Прав ли М. Задорнов?

               
                Это было недавно, это было давно

- Нет, что не говори, а Михаил Задорнов молодец!
- Это какой же Михаил Задорнов финансист или инженер?
- Ну да, их двое – один из них финансист-юморист, вон какую шутку в августе 1998 года сотворил вкупе с подставочным премьером и господином А.Чубайсом: засыпали, доллар был простым, а проснулись, оказался золотым – вырос в семь раз. 
- Да, эта шутка с дефолтом многих расстроила, надеюсь, не за это ты его хвалишь?
- А я не его кислого, а другого, инженера- юмориста задорного Задорнова. Он часто американцев задирает, и правильно отмечает ту разницу,  которая существует между простым американцем и простым россиянином – у наших больше развита и смекалка и чувство юмора.
- Постой, постой, вроде бы Задорнов не говорил о простом  американце и простом россиянине. Не делил их на простых и сложных.
- Тем не менее, он разговор вел о простых людях. Будет тебе американский миллионер обращать внимание на то, что у нас на дверях туалетов задвижки установлены с обеих сторон, или российский, будучи в Америке, приподнимет пакетик со съестным над весами в супермаркете, чтобы сэкономить пару долларов?
- А Шура из «Золотого теленка»?
- Какой Шура? Какой «Золотой теленок»? Я по ночным клубам да по казино не шляюсь, финансы не позволяют.
- Да я о Шуре Балаганове из Ильфа и Петрова, который имея в кармане 10 тысяч, все ж полез в сумочку старушки за трешкой.
- Ну, Балаганов твой не та фигура, не тот масштаб. И вряд ли 10 тысяч рублей соответствовали миллионам теперешних долларов.
- Оставим Балаганова. Так ты полагаешь, что все богачи и ихние и наши похожи друг на друга, в отличие от простых людей?
- Совершенно верно. Вот посуди сам, где тут наивность простого американца: рассылает фонд Сороса своих работников по академическим институтам постсоветского пространства, где те заявляют, что готовы субсидировать серьезные научные разработки самого разного направления. Поэтому  предлагается всем творческим работникам составить личные подробнейшие планы на ближайшие 5 лет, где следовало указывать, что и как они хотели бы делать, и что ожидают в результате получить.
- И что же?
- Я вам не скажу за всю Одессу, но в известном мне институте физики, со-зданном академиком Э.Андроникашвили (братом гениального эстрадного чтеца – Ираклия Андроникова), в котором когда-то работали мои сверстники и приятели, в свое время блестяще закончившие с медалями школу И процесс пошел. Особенно в экстаз впали младшие научные сотрудники. Они посчитали, что им выпала возможность утереть нос старшим научным сотрудникам и даже кое-кому повыше, а может быть и ещё кое-кому ещё выше. Они выложили все свои сокровенные задумки, которые тянули как минимум на кандидатские диссертации, а некоторые тянули и на докторские, а некоторые, быть может, и на открытия, и маячили Нобелевские премии, кто знает?
-А оплатили ли им эту работу?
 - А как же, сдавшим свои планы в числе первых выплатили по 30 долларов, и ходили слухи, что сделавшим это особенно подробно дали аж по 50 долларов. Вначале все ходили довольные – всего-то за несколько листочков деньги получили, хоть и не большие, а приятно.
- И что потом?
- Через некоторое время спохватились, поняли, что у них по дешевке скупили, может быть очень ценную информацию – их интеллектуальную собственность.
- Неужто, все вовремя подготовили свои планы?
- Тем, кто сдавал свои планы позже основной массы так и вовсе не платили, но они были рады и тому, что все ж у них приняли на рассмотрение.
- Выходит у них эту их интеллектуальную собственность, просто сперли?
- Выходит что так.
- Да, это было сделано довольно изящно, но согласись что и афера наших доморощенных корифеев бизнеса, которые собрали деньги на постройку автомобильного завода-гиганта, выглядит впечатляюще.  Потом эту сумму находчивые организаторы оставили себе, объявив, что все равно на постройку завода не хватило бы. Ведь то же великолепно!
- Да я же тебе говорю – богатеи везде хитры, нахальны и изворотливы, и этим одинаковы. Но вот простой американец он простак. Чего, например, стоит повальное увлечение простыми американцами лекциями и книгами Дейла Карнеги, в них так много примитивизма, что просто диву даешься, почему американцы глотают это как великие откровения.
- Ну, так приведи пример из  Карнеги.
- Хорошо, вот например, Д.Карнеги приводит текст одного образцового делового письма и комментирует каждый его абзац. В частности, он замечает  -  обратите внимание, как автор письма шепотом произносит «Я» и кричит во весь голос «Вы». Обратите внимание как он щедр на восхваления - «буду очень признателен», «благодарен Вам», «за Вашу любезность».
- Выходит, что в письме содержится просьба.
- Совершенно верно, и притом к неподвластному и незнакомому человеку, так что стиль письма совершенно очевиден, он мог быть только таким как и был.
- Вроде и ежу понятно.
- А если бы было написано – «хочу получить от Вас сведения о …»  или «потрудитесь сообщить мне» или просто «мне необходимо получить от Вас сведения о …». Как думаешь, много ли было бы шансов получить ответ?
- Конечно, в таком стиле выраженная просьба, вряд ли кого-нибудь  вдохновит на ответ.
- Но если простым американцам для понимания этого необходим труд Карнеги – пусть его и читают, да нам- то зачем сей труд на русском языке, мы с вами, хоть и простые, но ведь не до такой же степени, или нет?


 


Рецензии