Жизнь в письмах. 19 - Письма, воспоминания

      (Материал из книги "Жизнь в письмах")


г. Полтава.
Киприч А.Ф..

Дорогой Володя! Здравствуй!
… Очень и очень рад был встрече с тобой, да и с однополчанами, в Троицком. Своей скромностью и поведением ты понравился не только мне, но и Нине Алексеевне. Молодец, так держать и далее, Володя!

Получил твоё письмо и фото. Спасибо.
9 мая доехали мы, с Ефимом Григорьевичем, благополучно. Гостил он у меня до 15 мая. Утром 15 мая, я его отвёз на вокзал в хорошем моральном и физическом состоянии.

У меня мы много говорили, ездили в город, по сёлам. Ефим Григорьевич – душевный человек, много знает и любит рассказывать. Он хороший кулинар. Поэтому мы ездили на базар, покупали продукты и, по рецепту Ефима Григорьевича, готовили разные сладкие блюда, закуски и другие хорошие вкусные вещи.

8 – 9 мая я нарушил диету и поэтому, до сих пор, болит в животе, голова (язва, колит, диабет).
Почему ты не пишешь, какое состояние Андрея Андреевича? …

   Пиши Володя! Обнимаю и крепко целую! Андрей Фёдорович

Володя, адреса всех однополчан (50 человек), я тебе вышлю немного позднее. Необходимо ещё уточнить адреса и даты рождения.

23. 5. 78 г.
 
                *   *   *

г. Киев.
Шлейфман Е.Г..

     Здравствуй, дорогой Володя!
Большой привет и наилучшие пожелания твоим близким. Получил твоё письмо и фото. Спасибо, дорогой. Пишешь, что ещё пришлёшь, буду ждать с нетерпением.

О моём здоровье? Жаловаться грех. Дело в том, что когда поехал на встречу – я был после гриппа, сильно кашлял и ещё не окрепнув, поехал на встречу. А на встрече много говорил, да ещё пришлось немного выступать и поэтому, я немного физически раскис. Зато морально – до сих пор живу и вспоминаю о встрече с вами, моими дорогими и близкими. Очень жалею, что не смог побывать с вами до финиша нашей встречи.

Пиши, Володенька, как у тебя дела. Скоро Серёженька закончит год. Как закончит? Хороший парень. Он мне нравится.

Письма получаю от Кожакова Н.Ф., Грачёва М.И., Киприча А.Ф., Гвоздёва Г.Б.. Все жалеют, что я не был до конца. Что и говорить, я сам больше всех жалею, что не смог быть до конца. Живу с надеждой на будущее. Может быть, в следующий раз мне удастся тоже побывать с вами, и уже до самого конца…
 Желаю тебе и твоему семейству самого, самого хорошего.

До свидания.  / Е.Г. Шлейфман /

24. 5. 78 г.

                *   *   *

с. Троицкое.
Любарцева В.Ф..

Здравствуйте, Володя!
… Получила от Вас письмо с фотографиями. Очень тронута вниманием, сердечно благодарю.

Да, Володя, встреча была всем желанной и спасибо, им, убелённым сединой старикам, что они пренебрегли всё (авось, что будет) и все запреты, а приехали отважной семёркой побывать в тех местах, где не были 36 лет. Многое забылось, осталось не замеченным, а потом снова всплыло с памятью и воспоминаниями.

Могла бы быть встреча лучшей, если бы не вмешался наш райком. Возложили венки и могли бы хорошо отдохнуть на свежем воздухе, здесь на месте. Но оно и не плохо, увидели больше район, ознакомились с людьми больше. Везде радушные встречи и каждому хочется что-либо да вспомнить с того «чёрного прошлого». Но всё, вроде, было не плохо. Если что и не так, не взыщите.

Володя, а кто этот Маляр? Я его не знаю, а Гвоздёв, по-видимому, его хорошо знает. И по фотографии вижу его удовлетворённое, одухотворённое, какое-то живое настроение. А Маляр, то ли стар, вроде не так уж, или болен. На это более похоже, что он прикован недугом к постели…

Ещё раз спасибо за фотографии. А Евгению Филипповичу фотки ещё не отдала. У него нету времени бывать у нас в Троицком. При первой возможности передам…

До свидания. С уважением  Вера / Любарцева /

27. 5. 78 г.

 
  *   *   *

п. Краснополье.
Антонюк А.Ф..

    Володя, дорогой, здравствуй!
… Большое тебе, за письмо и фотокарточки, спасибо. Я, лично, очень доволен встречей с тобой и друзьями-однополчанами на шевченковской земле. Встреча была замечательной и на долго останется в нашей памяти. Жаль только, что Ефим Григорьевич и Андрей Фёдорович не побывали с нами в Семёновке, Богодаровке, Н.Степановке и Гетмановке. Домой я уехал утром 10 мая с Шевченково поездом Донецк – Минск, который проходит через Сумы. А Вы ещё побывали в совхозе № 5.

Получил письмо от Киприча. Он пишет, что Ефим Григорьевич гостил у него до 15 мая.

Моё самочувствие, в основном, нормальное. Но старческий невроз заставляет меня уйти с работы и, где-то в июне месяце, окончательно уйду на отдых.

Прошу тебя, Володя, пришли мне, какие у тебя есть, фотокарточки при фотографировании в Троицком.

На этом до свидания. Будьте живы и здоровы. Обнимаю и крепко целую.

С приветом  Андрей Феофанович

31. 5. 78 г.


  *   *   *

г. Вышгород.
Догадайло М.С..

     Добрый день, уважаемый Владимир Викторович!
Ваше письмо и групповые фотокарточки – участников Великой Отечественной войны, ветеранов 199 стр. дивизии, получил. Большое Вам спасибо. Был очень доволен. Некоторых товарищей узнал.

На встречу ко Дню Победы, я не смог приехать. Болел обменным полиартритом и радикулитом поясницы. Лежал в постели, а затем находился на стационарном лечении в больнице, где пролежал более двух недель. Выписался. Здоровье улучшилось. Самочувствие не плохое. Очень жалею, что мне не удалось встретиться с ветеранами войны в День Победы 9 мая с.г….

Ещё раз, большое Вам спасибо, за письмо и фотокарточки…

  С уважением! К Вам  Михаил Степанович.  /М. Догадайло /

2. 6. 78 г.

                *   *   *

г. Конотоп, Сумская обл.,
ул. Ворошиловская, 13.
Мармо
Михаил Борисович.

Уважаемый Владимир Викторович!

Выражаю Вам большое спасибо за присланные фотографии. Вы не указали своего места на фотографии. Не Вы ли стоите крайний слева?

Теперь отвечу на самый главный вопрос, который Вас интересует. Фотография Вашего отца довоенного времени. В 1941 г., когда мы в кровавых изнурительных боях отступали, наши лица были совсем иными.

Нет, уважаемый Владимир Викторович, ничего определённого сказать о Вашем отце не могу. Быть может, встречались, не отрицаю. Но точно память, факты или события о Вашем отце, к сожалению, не сохранила.

И вот почему! В 199 стр. дивизии были два артполка: 495 ГАП и 500 ЛАП. Первые бои полки приняли в первых числах июля (4 или 5 июля) на границе в районе г. Любарь. Я, лично, начал службу в 495 гаубичном артполку со дня его формирования и служил до октября 1948 г.. Бои были тяжёлые, изнурительные. Численный состав полка составлял, примерно, 1800 человек, имея три дивизиона. Соответственно, в каждом дивизионе было 500 – 600 человек. Я был фельдшером дивизиона. В результате непрерывных боёв, оба полка понесли большие людские потери.

И вот летом, когда – не помню, оба полка объединились в один полк. Почему-то сохранили номер полка – 500. Всё командование осталось наше, т.е. из гаубичного полка. Шлейфман – командир полка, так и остался им. Начштаба назначен был из нашего полка – Козяренко, и т.д..

Я по-прежнему оставался фельдшером 2-го дивизиона. В этих тяжёлых условиях отступления, я даже не знал весь офицерский состав дивизиона, уже не говоря обо всём полку или штабе полка.

В январе 1942 г. на Бурлуцком разъезде я был тяжело ранен и меня отправили в полковой лазарет, который стоял в Булацеловке (?), кажется так.
(Примечание: Булацеловка – в настоящее время пос. Шевченково.)

Ваш отец был помначштаба по разведке. Значит, его должны знать и помнить штабные офицеры. Командир полка Шлейфман Вам ничего не говорил о нём? Могу посоветовать Вам, напишите бывшему начальнику связи Захарову. Он всё время был при штабе и офицерский состав лучше знает, чем я.

Полк наименование – 500, носил до Сталинграда. Там 50% личного состава от-командировали, а оставшуюся часть людей полка преобразовали в истребительный противотанковый полк за № 115. В нём остался командный состав весь старый, а из санчасти оставили нас три человека: меня, Горжия и фельдшера Кислого.

Большой привет Вашей семье и наилучшие пожелания. Напишите о себе, где работаете, о Вашей матери.

Даю адрес Захарова. Одесская обл., г. Белгород-Днестровский, ул. Фрунзе, 48. Захаров Василий Владимирович (полковник в отставке).

С уважением  / Мармо /

5. 6. 78 г.

  *   *   *

г. Белгород-Днестровский,
ул. Фрунзе, 48.
Одесская обл..
Захаров
Василий Владимирович.

       Уважаемый Владимир Викторович!
Я получил Ваше письмо с фотографиями. Спасибо большое. Но помочь мне Вам – не чем. Дело в том, что перед январём 1942 г. я, лейтенант Захаров, был всего-навсего начальником связи одного дивизиона 500 ЛАП, где служил и Ваш отец. В штаб полка я был переведён в феврале 1942 г.. Когда я прибыл туда, то от товарищей узнал, что совсем недавно погиб начальник разведки полка – Соколов. А сам я его не знал. Вот так, дорогой мой друг.

Война – страшная штука. И очень, очень жаль, что и сейчас дети разыскивают своих отцов. Но, что сделаешь? Такова – жизнь. Остаётся только надеяться, что война не повторится для вас: детей наших и внуков наших.

Спасибо за фотографии с места братской могилы. На фотографии есть те, кого я знал: Шлейфман и Антонюк.  Киприча и Кожакова – знаю по теперешней переписке.
Ещё раз благодарю. Счастья Вам и здоровья!

    Жму руку.  / В. Захаров /

6. 6. 78 г.
   
  *   *   *

газета
«Красное знамя»,
г. Харьков.
   НЕЗАБЫВАЕМЫЕ   ВСТРЕЧИ

; Едут! Едут!
Вездесущая детвора разноголосым весёлым шумом заполнила улицы Шевченково. Встречать долгожданных гостей вышли сотни взрослых. Шевченковцы тепло приветствовали бывших артиллеристов, воинов-освободителей их родной земли.

В ноябре сорок первого немецко-фашистские захватчики оккупировали Шевченковский район. Воины 199 стрелковой дивизии, в которую входил 500-й артиллерийский полк, через несколько дней выбили гитлеровцев. Восемь месяцев полки дивизии стойко обороняли сёла и посёлки района.

И вот спустя более чем три десятка лет в Шевченково по приглашению местных органов приехали воины бывшего артиллерийского полка. Приехали из разных уголков страны – из Киева и подмосковного города Подольска, из Моздока и Смоленска, Полтавы и Краснополья Сумской области. Среди гостей были и харьковчане. Бывший командир полка полковник в отставке Е.Г. Шлейфман по-отцовски обнимал своих бойцов.

В Шевченкове, Троицком, Богодаровке, Гетмановке, Семёновке, Худояре и других сёлах района состоялись встречи бывших артиллеристов с колхозниками и учащимися школ. Дорогих гостей всюду принимали с большим радушием.

В своих выступлениях гости вспоминали горькое прошлое сёл, о зверствах фашистов, с радостью говорили о том, что увидели на возрождённой земле Шевченковского района: зелёные мирные поля колхозов и совхозов, цветущие сады, новые дома и животноводческие фермы, ударный труд, зажиточную жизнь.

Бывший командир орудия, секретарь комсомольского бюро полка, а затем командир батареи Георгий Борисович Гвоздёв, написавший книгу «Дни испытаний и мужества», в которой немало страниц посвятил боям на земле харьковщины, рассказал, как артиллеристы крушили вражескую оборону, уничтожали фашистские танки, прокладывали путь пехоте. Он привёл яркие примеры мужества и отваги однополчан.

Воспоминания, воспоминания… После освобождения Харькова, Мерефы, Но-вой Водолаги полк участвовал в боях за Красноград, за что был удостоен наименования «Красноградский». Потом были бои у седого Днепра, освобождение Украины. Сотни бойцов полка были награждены орденами и медалями. Восемь бойцов и командиров удостоены звания Героя Советского Союза. Вместе с воинами 7-й гвардейской армии полк освобождал Молдавию, Румынию, Австрию и завершил свой освободительный поход в братской Чехословакии.

Встречи однополчан в Шевченковском районе оставили неизгладимый след в сердцах ветеранов и тружеников полей. Впереди – новые встречи. Они состоятся в дни празднования 35-летия освобождения Харькова от фашистских захватчиков.

М. Грачёв, бывший комиссар 500-го гвардейского Красноградского артполка, подполковник в отставке;
М. Черн, заместитель председателя Совета ветеранов бывшей 7-й гвардейской армии, подполковник в отставке.

                6. 6. 78 г.

    *   *   *

г. Ярцево.
Гвоздёв Г.Б..

Дорогой Володя, здравствуй!
Сердечный привет твоей супруге и милому Серёже!
Получил твоё письмо с фотокарточками, за то и другое большое спасибо.
Доехал я не совсем хорошо, застудился в вагоне, поэтому притащил с собой грипп и за ним страшнющий радикулит. Сейчас вроде лучше стало, сижу и пишу. Пишу книгу «На фронте и после войны», это всё навеяно нашей встречей на харьковской земле.

Володя, попытайся написать мне: с какого года рождения был отец, когда ушёл в армию, что делал до службы. Фото его, ты знаешь, у меня есть. Это надо для этой книги.

Мне сообщили, что в Харькове на 1981 г. запланировали переиздать книгу «Дни испытаний и мужества». Тоже придётся исправлять неточности и дополнять. Работы много.

Ну, дорогой, пиши, жду. Крепко тебя обнимаю!

Твой  / Георгий Гвоздёв /

7. 6. 78 г.

                *   *   *

г. Харьков.
Грачёв М.И..

          Добрый день! Здравствуйте, Владимир!
… В отношении встречи на ХТЗ, пока ответа нет. Да и вряд ли можно собрать людей в рабочие дни.

Получил извещение из г. Купянска, там увековечена память комдива Давыдова, его именем названа одна из улиц города.

Посылаю вам материал, опубликованный в областной газете Харькова о нашей памятной встрече в День Победы. Не знаю, какой материал помещён в районной газете.

Володя, есть ли у вас снимки, сделанные в Гетмановке? Кобаненко В.В. там не снимал…

С большим приветом  /М. Грачёв /

8. 6. 78 г.

  *   *   *

газета
«Красная звезда»
Чугуевского РК КПУ.

КАЖДЫЙ   ГОД   9   МАЯ …

   Дорогая редакция!
Хочу на страницах вашей газеты выразить сердечную благодарность и признательность учащимся и коллективу учителей Чкаловской средней школы № 1 за теплоту и сердечный приём при встрече с ветеранами Великой Отечественной войны.

Вот уже четвёртый раз я приезжаю в эту школу в День Победы. Дело в том, что мой отец, старший лейтенант Виктор Андреевич Соколов, погиб в 1942 году на Бурлуцком разъезде в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Нынче на встречу с чкаловскими учащимися приехали так же однополчане моего отца. Это бывший политрук 500-го лёгкого артполка М.И. Грачёв, бывший командир орудия писатель Г.Б. Гвоздёв, председатель секции ветеранов 500-го лёгкого артполка Н.Ф. Кожаков, секретарь этой секции В.В. Кобаненко.

Ветераны войны выступили перед учащимися, рассказав им, как сражались с гитлеровскими полчищами на харьковщине и, в частности, в Чугуевском и Шевченковском районах.

Я очень признателен так же пионерскому отряду 5-а класса этой школы, который носит имя моего отца. Я познакомился с успехами ребят в учёбе и соревновании, и остался, очень доволен. Пионеры добились хороших результатов – 18 из них учатся на «4» и «5». У пятиклассников находится переходящий вымпел, завоёванный ими в соревновании с другими пионерскими отрядами.

Свято чтят память освободителей и Красные следопыты школы. Их руками собран большой материал о погибших воинах, который экспонируется в комнате боевой славы. Большое сердечное им спасибо за этот неоценимый кропотливый труд.

В.В. Соколов,  г. Моздок.

8. 6. 78 г.

  *   *   *

г. Чугуев,
Харьковская обл..
Зам. редактора газеты
«Красная звезда»
Данилова М.И..

       Уважаемый Владимир Викторович!
Как и просили Вы, (только с маленьким опозданием) высылаю Вам нашу газету. Спасибо за письмо. Будете в нашем районе, заходите в редакцию. Если у Вас со-хранились фронтовые письма отца, пришлите нам. Они будут целы и возвращены Вам.
Желаю Вам и Вашей семье добра и благополучия.

Заместитель редактора  М.И. Данилова

21. 6. 78 г.

                *   *   *

г. Полтава.
Киприч А.Ф..

   Дорогой Володя, здравствуй!
… Я тебя, Володя, попрошу, напиши мне точный адрес с. Троицкого. И точные фамилии, имя, отчество и кто они – всех твоих знакомых с Троицкого. Только с Троицкого, с других сёл мне не нужно.

23 июня с.г. собираюсь поехать с Ниной Алексеевной по приглашению в гости к Антонюку А.Ф. в Краснополье. А 24 мы с ним вдвоём проскочим в Конотоп (это 100 км от Краснополья) к тов. Мармо М.Б. – бывшему фельдшеру, а с ноября 1943 г. и до конца войны он был старший врач полка. Мармо М.Б. был в 500/115 артполку с начала и до конца войны…

Обнимаю тебя и крепко целую Андрей Фёдорович.

10. 6. 78 г.


  *   *   *

г. Вышгород.
Догадайло М.С..

   Здравствуйте, Владимир Викторович!
… Вчера был у полковника в отставке Шлейфмана Е.Г., бывшего командира 500 артполка 199 стр. дивизии. Посидели, поговорили, вспомнили боевые действия в годы войны 1941 – 1942 г.г., самые тяжёлые дни. Самочувствие у него не совсем хорошее. Во-первых – старость, перенёс два инфаркта, да и потрёпан во время войны, а это всё сказалось в жизни. Конечно, я подбодрил его. Он не унывает. Пожелал ему здоровья и много лет жизни. Затем мы расстались…

Я убедительно прошу, будьте добры, сделайте одолжение, достаньте мне мускатный орех…

До свидания! С глубоким уважением! к Вам Михаил Степанович.

    / М. Догадайло /

31. 7. 78 г.


  *   *   *

г. Полтава.
Киприч А.Ф..

Дорогой Володя, здравствуй!
Привет от моей семьи всем твоим домочадцам и особенно Серёже. Как он там поживает, наш общий знакомый? Смотрю я сейчас на подаренную им в Троицком «пушку» и вспоминаю его: спокойного и умного юношу. Желаю ему счастья.

Письмо твоё получил, спасибо. Неплохо, конечно, если ты для Догадайло достанешь эти самые орехи.

11 – 13 августа с Ниной Алексеевной побывали в Сумской области. Сначала бы-ли в Краснополье у Андрея Феофановича, а потом в Конотопе у Мармо Михаила Борисовича и Рымаря Бориса Петровича. Везде было очень приятно и хорошо с однополчанами. В Конотоп мы ездили с Андреем Феофановичем и там встретились все  вчетвером.

Дома у меня всё по-прежнему.
Крепко обнимаю тебя. Пиши Володя.  Андрей Фёдорович.

19. 8. 78 г.

                *   *   *

г. Вышгород.
Догадайло М.С..

     Добрый день, Володя!
… Посылочку в бандероли я получил. Большое спасибо за внимание, заботу и труд, оказанный мне…

Написал письмо Августине Дмитриевне, дочери комбрига Аверина Д.В., узнать, как обстоят дела с выпуском военной книги о 199 стр. дивизии. Материал я обширный написал и отослал ей, но пока что ответа не последовало.

Ещё раз большое спасибо, Володя.
С уважением! Михаил Степанович.  / М. Догадайло /

6. 9. 78 г.

Примечание: Михаилу Степановичу я выслал мускатный орех, который он просил для лекарства.


  *   *   *

г. Полтава.
Киприч А.Ф..

Дорогой Володя, сердечный тебе привет, самые искренние пожелания семейству!
… Ефим Григорьевич 6 сентября уехал в Днепропетровск в НИИ (научно-исследовательский институт) по вопросу определения его болезни и лечения.

Маляру А.А. писать не следует. Его состояние здоровья очень тяжёлое: совсем оглох, лежит, худ, плохо организм принимает пищу.

11 – 13 августа я с Ниной Алексеевной был в Сумской области в Краснополье и в Конотопе. 12 августа из Краснополья с Антонюком поехали в Конотоп. Там встретились: Антонюк, я, Мармо и Рымарь. Встреча была трогательной. Немного позже я тебе вышлю фото о нашей встрече.

Очень хорошо, что ты достал Догадайло М.С. эти самые орехи. …
Наверное, в октябре с.г., ко мне должен приехать А.Ф. Антонюк с женой Юлией Ивановной…
Обнимаю!  А. Киприч.

11. 9. 78 г.

  *   *   *

г. Киев.
Шлейфман Е.Г..

    Дорогой Володя, здравствуй!
Твоё письмо от 4. 9. получил 17. 9.. Дело в том, что я находился на лечении в Днепропетровском институте инвалидов войны. Конечно, немного подлечили. Вылечить таких, как я, и не мыслимо. Спасибо и за это, что они дали возможность стать на ноги. Хоть и давно закончилась война, но её  отголоски, видимо, будут долго слышны. Ничего не поделаешь, дорогой, приходится мириться с тем, что есть на самом деле. Духом никогда не падаю, и на сей раз бодрости во мне, хоть отбавляй. Ладно, будем говорить о делах житейских.

Как Серёженька? Думаю, что он меня не подведёт. Он должен быть передовиком в учёбе и поведении. Ведь его дедушка был у нас самым передовым бойцом, который громил фашистов в любое время днём и ночью. Серёженька, ты меня понял? …

   С большущим уважением к Вам всем Ваши друзья  Шлейфман.

19. 9. 78 г.

                *   *   *

г. Вышгород.
Догадайло М.С..

   Здравствуйте, многоуважаемый Владимир Викторович!
… В отношении военной книги о 199 стр. дивизии. Сообщаю ответ на Ваш заданный мне вопрос.

Дочь бывшего комбрига Аверина – Августина Дмитриевна Кузнецова, говорила, что якобы будет написана книга. Я ей много дал материалов, боевых эпизодов, воспоминаний о 199 стр. дивизии, т.к. я участник, состоял в этой дивизии. Но почему-то до сих пор нет от неё ответа. Ещё о действиях 199 стр. дивизии пишет писатель Гвоздёв. Он описывает о 500 артполку и здесь же опишет о 199 стр. дивизии. Вот поэтому он покажет в книге участников боёв, бойцов, командиров и политработников. И особенно отразит о героях, павших в борьбе с немецкими захватчиками. Здесь будет вспоминаться и Ваш родной дорогой отец, который сложил голову, как герой. Я думаю, всё это будет описано в этой книге, которую пишет тов. Гвоздёв.

На этом заканчиваю. Пишите.
С приветом! к Вам Михаил Степанович.  / М. Догадайло /

28. 9. 78 г.


  *   *   *

г. Подлольск,
ул. Филиппова, 20.
Московская обл..
Кожаков
Николай Федосеевич.

  Здравствуйте, Володя и Ваша семья!
Письмо я ваше, вернее два письма, и фотокарточки получил, за которое большое Вам спасибо. Это будет память о нашей встрече.

Письма получаю от Шлейфмана, Гвоздёва и Грачёва.  Киприч хорошо помогает мне в ветеранской работе.
Занимаюсь – очень много времени уделяю розыску наших однополчан. Теперь их 53 человека. Задача – разыскать, где жили наши Герои: Бараболин и Бондаренко, которые погибли в годы войны.

Составили план работы на 1979 г., видимо, Киприч пришлёт тебе. Обязательно планируется встреча всех наших однополчан в День Победы в 1979 г.. Где состоится встреча, вопрос пока не решён. Пришлём тебе приглашение принять участие в этой встрече.

Отпуск отгулял, приступил к работе. Время идёт быстро. Очень хочется, что бы все наши сослуживцы приехали на встречу, хочется повидаться. Здоровье по-всякому, бывает и плохо. Возраст берёт, 58, и фронт сказывается. Дома хорошо.

Пиши, Володя, не забывай.
С уважением к Вам Николай Федосеевич  / Кожаков /

28. 9. 78 г.


  *   *   *

г. Ярцево.
Гвоздёв Г.Б..

Дорогой Володя, здравствуй!
Передай по сердечному привету жене и милому Серёже. Успехов им в труде и учёбе!

Получил твою бандероль, большое за неё спасибо! Если у меня хватит сил, то напишу повесть по присланным тобой материалам и назову её так: «Соколов – сын Соколова». Читаю записки о твоём отце, и это название не выходит у меня из головы.
Новую книгу – «Когда обрываются позывные» сдал в издательство. Сейчас даю отдых голове и рукам от работы.

Вот такие дела, дорогой мой Владимир. На этом крепко-крепко обнимаю вас всех и шлю самые наилучшие пожелания!

Ваш Георгий / Гвоздёв /

                4.10. 78 г.


  *   *   *

г. Вышгород.
Догадайло М.С..

    Добрый день, уважаемый Владимир Викторович!
… Недавно, дней шесть назад, был на квартире бывшего командира 500 арт-полка тов. Шлейфмана Е.Г., проведал. Его состояние, можно сказать, посредственное. Принимает уколы против сердечно-сосудистых заболеваний. Мы поговорили, вспомнили боевые действия на фронтах войны, особенно в начале войны в 1941 г.. Это были самые тяжёлые бои и мы выдержали. Хотя мы в то время много лучших командиров, политработников, бойцов потеряли. В том числе, погиб Ваш родной отец. Затем почтили память погибших на войне, выпили 100 грамм. Хотя Ефим Григорьевич не пил, (ему нельзя) я за него выпил…

С уважением! к Вам Михаил Степанович.  / М. Догадайло /

4. 11. 78 г.


  *   *   *

г. Харьков.
Грачёв М.И..

Добрый день! Здравствуйте Владимир!
… Извещаю, умер Андрей Андреевич Маляр. Вчера мы с т. Кобаненко ездили на похороны. Из однополчан больше никого не было. Обещал приехать Киприч, но не приехал. Гвоздёва тоже не было, он болен.

Хоронили железнодорожники. Был от них оркестр, людей было много. Три дочери с мужьями, брат, сын и др. родственники, друзья и знакомые. У него был рак крови. Похороны прошли хорошо. Было более 30 венков.

Вот уже и не стало более нашего Андрея Андреевича.
Мне пока никто не пишет. Все, видимо, заняты своими делами…

С большим приветом  / М. Грачёв /

1. 12. 78 г.

                *   *   *

г. Полтава.
Киприч А.Ф..

Дорогой Володя, здравствуй!
… 28 ноября в Хорошево, у себя дома, умер Маляр Андрей Андреевич. Похороны состоялись 30 ноября…

Сообщу тебе ещё неприятную новость: 30 ноября Ефиму Григорьевичу стало плохо, и его отвезли «скорой помощью» в окружной военный госпиталь. Диагноз: инфаркт миокарда. Лежит в тяжёлом состоянии. Вчера вечером я разговаривал по телефону с женой и дочерью. Ему очень плохо.

О смерти Маляра, ты Ефиму Григорьевичу не пиши. Я сам напишу тогда, когда это будет необходимо. Ведь они были большие друзья, и что бы сообщение о смерти не повредило Ефиму Григорьевичу. В общем, ты меня понимаешь? …

Обнимаю  / А. Киприч /

11. 12. 78 г.

Примечание: Вот так и уходят постепенно из жизни ветераны войны. С каждым годом их остаётся всё меньше и меньше. Очень жалею, что поздно начал их поиск. Но, видимо, так суждено быть. Вот и Ефим Григорьевич, наверное, скоро тоже может уйти из жизни. А какой это замечательный человек!...


  *   *   *

г. Ленинград, В-53,
2-я линия, 59, кв. 51.
Котькало
Сергей Иванович.

Дорогой Володя!
Письмо твоё получил, большое спасибо за внимание.

Мне пришлось во время войны служить в 465 гаубичном артполку, а позднее в 500/115 ИПТАП. Твоего отца несколько раз видел, но близко не знал, т.к. я был в артиллерийской батарее ст. лейтенанта Карнаухова, а отец твой был в штабной батарее (так называлось управление артполка). С твоим отцом был хорошо знаком, насколько мне помнится, лейтенант Захаров Василий Владимирович. Он так же служил в управлении полка. Сейчас полковник запаса Захаров В.В. проживает в Одесской области в г. Белгород-Днестровский, ул. Фрунзе, 48.

Мне рассказывали, что Виктор Андреевич погиб в ночном бою при взятии Бурлуцкого разъезда, который находился недалеко от станции Булацеловка (район Купянска). После взятия этого разъезда, мне пришлось совместно с комвзвода Смирновым Д.А. провести там несколько недель, находясь на КП нашей батареи. Это было в осенне-зимний период 1941 – 1942 г.г..

Володя! Ты можешь гордиться своим отцом, он был храбрым офицером, был хорошим человеком. Таким знали его однополчане.

Желаю тебе всего самого хорошего, успехов в труде, крепкого здоровья.
С глубоким уважением Сергей  / Котькало /

25. 12. 78 г.

                *   *   *
г. Москва.
Центральный
Архив МО СССР.

На Ваше письмо сообщаю, что документов 500 арт-полка за запрашиваемый период, необходимых для наведения справки о судьбе Семерич П., на хранении в ЦА МО нет, поэтому удовлетворить Вашу просьбу не представляется возможным.

Зам. начальника архивохранилища  / Ефремов /

15. 1. 79 г.

  *   *   *
г. Полтава.
Киприч А.Ф..

Дорогой Володя, здравствуй!
… Я вот месяц пролежал в госпитале в Полтаве. Лечил там старые фронтовые раны, да кроме этого ещё всякая гадость к организму по приставала…

У Ефима Григорьевича дела очень плохие. Он продолжает находиться в госпитале в тяжёлом состоянии. Плохо с сердцем. Ему отрезали одну ногу выше колена, т.к. она онемела – сердце не в силах качать кровь. Вот такие дела. Не весьма успешные…

Обнимаю. Пиши, Володя. Грачёв был в санатории за Ленинградом. Уже возвратился.
А. Киприч

29. 1. 79 г.

                *   *   *

с. Худояр,
Шевченковский р-н,
Харьковская обл..
Сухомлин Лена.

Здравствуйте, дорогой товарищ Соколов Владимир Викторович!
Пишет вам пионерка из села Худояра. Я учусь в 5 классе. Очень вас прошу со мной переписываться. Я узнала ваш адрес в нашей школе в комнате боевой славы. Вы, наверное, знаете учителя Ивана Афанасьевича, который преподаёт историю. Мы хотим многое узнать о вашем отце – Соколове В.А.. Мы будем шефствовать над могилкой. И, с вашей помощью, может быть нам дадут комнату, в которой мы хотим сделать музей о Соколове Викторе Андреевич.

Уважаемый Владимир Викторович, пришлите нам фотографии о вашем отце и напишите на обратной стороне: где он и с кем он. И если у вас найдётся фотография, где Соколов В.А. один, пришлите, пожалуйста.

Мы, с моей подружкой Ниной, дали слово, что соберём материалы и добьёмся звания: «Славные, отважные, смелые соколовцы».

Я и моя подруга, очень на вас надеемся в том, что вы поможете нам собрать материалы. У нас мало материалов, только ваше письмо и четыре фотографии. Там на фотографии и Грачёв М.И.. Если у вас есть материал о Грачёве, то присылайте. Напишите, пожалуйста, когда у вас день рождения? Мы только знаем, что вы родились в 1941 г.. Когда родился ваш отец?

Вы, наверное, удивитесь, почему на конверте и на письме – звёздочка? Это наш знак. Мы хотим познакомиться с вами поближе, приезжайте к нам.

Дорогой Владимир Викторович, если вам не жалко писем, которые присылал отец (а может, он и не присылал), то пришлите письма.

Мне больше нечего писать. На этом я заканчиваю письмо. Пишите. Очень буду благодарна. Мой адрес: 312760, Харьковская обл., Шевченковский р-н, х. Худояр. Сухомлин Лене.
До свидания. Пишите.

5. 2. 79 г.

  *   *   *

г. Полтава.
Киприч А.Ф..

Дорогой Володя, здравствуй!
… Днями звонил в Киев, узнавал за Ефима Григорьевича. Я тебе уже писал, что в конце января ему отрезали левую ногу выше колена. Сейчас он чувствует лучше: си-дит на койке, кушает, разговаривает. Как будет дальше – бог знает. Будем надеяться, что всё будет хорошо.

Получил вчера письмо от Гвоздёва Г.Б.. Пишет, что болеет: сердце, почки, грипп и т.д. и т.п.. Ему, конечно, очень морально тяжело без жены. Тем более, если она была хороший человек…

Обнимаю. С уважением А. Киприч.

15. 2. 79 г.

  *   *   *

г. Вышгород.
ул. Студенческая,
дом 1.
Догадайло М.С..

   Добрый день, уважаемый Владимир Викторович!
… Есть небольшая новость. Получил в новом доме 3-х комнатную квартиру, хорошо оборудованную, со всеми удобствами…

В отношении полковника Шлейфмана Е.Г., ничего не знал. Очень жалею, что так случилось – приступ инфаркта. Но мне не ясно, почему врачи могли отнять ногу. Просто никак не могу понять. Неужели нельзя было спасти? Сколько он пережил на фронте, а сейчас без ноги. Мне не верится. Надо проведать и уточнить всё досконально…

С приветом к вам / М. Догадайло /

10. 4. 79 г.

                *   *   *

с. Троицкое.
Любарцева В.Ф..

Здравствуйте, Володя!
… В День Победы, как и всегда, была торжественная линейка, возложение венков. Просьбу твою, я исполнила – поклонилась могиле вместо тебя…

До свидания.

12. 5. 79 г.

  *   *   *

г. Харьков.
Грачёв М.И..

Добрый день! Здравствуйте, Владимир!
… Я был на встрече ветеранов полка в Краснограде 7 – 9 мая. Туда съехалось всего 26 человек. Встреча прошла хорошо. Оставила хорошие впечатления. Были Захаров, Мармо, Рымарь, Киприч, Гвоздёв, Кожаков, Кобаненко и др..

Там я встретил новых людей, которых не знал. Только один меня признал. Он с Белой Церкви в полку, как и я. Это Капацын Анатолий Александрович. Его адрес: г. Днепропетровск, ул. Батумская, 48. Он знал вашего отца.

Руководители города хорошо нас встретили. Мы провели собрание ветеранов полка с отчётом и выборами Совета ветеранов. Решили организационные и другие вопросы. Выступали в школах и учебных заведениях города. Были на митинге в День По-беды. Был приём ветеранов руководителями города, товарищеский ужин и другое.

Все остались довольны встречей и хорошим отношением к нам властей. Город небольшой, 22 тысячи. Очень зелёный и нарядный. Многие были с фотоаппаратами. Попроси Мармо, он много фотографировал. Кобаненко – тоже. Но пока фото не отпечатаны. Нам дали по две фото, сделанные районным фотографом.

Вот, пожалуй, и всё.
Забыл о девочках с Худояра. Пошли им всё, что есть у тебя об отце, хотя бы в отрывках…

С большим приветом / М. Грачёв /

22. 5. 79 г.

  *   *   *

г. Днепропетровск,
ул. Батумская.
Капацын
Анатолий Александрович.

Здравствуйте, Владимир Викторович!
Получил я Ваше письмо, где Вы пишите, что я знаю об отце? По фотографии, которую выслали, я припоминаю Виктора Андреевича! Он был кадровый командир. Мы с ним служили в г. Белая Церковь в 500 полку, а так же служил вместе с нами и Грачёв М.И., который дал мой адрес.

Владимир Викторович! Я Вашего отца знаю, как волевого, отважного и храброго командира. Он был всегда впереди, хорошо знал военное дело, был хорошим организатором. Наш полк, в котором мы служили с отцом, громил фашистов на всей Украине от г. Старый Константин, Бердычев, Козятин, Б.Церковь, Канев. При ожесточённых боях с фашистами, Ваш отец, Виктор Андреевич, погиб смертью храбрых от осколка снаряда на Бурлуцком разъезде Харьковской области.

Мне хорошо помнится, что он был смелый, требовательный, умелый кадровый командир. Пользовался большим авторитетом среди личного состава полка!

Владимир Викторович! Вы можете заслуженно гордиться своим отцом. Он был не просто воин, а воин – Герой. Благодаря таким воинам-героям, как твой отец, мы победили. Его светлая память будет жить в наших сердцах вечно, кто его знал, до конца нашей жизни.

Вот мой альбом фронтовых лет пополнился фото Вашего отца.
На этом до свидания, Владимир. Привет от моей семьи Вашей семье.

7. 6. 79 г.

  *   *   *

г. Конотоп.
Мармо М.Б..

Здравствуйте, Владимир Викторович!
Получил твоё письмо. Отвечаю с маленьким опозданием, но зато, по силе возможности, выполняю твою просьбу. Высылаю несколько фотографий тебе и сыну на память о ветеранах 115 гвардейского, в рядах которого сражался и твой отец! …

Встреча прошла хорошо. Думаю, что Грачёв тебе описал. Правда, в моём возрасте, уже тяжело ездить. Тем более что в те дни в Краснограде стояла сильная жара. Здоровье не очень важное, но крепимся…

Желаю Вам хорошего здоровья и больших успехов в жизни.

С уважением / Мармо /

25. 6. 79 г.

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru

     (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат)


Рецензии