Время смыслов. Глава 100

1. В прошлой 99 главе мы начали разбираться в том,как фрагментономика GED одна из наиболее негативных, ориентированных на эксплуатацию, понижение жизненного тонуса и разрушение внутренней реальности попавших в ее жернова индивидов и социальных групп парадигм социальной идентичности влияла на положение бедной части белого населения рабовладельческого Юга. Как я уже отмечал эта парадигма нередко встречается в истории рыночных обществ от древности до наших дней. Когда она получает преобладание и замещает собой более продуктивные и творческие социальные (в том числе и рыночные)парадигмы идентичности, массы социально деморализованных бедняков переживают процесс люмпенизации, обнищания, маргинализации и радикализации.

2. Особенностью Юга с его аграрной неформальной экономикой и сравнительно обширными незанятыми (после изгнания индейцев на Запад)пространствами было наличие значительных возможностей для экономического выживания люмпенизированного белого населения на обочине общества и даже за его пределами.Но речь в данном случае шла только о выживании, а никак не о развитии.

3. Харриэт Бичер Стоу в опубликованном в 1854 г. сборнике документальных материалов с длинными авторскими вступлениями, обьяснениями и комментариями, призванном продемонстрировать своим многочисленным читателям реальные факты и обстоятельства, на которых она основывала свое изображение рабовладельческого Юга в Хижине дяди Тома, уделяет "белому мусору" (так черные рабы и аристократия называли это деморализованное белое население) особую главу. Вот что она пишет:

1. Распределение земли на крупные плантации и связанная с этим распыленность населения делает нереальной любую систему общего школьного образования (существовавшую в это время во многих северных штатах, особенно на Северо Востоке, в Новой Англии, где подавляющее большинство населения было к этому времени грамотно ЛБ). 2. То же самое относится к проповеди Евангелия. 3. Деградация идеи трудовой активности,которая происходит вследствие порабощения рабочего класса до большой степени препятствует уважаемым,принадлежащим к среднему состоянию работникам селиться на Юге или способствует их эмиграции оттуда.Там, где плотников, кузнецов и каменщиков вместе с их орудиями каждый день обьявляют на продажу наряду с лошадьми, свиньями и другим скотом думающий,обладающий чувством собственного достоинства мастеровой,каких очень много в свободных штатах, может видеть много поводов для раздражения и отвращения. Они могут какое то время с этим мириться, но только,скрепя сердце,и рады первой возможности уехать на Север. (Beecher Stowe 1854,365-366).

4. Общее образование, интерес к знаниям,к самообразованию, к независимому мышлению и ориентированность на принцип должного (контекстное поле абстрактных норм и принципов А) о распространении которых в среде северного рабочего класса здесь пишет Бичер Стоу, это в терминах нашей матрицы черты периномики ABGE, верхней горизонтальной четырехугольной парадигмы идентичности, распространение которой происходит параллельно с развитием смежной с ней нижней горизонтальной дианомной EGCD(но не фрагментономной!)рыночной парадигмы.

5. Общей у обеих этих четырехугольных парадигм идентичности, нижней и верхней, дианомики и периномики является центральная горизонтальная коммуникативная линия равного эгалитарного взаимодействия и общения между "своми" G(инсайдерами)и "чужими" Е (аутсайдерами), то есть та самая линия, которая внутри южной фрагментономики оказывается линией непримиримого антагонистического конфликта между "своими" и "чужими".

6. Помимо этого устремленность к должному А (в религиозном или в светском смысле) характерна для восходящих, способствующих социальному продвижению и социальным лифтам контекстных установок в таких транспозиционных парадигмах идентичности, как северная аллономика HAD,с ее референциальной линией HA,соединяющей ценное Н с должным А и определяющей восхождение работника от безличного обьекта трудового процесса и создателя потребительских ценностей(контекстное поле Н обьектов и ценностей в центре нижней горизонтальной репрезентационной линии CD матрицы идентичности)к разумному, сознательному участнику коллективного процесса реализации должного (контекстное поле принципов и норм А) внутри общественной жизни.

7. Именно на аллономику, как на альтернативу рабовладельческой фрагментономике GED, в первую очередь опирался Линкольн в своей интересной критике лежневой теории общества идеолога южного рабства Хэммонда,предполагавшей пассивность,приниженность, рабское существование работников внутри контекстного поля мира D, как основу любого стабильного общественного устройства.Об этом выступлении Линкольна речь у нас пойдет позднее,через несколько глав,а теперь (в следующей главе) нам предстоит вернуться к разбору длинного свидетельства Бичер Стоу о положении превращенной в "белый мусор" южной бедноты,которое мы прервали в самом начале ради контекстологического комментария.

8. Контекстологический анализ значительно замедляет наше продвижение вперед, заставляя нас вдумываться в каждое слово наших источников. Но в результате это движение вперед оказывается более интересным и продуктивным. И может быть в конце концов черепаха здесь если и не быстрее,то во всяком случае предпочтительнее зайца.

Конец главы.


Рецензии