Мышление на службе понимания мира-4

Когда я говорю по отношению к наблюдаемому предмету, что это роза, то я решительно не высказываю ничего о себе самом. Но когда я говорю о той же вещи, что она вызывает у меня чувство удовольствия, то я характеризую не только розу, но и самого себя в своём отношении к розе.

Таким образом, не может быть и речи об одинаковом отношении МЫШЛЕНИЯ И ЧУВСТВОВАНИЯ К НАБЛЮДЕНИЮ.То же самое можно было бы легко вывести и для других видов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА. "Своеобразная природа мышления состоит как раз в том, что оно есть ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, направленная только на увиденный предмет, а не на МЫСЛЯЩУЮ ЛИЧНОСТЬ". Это сказывается уже в самом способе, как мы выражаем наши МЫСЛИ о вещи, в противоположность нашим ЧУВСТВАМ или ВОЛЕВЫМ АКТАМ. Когда я вижу предмет и узнаю, что это стол, но я обычно не стану говорить: " Я мыслю о столе", а скажу просто:" Вот стол". В первом случае для меня совершенно не важно выразить, что я вступаю в какое-либо отношения к столу. Во втором случае дело как раз в этом отношении. Говоря "Я МЫСЛЮ О СТОЛЕ", Я УЖЕ ВСТУПАЮ В ОПИСАННОЕ ВЫШЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, когда ОБЪЕКТОМ НАБЛЮДЕНИЯ становится НЕЧТО, что всегда содержится в нашей ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НО НЕ КАК НАБЛЮДАЕМЫЙ ОБЪЕКТ.

Своеобразная природа МЫШЛЕНИЯ состоит в том, что МЫСЛЯЩИЙ ЗАБЫВАЕТ О МЫШЛЕНИИ В ТО ВРЕМЯ, КАК ОН ЕГО СОВЕРШАЕТ.

НЕ МЫШЛЕНИЕ ЗАНИМАЕТ ЕГО, НО ПРЕДМЕТ МЫШЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ОН НАБЛЮДАЕТ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПЕРВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, КОТОРОЕ МЫ ДЕЛАЕМ О МЫШЛЕНИИ, СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ОНО МЫШЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ НАБЛЮДАЕМЫМ ЭЛЕМЕНТОМ В НАШЕЙ ОБЫЧНОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.


Рецензии