Становление Русского государства. Из книги Русский

   В ВОЙНАХ, ПРЕДАТЕЛЬСТВАХ И
     ЖЕСТОКОСТЯХ СТАНОВИЛОСЬ РОССИЙСКОЕ
         ГОСУДАРСТВО
      ( ХV век)

Середина ХV века. Многие земли, населённые  русскими людьми, перешли в зависимость от московского князя. Территория Великого княжества Московского по сравнению с 1300-м годом увеличилась в десятки раз. Хотя ещё оставались независимыми многие русские Великие княжества: Тверское, Рязанское, Ярославское, Новгородская земля...
При этом зависимость Москвы от Золотой Орды значительно уменьшилась. Орда начала распадаться – междоусобицы ханов погубили её. От прежней, могучей Золотой Орды осталось только название – её территория это то, что непосредственно прилегало к столице Сараю. Откололось от Орды и стало самостоятельным Крымское ханство, образовалось  сильное Казанское ханство. Для Руси такое воинственное образование, как Золотая Орда уже серьёзной опасности не представляло.
Теперь большая опасность  для Руси угрожала с Запада, прежде всего, со стороны Литвы. Оставался «нарыв» в виде Новгорода – ярого противника Москвы. Новгородцы попали под влияние сторонников Литвы, во главе которых объявилась Марфа,  вдова бывшего посадника Исаака Борецкого. Дело шло к тому, что Новгородская земля в скором времени могла превратиться из православной в католическую.
Великий князь Московский Иван III, видя в поведении  Новгорода измену православию и русскому делу, решил наказать раскольников   «русского мира» и в 1478 году пошёл с дружиной в поход на Новгород. После непродолжительного сопротивления новгородцы подчинились воле великого князя Московского. Так закончилась независимая Новгородская республика.
Но по-прежнему очень многие земли, населённые русскими людьми, находились под властью Литвы. Удельные князья земель Черниговской, Тульской, Калужской, Орловской… бывшие подданными Литвы, видя как растёт сила Иоаннова, начали добровольно переходить от Литвы к России. Но не все в княжествах были согласны – многие оставались приверженцами Литвы.  Между русскими, сторонниками Москвы и сторонниками Литвы, шла постоянная война – тайная и открытая. Злодеев – сторонников Литвы безжалостно уничтожали. Так,  князя Ивана Лукомского, замышлявшего умертвить Иоанна, сожгли в клетке на берегу Москвы-реки. Братьев Алексея и Богдана Селевиных – смоленских граждан, поддерживавших связь с Литвою, казнили: Богдана засекли до смерти кнутом, Алексею отрубили голову.
К концу ХV столетия Иван III с полным правом мог называть себя Великим князем всея Руси. Правда, только в пределах Северных земель. Многие русские земли: Смоленск, Любутск, Мценск, Брянск, Серпейск, Лучин, Масальск, Дмитров, Лужин… по-прежнему оставались за Литвою. Как, впрочем, и Киевская область.
В январе 1494 года Иоанн заключил мир с Литвою, тем самым  подтвердив территориальную принадлежность русских земель.
Интересное в истории время: земли, населённые русскими людьми, оказались раздёрганными между Литвой и Московией. Причём, между князьями и боярами русских княжеств не было единства относительно принадлежности к государству: часть их была за подданство Москве, другие за нахождение в составе Литвы. Следует это понимать так, что для многих из русских князей и православных священнослужителей Литва не была тогда религиозно чуждой.
Из событий последних лет царствования Иоанна следует упомянуть измену казанского присяжника Магмет-Аминя. Уже семнадцать лет Казань считалась как бы вотчиной Москвы. И вдруг Магмет-Аминь решил уйти из-под влияния России. Снова Казанью пришлось заниматься уже следующему монарху.
В 1499 году Иоанн утвердил власть над Северо-Западной Сибирью.
В 1502 году Орда окончательно рассыпалась. А Россия присоединила к себе Рязань и княжество Черниговское (1503 г.). Можно утверждать, что именно с этого времени Русь состоялась как Русское централизованное государство.
Успехи России на Востоке обеспокоили противников её на Западе. Не надеясь на победу на поле брани, они решили, как это уже бывало и раньше, как продолжается до сих пор – уже в ХХI веке, подорвать Россию изнутри – через атаку на Православие. На Русь проникла идеология, направленная на разрушение основ только родившегося государства. В Историю это явление вошло под названием «ересь жидовствующих».
Основная опасность «ереси» для молодого Русского государства таилась в расколе верующих. Сторонники ереси отвергали Православие, вместо него предлагается идеология смеси иудейства с христианством. Занесена зараза ереси в Новгород в 1470 году неким жидовином Схарией, прибывшим из Киева в окружении Луцкого князя Михаила Олельковского. «Умом хитрый, языком острый», он сумел обольстить речами священников Дионисия и Алексия, уверив их, что закон Моисеев  есть единый божественный закон, что история Спасителя выдумана, что Христос ещё не родился, что не должно поклоняться иконам и прочее. Так в русской земле завелась жидовская ересь. Православный поп Алексий стал называть себя Авраамом, жену назвал Саррою,   развратил многих мирян и духовных лиц.
Почему Схарии так легко удалось отвернуть от веры христианской не только простых мирян, но и духовных, и лиц княжеского рода?
Святой Иосиф Волоцкий, основатель Волоколамского монастыря,  считал, что Схария был астрологом и чернокнижником, а проповедовал он иудейскую каббалу, науку увлекательную для невежд, искавших в ней смысл жизни. Смысл ереси был в том, чтобы в среду православных верующих внести раскол, в первую очередь, среди князей и бояр.
 Жидовствующие признавали Библию, но отрицали церковные догматы: иерархию священнослужителей, монашество, церковное землевладение, на уровне простых верующих инок Захария запрещал причащаться, утверждал, что попы поставлены по мзде (за взятки). Великая опасность ереси была в том, что она, как ржа железо, постепенно разъедала Государство  изнутри.

Справедливости ради следует заметить, что в России «ересь»  проявлялась не только в то историческое время – она находилась внутри страны всегда; как вирусы, затаивалась, при благоприятных условиях снова проявлялась. В ХХI веке проводниками «ереси» являются либералы. Но цель их остаётся неизменной на протяжении столетий – расшатывать Россию изнутри и попытаться захватить власть. А. К.
Тогда, по отношению к «ереси жидовствующих», верующие разделились на две ветви: на нестяжателей и иосифлян. Нестяжатели,  сторонники заволжского старца Нила Соровского, категорически были против казни еретиков православия, считали, что наставление заблудших на путь истинный возможно только путём увещевания. Иосифляне – адепты Иосифа Волоцкого,  наоборот, настаивали на искоренении ереси путём казней, используя западноевропейский опыт сожжения на костре.
Победили иосифляне. Церковный Собор 1504 года, совместным решением Ивана III, в то время уже тяжело больного, Василия III – фактического правителя страны, и собора епископов в Москве и Новгороде, постановил предать казни главных еретиков – через сожжение. И запылали костры аутодафе.
Сжигали в специально построенных деревянных срубах. Только в Москве таким способом казнены несколько человек. В Новгороде  еретику Некрасу Рукавову сначала урезали язык, а затем сожгли вместе с Юрьевским архимандритом Касьяном. Все они перед казнью раскаялись, но Иосиф Волоцкий говорил, что раскаяние, вынужденное пылающим костром, не истинное, и не должно спасти их от смерти.
Вероятно, будет уместным пояснение, относительно слов «жидовствующие,  жид».

В данном случае это не ругательство, не презрение, как принято считать в сегодняшней  России – это историческое, древнеславянское  название приверженцев иудаизма. Так иудеев называли в Киевской Руси ещё во времена идолопоклонства. Постепенно на Руси слово «жид» стало принимать негативное значение, ибо связывалось оно с арендатором, ростовщиком, скрягой, шинкарём, спаивающим народ... Естественно, что на иудеев многие простые люди смотрели, как на людей нехороших. От слова «жид» произошли слова «жадный», «жадюга», «жидомор»…
В 1787 году Екатерина II, по просьбе иудеев города Шклов, дала согласие на использование в официальных бумагах слова «еврей» (буквально – «пришедший из-за реки», «пришелец»). Тем не менее, форма «жид» существовала до 1870 года, после чего была официально заменена на форму «еврей». Но, вплоть до 1917 года, слово «жид» в русском языке, в том числе  и  литературном,  существовало. А вот, начиная со второй четверти ХХ века, это слово в России, в Советском Союзе стало бранным. Кстати,  с подачи самих же иудеев, крайне негативно принимавших его употребление. А запрет, как известно, некоторых провоцирует.  В отличие от России у восточных славян: поляков, словаков, чехов, литовцев, как и в венгерском языке, слово «жид» означает, как иудея, так и еврея вообще и не считается бранным. Там, например, во многих городах есть или была раньше Жидовская улица.

Время царствования Иоанна, вошедшего в историю под именем  Ивана III – это время великих открытий мирового значения. Христофор Колумб открыл Америку, Васко де Гама открыл Индию, Гуттенберг и Фауст изобрели книгопечатание, совершившее мировую революцию в распространении знаний…  А что же Россия?
Почти три века она жила сама по себе, борясь за существование, почти не участвуя в меняющейся жизни Европы. Орда и Литва,  словно две «берлинские» стены, заслоняли Россию от остального Мира. И только при Иване III «стена» стала понемногу разрушаться: силой и хитростью разрушая царство Орды, укорачивая влияние Литвы, он строил целостное Российское государство. При нём создавалось войско, подчинявшееся единой цели. Разумеется, успехи добывались ценой строгости и жестоких наказаний, причём, не взирая на знатность и прежние заслуги провинившегося или непокорного. Самым мягким наказанием было лишение сана и всенародное сечение розгами.
Иоанн лично создал Уложение – документ, включающий в себя современную конституцию, уголовный и хозяйственный кодексы. В своих деяниях Иоанн не отделял себя от Православной церкви, всячески способствовал укреплению российского духовенства. 
Шли годы царствования Иоанна – здоровье его ухудшалось. В 1503 году, в присутствии знатнейших бояр и князей, он написал завещание, объявив старшего сына Василия Иоанновича преемником монархии, государем всей России. Василию уже  было 25 лет, что по меркам того времени считалось возрастом довольно зрелым, но он ещё не был женат. Иоанн искал сыну подходящую иностранную невесту. Почему именно иностранную?
Политика того времени осуждала брачные союзы государей с подданными. На первый взгляд кажется, что это предательство государственных интересов, но на самом деле обычай этот не лишен глубокого смысла.
Защита государства! Чтобы избежать влияния свойственников, требующих особого к себе отношения со стороны государя. Родовые вельможи, пользуясь исключительными правами, всегда употребляют родственную связь в свою пользу,  считая, что они имеют какие-то особые права. Это вносит разлад, нарушается справедливость, возникают распри и недовольства между подданными. Часто во вред государству. По этой причине  Иоанн желал женить сына на дочери короля Дании. Но… тогда не сложилось.
 
Осуществилась мечта «монарха» 363 года спустя. В 1866 году 19-летняя дочь датского короля Христиана IХ Дагмар, «красавица Минни» стала женой Александра Александровича, будущего самодержца Российского Александра III, вошедшего в Историю, как «Император-Миротворец». Приняв православие, и имя Мария Фёдоровна, датская принцесса Дагмар стала Российской Императрицей, любящей женой и матерью последнего Русского императора Николая II.
Жизнь у неё сложилась трагически: она пережила мужа и всех четырёх сыновей. Покинула Россию в апреле 1919 года из Ялты на английском дредноуте «Мальборо». Умерла Мария Фёдоровна в 1928 году в эмиграции, в Дании. Похоронена в усыпальнице Кафедрального собора в датском городе Роскилле, рядом с прахом родителей. Завещала же похоронить себя в России, рядом с мужем.
После развала Советского Союза в результате длительных переговоров между правительством России и Дании было решено перенести прах Марии Фёдоровны в Россию. 23 сентября 2006 года на датском корабле «Эсберн Снаре» прах отправили в Кронштадт. Через три дня гроб с останками Марии Фёдоровны был захоронен в соборе Петра и Павла Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, рядом с могилой мужа – предпоследнего Российского Императора Александра III Александровича Романова. 

Тогда же пришлось Иоанну, вопреки правилу, женить Василия на подданной. Жених выбрал из 1500 благородных девиц, Соломонию Сабурову, дочь весьма незнатного сановника.
 Благое намерение царя – не вступать в родство с князем или боярином. Но как это часто бывает, известно: «благими намерениями вымощена дорога в ад». Так случилось и в этом случае. В царствование Василия отец Соломонии был возвышен в степень боярина, а родственники Годуновы приблизились к трону, что в будущем станет виною ужасных для России бедствий.
Умер Иоанн в октябре 1505 года, в царствование вступил его сын Василий. Его правление это продолжение дел Иоанновых. Прежде всего, нужно было подтвердить союз с Крымским ханом Менгли-Гиреем, ибо он был крайне выгоден России в борьбе с Литвой. Хотя Крымское ханство и было союзником ненадёжным, часто нарушавшим обещание и делавшим набеги на русские земли. Требовала  мщения измена царя казанского Магмет-Аминя.
В 1509 году, под угрозой применения военной силы, Магмет-Аминь клятвенною грамотой признал свою зависимость от России. Но оставалась Литва. С ней не было войны, не было и крепкого мира. Так, временное перемирие…
Если внутри России утвердилось некоторое спокойствие, то оставался независимым от России древний русский город Псков. По сути, Псковская земля, как и ранее Новгородская республика, жили по своим законам: имели народное правление – вече, и граждане считались свободными в своих действиях, что в условиях самодержавия было недопустимо.
В январе 1510 года, под угрозой применения силы, псковитяне покорились воле царя: законодательная власть в лице вече, ликвидирована. Вся власть переходила в руки царских наместников. Более шести веков Псков, основанный славянами-кривичами, жил по своему гражданскому уставу, теперь его жители должны были жить, как все остальные княжества российские.
В 1514 году войско Василия приступом взяло Смоленск – русский город, находившийся сто десять лет под властью Литвы.
Противостояние между Литвой и Московией, когда многие русские города и земли попали под влияние Литвы, изобилует многочисленными предательствами князей и бояр, как со стороны литовских, так и русских.
Одним из таких предателей-перебежчиков был воевода Евстафий Дашкович. Сначала он перебежал из Литвы к Иоанну, потом снова перебежал к литовцам. Получил от Сигизмунда во владение Канев и Черкассы, создал на Днепре ополчение из казаков, ставшее позже Запорожской сечью. Она преграждала путь крымским татарам в Литву.
Если рассмотреть период царствования Василия в целом – это было время крайне неустойчивое для Государства Российского. Бывало, что государство держалось буквально на волоске.
В 1521 году Крымский хан Магмет-Гирей возобновил дружбу с Литвою и отправил своего брата Саипа для захвата власти в Казани. Саип-Гирей с войском появился под стенами Казани, без сопротивления вступил в город и был признан царём Казанским. Но на этом агрессия татар не закончилась.
Подчинив Казань, Магмет-Гирей стал укрепляться. Собрав крымцев, поднял ногаев, соединился с атаманом литовских казаков Евстафием Дашковичем – вся эта разномастная рать двинулась на Российскую столицу. Одновременно Саип-Гирей Казанский со своим войском выступил по направлению к Москве. Два хана объединились под Коломной. Там, где проходили захватчики, земля русская превращалась в пустыню: людей убивали без числа, брали пленников тысячами, оскверняли и разрушали православные храмы.
До Москвы татарам оставалось несколько вёрст.
Предвидя худые последствия для Москвы, бояре решили обезоружить Магмет-Гирея богатыми дарами. Хан тоже был не уверен, что он может взять приступом хорошо защищённую Москву, согласился уйти, если великий князь Василий обяжется грамотою платить ему дань. Василий грамоту выдал, но хан не ушел, а отвёл войско к Рязани, решив, если не удалось взять Москву, можно покорить Рязань.
Литовцы и татары большим числом стали под стенами Рязани, готовясь к штурму. Но Рязань сдаваться не собиралась. Рязанский пушкарь, немец, по фамилии Иордан, настроил пушку, а затем жахнул в толпившихся захватчиков. Выстрел был настолько удачным, что множество врагов полегло, остальные в страхе начали разбегаться. Рязань была спасена, хотя нашествие варваров на Русь оказалось крайне тяжелым: тысячи русских пленных невольников были угнаны и проданы на рынках Кафы и Астрахани, слабых и престарелых убивали дети крымцев, осваивая на беспомощных стариках науку, убивать людей. Так гласит летопись – История.
К важным событиям того времени следует отнести вторичную женитьбу Василия. Уже двадцать лет он жил в браке с Соломонией, но детей не было. Годы шли, Василий старел, а наследника на царство всё нет. Бояре посоветовали Василию развестись и жениться на той, что может родить наследника. Соломония добровольно отказываться от брака и заточения в монастырь, не согласилась. Тогда, как обычно и поступали, её насильно постригли в Рождественском девичьем монастыре. Через два месяца государь женился вторично на княжне Елене, дочери литовского князя Василия Глинского. При этом с благословения митрополита дважды были нарушены церковные каноны.
Шел 1526 год от Рождества Христова. Новая женитьба дала желанный результат, хотя и не сразу. Тем не менее, в августе 1530 года у Елены Глинской родился сын, наречённый Иоанном. Скончался Василий в декабре 1533 года в муках душевных и физических.
Сей Великий князь вошёл в Историю многими деяниями в деле становления Российского государства. Он уже с полным правом мог именовать себя царём всея Руси. И эта Русь уже была настолько значительной, как никогда раньше в Истории.
В сношениях с другими государствами он подписывался:
«Великий государь Василий, Божиею милостию Царь и Государь всея Руси и Великий князь Владимирский, Московский, Новогородский, Псковский, Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий князь Новагорода Низовской земли, и Черниговский, и Рязанский, и Волоцкий, и Ржевский, и Бельский, и Ростовский, и Ярославский, и Белозерский, и Удорский, и Обдорский, и Кондинский, и иных».
Василий не чурался привлекать на службу иноземцев, если видел их полезность для России. Не забывал, что у Московии число противников не уменьшается. Для защиты важных городов были построены крепости с каменными стенами: в Нижнем Новегороде, Туле, Коломне и Зарайске. Коширу и Чернигов укрепили земляным валом и деревянными башнями. Не забыта была и Москва: кремлёвские рвы обложили кирпичом. Помня, что вера Православная скрепляет государство, в царствование Василия многие, бывшие доселе дикими племена, были обращены в веру Спасителя.
Летописи свидетельствуют, что не только победами России отмечено это время, но и многими несчастьями природного характера. Страшные болезни временами выкашивали десятки тысяч человеческих жизней, а капризы природы дополняли трагедии. Летом 1525 года южные части России поразила страшная засуха, в 1533 году засуха повторилась: «…болота и ключи иссохли, леса горели; люди в день не распознавали друг друга в лицо и задыхались от дымного смрада; птицы не могли парить в воздухе…»
И, наоборот, в 1518 году пять недель, не переставая, лили дожди – реки вышли из берегов, поля затопило водой…


Рецензии