Читая стихотворение Северянина

Предисловие:
взгляд на Взгляд



Поэтический взгляд…
Притягивающий. Завлекающий.
Словно бездонное небо звёзд…
Взгляд, не просто отражающий однажды увиденное мгновение, но активно преображающий его, наделяя своеобразными чертами (единственными и неповторимыми), благодаря которым появляется на свет открытая заново привычная вещь. Тысячи людей могут наблюдать из года в год одну и ту же картину окружающей реальности, но не оставит она в их душах ни малейшего следа, не разбудит воображения, не воспламенит сердце — всё оттого, что духовного прозрения в них нету, умения видеть «мир над миром». В этой связи поэт — существо особого рода, способное проникать внутренним взором сквозь толщу реальности — в таинственное запредельное. Недаром почти во всех мифах и легендах волшба и колдовство тесным образом связаны с поэтической силой и вдохновением (многие боги, например, славянский Велес — удачно сочетали в себе разные ипостаси, в числе которых поэтический дар по значимости занимал не самое последнее место).

Поэтический взгляд выхватывает нечто важное среди обычного — то, что впоследствии облечётся в стихотворную форму — это как глина, лежащая под ногами: для несведущего человека — всего лишь комок прилипчивой грязи, и только в глазах мастера-гончара она бесценна…

 …Такие мысли пробуждает во мне стихотворение Игоря Северянина «Осенние листья».

12 строчек… — и ощущение полного присутствия в нарисованной поэтом реальности. Его реальности.

"Осеню себя осенью — в дальний лес уйду.
В день туманный и серенький подойду к пруду".

«Осеню себя осенью». Поэт словно бы совершает некий обряд, прежде чем уйти в лес. Теперь сама Осень направляет его  мысли и чувства.

"Листья, точно кораблики, на пруде застыв,
Ветерка ждут попутного, но молчат кусты.

Листья мокрые, лёгкие и сухие столь,
Что возьмёшь их — ломаются поперёк и вдоль.

Не исчезнуть скоробленным никуда с пруда:
Ведь она ограничена, в том пруде вода".

Кораблики без попутного ветра становятся "скоробленниками". В слове можно уловить и скрытую  с к о р б ь  мокрых листьев, и будущий  с к о р ы й  тлен — лёгких (едва касающихся воды) новоупавших листочков,  и хруст «сломленных» сухих старцев. Исход невозможен…

"Берега всюду топкие с четырёх сторон.
И кусты низкорослые стерегут их сон.

Листья лёгкие-лёгкие, да тяжёл удел:
У пруда они выросли и умрут в пруде…".

Лёгкость жизни сменяется неизбежностью смерти — такова судьба всего живого.

Соглашаешься умом, но отчего-то ложится камнем это понимание на сердце…
осенённое осенью.


Рецензии
Игоря Северянина, как и многих поэтов серебряного века, люблю. Для меня совершенно непостижимо, как сочиняются стихи и музыка.

Валентина Забайкальская   11.09.2021 10:45     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за внимание,Валентина!
Не скажу, что без ума от его творчества (иногда раздражает чрезмерная увлечённость словесной игрой), но какие-то отдельные вещи трогают меня, удивляя мелодичностью своей, певучестью.

Ирина Омежина   11.09.2021 17:24   Заявить о нарушении