Мышление на службе понимания мира-3

Во время наблюдение даже предшествует мышлению. Ибо и с МЫШЛЕНИЕМ мы должны сначала познакомиться через НАБЛЮДЕНИЕ. Существенно необходимо было вначале дать описание наблюдения, когда в начале этой главы мы изобразили, как мышление загорается при том или ином процессе и выходит за пределы осуществлённой без его участия данности. Всё, входящее в круг наших переживаний, мы замечаем только посредством НАБЛЮДЕНИЯ. Содержание наших ощущений, ВОСПРИЯТИЙ, воззрение чувств, ВОЛЕВЫХ актов, снообразов и Фантазий, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОНЯТИЙ и идей, всевозможных иллюзий и галлюцинаций-всё это даётся нам в НАБЛЮДЕНИИ.

НО МЫШЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ ВСЁ ЖЕ СУЩЕСТВЕННО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВСЕХ ДРУГИХ ВЕЩЕЙ. Наблюдение стола или дерева возникает у меня тотчас, как только эти предметы появляются на горизонте моих ПЕРЕЖИВАНИЙ. Но я не НАБЛЮДАЮ ОДНОВРЕМЕННО С ПЕРЕЖИВАНИЕМ СТОЛА-МЫШЛЕНИЯ ОБ ЭТИХ ПРЕДМЕТАХ. Я наблюдаю стол и мыслю о столе, НО Я НЕ НАБЛЮДАЮ ЭТОГО МЫШЛЕНИЯ В ТОТ ЖЕ САМЫЙ МОМЕНТ. Если я хочу наряду со столом НАБЛЮДАТЬ И СВОЁ МЫШЛЕНИЕ о столе, я должен сначала стать на точку зрения, находящуюся ВНЕ ЭТОЙ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Между тем, как НАБЛЮДЕНИЕ предметов и событий и МЫШЛЕНИЕ  о них является обычным состояниями, заполняющими мою текущую жизнь, НАБЛЮДЕНИЕ ЖЕ МЫШЛЕНИЯ-СВОЕГО РОДА СОСТОЯНИЕ "ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ".
НЕОБХОДИМО ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ ЭТОТ ФАКТ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ, КОГДА РЕЧЬ ИДЁТ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ  КО ВСЕМ ДРУГИМ  СОДЕРЖАНИЯМ НАБЛЮДЕНИЯ. Надо уяснить, что при НАБЛЮДЕНИИ МЫШЛЕНИЯ применяется действие, которое для НАБЛЮДЕНИЯ всего остального содержания мира является нормальным состоянием, но которое по ходу этого нормального состояния для мышления САМО НЕ НАСТУПАЕТ.


Рецензии