиты от противодействия им. Анонимность обеспечивает им  безнаказанность. Криминальные структуры, развиваясь, вынуждают развиваться и противодействующие им социальные службы.


Некоторые инстинкты могут вредить существованию вида в новых условиях, однако они в процессе развития вида не устраняются целиком - это означало бы разрушение функционирования организма. Поэтому эволюционные изменения  переориентируют эти инстинкты и создают тормозящие механизмы для полезного их изменения.
В процессе эволюции у многих видов животных, и у человека, для совместного выполнения задач особями выработался механизм, состоящий в возникновении уз дружбы и любви.  Мы так устроены, что истинно тёплые чувства можем испытывать лишь к некоторым людям.
Человечеству сегодня нужны дополнительные механизмы защиты от самих себя в агрессивном попирании прав и свобод каждого человека. Это создало бы благоприятные условия для сотрудничества, обеспечивающие   взаимодействие в решении проблем любого человека в любой социальной среде. Разумом мы это понимаем, поэтому и развивается ряд существующих механизмов снижения агрессии одних людей к другим. 

Развитие связей между различными народами мира, между членами различных политических и религиозных течений постепенно решает задачу искоренения ненависти к людям, отличающимся от нас. Трудно ненавидеть сообщество, среди членов которого есть друзья.
Особой формой полезного переориентирования агрессии и сближения народов является спорт. Кроме того, он учит  сознательному контролю над своими боевыми реакциями.
Сильным средством для снятия агрессии является смех. Как и эмоционально объединяющая толпу цель, смех создаёт чувство социального единения. Сквозь смех не прорвётся агрессия - для агрессивного действия нужно перенастроиться.

Общество людей развивается от эгоистического силового доминирования индивидов и групп к способам, позволяющим обеспечить жизненно важные права и свободы каждому человеку. Общество создаёт стимулы, которые направляют людей к правильному поведению.
Сегодня агрессивные способы доминирования индивидов, а также национальных,  территориальных, религиозных, профессиональных и любых других сообществ, над другими людьми путем унижения, физического давления и убийства противозаконны и уголовно наказуемы. 
В настоящее время существуют миротворческие международные организации, но их механизмы воздействия слабы, поэтому вышеперечисленные противозаконные агрессивные действия могут применяться сильными государствами против населения слабых. Государственная власть – высшая власть, она явно или неявно может поставить себя над законами государства, и действовать во вред и своим гражданам.

Принципы морали развиваются и эволюционируют. Мораль родилась из биологических предпосылок, которые определяют как следует жить в социуме. Изменение системы поведения развивается к цели повышения выживаемости группы, и имеет тенденцию развития в направлении  эмпатии, сдерживания эгоизма, увеличения взаимной полезности и увеличения степени сотрудничества.
Все моральные кодексы, доказавшие свою жизнеспособность, отражают уважение к жизни, здоровью, собственности и личному достоинству человека. То, что хорошо для одного человека, хорошо для другого, и хорошо для себя; что плохо для других, плохо и для себя – принцип универсальности любого кодекса.
Как нам дальше жить определяют политики. Политические течения делятся на 3 группы: правых, левых и либералов.
Первые придерживаются принципов капитализма и поддерживают экономически успешных людей, они за сохранение существующих социальных привилегий  для этих людей, и в этом консервативны.
Левые для объединения людей под свои задачи используют интересы неимущих. Это политическое течение против существующей системы, его цель - ее разрушение. На обломках старой системы управления государством, они обещают создать усовершенствованное его устройство. Их политический лозунг: улучшение жизни рядового гражданина.
Либералы выступают за общечеловеческие ценности и равноправие всех граждан. Они за функциональность государства, за улучшение общества в интересах каждого индивида. Либералы выступают за снижение участия государства в экономике и за сокращение государственных расходов.
Эффективный баланс свободы индивида и принуждения его государством должен быть построен на общественной ценности для каждого индивида государственных задач. Коллективную оценку соответствия государственных программ интересам каждого существа и служение государства на благо большинства создают демократические принципы управления государством.
Не всегда голос большинства совпадает с ценным направлением развития государства. Это связано с тем, что большая часть  людей не интересуются общественным устройством и не разбираются в вопросах развития общества.
Так, максимальную свободу личности от давления государства обещает анархизм. Но личная заинтересованность каждого в общественных институтах измельчает групповые задачи,  увеличивает амбиции и агрессию индивидов.
В противоположность анархизму, этатизм – способ управления государством, абсолютно подчиняющий правительству каждого индивида и все сферы общественной жизни, лишает личность свободы.
Среди моральных ценностей каждой группы есть универсальные для всех социальных групп. Это такие как справедливость, благородство и другие общепринятые ценности. В различных политических течениях разнятся моральные приоритеты.
К примеру, либералы оценивают заботу и справедливость выше преданности и уважения. Консерваторы тоже высоко оценивают заботу, но справедливость оценивают ниже преданности и уважения. Для националистических движений главный моральный принцип – единство во взглядах. Этот принцип выделяет своих и чужих.
В ходе нравственного развития человека, его потребность в превосходстве всё больше заменяется потребностью в равенстве. Все люди стремятся занять более высокое положение, но если это недоступно, то соглашаются с положением равных.  Почти все люди против положения ниже равного с другими. Те, у кого развиты установки на справедливость и ответственность, не претендуют на положение выше равных, даже занимая высокое положение в обществе.
Таким образом, биологические психологические шаблоны поведения диктуют необходимость доминирования, а социально-политические представления об эффективном сотрудничестве диктуют принципы равенства.
Силы индивидуума для решения собственных задач ограничены, но каждый человек хочет удовлетворять свои потребности быстро, качественно и эффективно. Распределение труда и сотрудничество в социуме увеличивают выживаемость группы и позволяют получить высокий уровень потребления.
Принцип равенства в социуме реализуется в том, что каждый человек может превосходить окружающих по некоторым свойствам личности, представляя, что другие люди могут превосходить его в иных, а также реализуется в том, что каждый должен быть равным в правах. Знаки превосходства и неуважения разрушают сотрудничество. Унижение вызывает противостояние и агрессию.
Нереализованный инстинкт у живых существ находит другие пути своего проявления. Так, домашняя собака  получает еду и защиту хозяина, она член его семьи и ей не нужно выслеживать, охотиться и убивать, чтобы питаться. Но на прогулке любая собака выслеживает мнимую добычу, играя, нападает и выясняет отношения с другими собаками.
Люди, как и другие существа, живущие по принципу агрессивного отстаивания своих интересов, не могут не реагировать на то, что их не устраивает, не возбуждаться и  не противодействовать, не оспаривать и не завоёвывать желанное.
Нервное возбуждение – это всегда результат реакции подсознания на оценку им сложившейся ситуации во взаимодействии с окружающей средой. Возбуждение всегда означает важность и отклонение от нормы этого взаимодействия, и подсознание всегда реагирует торможением сознания и стимулированием активных действий. Выбор действий, чаще всего,  производится из соответствующего усвоенного их набора или воспринимается от окружающих людей. 
Эволюция для новых возможностей и задач постепенно изменяет организм каждого вида существ, изменяются и используемые им стереотипы. С течением времени меняется жизнь, меняются цели людей, всё теснее и шире становятся социальные связи. Социум всё больше действует как единый организм, а человек всё более зависим от общества, и ему суждено полюбить не только ближнего в этом едином организме…

Итак, агрессия создает защищающее нас противодействие интересам других существ и групп, она нужна для баланса сил социального взаимодействия.  Общество развивается, разрастаются и совершенствуются государственные и межгосударственные силовые  службы, которые защищают наши интересы, подавляют агрессивные действия индивидуумов и групп, и соответствующие наши инстинкты. В эволюционной перспективе, проявления агрессии должны стать осмысленнее и целесообразнее, в любом социальном взаимодействии они будут поддерживать равновесие в обществе, и не будут  препятствовать полезному социальному взаимодействию людей. 

Источники: http://vk.com/what_you_want_book «Нормальная агрессия».  Статья о книге "Выбери себе судьбу". Александр Шевкопляс .


Рецензии