Интеллигенция США в начале 20 века

В начале 20 века, в результате экономического кризиса, охватившего многие страны Зап. Европы, такие, как Ирландия, Италия, Испания с Португалией, Польша и другие славянские страны, не исключая Россию, в Соединенные Штаты хлынул огромный поток переселенцев. Иммигранты "оседали" в основном, в штатах, расположенных на востоке США. Большинство переселенцев были - из аграрных районов Европы, и, часто, просто спасались от голода вместе со своими, как правило, многочисленными семьями. В большинстве своем приезжие были неграмотны, английского языка не знали. В стране (США) тоже был экономический кризис ( великая депрессия 20-х). Работы практически не было, ищущих работу - очень много людей. Часто, стараясь заработать хоть что-то приезжие усиливали "криминальные тенденции", всегда присутствующие во времена эк. кризисов. Помимо всего прочего, у приезжих людей показатели смертности от разл. болезней (особенно - детской) были удручающими. "Бедствие" приобрело характер чуть - ли не "национальной катастрофы". Парламент обсуждал пути выхода из сложившегося положения. Решающую роль в выходе из экономического кризиса сыграли программы, разработанные классиками -экономистами, такими, как, например, Чаянов. ( Русский экономист, вынужденный эмигрировать, имя которого до сих пор больше известно в США, нежели в России). А "переломить" нежелательную ситуацию в социальной сфере (неграмотность, высокую смертность в среде иммигрантов, в какой-то мере - и "криминальность" помогла интеллигенция тех штатов, где иммигранты проживали. Что представляла из себя эта "интеллигенция"? В своей основе - это были старожилы этих мест, в основном - католики (но были и протестанты, и представители разл американских христианских орденов и течений. От своих "исторических предков" - британцев они унаследовали уважение к человеческой личности и представление о безусловной ценности человеческой жизни. Кроме того, будучи христианами, часто - потомственными, они не расценивали идею о личном обогащении, как самую верную и "самую американскую". Это были люди непохожие на всем известную Скарлетт О,Хара. Их идеалом, как людей глубоко религиозным было служение людям. В большинстве своем это были женщины, иногда - матери или бабушки семейств, иногда - старые девы, иногда - юные девушки и юноши, внуки вышеупомянутых бабушек. Хождение в народ этих людей прежде всего ставило перед собой две цели: 1. Научить (бесплатно, разумеется) приезжих говорить по английски. Детей приезжих постараться научить не только говорить, но и писать по-английски. 2. Привить иммигрантам правила хотя-бы элементарной гигиены. Многие приезжие не знали даже о существовании мыла, не говоря уж о зубной щетке. Не знали, как бороться с клопами, вшами, и.т.д. - как и в сельской местности России, а позднее - СССР. Деятельность интеллигенции США была похожа на деятельность народников и толстовцев, хотя многие "отечественные народники" (а -вслед за ними - большевики) были атеистами. Еще одно отличие-то, что и "просветители" и "просвещаемые" в США имели такую общую точку соприкосновения, как христианство. (Приезжие, практически все были христиане, а в основном - католики). В России, как известно, народ (крестьянское население) был в большинстве своем христианским, хотя и озлобленным войнами и голодом, но все же - христианским, в отличие от атеистов - просветителей ( хочу сразу оговориться, что многие отечественные просветители , так же, как и крестьяне, были православными, и еще - не следует умалять заслуги Православной Церкви и духовенства в облегчении бед крестьянства.). Это - строительство школ, больниц, приютов, разного рода благотворительная деятельность. Но я не буду здесь углубляться в Российскую историю. Я прежде всего хочу "развеять миф" об "американской идее", как об "идее обогащения", прежде всего и "любой ценой". Отчасти - это так. Ведь "не от хорошей жизни" приехали в США в начале прошлого века все эти полуголодные европейские переселенцы. Они, прежде всего, бежали от нищеты и голода.  Кризисы и голод в Зап. Европе, по-моему, лучше всего описал К.Гамсун. Из истории нам известен страшный голод в Поволжье, затем - на Украине, в Казахстане. Насколько мне известно, последний голод был В СССР в 1947. Поэтому так понятна клятва Скарлетт О,Хара - "Я больше не буду голодать!" - клялась она Небу. (и она была не очень-то разборчива в средствах достижения своей цели). Но имеем ли мы право "осудить ее"? Думаю, что - нет. Чтобы имет такое "право" надо сначала самому "судящему" поголодать как-следует, а потом уже - судить. Голод и нищета - это страшные испытания для людей. Во всех случаях массового голода - в Китае в20-гг прошлого века, в блокадном Ленинграде, в Поволжье, на Украине описаны случаи людоедства. Это одно говорит о многом...
  Америка Скарлетт в США все-таки "ушла в прошлое". Конечно, в США есть всякие "бездомные, нищие, негры несчастные" о которых так любила писать советская пресса, но разве в России нет БОМЖей? Нет нищих? Все знают, что -есть. И иммигранты - тоже есть. И есть, к сожалению такой "криминал" в "околовысших кругах", о котором умолчать не могут даже такие газеты, как "Известия", по сравнению с которым какой-нибудь кассир, обсчитавший тебя выглядит ангелом. Цель данного опуса - прежде всего, показать неправильность представления о США, и их национальной идее, как исключительно идее обогащения. (Вспомним Ельцина, сказавшего, что частная собственность -священна и неприкосновенна - чем не "американский дядя?"). И -еще раз подумать о состоянии и возможных путях выхода из кризиса (экономического, социального), в современной нам России, о роли интеллигенции в ее и истории различных стран.


Рецензии