Заслушавшись сказами, москвичи задержали пароход

автор журналист Ден Чирков




«Заслушавшись моими сказами, москвичи задержали пароход в Красноярске!»
 
I
21 июня в Зеленогорске снимали одну из серий нового документального проекта телеканала «Моя планета» — «Реки России». Один из ее главных героев, местный писатель Алексей Малышев рассказал нам, о чем этот проект, какие казусы происходили на съемочной площадке, и почему его вдруг полюбила Москва.
 
— Алексей, для начала расскажи, как получилось, что ты стал героем одной из серий проекта «Реки России»?
 
— Произошло это следующим образом. Телеканал «Моя планета» (его транслируют и в Зеленогорске – прим. автора) получил заказ на съемку 4-х серийного сериала «Реки России». Одну из серий (о реке Енисей) поручили продюсеру Анне Седаковой. Готовясь к материалу, она набрала в «Гугле» слово Енисей, и оказалось, что первой в запросе высветилась моя книга «Золотые сказы Енисея». Для меня, конечно, стало откровением, что «Гугл», оказывается, так здорово ко мне относится (смеется).

В результате, Анна Седакова захотела меня видеть, взять интервью, и, вообще, снять серьезный про меня материал. Я говорю «серьезный», потому что в итоге из 44-минутной серии она отвела для меня 20 минут — это практически половина. То есть, я там даже рискую надоесть зрителю на самом деле… В общем, сериал выйдет в сентябре сначала на спутниковом канале «Моя планета» для достаточно узкой аудитории, а затем — на канале «Россия-1». То есть, теперь я уже на второй кнопке (смеется).
 
— А откуда ты узнал, что тебе выделили 20 минут? Ты уже видел готовую серию?
 
— Весь съемочный процесс совершенно открыт. Когда группа приезжает, они тебе сообщают все: что они планируют, как они хотят это делать и так далее. Поэтому я в курсе всех событий, фактически со-автор сценария и всего такого. Вообще, все это обсуждалось за неделю до съемок. Мне стала настойчиво звонить Юлия Дмитриева, человек, который организует процесс съемок и материально закладывает основание под все эпизоды. Она попросила меня подготовить одного старожила.

    Я же объяснял ей, что начал записывать сказы еще лет 20 назад, и поэтому эти люди, пожилые старожилы, просто ушли из жизни уже. В итоге, удалось найти одного в Орловке. Вечером, накануне съемок, я пришел к Ивану Васильевичу Колесову из космоса и сказал: «Не мог бы ты нам, дедушка, предоставить самовар и свой палисад? Минут на 30 всего — приедут, отснимут, да уедут». Ага. Все оказалось сложнее, жестче и более серьезно. Нас снимали с 14 до 20 часов вечера, причем очень плотно. Дедушка, бедный, там чуть от стыда не умер, потому что они же во все углы к нему лазили: по огромным сараям, свалкам, и внутренним, для других людей не видимым, загашникам (смеется). Потому что московские операторы это люди, которые очень любят экзотику.
 
— Какие истории из «Золотых сказов Енисея» ты рассказал?
 
— «Белая волчица», «Пещерная русалка»,и «Таймырский дракон». Все было не просто. Шесть часов на палящем солнце, рискуя получить солнечный удар и умереть в этот же день… В общем, мы приехали в Орловку, и продюсер сказала дедушке так: «Мы выбираем для съемок ваш огород» (смеется). Но там тоже был свой нюанс, потому что дедушке принадлежала только четверть этой земли.

   И мы, наверное, обидели трех его соседей тем, что расположили самовар со столом прямо посередине этих огородов, начали там топтаться. Хорошо, что соседей не было дома, потому что иначе было бы просто народное восстание. Зато их психика оказалась сохранена, ведь внезапно на их огороды упало московское телевидение. Травма на всю жизнь!
 
— Как проходили съемки?
 
— Житейски там все было очень смешно. Например, где-то на третьем часу журналист Денис Гребенюк (он еще раньше вел программу «Брачное чтиво» на ДТВ) стал терять качества ведущего. «Поплыл» лицом, сделал его очень отстраненным, мертвецким просто каким-то. Брови низко опустились, закрывая глаза — палящее солнце просто сжигало его. И я тогда сказал ему: «Денис, не могли бы вы как-то веселее быть?». А он медленно отвечает: «У меня лицо сгорает» (смеется). Одет он был в рубашку московскую, какую-то интересную, разноцветную. И у него еще проседь такая слегка пробивается, и я понял почему: еще пара-тройка таких съемок, и он просто здоровье потеряет. Потому что реально нас спасло то, что камеры два раза перегревались, и мы уходили в тень.
 
— А что не получалось-то?
 
— Вся мулька была в том, чтобы связать все эпизоды фильма с разговорами за этим столом. И поэтому сценарист, которая сидела в шести метрах от нас, там, где аудиозапись не ловилась, задавала всевозможные каверзные вопросы, давала какие-то советы. Как в цирке: але гоп, сделайте то, сделайте это (смеется). «Алексей, поднимите, пожалуйста, чайник и выпейте чаю».

   Это было реально страшно — в такую жару не до чаю. Но я понимал, что это мой шанс для телевидения, и нельзя потерять лицо, понимаешь? В общем, стоял там насмерть. И что я заслужил? Высокие оценки. Они мне сказали, что это потрясающе интересно, то, что я рассказываю, они сами там заслушивались. Да что там! Из-за съемочного процесса они едва не опоздали на пароход!


   Водитель микроавтобуса Ford, который их возил, уже начал жаловаться. И при мне состоялся звонок продюсера, этой Анны, капитану на пароход, где она просила придержать отчаливание. Это было потрясающе! Значит, я все-таки значим для них… В какой-то момент попросили подробности легенд, и когда я, уже с разогретой головой, где все вскипело, потянулся к книге, чтобы уточнить детали, они мне закричали: «Нет-нет, не надо из книги! Говорите так!».

   А я отвечаю: «Извините, но я все-таки загляну» (смеется). Потому что тяжело. Жарко. Я еще был в своей черной рубахе сказителя, в которой провожу свои презентации, это моя рубаха судьбы. А продюсер цинично рассуждала: «Нет, эта рубаха не подойдет, вы в ней выглядите, как какой-то националист, можете вызвать нехорошие ассоциации у зрителей. Давайте съездим к вам домой, подберем 5-6 вариантов» (смеется). В конце концов, я ей сказал, что в этой рубахе прошли все мои главные события. Например, в этой рубахе я выступал в лучшем книжном магазине Москвы. В этом году, кстати.
 
— Ну-ка, ну-ка…
 
— 10 мая состоялось мое мистическое вхождение в элитное сообщество книжников Москвы. Они собираются в магазине «Гиперион». Там я читал. Презентация прошла с участием студенток Российского государственного гуманитарного университета. Было слайд-шоу — на проекторе показывалось 200 фотографий зверей и сибирских природных явлений. И самое интересное, что студенток больше всего интересовали две темы: призраки и чудовища (смеется).


    Они захватили всю презентацию, зато два часа прошли мгновенно. В конце были аплодисменты, братание… А «Гиперион» это магазин класса loft. В Красноярском крае таких проектов нет. Туда заходишь и просто живешь. Пьешь чай, тусуешься. В то же время происходят какие-то встречи, в которых знакомятся интеллигентные люди. Пришел, допустим, поэт, ты ему: «А я тоже стихи пишу». Все, пошел обмен, культурный процесс. Это застывший книжный фестиваль. И теперь я ежегодно буду выступать в этом магазине. А 17 октября я читаю во Всероссийском славянском культурном центре.
 
— Даже так?
 
— Да. В ту поездку, помимо выступления, я посетил Всероссийский славянский культурный центр, где мне специалист этого фонда, когда я бухнул ему на стол стопку своих книг, сказал следующее. «Да на таких, как вы, Россия стоит! Кроме вас, у нас никого сейчас нет. Вы — единственный в стране сказитель, которого издают на таком уровне, с такой мощной полиграфией. Вы обладаете настоящим даром рассказчика, и можете проводить презентации, собирать залы, удерживать внимание людей». Так вот. Сегодня они могут меня вставить в международные программы. Я реально могу попасть в движение story teller. На Западе эта культура уже давно развивается.
 
— Давай тогда вкратце расскажем читателям о тебе в принципе…
 
— Я – автор серии книг «Золотые сказы Сибири», которые более 20 лет собирались в Зеленогорске, окрестностях Красноярского края, крайнем севере. Источники: охотники, старожилы, старатели. Их рассказы художественно обрабатывались, и с максимальной достоверностью заносились на страницы. Сегодня первый том «Золотых сказов Енисея» признан редкой книгой Красноярского края собранием библиографов в 2012 году.

   Один экземпляр находится в отдельной комнате Красноярской краевой б-теки с микроклиматом, где поддерживается определенная температура. Кстати, директор ЭХЗ Сергей Филимонов в более чем часовой беседе, посвященной моему проекту, обещал поддержку. Надеемся, что она будет реализована в этом году, и выйдет второй том, в котором каждый сказ будет проиллюстрирован особым художником — прорисовка тончайшей кистью в сочетании гуаши.

 Четвертый том народных преданий сейчас пишется. Он уже практически закончен, осталось буквально несколько страниц, и отработка текста. В планах — переход на государственную поддержку. Хочу через администрацию Красноярского края подать свою серию книг на литературную премию правительства России. А то даже «Смешарики» получили кремлевскую премию (смеется). Меня это привело в бешенство, и я решил добиваться всех госпремий, которые только возможны.
 
— Значит, ты все-таки ищешь славы?
 
— Не. Ну как бы просто трагедия нашей страны в том, что тот кризис, который сейчас развернулся и в культуре, и в экономике и так далее, не оставляет выбора. Либо писать останется только в социальные сети, либо писательство исчезнет, как явление. У меня очень жестокий выбор. Конечно, каждый процент популярности очень влияет на продажи книг. То есть, я обмениваю эту славу на небольшие доходы. Вот, например, в Красноярске в течение 2014 года идет устойчивый рост продаж моих сказов. В два раза больше, чем в предыдущих годах.
 
— То есть, если в прошлом году ты продал две книги, то теперь четыре?
 
— (смеется) Ну это пока коммерческая тайна. Сам понимаешь, налоговый гнет и так далее. Поэтому я так скажу: хлеб в доме у меня есть. Это уже большое подспорье, потому что раньше, бывало, и этого не было. Тогда меня поддерживал мой родной брат из Москвы... Кстати, хороший совет моим читателям: ребята, не ссорьтесь в семье.
    Потому что сейчас будет проверяться устойчивость каждой семьи, так как сегодня государство уже практически не участвует в жизни народа, и семья сейчас очень важна. Поэтому храните отношения. Укрепляйте связи со всеми родственниками. Цените их.
 


Рецензии