Интеллигенты в коммуналках не живут
Это было недавно, это было давно
Для того чтобы согласиться с этим утверждением, вначале давайте вы-скажем наше понимание как интеллигентности, так и коммуналки.
Если описывать интеллигентность с позиции отрицания, я хочу сказать с перечислением того, чего интеллигент не сделает никогда, то: он не сделает никому ничего назло, не сподличает, не выругает никого матом, не будет никому хамить, не будет в быту воровать, не будет обкуривать некурящих (даже если официального запрета так и не будет), не будет ходить полуголым, и т.д.
В то же время у него должна быть правильная речь, приличное знание классической литературы, реальная шкала самооценки и самодисциплины – то есть не напиваться в стельку и понимать, что его вокал, за стеной может восприниматься неадекватно, разбираться хоть как-то в направлениях живописи и музыки, иметь самоуважение и не обижать братьев наших меньших.
Вон как у Сергея Есенина:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Надеюсь, перебора в пунктах признания человека интеллигентным я не допустил, если не добрал, то мысленно добавьте и перейдем к обсуждению понятия коммуналки: Согласитесь, что если у вас в квартире живут ваши родители – это не коммунальная квартира. Даже если помимо родителей, может быть живет брат с семьей, причем дети его, довольно крикливые – это еще не коммуналка. Но вот если в квартире какую-то площадь официально занимают чужие люди, даже если они состоят в той же, политической, партии что и вы – это коммуналка. Коммуналки появились в результате Октябрьской социалистической революции, когда у состоятельных граждан стали отбирать дома и квартиры и вселять в них сторонников новой власти, как партийных, так и беспартийных. Хозяевам оставляли одну, в лучшем случае две комнаты на всю семью. Благодаря такому мероприятию властей и появилась возможность у маленьких героев рассказа «Тосик, Мура и ответственный коммунист» наблюдать за жизнью «ответственного коммуниста». Но далеко не у всех выглядело все так мило как в этом рассказе.
Вернемся, однако, к нашей основной теме.
В восьмидесятые годы прошлого столетия мне довелось несколько дней прожить в Ленинграде в коммунальной квартире образованной вышеупомянутым методом, в первые годы Советской власти. Коммунальная квартира, в которой я проживал, была с широченными коридорами (о том, как разминуться в коридоре с соседом вопрос не стоял), с огромной кухней, где у каждой проживающей семьи была своя газовая плита, свой столик и свои посудные полки. В квартире было два туалета и две ванные комнаты. Все жильцы со мной учтиво раскланивались и между собой были в дружеских отношениях.
Правда смеха в клозете как у Ю.Олеши я не наблюдал, хотя в этой квартире жилось всем свободно и легко.
И потому, когда первый же московский риэлтор, к которому мы обратились с просьбой подыскать нам комнату в квартире с интеллигентными жильцами – заявил: интеллигенты в коммуналках не живут – я не поверил.
Я то, знал что живут! Я целую неделю прожил у своих Питерских знакомых в коммуналке.
Советское, времен Н.Хрущева градостроительство не предусматривало коммунальных квартир с большими кухнями и широкими коридорами, но все же, иной раз при расселении работников руководство предприятий, даже в Москве ухитрялись в малогабаритные квартиры вселять две семьи, чем и создавали им ад.
Один мой знакомый, тогда еще холостяк, получил от предприятия ордер на одну комнату в трехкомнатной квартире и был этому рад, но семья, состоящая из четырех человек, занявшая остальные две комнаты была страшно недовольна. Как- то раз этот мой знакомый задержался со своим другом до глубокой ночи на работе – налаживали какой-то агрегат. Дом моего знакомого находился рядом с заводом, и они решили переночевать в его недавно полученной комнате. Войдя в квартиру, они первым долгом пошли отмываться от производственной грязи, но выйти из ванной комнаты им долго не удавалось из-за того, что сосед закрыл дверь ванной комнаты снаружи. Сосед был возмущен своевольным решением моего знакомого - оставить на ночь своего друга да еще дать тому пользоваться общей ванной. Они долго ругались через закрытую дверь. Сосед даже грозился вызвать милицию, хотя все они работали на одном предприятии, кончали один и тот же институт, учились на одном и том же факультете.
Одно время, мы с супругой с интересом смотрели передачу «Час суда. Дела семейные», в которой судья Е. В.Дмитриева рассматривала иски по обычным житейским вопросам. И в одной из передач рассматривалось ситуация расселения трех одиноких женщин добровольно съехавшихся в трехкомнатную квартиру. Они познакомились на отдыхе в санатории и так понравились друг другу, что решили съехаться и жить вместе. Задумано - сделано. Но через некоторое время выяснилось, что в быту у них разные пристрастия и разные понятия о ведении дома. А, казалось бы, женщины примерно одного уровня, но всё же ужиться не смогли.
А теперь представьте себе, что в одной малогабаритной квартире, где для того, чтобы разойтись в коридоре (в котором находится три холодильника и три стиральные машины) одному из проходящих приходится пятиться назад и прижиматься к стеночке. А на кухне размещены три стола и двум лицам находится там очень сложно, оказалось три разноплановые, разноуровневые семьи. Как тут можно избежать невольных стычек, когда утром нужно бежать на работу, а кто-то застрял в единственном туалете или ванной комнате.
И тут приходится ввязываться в разборки, то есть опускаться до более грубых, неотесанных граждан. Но тогда какой же он интеллигент? Или терпеть хамство и мат в свой адрес, но тогда как сохранить самоуважение? Ведь нужно после этого обсуждать вопрос замены шланга душа, вышедшего из строя, с этими же людьми. Тупик.
Теперь-то понятна философия фразы: «интеллигенты в коммуналках не живут» - они просто перестают быть интеллигентами.
.
Свидетельство о публикации №216050401841