Используйте скайп

            
                Это было недавно, это было давно
               
      Привет, КостМос, все-таки Скайп -  мировая вещь. Вот нашел я тебя и так приятно – есть с кем повспоминать былое. Что, ты тоже рад тому же? Прекрасно. Ведь теперь я занят только домашними делами и волей-неволей ворошу в памяти прошлые «подвиги»  и кажется мне, что часть из них, которая происходила в то время, когда мы с тобой работали в одной организации, должна была запомниться и тебе. А, и ты тоже не прочь кое-что вспомнить, например, вспоминаешь, как проводили первенство по футболу. Команды состояли из семи человек, и что мы не смогли (наша лаборатория) выиграть первенство СКБ. Это я тоже помню, но мне важнее, чтобы ты вспомнил, например, о том, как я взялся за задачу разделения на две равные по объему части бруса из специальной стали, раздобытого отделом материального снабжения нашего завода на закрытом предприятии с разрешения Госплана СССР, для изготовления двух валов мощных электродвигателей.   Брус этот не представлял собой правильный параллелепипед, на нем было несколько скосов и вырывов, а на заводе (в кузнечном цеху) не было столь мощного молота,  которым можно было бы произвести его осадку. Единственным выходом было разделить этот брус на две части и затем отковывать их по отдельности, для придания нужных форм под дальнейшую обработку на токарных станках. Несколько дней главный конструктор и главный технолог завода спихивали решение этой задачи друг на друга, так как при неправильном разделении второй вал их меньшего куска мог и не выйти по размерам. Главный конструктор совершенно верно указывал на то, что это технологический вопрос и пусть его решает отдел главного технолога, а главный технолог совершенно резонно заявлял, что изготовление новых изделий должно осуществляться силами отдела главного конструктора. Я был тогда в отделе главного конструктора инженером 2-ой категории и когда заявил, что я берусь этот вопрос разрешить, главный конструктор тут же согласился (быть может, он думал, что я предварительно посоветовался со своим отцом, который в то время был заместителем главного инженера завода). Обнаружив, что у бруса одна плоскость (боковая) ровная, я предложил просто с помощью мостовых кранов водрузить брус на поперечно уложенный кусок рельса и уравновесить свисающие части бруса сдвигая его, а потом чертилкой наметил линию разделения. Ах, ты даже не обратил внимания на то, что этот брус несколько дней провалялся у входа в здание технических служб, куда мы с тобой ходили каждый день? Зато помнишь, как участвовал в первенстве СКБЭ по штанге, а я был в судействе и регистрировал каждый подход участников к штанге и у тебя, даже сохранился листок с моими записями. Что ж, очень хорошо. Жаль, но может быть  помнишь о перепалке между отделами главного конструктора и главного технолога, вызванную необходимостью кому-то из них произвести разметку обечайки (отливки цилиндрической формы) для изготовления остова того же злополучного двигателя постоянного тока, когда машинный цех отказался делать это самостоятельно.

     Громадина обечайки свисала с разметочного стола, а я, находясь в ней, время от времени требуя от рабочего разметчика тот или иной инструмент, сверяясь с чертежами, осуществлял разметку с внутренней стороны обечайки, помечая, где должно быть отверстие под смотровой люк, где под подводимый к двигателю вентиляционный желоб, где отверстия под полюса главные и добавочные, а где располагать с внешней стороны детали крепления. Вдруг слышу голос отца, разговаривающего с разметчиком. Конечно, выглянул. – « А  ты что здесь делаешь? – удивился он, – Ну-ну, продолжай».
 
 Как ты и об этом не знаешь? Зато помнишь,  как я выиграл шахматный матч у нашего заместителя начальника Кириллыча, чем привел его в ярость, когда мы с тобой работали в лаборатории перспективных разработок.  А то, что я вспоминаю, происходило в то время, когда я был в отделе главного конструктора, а ты в СКБЭ и эти мои «подвиги» прошли мимо тебя?  Хорошо, но помнишь ли  ты как мы, работая уже в нашей общей лаборатории я, внедряя методы замера магнитных полей,  разработал установку для тарирования датчиков Холма и намагнитил ее так удачно, что она до сих пор способна создавать поле 12 000 гауссов в 6 миллиметровом зазоре. Это произошло после того, как наш исследовательский отдел не смог намагнитить такие же рогообразные магниты для института физики? А то, что мне пришлось делать разметку установочных стоек под испытуемые двигатели так как никто не брался за это дело, то что по моему настоянию переделали спроектированную Харьковским проектным институтом силовую схему для испытания тех же двигателей, а …, а…, впрочем, хватит, можешь не отвечать, у тебя какая-то выборочная память.

КМ. – Чудак-человек, сам же мне когда-то рассказывал, как тебя в юности разыграли твой  школьный друг со своей матерью. А дело было так: вы втроем поехали за город для того чтобы  искупаться. При этом водоеме оказалась вышка для прыжков в воду, и пока твой друг мирно плавал, ты, откровенно боявшийся высоты почему-то поднялся на самую верхнюю площадку вышки полюбоваться открывшимся видом. Но потом тебе показалось, что очень уж  позорно будет выглядеть твой спуск по лестнице – пришлось, преодолевая страх совершить прыжок в воду.  Но похвастаться своим прыжком тебе не пришлось: ни друг, плавающий почти под вышкой, ни его мама, сидящая с книжкой на берегу заявили, что прыжка твоего не видели, чем тебя страшно огорчили, так как ты только потому и прыгнул, чтоб не опозориться в их глазах. И они только через несколько лет признались, что видели твой прыжок. Хочется и мне тебя разыграть, но учитывая наш преклонный возраст, думаю, что откладывать признания на  несколько лет нельзя. Поэтому признаюсь - помню почти все. 


Рецензии