Ключ Нептуна
На месяц вышла из строя одиннадцатая камера шлюза. Вдвойне пришлось потрудиться оставшейся, двенадцатой камере. А за скольких пришлось работать каждому из работников шлюза? Жены прямо сюда, к месту аварии, приносили мужьям обед. В тридцать дней напряженнейшей работы обошлось людям движение одной легкомысленной руки.
А он, виновник беды, тоже работал рядом с другими, из начальников вахты переведенный в рядовые. Он работал, а вокруг него был вакуум отчуждения и холода. Человек на шлюзе не имеет права позволить себе ошибку. И ему никто не посочувствовал. На общем собрании так и сказали: тот, кому доверено управлять стихией, должен быть достоин высокого своего назначения.
Когда створки шлюза снова пропустили караван судов, тот человек ушел совсем. Он не выдержал испытания своей властью, и товарищи не простили его.
Красивая работа у шлюзовиков. Они стоят на водяном пороге Волги и Рыбинского моря. А ключ от моря в руках Нептуна – вахтенного начальника.
Мне разрешили подняться на пульт управления, когда там «царствовал» Нептун - Арий Николаевич Иванов. Нет, у него не было специальных нептуновских отличий – короны и трезубца. Вместо них – наушники радиостанций и бинокль в руках. Но он, как морской царь, одним движением руки поднимал и опускал уровень воды, легким прикосновением пальца будил в толще вод стремительные смерчи.
Пульт управления – в самом верхнем зале высокой шлюзовой башни, окруженной балкончиками. Ковры заглушают шаги, разноцветные лампочки сияют на мнемонической схеме. Один человек и подчиненная ему автоматика управляют всем сложнейшим организмом уникального гидротехнического сооружения.
Чайка, играя, кувыркнулась в глубь бетонного колодца камеры, когда прозвучал над шлюзом голос начальника вахты:
- Первым шлюзуется теплоход «Артек», потом самоходка «Лысково», дальше баржа «Криуши»… Следите за швартовыми…
И послушные приказу суда осторожно заходят в шлюз, смирно выстраиваясь у его стенок. Отсюда, с балкончика пульта управления, отчетливо виден каждый штрих их надстроек, каждый человек на палубах. Красавец «Артек» стоит гордый и немножко высокомерный среди своих низкорослых соседей. Несколько минут назад мы познакомились с его капитаном Николаем Андреевичем Загинайко. Он рассказал нам коротенькую биографию «Артека». Это морской теплоход. Он построен в Болгарии и совершает свой первый путь из Одессы в Таллин. Идет пока еще без пассажиров . Из Таллина «Артек» будет ходить в Хельсинки, перевозить 250 туристов.
А для капитана сегодняшний путь какой? Николай Андреевич затрудняется с ответом:
- Лучше сказать, пожалуй, где я не был, чем перечислить знакомые уже порты. Стокгольм и Копенгаген, Италия и Франция.
Рядом с «Артеком» швартуется «Лысково». Всю обширную палубу ее занимают блестящие серовато-белые «Волги», «пассажирки» из Горького. На рубке надпись – «Экипаж коммунистического труда», «Криуши» - тоже коммунистический коллектив.
Начальник вахты нажимает черный ключ. Я вижу на схеме, как все ближе и ближе сходятся две черные стрелки – это закрываются 800-тонные ворота шлюза. Поднимаются затворы – где-то под днищами судов бьют мощные потоки воды, бережно поднимая суда на 17 метров вверх. За семь минут наполняется камера. Медленно падает в шлюз стальной затвор - граница реки и водохранилища. Путь в море открыт! Освободившуюся камеру занимают гиганты-баржи «Волхов-ГЭС», «Волго-Дон-14»…
А в это время «Волго-Дон-12» , только что подошедший к шлюзу, мечет громы и молнии через радиостанции. Морской громадине хочется как-нибудь юркнуть без очереди в шлюз. Но не помогают ни серьезные слова, ни ласковые просьбы. Нептун неумолим. Точность, порядок – главный закон на шлюзе.
Вся жизнь на шлюзе подчиняется вахтенному начальнику. Прибор подсказал – выросла нагрузка при закрытии ворот, видимо, мешает какой-то посторонний предмет. Короткий приказ и идет под воду водолаз. На этот раз ничего страшного - автомобильная покрышка сорвалась с борта какого-то судна.
В шлюзовых башнях множество подземных галерей и множество запертых таинственных дверец в верхних этажах. Ключи от них у вахтенного. Только вот он выдает их, записывая, кто и в какое время открыл ту или иную дверцу. Посторонним там нечего делать. Посторонний может только помешать безошибочным механизмам.
Коллектив гордится своим хозяйством и бережет его. Наш шлюз - уникальное сооружение, нет подобных ему на Волге и по времени наполнения, и по коэффициенту использования сливной призма? Представьте себе эту строгую геометрическую фигуру - она передаст вам форму воды в камере шлюза. Чем бережнее используются эти прозрачно-зеленоватые кубометры воды, тем производительнее работа коллектива.
На будущий год исполнится двадцать пять лет шлюзу. Еще и сейчас работают на нем люди, размечавшие пойму реки, закладывавшие первые кубометры бетона , рукоплескавшие первому судну «Гражданка», проложившему путь через шлюз.
С двоими из них нам удалось познакомиться. Это первые прорабы стройки Анастасия Яковлевна Болгина и Борис Сергеевич Егоров.
Борис Сергеевич – уже два года как пенсионер. Но когда мы спускались в подземные галереи, где толстыми черными змеями закручивались 47 километров провода, как мне было успеть за юношески ловкими движениями этого седовласого человека. По узким паутинкам-лесенкам он бежал, не глядя под ноги, как ходим мы по своим квартирам. Не было места на шлюзе, о котором не привел бы он интереснейшие цифры и факты. Недаром все экскурсии доверено вести ему топографу Егорову, первому ударнику коммунистического труда на шлюзе.
Анастасия Яковлевна - начальник группы исследования. Это врач, каждый день, каждый час заботливо следящий за здоровьем шлюза. Осадка сооружения, температура воды, воздуха, состояние грунта – все она знает. Шурша разворачиваются чертежи. На них отмечены… трещины. Каждая морщинка на могучем теле шлюза отмечена Анастасией Яковлевной. Зимой, когда из камер спускается вода, инженер Болгова осматривает стены и дно шлюза. И «лечит» трещины, для этого используются разные «лекарства». А история двух трещин длиной в 7,5 метра зафиксирована в специальной папке. Когда были использованы все средства, Анастасия Яковлевна обратилась за помощью в проектно- технологический институт. Молодые ученые Наташа Абрамова и Лев Дудукин , осмотрев необычного «больного», сказали: попробуем. Это был сложный эксперимент. Но трещину «вылечили» при помощи эпоксидной смолы.
За эти годы многое изменилось на шлюзе. Все больше автоматизируется процесс шлюзования. Новые суда привел к затворам шлюза Волго-Балт. Могучие баржи-тяжеловесы, морские красавцы-теплоходы требуют от начальников вахт особенно внимательной работы и больших знаний в области судовождения.
… Уходят суда в море. Приветствуя их, подняла руку скульптура – символ Волги. И бьются у ее ног чайки.
Переборы.
Юность, 19 июня 1965 г.
Свидетельство о публикации №216050401766