Время смыслов. Глава 98

1. В прошлой 97й главе,сравнивая Воспоминания Строера, репортажи Олмстеда и лежневую теорию общества Хэммонда,мы выяснили центральное значение фрагментономики GED (эти буквенные обозначения соответствуют контекстным полям "своих", "чужих" и "мира" в составе матрицы идентичности,которую мы используем в этой книге, об этой матрице см. Гл. 1)для понимания тенденций развития социальной идентичности на рабовладельческом Юге США накануне Гражданской войны между Севером и Югом 1861-1865 гг. В плане практического воплощения фрагментономной идеологии опускания и подавления черных рабов ведущую роль судя по всему играли управляющие и подчинявшиеся им надсмотрщики.

2. Но нам пока не ясно почему именно они, а не хозяева плантаций играли такую роль и какое значение имела фрагментономика в общей системе идентичности, как она соотносилась с другими парадигмами идентичности. В этой главе я продолжу обсуждение этих вопросов,с которыми связан и вопрос о более широком историческом значении фрагментономики, которая, как мы увидим очень важна для понимания социальной динамики многих исторических и современных рыночных обществ.

3. Начнем с того, что внутри нашей матрицы фрагментономика это отнюдь не единственная рыночная парадигма. Многие выявленные нами парадигмы идентичности так или иначе связаны с рынком. Наиболее общей рыночной парадигмой в собственном смысле слова является дианомика, которая в нашей схеме отображается четырёхугольником DEGC, включающим в себя и фрагментономику GED и ряд других симметричных и смежных с ней, но глубоко отличающихся от нее парадигм, таких как:

a) коллектономика DGC,противоположная фрагментономике парадигма, ориентированная не на опускание и фрагментацию, а на собирание и подъем активной,сравнительно дисциплинированной и способной к самоконтролю личности и относительно интегрированной в себе,солидарной социальной, семейно родовой, этнической, политической, конфессиональной и т. д. группы.

b)нексономика (от латинского nexus связь)ECG, парадигма рыночной кооперации, влияния и сотрудничества, как законного, так и полузаконного и совсем незаконного. Такие явления как совместные предприятия, корпорации, сетевые образования, но также и такие явления как коррупция или мафия тесно увязаны с нексономикой.

с) харитономика ( от греческого харис милосердие, благодеяние, откуда и латинское caritas и английское charity)CED, благотворительность в рыночных обществах тесно связана с этой парадигмой.

4. Смысл и значение каждой из этих парадигм может меняться в зависимости от специфической ситуации и соответствующих ей вариаций в составе контекстных факторов внутри данной парадигмы и направления движения по контекстным связям. При этом парадигмы, особенно смежные парадигмы могут влиять одна на другую и обнаруживать сходные или наоборот противоположные тенденции(противовлияние).

5. Такие тенденции внутри парадигм, контекстных связей и контекстных полей я буду в дальнейшем называть контекстными установками. Слово установка предполагает с одной стороны определенную заданность, алгоритм действия, а с другой человеческую активность и способность изменить ситуацию, даже тогда когда она является очень тяжелой, если не критической. Человеческий ум через активное понимание может до известной степени менять состав контекстных факторов, роль тех или иных парадигм, взаимодействие между контекстными полями и направление движения энергии внутри контекстных связей.

6. Чем больше у человека понимания, тем больше у него шансов перестать быть заложником и жертвой негативной динамики внутри той или иной парадигмы идентичности.

7. Возвращаясь к рассмотренной нами в прошлой главе фрагментономной лежневой теории общества Хэммонда мы видим, что она предполагает жесткую малоподвижную общественную структуру в которой люди и группы определяются прежде всего страхом потерять свой статус и связанные с ним уважение и влияние. Своих противников северян Хэммонд также стремится запугать перспективой социального взрыва в результате активности низов северного общества. Таким образом внутри фрагментономной парадигмы распада и подавления преобладает движение сверху вниз, в этой парадигме данное (отображенное в нашей матрице нижней горизонтальной репрезентационной линией CD)подменяет собой должное (отображенное в матрице верхней горизонтальной сигнификативной линией АВ).

8. Стремление вверх, от данного к должному, столь характерное для преобладавшей на Севере транспозиционной контекстной модальности и связанных с ней парадигм идентичности, таких как аллономика HDA напротив вызывало протест у южных носителей фрагментономики, поскольку оно ассоциировалось с отвергнутым принципом вертикальной социальной мобильности и с отрицаемыми социальными лифтами.

9. От управляющих на плантациях, делавших все, чтобы превратить черных рабов в покорную пассивную трудовую массу и порой жестоко наказывавших всех,кто по тем или иным причинам (например из за овладения тем или иным ремеслом)был способен надеяться на что то лучшее для себя и своей семьи,до красноречивых сенаторов и идеологов неподвижного лежневого общества, таких как Хэммонд, до оригинальных социологов рабовладельческого Юга, таких как Джордж Фиц Хью утверждавших, что рабство как черных так и белых бедняков есть единственная альтернатива каннибализму свободного рынка и в этом смысле определявших рабство как "лучшую,древнейшую и наиболее распространенную форму социализма" (цит. по McPherson 1988, 196) фрагментономная парадигма идентичности постепенно заполняла авансцену южной политики и идеологии в эти последние предвоенные годы.

10 Только что упоминавшийся Фиц Хью, писавший о необходимости рабства для низших социальных слоев всех цветов кожи пошел в этом отношении дальше Хэммонда. Но Фиц Хью здесь вовсе не был одинок. Многие южные защитники рабовладения ненавидели и презирали плебейское северное общество фермеров и ремесленников с его надеждами на самосовершенствование, самообразование, улучшение экономического положения и повышение социального статуса в результате труда и усилий.

11. Журналист из Северной Каролины писал о том, что "Большим злом северного свободного общества является то, что его обременяет рабский класс рабочих и батраков неспособных к самоуправлению и тем не менее наделенных признаками и властью гражданства". Американский историк Джеймс Макферсон цитирует в своей книге еще более резкое высказывание другой южной газеты, на сей раз из Джорджии "Свободное общество! Нас тошнит от одного названия. Что это как не конгломерат засаленных мастеровых, грязных рабочих, прижимистых фермеров и безумствующих теоретиков?...Преобладающим классом с которым сталкиваешься на Севере являются мастеровые, пытающиеся выглядеть джентльменами и мелкие фермеры, которые сами занимаются физическим трудом и недостойны даже общения с камердинером южного джентльмена" (там же 197).

12. Последнее высказывание заставляет задуматься. Камердинер то ведь конечно черный раб. Получается что в данном случае южный защитник рабовладения ставит черного слугу выше белого фермера. Что это, случайное журналистское преувеличение или намек на еще неведомое нам измерение южной социальной реальности, которое имеет непосредственное отношение к фрагментономике и острейшим социальным конфликтам, раздирающим южное общество? Но разве расовая солидарность и внутрирасовое равенство не были официальной идеологией Юга, которую с таким пафосом провозглашал Хэммонд в своей знаменитой речи? Но ведь он там же утверждал, что южные невольники тупы, счастливы и довольны своим положением, так не является ли пресловутое внутрирасовое равенство таким же идеологическим мифом за которым скрывается совсем другая действительность? Мы попробуем ответить на эти вопросы в следующих главах.


Рецензии