Время смыслов. Глава 101

1. В прошлой 100й главе мы начали разбор рассказа автора популярного аболиционистского бестселлера Хижина дяди Тома (1852)Харриет Бичер Стоу о положении люмпенизированной белой бедноты, так называемого "белого мусора" на рабовладельческом Юге,этот рассказ можно найти в ее документальной книге Ключ к хижине дяди Тома (1854).

2. Анализ положения тех,кого рабы и рабовладельцы на Юге называли "белым мусором", для нас важен потому, что этот анализ позволяет понять внутреннюю динамику фрагментономной GED парадигмы идентичности, одной из наиболее негативных и разрушительных рыночных парадигм, сыгравшей огромную роль в мировой истории социальных кризисов, гражданских войн, погромов, геноцидов, в разные исторические эпохи и на разных континентах. Мы впервые знакомимся с этой парадигмой на примере рабовладельческого Юга 1850х годов, накануне гражданской войны между Севером и Югом 1861-1865.

3. В ходе этого рассказа Бичер Стоу сравнивает положение бедняков в штатах Новой Англии (Вермонт, Мэйн,Массачусеттс,Коннектикут) с их положением на Юге:

" В Вермонте и в Мэйне дети имеют возможность получить образование в публичных школах, и найти в окружающем их обществе пути к успеху, которые требуют только трудолюбия для своего воплощения.Мальчики могут выбирать между различными ремеслами, в которых постоянно нуждается свободное общество. Девочки, вдохновленные атмосферой страны, в которой они родились,не считают полезный труд зазорным для себя и с подлинной женской изобретательностью находят сотню способов приумножить семейный достаток.Если у одного из членов семьи обнаруживаются божественные дарования и высшие устремления, которые делают необходимым более законченный курс образования,то вся семья с энтузиазмом объединяет свои усилия чтобы дать одному этому индивиду то образование, которое соответствует его способностям...

Но возьмите ту же семью и поселите их в Южной Каролине или в Виргинии, каким различным будет результат! Общая школа не открывает для детей свои двери, единственная церковь может быть находится в 15 милях пути по плохой дороге. Вся атмосфера страны, в которой они родились связывает деградацию и рабство с полезным трудом и единственным стандартом для принадлежности к классу джентльменов является способность жить не работая…Станет ли он плотником?…Каждый плантатор в окрестности владеет одним или двумя?… Сапожником? Обувь для плантаций делается в Линне и Нэтике,городах Новой Англии (т.е.в Северных Штатах откуда Юг, на деньги, полученные от продажи собранного рабами хлопка,  покупал основную часть нужных населению товаров, не развивая собственную промышленность ЛБ).Фактически стиснутые между свободным трудом Севера и рабским трудом Юга белые южане бедняки не имеют возможности заняться делом.

Без школ и церквей эти несчастные семьи вырастают язычниками на христианской почве, в праздности, пороках,грязи и всякого рода неудобствах.Они являются назойливыми паразитами (здесь автор употребляет слово pest, в быту используемое для обозначения крыс, тараканов и т.д.)для местных общин,предметом презрения и жалости даже для рабов. Выражение "бедный белый мусор", столь обычное на устах негров,обозначает собой все,что можно сказать об этих несчастных существах.

Из этого класса происходит род содержателей маленьких самогоноварен и продавцов краденной с плантаций продукции, полученной в результате контрабадной торговли с неграми. Если сыновья вырастают энергичными, они могут надеяться сделаться работорговцами и оттуда подняться до положения управляющих на плантациях (вполне возможно, что ненавидевший и избивавший рабов ремесленников, как будто у него был личный счет к ним, управляющий, описанный в Воспоминаниях Джекоба Стройера, принадлежал изначально к белой бедноте, воспринимавшей невольников, как успешных соперников в борьбе за ту же экономическую нишу ЛБ).

Высшим предметом их мечты является с помощью неописуемых методов накопить достаточно денег, чтобы купить "одного или двух ниггеров" и начать выглядеть, как люди (to appear like other folk, то есть из состояния опущенного "белого мусора", принадлежащего к контекстному полю "мира" D, где и рабы его презирают, как нищего беспомощного неудачника, двигаясь вверх вдоль перформативной/победительной линии DG, вернуться в контекстное поле G "наших", уважаемых инсайдеров, мы будем далее обозначать это стремление возвратиться в исходное поле G,с потери которого когда то начался процесс люмпенизации и опускания в "белый мусор", как реверсивную контекстную установку, одну из контекстных установок, взаимодействие которых определяет внутреннюю динамику фрагментономной GED парадигмы идентичности, о других контекстных установках,характеризующих эту парадигму, речь пойдет в следующих главах ЛБ)

Горе тем несчастным  мужчинам и женщинам неграм, которых заботливо  вырастили в какой нибудь хорошей религиозной семье (интересная позитивная отсылка аболиционистского автора к проксимономной HCB домашней парадигме идентичности Старого Юга ЛБ)когда по какому нибудь законному акту (execution, т.е. по исполнению судебного решения,м.б. банкротство и т.д. ЛБ)или из за смерти их прежних владельцев, они окажутся выброшенными на рынок (автор явно подразумевает, что хорошая проксимономная семья "своих" людей просто так не продавала ЛБ)и их купит хозяин или хозяйка из этого класса! Часто такой раб бывает бесконечно выше, чем его хозяева во всех отношениях, в смысле личности,манер,воспитания и нравственности, но при всем этом закон все также ревниво охраняет деспотический авторитет владельца" ( Beecher Stowe 1854, 366/367)

4.В следующей 102й главе мы продолжим наше исследование динамики фрагментономной парадигмы идентичности и познакомимся с другой, более многочисленной группой южной белой бедноты, которую рабы и рабовладельцы называли "белым мусором", а именно с теми бедняками, которые отселились из южного общества и создали собственные поселения на не занятых плантаторами худших землях,обычно на поросших соснами песчаных холмах.

 


Рецензии
А ведь раньше "Хижину..." читали.

Алексей Курганов   04.05.2016 18:25     Заявить о нарушении
Верно. Спасибо,что напомнили. Я хорошо помню, как сам прочитал ее в 10 лет и был под впечатлением. Что ж,это произведение по-видимому вновь приобретает актуальность.

Леонид Бликштейн   04.05.2016 18:54   Заявить о нарушении