Первая любовь Лермонтова

Какой бы ни была ваша первая любовь, вы обязательно её помните. Люди, которые страдают из-за первой любви, обрекают себя на несчастливое будущее впоследствии.
Ярким примером вышесказанного являются судьбы известнейших людей в мире (к примеру – Байрон, Гёте, Пушкин), как признание и судьба Михаила Юрьевича Лермонтова.

А история его первой любви такова - поездка десятилетнего Мишеля Лермонтова на Кавказ в 1825 году  подтверждается списком посетителей Кавказских вод, опубликованном в августовском номере журнала «Отечественные записки», где значатся Е.А. Арсеньева, её внук, домочадцы и родственники.

Тому подтверждением служит и «Записка 1830 года, 8 июля» в которой Михаил Лермонтов пишет:

«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я ее видел там. Я не помню, хороша была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей. Он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату. Она была тут и играла с кузиной в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни о чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть сильная, хотя ребяческая, это была истинная любовь; с тех пор я еще не любил так. О, сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум. И так рано!.. Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку, без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату, не хотел говорить о ней и убегал, слыша её название (теперь я забыл его), как бы страшась, чтобы биение сердца и дрожащий голос не объяснили другим тайну, непонятную для меня самого. Я не знаю, кто была она, откуда... И поныне мне неловко как-то спросить об этом: может быть, спросят и меня, как я помню, когда они забыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу, не поверят ее существованию, а это было бы мне больно... Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность... Нет, с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда не любил, как в тот раз. Горы кавказские для меня священны...»

В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти. Никому и в голову не приходит, что мальчик мучается загадкой сердца человеческого.

Шли годы. Михаил Лермонтов, влюблялся неоднократно. Всем, кто волновал его сердце, исследователи посвятили много страниц, пытаясь определить его любимую. Практически все исследователи приходили к мысли, что стихи Лермонтова  о  любви, кому бы они не были посвящены, полны грусти, и тоски. Он  не  нашел  спасения  в  любви.  Ни  увлечения  Катей  Сушковой,  ни  Натальей  Ивановой  не  принесли  ему  радости.  И  даже  милая  Варенька  Лопухина,  которую  он  назовет  «звездой  любви  своей»  и  которая  княгиней  Верой  пройдет  по  трем  его  произведениям:  «Два  брата»,  «Княгиня  Лиговская»,  «Герой  нашего  времени»,  станет  до  конца  его  дней  незаживающей  сердечной  раной. Но так ли это? Была ли Варенька Лопухина «первой любовью» Михаила Лермонтова?

На мой взгляд, ближе всего к истине Елизавета Алексеевна Арсеньева – бабушка поэта, которая говорила: "Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он всё  витает в облаках, грезит о неземной любви".


Так кто же она «неземная любовь» Михаила Лермонтова? Не та ли, о которой он писал в 1830 году: «...с тех пор я еще не любил так. О! сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!»

Не ей ли посвящены стихи:
 
« У ног других не забывал я взор твоих очей.
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней...»?

И не раз в огне и чёрном дыме, сбросив бурку и клинок в траву, вспоминал Михаил Лермонтов о своей любимой: «Я жду её в угрюмой долине. Вдали, вижу, белеет призрак, который тихо приближается. Но нет! Обманчива надежда! То старая ива колеблет свой сухой и блестящий ствол. Я наклоняюсь и долго прислушиваюсь: мне кажется, что я слышу звук лёгких шагов по дороге. Нет, не то! Это лист шумит по мху, поднимаемый ароматным ветром ночи. Полный горькой тоски, я ложусь в густую траву и засыпаю глубоким сном. Вдруг я вздрагиваю и просыпаюсь: её голос шепчет мне на ухо, её уста целуют мой лоб.»

И, конечно же! после свидания во сне Лермонтов признаётся (после стольких лет разлуки!): «Когда я вижу тебя улыбающейся, моё сердце расцветает, и я хотел бы высказать тебе, что говорит моё сердце. Тогда вся моя жизнь встаёт перед моими глазами; я проклинаю, и молодость, и плачу тайно. Потому что без тебя, моего единственного путеводителя, без твоего огненного взгляда, моё прошедшее кажется пусто, как небо без бога. И потом – странная причуда! – я ловлю себя на том, что благославляю прекрасный день, - о ангел мой! – когда ты заставила меня страдать.»
               
Не знаю как Вы, читатели, но я чувствую любовь Лермонтова к той девочке на Кавказе в 1825 году как первую и последнюю в его короткой жизни. 


Рецензии
Михаил, привет!
Первая любовь самая чистая и незабываемая. Лермонтов - гений и в автобиографических заметках он гениально рассказал о своей первой любви. Уверен, что никто из нас рассказать о своей первой любви вот так - по-лермонтовски - не смог бы. У Лермонтова есть стихотворение с названием "Первая любовь", не об этой ли любви идет в нём речь:

В ребячестве моем тоску любови знойной
Уж стал я понимать душою беспокойной...

Что еще мы знаем о первой, еще детской, любви поэта? Собственно, ничего. Его первой любовью называют Екатерину Сушкову, но тогда поэту было уже 16 лет.

Решил заглянуть в имеющуюся у меня книгу Ираклия Андронникова "Лермонтов. Исследования и находки", но в ней о первой любви Лермонтова ничего не нашел (может искал плохо). Но зато Андронников довольно подробно написал о неразделённом чувстве Лермонтова к какой-то Н.Ф.И.

Михаил, очень красиво ты написал о первой любви Лермонтова. Я тоже чувствую его любовь к той девочке на Кавказе. Что было бы, если бы они встретились позже, через пять-шесть лет?..

Ты мне писал: "Скучать будешь, - заходи. Как видишь, зашёл, значит...

Всего наилучшего, а главное - не хворать!

Жму руку.
Вадим.

РS. Если ты читал книгу Андронникова, то, возможно помнишь, что она начинается с описания смерти Пушкина. Андронников указывает, что, по словам современников, возле дома Пушкина, в общей сложности перебывало в те дни около пятидесяти тысяч человек. В эти дни оправдались слова Пушкина, что имя и честь его принадлежат не ему одному, но принадлежат всей стране.

К чему я об этом? А к тому, что на поклон к подонку столько людей не пришло бы.

Вадим Прохоркин   18.02.2020 09:31     Заявить о нарушении
Уважаемый Вадим, ЗДРАВСТВУЙ.

Я чувствовал, что ты придёшь на мою страницу, несмотря на то, что я "не толерантный". Более того, я - бескромисный. В моих характеристиках не то что писалось, но и говорилосьо об этом моём качестве и признавалось, что я, как психологический тин, - ЛИДЕР по природе своей. Видимо, поэтому много лет, когда я был членом КПСС, меня избирали в комиссии партийного контроля, чем я горжусь и по сей день. Возможно, поэтому у меня были самые добрые отношения с Иваном Ивановичем Кожемяко, которые прервались самым нелепым образом.

В отношении Пушкина у нас с ним (Кожемяко) никаких расхождений не было. Вот читай им написанное:

Рецензия на «Фазы любви пациента ПАС Глава II» (Михаил Ханджей)

Спасибо Вам!
Мыслю, что недругов Вы нажили этими публикациями немало.
А ведь он и при жизни НЕ БЫЛ на первом месте.
Даже Крылов был выше его в народном мнении.
А "нашим всем" он и стал благодаря лишь Генералиссимусу, который и велел его издавать миллионными тиражами.
А при жизни, мы с Вами уже говорили, даже не в каждой дворянской семье о нём знали.
Спасибо!
А я был на могиле Керн в Торжке.
Жуть. Бетонный холмик, простите, "шлепок" и воткнутый туда из труб крест. 60-70 см, не больше.
Только добра Вам.

Иван Кожемяко 3 14.07.2018 17:24

В отношении Лермонтова - рад тому, что ты допускаешь, что та "первая любовь" юного Лермонтова была и последней. А влюблённость у каждого из нас была не единожды. Если захочешь, о моём любимце Лермонтове мы поговорим более обстоятельно. А пока скажу - портрет Лермонтов и Есенина у меня на самом видном месте в кабинете. Они подлянкой, как Пушкин не занимались, несмотря на то, что любили кутнуть и более того.

С добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   17.02.2020 14:23   Заявить о нарушении
Всех троих - Пушкина, Лермонтова, Есенина - любовь к женщине вдохновляла на сочинение замечательных стихотворений. Так что да здравствует любовь!

Михаил, если ты тоже заскучаешь и найдешь несколько свободных минут в своём загруженном срочными делами графике, познакомься у меня с рассказом "Медаль за оборону Сталинграда". Толчком для его создания, как не удивительно, послужил увиденный мною сон. Ты рассказ не читал, а если и читал, то не оставил никаких следов. Рассказ состоит из трех частей. Я капитально его переработал и мне хотелось бы узнать твоё о нём мнение. Кстати, И.И.К. высоко оценил рассказ, но читал он первоначальный вариант, еще неоткорректированный и недоработанный.

Доброго тебе здоровья!

Вадим Прохоркин   18.02.2020 09:50   Заявить о нарушении
Вадим, да не было у Пушкина никогда любви, подобной любви Лермонтов и Есенина! У него НЕБЫЛО НИЧЕГО КРОМЕ ЖИВОТНОЙ ПОХОТИ. Ты, умный мужик, а влип в пАтоку "Пушкин - наше всё". Это для тебя он "Наше всё", а для меня он дрянь распоследняя как человек. Я не хочу из-за него распроститься с тобой, но ты мне про этого паскудника лучше ничего не говори.

Твою "Сталинградскую мадонну" я читал давно. Коль ты её отредактировал, я сегодня же прочту новый вариант и скажу своё слово.

Между прочим, И.И.К. Академию им. Ленина закончил. Стал профессором-академиком и слов на ветер не бросает. Ты бы лучше поспособствовал восстановлению мира меж нами. Ведь он тебя не заблокировал, а меня. Как мне видится, он сделал это сгоряча.

С добрыми тебе пожеланиями.

Михаил Ханджей   18.02.2020 10:35   Заявить о нарушении
P.S. Прочту все три части "Медаль за оборону Сталинграда".

Михаил Ханджей   18.02.2020 10:37   Заявить о нарушении
Вадим, прочёл всё написанное тобою о Сталинграде. На мой взгляд, в предверии 75-летия Дня Победы, поднятый тобою вопрос о возвращении городу имя СТАЛИНА очень кстати. Возможно, либерастическая хунта в Москве и на местах не устоит перед требованием народа, берегущего в памяти ВЕЛИЧИЕ СВОЁ В ПОБЕДЕ у стен града на Волге, ставшего стальным щитом в дальнейшем разгроме фашистских орд. Героические СТАЛИНГРАДСКИЕ дивизии вошли в историю не только нашего народа. На Рейхстаге память о их победоносных мечах осталась НАВЕЧНО в именах Иванов, Михайлов, Георгиев, и миллионов советских ПОБЕДОНОСЦЕВ.

Слава живым и павшим в боях за нашу РОДИНУ - СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК!

С добрыми тебе пожеланиями

Михаил Ханджей   18.02.2020 21:39   Заявить о нарушении
Михаил, добрый вечер!
Если ты "Медаль за оборону Сталинграда" читал когда-то, то почему не откликнулся? А от меня требуешь то, чего сам не делаешь. Ладно, проехали.

Ты пишешь, что в отношении Пушкина у тебя с Кожемяко расхождений нет, но так ли это. Кожемяко лишь указал, что Пушкин при жизни не был на первом месте и что не в каждой дворянской семье его знали. Вот и всё, и ни одного в адрес Пушкина дурного слова из тех, которыми ты наградил поэта. Расхождения нет, но и согласия нет тоже. При уровне грамотности населения в пушкинское время, он и не мог быть "наше всё". Наше всё он стал после ликвидации в стране безграмотности (ликбез). Кстати, тогда стали читать и других классиков. А то, что возле дома Пушкина перебывало около пятидесяти тысяч человек, говорит о многом.

Я не знаю, что ты сгоряча настукал Иван Ивановичу, но постараюсь поспособствовать тебе восстановить с ним мир. Видимо, он считает себя тобою оскорблённым, потому, я считаю, ты должен первым идти к нему на поклон с повинной. Готов ли ты к этому?

Будь здоров!
Вадим

Вадим Прохоркин   18.02.2020 22:08   Заявить о нарушении
Вадим, ты опять твоим "всё" компостируешь мне мозги. Я же тебя просил мне о нём ничего не говорить. Ну любишь ты его, и люби себе на здоровье, а мне не навязывай. Я тебе не все рецензии ИИК по Пушкину переслал. Ты хочешь? я тебе перешлю.

Ты, Вадим Иванович, в своём уме? Это почему я должен каяться перед ИИК? Никогда этого не будет! Мне невчем перед ним каяться. Да и не нужно мне твоё посредничество в установлении нормальных отношений меж нами с таким условием как ты требуешь от меня. Это надо же дойти до такого маразма - добиваться мира между двумя мужиками, ставя одного из них на колени? Да-а-а, Вадим, вот куда тебя твоя дурацкая "толерантноость" довела. Ты, наверное, читаешь, но ничего в голове у тебя уже не держится. Почитай выше, где я тебе ясно сказал, что я "нетолерантный", а ... .

Свинью ты мне подсунул на сон грядущий, В.И.П., как ты иногда подписываешься.

Будь здоров, толерантный безпринципник.

Михаил Ханджей   19.02.2020 01:02   Заявить о нарушении
Доброе утро!

Сейчас увидел твой отзыв, который ты поместил почему-то не там, где он должен быть помещён - в рецензиях на рассказ. По этой причине я его и не заметил, да и другие читатели вряд ли его увидят. Однако рад, что наши думки о возвращении Волгограду его прежнего имени Сталинград, совпадают. И слова ты нашел правильные, точные. Спасибо!

Теперь о мире с ИИК. Как я понял, мира не будет. Ты считаешь себя белым и пушистым и, наверное, убеждён, что разрыв с ИИК произошел по недоразумению или из-за предвзятого к тебе отношения, но ни в коем случае не по твоей вине и виниться тебе не в чем. Тогда почему ИИК, как я понял, считает тебя кляузным, с преувеличенным самомнением человеком, слышащим только себя? Ты уверен, что ты не такой и не дал ни единого повода так о себе думать? В том, что характер у тебя скверный и неуживчивый, я уже убедился. Впрочем, ты и сам называешь себя нетолерантным, т.е. нетерпимым, а это уже на грани склонности к раздорам, к разрушению. Вот и в мой адрес ты допускаешь хамские словечки. Пока я их терплю, но всему есть предел.
Вот так-то, мой принципиальный нетолерантщик.
Будь здоров!

Вадим Прохоркин   19.02.2020 10:54   Заявить о нарушении
Вадим Иванович, И.И.К. поступил со мной так потому что я ему "на больную мозоль наступил" в бытность его советником Атамана при правительстве Ельценоида. Я писал ему о том, что он скрывал о колоссальных хищениях средств из так называемого "казачьего фонда", о которых, как советник Атамана, он не мог не знать. Скрывал и о той собственности, которую он имел и о которой ни словом не обмолвился ни в одной своей работе. Когда он прочёл касательно этого, написанного мною тебе, он тут же написал, что я за его спиной судачу о нём и, что это недостойно человека(кстати, оставшегося коммунистом в душе и сознании своём доныне) прервал связь со мною. Вот и весь секрет. Полил меня грязью и сквозанул как жалкий трус, а не ГЕНЕРАЛ-майр Казачьих Войск.

Конечно, ему не понравилось, когда я указал ему на его преверженность к генералу Каледину-палачу рабочих и крестьян, с которого, кстати сказать, он свой образ лепил во всех своих произведениях.

Не понравилось ему и правда о войне в Афганистане, сказанная мною ему на основании соответствующих документов и свидетельств участников той войны. Только, видите-ли полковник И.И.К. всё там знал и видел, а остальные ни-ни.
Все знали и о наркотиках, и о выжигании кишлаков, мородёрстве, насилии, продаже духам оружия, контрабанде драгоценных камней и т.д., а И.И.К. не видел, не знал. Я у него спросил не за своё ли "невидение и ничегонезнание" он в Генштаб Сухопутных Войск попал? Не за эти ли "заслуги" выдвигали его в Думу такие же ельценоиды, как он? А теперь он на Громова "бочку катит"!
Я не случайно тебе написал о том, что в моей партийной работе я был постоянно в комиссиях партийного контроля, а на гражданке плюс и председателем группы Народного Контроля солидного предприятия.

На кой шут я тебе об этом пишу, коль ты, Вадим, будучи "толерантным" не понимаешь, что "толерантность" - это фактически инструмент ЛИБЕРАЛОВ? Ты и Кирсанова "проглатываешь" как кашу манную. Ты и перед барином И.И.К. раболепствуешь (забыл, как ты чуть в штаны не наложил, прося у него милости не гневаться на тебя?) У меня вся переписка ПРОДУБЛИРОВАНА и я тебе об этом писал ранее, но ты, как тетерев всё токуешь.

Ты прав, говоря "всему бывает предел". Вадим Иванович, ты заступил за красную черту в наших взаимоотношения. Поэтому я ставлю на этом точку.

Живи и здравствуй.

Михаил Ханджей   19.02.2020 15:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.