Ключ Нептуна

     Для беды достаточно оказалось легкого поворота  черной рукоятки  ключа. Автоматика, послушная воле невнимательного человека, устремила  могучий поток воды на несколько секунд раньше положенного срока. Представляете, как хлопает дверь от внезапного порыва ветра? Так же! Но створка весит 400 тонн. И неверное движение руки начальника вахты  сорвало тяжелую стальную перекладину, трещиной разорвало бетонный подпятник, на который опиралось основание ворот.

     На месяц вышла из строя  одиннадцатая камера  шлюза. Вдвойне пришлось потрудиться оставшейся, двенадцатой камере. А за скольких пришлось работать каждому из работников шлюза? Жены прямо сюда, к месту аварии, приносили мужьям обед. В тридцать дней напряженнейшей работы обошлось людям  движение одной легкомысленной руки.

     А он, виновник беды, тоже работал рядом с другими, из начальников вахты переведенный в рядовые. Он работал, а вокруг него был вакуум отчуждения и холода. Человек на шлюзе не имеет права позволить себе ошибку. И ему никто не посочувствовал. На общем собрании так и сказали:  тот, кому доверено управлять стихией, должен быть достоин  высокого своего назначения. 

     Когда створки шлюза снова пропустили караван судов, тот человек ушел совсем. Он не выдержал испытания своей властью, и товарищи не простили его.

     Красивая работа у шлюзовиков. Они стоят на водяном пороге  Волги и Рыбинского моря. А ключ от моря в руках Нептуна – вахтенного начальника.

     Мне  разрешили подняться на  пульт управления, когда там  «царствовал» Нептун -  Арий Николаевич Иванов. Нет, у него не было специальных нептуновских отличий – короны и трезубца. Вместо них – наушники радиостанций и бинокль в руках. Но он, как морской царь, одним движением руки поднимал и опускал уровень воды, легким прикосновением пальца будил  в толще вод  стремительные смерчи.
Пульт управления – в самом верхнем зале высокой шлюзовой башни, окруженной балкончиками.  Ковры заглушают шаги, разноцветные  лампочки сияют  на мнемонической схеме. Один человек и подчиненная ему автоматика управляют всем сложнейшим  организмом  уникального гидротехнического   сооружения.

     Чайка, играя, кувыркнулась в  глубь бетонного колодца камеры, когда прозвучал над шлюзом  голос начальника вахты:

     - Первым шлюзуется  теплоход «Артек», потом самоходка  «Лысково»,  дальше баржа  «Криуши»… Следите за швартовыми…

     И послушные приказу суда осторожно  заходят в шлюз, смирно выстраиваясь у его стенок. Отсюда, с балкончика пульта управления, отчетливо виден каждый штрих их  надстроек, каждый человек на палубах. Красавец «Артек» стоит гордый и немножко  высокомерный среди  своих низкорослых соседей. Несколько минут назад  мы познакомились  с его капитаном  Николаем    Андреевичем  Загинайко. Он рассказал нам коротенькую  биографию «Артека». Это морской теплоход. Он построен в Болгарии и совершает свой первый путь из Одессы в Таллин. Идет пока еще без пассажиров . Из Таллина  «Артек» будет ходить в  Хельсинки, перевозить 250 туристов.

     А для капитана сегодняшний путь какой? Николай Андреевич затрудняется  с ответом:

     - Лучше сказать, пожалуй, где я не был, чем перечислить знакомые уже порты. Стокгольм и Копенгаген, Италия и Франция.

     Рядом с «Артеком» швартуется «Лысково». Всю обширную палубу  ее занимают блестящие  серовато-белые «Волги»,  «пассажирки» из Горького. На рубке надпись – «Экипаж коммунистического труда», «Криуши» - тоже коммунистический  коллектив.
Начальник вахты нажимает черный ключ. Я вижу на схеме, как все ближе и ближе  сходятся две черные стрелки – это закрываются  800-тонные ворота шлюза. Поднимаются затворы – где-то под днищами судов бьют мощные  потоки воды, бережно поднимая  суда на 17  метров вверх. За семь минут наполняется камера. Медленно  падает в шлюз стальной  затвор -  граница реки и водохранилища. Путь  в море открыт! Освободившуюся камеру  занимают гиганты-баржи «Волхов-ГЭС», «Волго-Дон-14»…

     А в это время  «Волго-Дон-12» , только что подошедший к шлюзу, мечет громы  и молнии через  радиостанции. Морской громадине хочется как-нибудь юркнуть без очереди в шлюз. Но не помогают ни серьезные слова, ни ласковые просьбы. Нептун неумолим. Точность, порядок – главный закон  на шлюзе.

     Вся жизнь на шлюзе подчиняется  вахтенному начальнику. Прибор подсказал – выросла нагрузка при закрытии ворот, видимо, мешает какой-то  посторонний предмет. Короткий приказ и идет  под воду  водолаз. На этот раз ничего  страшного -  автомобильная покрышка  сорвалась с борта какого-то судна.

     В шлюзовых башнях множество подземных галерей и множество запертых таинственных дверец в верхних этажах. Ключи от них у вахтенного. Только вот   он выдает их, записывая, кто и в какое время открыл ту или иную  дверцу.  Посторонним там нечего делать. Посторонний может только  помешать безошибочным механизмам.

     Коллектив гордится своим хозяйством и  бережет его. Наш шлюз  - уникальное сооружение, нет подобных ему на Волге и по времени наполнения, и по коэффициенту  использования  сливной призма?  Представьте себе эту строгую геометрическую фигуру -  она передаст вам  форму воды в камере шлюза. Чем   бережнее используются эти прозрачно-зеленоватые кубометры воды, тем производительнее работа коллектива.

     На будущий год исполнится  двадцать пять лет шлюзу.  Еще и сейчас работают на нем люди, размечавшие пойму реки,  закладывавшие  первые кубометры   бетона , рукоплескавшие первому судну «Гражданка», проложившему путь через  шлюз.
С двоими из них нам удалось познакомиться.  Это первые прорабы  стройки Анастасия Яковлевна  Болгина и Борис Сергеевич  Егоров.

     Борис Сергеевич – уже два года как  пенсионер. Но когда мы спускались  в подземные  галереи, где  толстыми черными змеями  закручивались 47 километров  провода, как мне было успеть за юношески ловкими движениями этого  седовласого человека. По узким паутинкам-лесенкам он бежал, не глядя под ноги, как ходим  мы по своим квартирам. Не было места на  шлюзе, о котором не привел бы он  интереснейшие цифры  и  факты.  Недаром все экскурсии доверено вести ему топографу Егорову, первому ударнику коммунистического труда на шлюзе.

     Анастасия Яковлевна  - начальник  группы исследования. Это врач, каждый день, каждый час заботливо следящий  за здоровьем шлюза. Осадка сооружения,   температура воды, воздуха, состояние  грунта – все она знает.  Шурша разворачиваются  чертежи. На них отмечены…  трещины. Каждая морщинка на  могучем теле шлюза отмечена Анастасией  Яковлевной. Зимой, когда из камер спускается  вода, инженер Болгова осматривает стены и дно шлюза. И «лечит» трещины, для этого используются разные «лекарства». А история  двух трещин длиной в 7,5 метра  зафиксирована в специальной папке.  Когда были использованы все средства, Анастасия Яковлевна обратилась за помощью в проектно- технологический институт.  Молодые ученые   Наташа Абрамова  и Лев   Дудукин , осмотрев необычного «больного», сказали: попробуем. Это был сложный  эксперимент.  Но трещину  «вылечили» при помощи эпоксидной  смолы.

     За эти годы многое изменилось на шлюзе. Все больше автоматизируется  процесс  шлюзования.  Новые суда  привел к затворам  шлюза  Волго-Балт. Могучие баржи-тяжеловесы, морские красавцы-теплоходы  требуют от начальников вахт особенно внимательной работы и больших знаний  в области судовождения.

     … Уходят  суда в море. Приветствуя их, подняла  руку скульптура – символ Волги. И бьются у ее ног чайки.

Переборы.

     Юность, 19 июня 1965 г.


Рецензии