О грустном, но и смешном тоже

               
                Это было недавно, это было давно
 
        « Я не представляю, как можно обучить практически любого человека и сделать из него дипломированного философа » - эту фразу приписывают известному философу Мерабу Мамардашвили. Несмотря на эту мысль, высказанную им на одной из встреч коллег в Санкт-Петербургском университете, подкладывающую бомбу под всю систему образования в бывшем СССР, в Санкт-Петербурге М.Мамардашвили пользовался любовью и уважением не только крупнейших философов того времени – В.Г.Иванова и М.С.Когана, но и всего философского факультета университета. Круг его признания не ограничивался, конечно, этим городом. Известный скульптор Эрнст Неизвестный, проживающий последние годы в США, закончив бюст М.Мамардашвили, заявил: «Я выполнил свой долг перед величайшим философом современности ».

         Там же, в Санкт-Петербурге М.Мамардашвили в сумбурные годы перестройки обронил очень горькую, полную иронии фразу: «Если к власти в Грузии придут националисты З.Гамсахурдиа, то я буду врагом Грузии». – Конечно, он имел в виду  то, что его свободно мыслящего гражданина мира власти объявят врагом за его приверженность к СССР. Но когда З.Гамсахурдиа пришел к власти М.Мамардашвили как патриот Грузии поспешил в Тбилиси.

           Но в понимании многих в Грузии эта фраза имела иной смысл, - в ней усмотрели угрозу автора объявить войну Родине, а это уже предательство. И его затравили прямо по прибытию в аэропорт. Не выдержало сердце, он  там же скончался.
      Этот случай – страшный пример того, что иронию в некоторых случаях не понимают.
      Такой страшной аналогии со мной не может произойти, во-первых, потому, что я мало кому известная личность и мои высказывания мало кого интересуют, а во-вторых, потому, что я предпочитаю не участвовать в политических движениях и разборках.
      Другое дело, что и мне приходилось страдать и расплачиваться за мой непонятый другими юмор и иронию.

      Как-то мои друзья решили создать одно, конечно же, добровольное и юридически оформленное общество, для чего нужно было собрать учредительное собрание, на котором, как предполагалось, присутствующие должны были тут же написать заявления о вступлении в общество. Причем заявлений нужно было получить определенное количество. По-видимому, все общества образуются одинаково – члены инициативной группы привлекают на первых порах своих близких и знакомых, чтобы собрать необходимое для официальной регистрации числа членов, и только потом оно обрастает, куда большим числом энтузиастов.

          Включенный в инициативную группу, я, естественно, стал привлекать в общество своих знакомых и среди них одну уважаемую особу – ученого секретаря одного из научно-исследовательских институтов. Но на  учредительном собрании она не появилась, что впрочем, никак на нем не отразилось, присутствующих оказалось много больше необходимого минимума. Когда я её после этого встретил, то полюбопытствовал, что же ей помешало выполнить данное мне обещание и появится на собрании. Причина оказалась несколько банальной – высокое давление в ночь перед тем днем. Я пошутил: « Не мудрено -  ведь предстояло такое важное собрание….». Она как-то странно посмотрела на меня, передернула плечами, не приняв шутки, и сказала: «Да я о нем даже и не думала». И тут мне подумалось, что она сочла меня просто чудаком.

         По этому случаю вспомнился мне старый анекдот, в котором все построено на буквальном понимании. А говорилось в нем о том, что, одна советская гражданка, вполне благополучная, находясь в туристической поездке по США, не могла поверить в изобилие съестных продуктов в американских магазинах и решила проверить, не бутафорские ли тушки кур там выставлены, сунула одну из них в сумку, чтоб её потом детально рассмотреть. Так или иначе, предстала она перед американским судьёй, который через переводчика, ей объяснил, что она обвиняется в краже. «Здравствуйте, я ваша тетя» - в сердцах воскликнула незадачливая туристка, ведь она только хотела определить подлинность курицы. Переводчик тут же перевел судье, что обвиняемая, дескать, здоровается с ним и говорит, что она его тетя. Судья, по-видимому, решил оставить выяснение их родственных отношений на потом и  продолжал процесс. Он заявил о том, что ответчица обвиняется в краже курицы. « Очень  нужна была мне эта курица! »  с обидой отреагировала ответчица. Переводчик добросовестно перевел – ответчица заявляет, что ей очень нужна была эта курица. Тогда представитель магазина смутился и заявил судье, что они снимают обвинение. Тем дело и закончилось. В данном случае ироническая ситуация никого не обидела, но так бывает не всегда.

         Как-то раз в гостях, делая вид, что я взялся по-настоящему кому-то погадать на картах, но, все же, желая подчеркнуть шутливый характер гадания, я, раскладывая карты, стал говорить: «Ложу сюда,- гляжу туда, ложу туда….» как вдруг слышу, кто-то из гостей вспоминает кинофильм «Доживем до понедельника», где ещё молодой Вячеслав Тихонов играл школьного педагога и то, как он в довольно резкой форме пояснил учительнице начальных классов, что глагола «ложить» в русском языке нет. И я с грустью подумал, что и в этот раз я оказался не понятым.

        Отсюда можно сделать вывод, что шутить нужно с оглядкой на аудиторию или хотя бы  после шутки вовремя, успеть пояснить, что это была шутка.


Рецензии